Сущность и причины миграции рабочей силы
Движение рабочей силы тесно связано с движением
капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна
с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.
Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») –
это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как
правило, со сменой места жительства.
Международная миграция существует в различных
формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит
добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции
(доставка черных рабов на Американский континент).
Виды миграции:
1) Эмиграция
– это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого
государства на территорию данной страны;
2) Внешняя
миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в
пределах национальных границ;
3) Трудовая
миграция. Международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции,
которая является формой экспорта и импорта рабочей силы.
Все перемещения рабочей силы
слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции).
Разница между этими потоками дает объем чистой миграции, а их сумма – объем
валовой миграции.
По классификации ООН, постоянными
трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы
найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.
Причинами трудовой миграции являются факторы
экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного,
расового, психологического, гуманитарного, правового порядка.
Социально-экономические причины
трудовой миграции:
1. Неравномерность экономического
развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.
2. Различные уровни доходов в
разных странах.
3. Существенное отличие уровней
безработицы в странах.
4. Специфика формирования трудовых
ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая
производительность труда).
5. Относительная дешевизна трудовых
услуг слаборазвитых стран.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
1. Безвозвратная,
при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;
2. Временно-постоянная,
когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;
3. Сезонная
миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для
работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера
услуг);
4. Маятниковая
(челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно
(называют этих людей фронтальеры);
5. Нелегальная
– незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных
основаниях (туристами, по приглашению) с последующим нелегальным
трудоустройством;
6. «Утечка
умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового
хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате
квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).
Предыдущая |
Определение рабочей силы
Определение 1
Рабочая сила – это человеческая способность к труду, включающая в себя физические и психологические способности, которые применяются индивидом для осуществления экономической деятельности.
В различных научных направлениях рабочая сила имеет свои характеристики, но в целом этот термин обозначает количество трудоспособного населения, которое может выполнять различные виды производственной деятельности, направленные на получение готовых товаров и услуг. Экономика труда рассматривает рабочую силу, как совокупность занятых граждан страны, а также домашних хозяйств, находящихся в поиске работы и временно считающимися безработными. Под рабочей силой обычно понимаются сотрудники, нанятые для выполнения определенных функций на предприятии в соответствии с их квалификацией, уровнем образования, психологическими и физическими способностями. Более современной интерпретацией термина является «экономически активное население».
Рабочая сила может означать состав трудового коллектива предприятия. Административный персонал и специалисты, как правило, в эту категорию не включаются. В экономике рабочая сила рассматривалась марксистами. Теория предполагает, что рабочая сила является особым товаром, который обменивает индивид на возможность получать заработную плату. Стоимость привлечения рабочей силы зависит от затрат, которые несет владелец производства при обеспечении индивида рабочим местом, достаточным уровнем работоспособности. Расходы зависят не только от финансовой стабильности самого предприятия, но и от социально-экономического положения общества и состояния национального хозяйства в целом.
Ценность рабочей силы определяется ее возможностью создавать прибыль. Существовали времена, когда рабочая сила не была товаром, но была имуществом отдельно взятого лица. Такая ситуация наблюдалась при рабовладении, крепостном праве.
Самозанятый человек использует свою способность к труду для обеспечения своих нужд и потребностей.
Причины миграции рабочей силы
Ученые разделяют причины миграции трудовых ресурсов на две большие группы. К первой относят неэкономические факторы, которые включают в себя различные военные конфликты, преследования по религиозным и политическим убеждениям, стремление в освоении новых пространств, желание воссоединиться с семьей, различные природные катаклизмы. К экономическим факторам относят разницу в уровне экономического развития между странами, состояние внутреннего рынка труда, переходное состояние экономики, интенсивность научно-технического прогресса, требующая дополнительных высококвалифицированных кадров, перераспределение факторов производства в рамках транснациональных компаний.
Замечание 2
Главным мотивом переезда является желание заработать или повысить уровень своего дохода. Еще одним стимулом нематериального характера можно назвать желание повысить профессионализм.
Сейчас трудовая миграция стала явлением повсеместным. В ней участвуют практически все государства мира вне зависимости от степени экономического развития. Рабочая сила движется, как правило, к странам более богатым капиталом. Еще одной причиной движения рабочей силы можно назвать перенаселение планеты, при этом лишь незначительная часть общества имеет достаточный уровень образования и квалификации.
Движение рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику государств. Страны, из которых происходит отток трудовых ресурсов, решают проблему занятости. Так же они увеличивают приток иностранной валюты в виде трансфертных переводов от своих граждан, живущих за рубежом. В некоторой степени все это оживляет экономическую ситуацию внутри страны. Показательно, что доход от экспорта рабочей силы в разы превышает выгоду от экспорта продукции реального сектора.
Проблемы обычно вызывает отток высококвалифицированных кадров, который является двигателем экономического развития государства. Так же возраст трудоспособного населения внутри страны повышается, так как мигрируют в основном молодые люди. Кроме того, уезжающие за рубеж могут вывозить с собой активы, реализовывать имущество и забирать валютные сбережения.
Виды международной трудовой миграции
Структура миграционных потоков достаточно сложна. Между ними существует принципиальная разница, которая лежит в основе их деления на группы. Выделяют следующие виды миграционных потоков:
- Безвозвратная характеризует отъезд гражданина из страны на постоянное место проживания заграницей без возврата на родину.
- Временно-постоянная миграция показывает выезд за территорию государства сроком до десяти лет, но не менее года.
- Распространенной формой миграции является ее сезонная форма. Граждане одной страны приезжают на работы в другую страну в определенное время года. Как правило, срок их пребывания не превышает одного года. К этой группе относят миграцию кочевых народов, занимающихся скотоводством, а также передвижение паломников и цыган.
- На приграничных зонах существует маятниковая миграция. Здесь трудовые ресурсы пересекают границу с целью заработка и возврата домой.
- Попытка незаконного пересечения границы, либо законного, но с дальнейшим трудоустройством, противоречащим законам страны, называется нелегальной миграцией.
- Вынужденная форма миграции складывается под влиянием военных конфликтов, стихийных бедствий, политических изменений, религиозных преследований и так далее.
- Передвижение работников между континентами называется межконтинентальной миграцией.
- Выезд из страны интеллигенции, ученых, представителей культуры заграницу с целью осуществления трудовой деятельности называется «утечкой умов».
Замечание 2
Международное передвижение рабочей силы помогает решить вопрос эффективного перераспределения трудовых ресурсов. Это дает возможность ликвидировать перекосы на внутренних рынках труда.
Методы регулирования миграции рабочей силы
Методы регулирования въезда и выезда трудоспособного населения могут иметь административно-правовую, экономическую и правовую форму.
Административно-правовой комплекс включает в себя законы и нормативные акты национального законодательства, определяющие статус иммигранта. Так же он регламентирует работу государственных миграционных органов, представляет интересы своих граждан заграницей. Экономические стимулы направлены на оптимизацию миграционных потоков. Оперативная часть направлена на контроль и получение обратной связи о текущем состоянии рынка труда иностранных работников на территории государства.
Как правило, методы регулирования носят селективный характер. Государством выбираются приоритетные профессии или квалификация въезжающих иностранных граждан, для других могут вводиться ограничения.
Целями миграционной политики можно назвать:
- Сокращение уровня безработицы.
- Поступление валютных средств.
- Обеспечение прав и достойного уровня жизни своих граждан заграницей.
- Создание условий для реэмиграции.
Методы воздействия на миграционный поток могут быть прямыми и косвенными. К прямым относят особые требования (знание языка, лицензию, патент и другое), стремление к захвату других рынков труда (демпинг, создание условий для длительной работы заграницей, расширение географии эмиграции), сдерживание отъезда специалистов редких профессий. Косвенные методы включают в себя стимулирование валютных переводов из заграницы, таможенные льготы для реэмигрантов, специальные программы для иммигрантов.
Инструменты регулирования трудовой миграции
Демографическая ситуация внутри государства оказывает значительное влияние на экономическую стабильность и способность экономики к росту и развитию. Процессы рождаемости и смертности стремятся подчинить государственному регулированию, но эта деятельность сталкивается с рядом сложностей. Контроль над миграцией населения является более доступным для государственного вмешательства.
Миграция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние экономики государства. Сами миграционные процессы существуют в мире более пятисот лет. За это время были выработаны методы воздействия на передвижение рабочей силы. Регулирующие инструменты, позволяющие управлять миграционным потоком, существуют на международном уровне. Они включают в себя:
- Законодательные акты, уточняющие юридический, профессиональный и политический статус мигрантов.
- Государственные органы, отслеживающие миграционный поток и правомерность проживания на территории страны.
- Различные соглашения и договоры между государствами.
- Международные конвенции.
В мире существуют специальные организации, отслеживающие тенденции в перемещении трудовых ресурсов между странами. Так в рамках Организации экономического развития и сотрудничества существует структура, которая координирует работу национальных органов в сфере миграции. Задачами этой структуры можно назвать разработку долгосрочных программ по управлению перемещениями населения, оказание консультационной помощи, сдерживание процесса «утечки умов», контроль над реэмиграцией.
Организация объединенных наций и Международная организация труда так же занимаются вопросами трудовой миграции. ООН занимается проблемами переселения беженцев и людей, преследуемых по религиозным и этническим критериям.
Важной особенностью регулирования является приоритет национального интереса. Однако, странам необходимо придерживаться определенных норм и правил управления миграционными потоками
Еще одна особенность заключается в двустороннем воздействии на перемещение рабочей силы. В нем участвуют страна-импортер и страна-экспортер. Первая регулирует количество въезжающих, уровень их квалификации и профессиональной подготовки. Вторая сдерживает отток населения и выступает гарантом прав своих граждан, проживающих заграницей.
Интеллектуальная эмиграция из России
Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция или «утечка умов», о которой говорилось выше. С 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета Безопасности РФ на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков. Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США (96,3%, в том числе 9,6% — научные кадры и преподаватели). Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки. Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.
К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности:
Во-первых, на смену «утечки мозгов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.
Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.
В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.
В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.
Все эти новые характерные черты интеллектуальной миграции свойственны и России. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды — в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80-100 млрд. долл. в год. Параллельно «утечке умов» в 90-е годы появилось и новое для России явление — бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.
Россия на международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы. С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
Во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
Во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения. Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок труда;
- минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
- уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин. Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.
Волны международной миграции рабочей силы и их основные особенности
В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории, современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США как следствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления. Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения уровня жизни.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии.
В 90-е годы 84% всех иммигрантов приехали из этих регионов. Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 доллара в час. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, основанные на временной основе, не сопровождаемые натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского Союза. Вместе с тем, как свидетельствует статистическое ведомство Европейского Союза (Евростат), Европа с 1993 г. стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.