Введение
Каждая наука — это своего рода обрывок знаний, а все науки в простом сложении — это сумма обрывков. Философия дает систему знаний о мире в целом. Он не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, принимая их в наиболее общем виде и, опираясь на этот интеграл, выстраивает систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о знании, о морали и т. д.
По словам В.С. Соловьева, задача философии — не одна сторона существующего, а все существующее, весь мир во всей полноте его содержания и смысла; он стремится не определять точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, но понимать их внутреннюю связь и единство.
В связи с этим возникает необходимость определить предмет философии и его функции.
Функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
- мировоззренческую,
- методологическую,
- мыслительно-теоретическую,
- гносеологическую,
- критическую,
- аксиологическую,
- социальную,
- воспитательно-гуманитарную,
- прогностическую функции философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функции заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно, обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и сущестнующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переволе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. Таких ценностей как, морально-нравственные, этические, социальные, идеологические и прочие. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веком поиск новых, тео-
логических ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX начало XX вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения. Эволюцию, современное состояние и его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морили, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Философские ответы на мировоззренческие вопросы
Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта.
Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую?
Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир?
В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических). Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.
Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости явлений как таковых (например, И. Кант).
Роль философии в жизни человека и общества трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Проектировочная
Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования — разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.
Задача проектировочной функции — экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.
-
Предыстория образования заповедников в россии кратко и понятно
-
Экерс в доу оформление групп
-
Памятники архитектуры кировской области кратко
-
Система школьного образования в германии 8 класс бим
- Конкурс чтецов по некрасову старшая группа доу
Основные функции науки в социальной сфере
Социальная функция. Наука в общественной жизни выполняет множество различных и значимых функций. В данной функции, включены все возможности науки принимать участие в решении повседневных проблем. Создание наиболее лучших и благоприятных условий для общественной жизни и развития культурной составляющей.
Однозначно, можно отметить, что социальная сфера, взаимосвязана со всем, что происходит в жизни человека и всего общества.
Основные функции:
Мировоззренческая функция. Выполняет роль для продвижения научной картины всего мира и подробное исследование отношения человечества ко всему миру. При помощи науки создается картина мира, в которой собраны все значения об обществе, природных явлениях и, непосредственно, о самом человеке. Характеризуя картину мира, можно сказать, что она тесно взаимосвязана с философией и религией человека, его постоянным переосмыслением и переоценкой.
Познавательная функция. Связана с познавательными качествами, которые свойственны всему живому на земле. Процесс познания мира, его природных явлений, изученных и неизученных. Данный метод применяется человека на протяжении всей его жизни. Общество постоянно пытается что-то изучить, познать, сделать новое научное открытие.
Экономическая функция. Данная функция является основной и производительной силой в науке. Выступает, как главный фактор развития культурной жизни в обществе. Через экономику происходит процесс преобразования разных сфер жизни человека
Чем больше уделяется внимание экономике, тем более развитым будет государство и общество в целом
Техническая или технологическая функция, иначе еще звучит как производственная. Служит, для внедрения и функционирования новых методов и способов для улучшения форм организации и управления предприятия в целом. При ее помощи, происходит модернизация и развитие производственных процессов.
Образовательная функция. Образовательная функция, выполняет роль основного фактора, который служит для повышения уровня образованности в обществе. Основные научные достижения влияют и оказывают воздействие на процесс воспитания и образования в обществе. Это основополагающая при составлении учебной литературы, программ и методов обучения.
Главную роль в этой функции, стоит отдать педагогике. Которая в свою очередь имеет влияние через политическую, культурную, научную деятельность. Частично осуществляется через деятельность и разработки ученых и средств массовой информации.
Культурная функция. Культура — это основоположник развития человека и общества в целом, его познаний и основной деятельности. Ей главные идеи и рекомендации очень активно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс. Она прежде всего служит для формирования человека, как субъекта, для осуществления деятельности и познания. Индивид (личность человека) получает уже готовые средства и способы познания окружающего мира. Приобщается к ним благодаря постепенному процессу социализации. Из истории можно вспомнить, что общество любой эпохи всегда имело общий язык, согласно народности, совместные традиции и манеру поведения, при помощи которых проявлялась действительность их существования. Научные познания широко применялись в быту, тем самым составляя основу создания и формирования мировоззрения людей.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры
Термин философия произошел от сочетания двух греческих слов филео — любовь и софия — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Для обозначения особой области знания термин философия впервые употребил Платон. Вначале философия включала в себя все знания о мире.
Растущая потребность в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и разнообразия и привели к дифференциации знаний, выраженной в возникновении различных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся в период античности, не означало исчезновения философии. Напротив, существует потребность в особом разделе знаний, который мог бы действовать как средство интеграции знаний и способ выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности людей. Постепенно философия сосредоточила свое внимание на теоретизировании самых общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и значении существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически специфических условиях жизни, подходящих для всех времен и для всех народов, невозможно дать ответы. Люди, задающие мировоззренческие вопросы, стремились получить на них ответы, соответствующие их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и трансформируется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики понимания предмета философии и ее содержания.
Следует отметить, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки в целом, а знания, содержащиеся в рамках определенных наук, рассматривались как составные части философии. Такая ситуация сохранялась до 18 века. Однако на переднем плане философствования различные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них предметом первостепенного интереса. Часто отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь несколькими, которые казались им наиболее важными. Другими словами, следует иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем, формируется с развитием научного знания, то есть информация о нем формируется в процессе трансформации самой философии. Например, из истории философии известно, что природный мир был предметом философии для первых древнегреческих философов, а позже для Аристотеля весь мир действовал в этом качестве. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии в основном очерчивается кругом проблем, связанных с человеком в мире. Христианские философы средневековья сводили предмет философии к отношениям между человеком и Богом. В новое время проблемы познания и методологии выдвигаются на первый план в структуре предмета философии. В эпоху Просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всеми его многочисленными взаимоотношениями. В девятнадцатом и двадцатом веках. разнообразие школ и идей в мировой философии соответствует богатству представлений о природе ее предмета. В настоящее время предметом философских размышлений является природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем обилии связей. Философия изучает самые общие аспекты, свойства, тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в Мир. В то же время современная философия основывает свои выводы на обобщении данных отдельных наук.
Предмет философии также включает рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и трансформируется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.
Другими словами, вся совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, рассматривается как предмет философии, ответ на который позволяет человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
Культурно-мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция заключается в способности науки влиять на представления людей об окружающей действительности. Научная картина мира формируется на основании знаний, которые доступны обществу на определённом этапе развития.
Познакомимся с примерами того, как менялись представления человека об устройстве мира.
- В древности государства жили изолированно друг от друга, поэтому по-разному описывали жизнь на планете. В одних странах бытовало мнение, что за пределами исследованных территорий живут чудовища, в других говорилось о том, что Земля покоится на трёх слонах или китах.
-
В эпоху Средневековья в европейских государствах считалось, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и другие небесные тела вращаются вокруг неё.
В период Великих географических открытий представления человека существенно изменились. Открытые территории изучались, карта мира становилась более похожей на современную.
Рис. 1. Древняя карта мира.
Список литературы
- Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. — 2-е изд. — Минск: Терра-Системс, 2001.
- Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. — М.: Издательство Юрайт; И.Д. Юрайт, 2013.
- Основы философии: Краткие лекции. 2006.
- Философия как культурный феномен. Основные разделы и функции философского знания. 2003.
- Философия, учебник. пособие / В.О. Бернацкий ; под итог. изд. Н.П. Махова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002.
- Реферат на тему: Алхимия как феномен средневековой культуры
- Реферат на тему: История становления и этапы развития иммунологии как науки
- Реферат на тему: Рост интереса в России к сфере политического, а также социального устройства, гражданского общества и формирование института общественного мнения
- Реферат на тему: Проблема человека в современной философии
- Реферат на тему: Философская концепция Имре Лакатоса через призму научного исследования
- Реферат на тему: Критический рационализм
- Реферат на тему: Марксистская концепция социальной сущности человека
- Реферат на тему: Проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям
- Реферат на тему: Учение о мировой воле А. Шопенгауэра (по книге (Афоризмы житейской мудрости)
- Реферат на тему: Русская идея: основания и ключевые концепты
- Реферат на тему: Философское наследие Платона
- Реферат на тему: Проблема человека в философии фрейдизма и неофрейдизма
Ценностно-ориентирующая
Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель — фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.
Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.
Современные гуманистические ценности включают право на:
- образование;
- жилье;
- удовлетворение физических потребностей;
- свободу передвижения;
- получение медицинской и других видов социальной помощи.
Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.
Основные разделы философии
В рамках собственно философского знания его дифференциация началась уже на ранних этапах его формирования, в результате чего возникли такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие разделы философского знания:
- онтология — учение о бытии, о происхождении всего сущего, о критериях существования, общих принципах и законах существования;
- эпистемология — раздел философии, изучающий проблемы природы знания и его возможностей, отношения знания к действительности, выявляющий условия достоверности и истинности знания;
- аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в действительности, о соотношении ценностей;
- праксиология — учение о практических отношениях между человеком и миром, активности нашего духа, целеполагании и человеческой эффективности;
- антропология — философское учение о человеке;
- социальная философия — раздел философии, описывающий особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель истории человечества.
Эти разделы не сводятся друг к другу, но тесно связаны.
Мировоззренческая
Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека — родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.
Методологическая
Задача методологической функции — создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:
- зрение;
- слух;
- осязание;
- общение с другими людьми;
Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.
Прогностическая
Задача прогностического направления — создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.
Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная — политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.
Заключение
Философия — это средство самопознания и самосознания человека, которое является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего существа, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своей судьбе, о свободе, истине, добре, творчестве., красота, счастье.
В философии умственное развитие личности находит свое логическое завершение, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии невозможно стать высокообразованным человеком с тонким интеллектом. Философия формирует в человеке универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Каждому нужна философия для самореализации как разумного существа, единственного носителя и субъекта духовности в материальном мире. Философия — интеллектуальное и духовное ядро культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.