Различия общественной морали и религии
Расхождения религии и морали весьма существенны. Так, религия создает особое религиозное мышление, определенную систему догматов, культовых действий, имеет свой религиозные институты, интегрирующим компонентом является религиозное сознание. Основу морали составляет нравственная жизнь общества, обусловленная выработкой правил, гарантирующих выживаемость в обществе, формирования разумных отношений между людьми для формирования человеческого общежития.
Нормы религии исходят от верховного существа (бога), их нарушение влечет божью кару, нормы морали исходят от человека / общества, санкции в случае их нарушения – собственные мучения совести, чувство вины, общественное порицание и осуждение, социальный остракизм. Нормы религии боле статичны и консервативны, нормы морали более подвержены изменениям, наполняются новым содержанием после под влиянием новых экономических и политических условий.
Религия предполагает верность религиозным ценностям, богу, служение ему, в то время как мораль служит обществу, включает в себя более широкие компоненты, не ограничиваясь религиозной этикой, ее отличают такие признаки, как всеобщность, универсальность, альтернативность, добровольность.
Кроме того, религия и верующие представляют собой общественный институт (церковь – организация, наличие профессиональных служителей культа, имеющих свою иерархию и т.д.), мораль не институализирована, не имеет специального контроля, кроме как общественного мнения и совести человека.
Таким образом, религия и мораль имеют много общего, они обладают взаимовлиянием, формируются под влиянием схожих факторов, но имеют разное идеологическое и духовное обоснование. «Мораль представляет собой путь к Добру, к высшим нравственным ценностям, … религия есть путь к Богу, почитание Богу. Эти два пути могут совпадать, а могут и разниться».
Соотношение морали и религии
Мораль предстает исторической формой регуляции человеческого поведения в виде сложившихся и развивающихся жизненных принципов, норм, взглядов, убеждений, правил поведения. Мораль предстает как светская категория, напрямую не зависящая от религии. На основе моральных категорий осуществляется поведение человека в обществе, отношение к семье, к конкретному человеку, к коллективу, другим социальным группам. Мораль не является неизменной категорией, вместе с изменением исторических условий менялись представления о хорошем / плохом, добре/зле, справедливости/несправедливости. Первоначально условия выживания человеческого общества были довольно суровы, потому и нормы морали были далеки от понятия гуманизма. Широко известен пример, когда различные племена расправлялись со стариками или другими немощными членами семьи (в частности, ингуши относили стариков для умирания в Долину Смерти, подобным образом поступали германские племена, скифы, чукчи и другие народы). Эта практика сложилась под влиянием экономических проблем (нехватка пропитания), но почти везде она принимает религиозное мистическое оправдание, выражающееся в убедждении, что при помощи таких действ и специальных обрядов умерший перейдет в лучший загробный мир, его избавляют от мучений на земле. Таким образом, мораль и религия оказываются тесно связаны.
Религия создается на основе существующей коллективной этической матрицы, но одновременно, развитие религии определяет изменение духовно-нравственных ориентаций. Взаимовлияние происходит не линейно, а циклично-диалектически. Многие современные достижения культуры, в том числе такая категория, как совесть, вышли из недр религии, формировали нравственный облик народов.
Сходство религии и морали лежит в следующих плоскостях:
- складываются исторически и представляют собой фундаментальные ценности;
- выполняют регулятивные, коммуникативные, воспитательные и оценочные функции;
- наполняющие нормы и религии, и морали могут быть одинаковыми, поскольку представляют собой разновидность социальных норм, ценностную систему общества;
- это надстроечные категории, которые обусловлены политическими, экономическими, культурными детерминирующими факторами;
- им присуща консервативность, обращение к эмоциям человека, особенно на «веровательный компонент».
Религия и ее понятие
Религию можно рассматривать с двух сторон: как функционирование официальных институтов церкви и как социокультурное явление, которое не ограничивается религиозными объединениями. Религия представляет собой отдельный мир, в котором сосредоточены нравственные и эстетические искания человека.
Определение религии звучит, как мироощущение и мировоззрение людей, которое построено на вере в существование сверхъестественных явлений и определенного Абсолюта. Это относится к вере в Бога и отдельных богов.
Важным понятием является и религиозное сознание, которое представляет собой убеждение в том, что источником человеческий ценностей и человека в целом является Бог. Бог представляет собой высшую силу в мире.
Религия представлена в виде нравственных норм и требований, которые могут быть сосредоточены в определенных заповедях и заветах. Яркими примерами этого являются Библия и Коран.
Для общества религия выступает в роли фундамента его культуры и духовной жизни. На сегодняшний день основные религии стран тесно сопряжены со светскими явлениями культуры – между ними существует баланс, который обусловлен историческим развитием цивилизации.
Сущность христианской морали
Сущность христианской морали лежит в причинах его возникновения и распространения. Прежде всего, в I в. н.э. отчетливо ощущался кризис религиозных и философских идеалов, подрыв общественной нравственности, выход нашелся в духовном освобождении, которое спасло бы от отчаяния. Назрела необходимость в утешении и надежде. Существовавшие философские системы не могли этого дать, поскольку философия не была рассчитана на рядовое сознание, а образ жизни многих философов вызывал недоверие. Заполнить образовавшийся вакуум удалось христианству. Христианство дало людям надежду на лучшую жизнь, получение награды за страдание и терпение, хоть и в загробной жизни, на избавление от непосильного гнета, на наступление воздаяния. Новая религия отвечала интересам именно угнетенных слоев населения, а также тех, кто не находил духовную опору.
Основу христианской морали составляют следующие положения:
- признание порочности природы человека, его склонности к злу и греху;
- Бог является единственным источником нравственных норм и правил поведения, его заповеди носят абсолютный характер и не требуют обоснования;
- человек должен безоговорочно следовать воле Бога, полностью отказываясь от своей, любая несправедливость и беда должны приниматься как ниспосланные свыше;
- пессимистическая традиция религии связана с верой в конец света и страшный суд; оптимистическая традиция связана с установлением Царства Божьего на земле.
Необходимо отметить, что христианская мораль также имеет исторический характер и тоже менялась под влиянием новых общественных условий. Христианская религия оказывала значительное влияние на духовный мир человека, в том числе в деле формирования его нравственности.
Понятие морали и ее компоненты
Одним из основных составляющих духовной жизни человека и общества в целом считается мораль. За всю историю существования человечества мораль прошла длинный путь развития.
Мораль совершенно по-разному влияла на течении и образ жизни человека в разные исторические эпохи, порой она меняла ход истории и оказывала огромное влияние на формирование религии – другой важной составляющей духовной жизни человека.
Мы можем назвать моралью различные способы духовной регуляции общества и поведения людей.
Это тот тип регуляции, который возникает на основе соблюдения определенных правил и норм общения между людьми и их взаимодействия в социуме. А наукой, которая изучает данное явление, называют этикой.
Нравственные нормы, которые являются основой для морали, представлены в виде общественных идеалов, которые могут быть присущи человеку в частности. Такими идеалами являются справедливость и добро, красота и истина, честь и долг.
Главная функция морали – это гармонизация отношений между людьми, обеспечение культурного и стабильного взаимодействия между членами общества. Поэтому мораль можно назвать тем фактором, который влияет на целостность того или иного общества.