Понятие морального сознания
Моральное сознание представляет собой часть целостного сознания личности, которая выделяется исходя из его специфического содержания и функции для удобства анализа, хотя в реальности никакого обособленного морального сознания не существует. Моральное сознание присуще каждой личности и складывается по мере овладения моральными и нравственными ценностями, идеалами, нормами, в рамках процесса социализации и межличностного общения.
В отличии от рациональной рефлексии моральное сознание рассматривает поступки личности и окружающих не с точки зрения их причинно-следственных связей, а с ценностной позиции. Оно выносит оценки согласно которым относит явление к определенным морально-нравственным категориям, таким как «добро-зло», «хорошо-плохо», «достойно-постыдно», «справедливо-несправедливо» и т. д.
Структуру морального сознания образуют:
- моральные нормы,
- моральные принципы,
- моральные идеалы.
Моральные нормы представляют собой достаточно простые и жестко закрепленные образцы, предписывающие определенное поведение индивида в определенных условиях. Моральные нормы насаждаются социумом и усваиваются личностью практически без рефлексии, они охватывают огромное множество частных ситуаций и слабо структурируются. Можно выделить фундаментальные нормы, такие как «не убий», «не укради», сохраняющие свою актуальность на протяжении всей человеческой истории, нормы конкретной исторической эпохи, а также этикетные или ситуационные нормы, которые представляют собой показатели воспитанности в определенном обществе, отражают его моральные тенденции и достаточно динамичны.
Моральные принципы представляют собой системы отношений, которые регламентируют взаимодействие человека с миром, с природой, с другими людьми, однако не жестко как нормы, а более широко выступая в качестве неких линий, вокруг которых строится конкретное поведение.
Моральный идеал является наиболее обобщенным уровнем ценностных представлений личности. Исследователи выделяют два моральных идеала – общественный и индивидуальный.
Замечание 1
Общественный идеал – это представления о совершенном общественном устройстве, его механизмах, ценностях и институтах. Индивидуальный, соответственно, о совершенной личности.
Структура общественного морального сознания
Общественное
моральное сознание, носителем которой становится
общество, аккумулирует не только и не
столько моральную практику граждан —
современников, а в значительной мере
использует опыт прошлых поколений и исторических
эпох, их поиски и достижения. Общественное
моральное сознание также структурируется
по двум уровням. Основой эмоционально-чувственного
его уровня выступают моральные чувства,
неотрефлектированные моральные суждения
и соответствующие оценочные представления,
суждения. Такой уровень сознания и его
компоненты отличаются нечеткостью, противоречивостью
и связанные с непосредственными потребностями
человека, носят более конкретный, объединенный
с интересами социальных групп, сообществ,
прагматичный, утилитарный характер. Рационально-теоретический
уровень общественного морального сознания
направлен на решение главных вопросов
смысла жизни, имеет четкий, последовательный,
рациональный и системный характер. Это
по своей сущности — моральная философия,
или этика. В моральной деятельности (аспектах)
и моральных отношениях реализуются моральные
чувства, знание, убеждение, представление
людей о моральных ценностях.
Общественное моральное
сознание – это, с одной стороны, та среда,
в которой формируется индивидуум, с другой
– само общественное моральное сознание
формируется за счет убеждений и действий
отдельных людей, причем между общественным
и индивидуальным сознанием нет полного
соответствия. Общественное сознание
по своей природе исторично, оно включает
опыт предыдущих поколений. В структуру
общественного морального сознания входит
обыденное м.с. и теоретическое м.с. Обыденное
моральное сознание – наши повседневные
суждения по различным проблемам морали,
наши оценки, нравственные чувства. Его
суждения отличаются расплывчатостью,
противоречивостью, в значительной степени
связаны с практическими нуждами. Теоретическое
моральное сознание направлено на коренные
вопросы человеческого бытия, отличается
четкостью, последовательностью, рациональностью
и систематичностью. Между обыденным и
теоретическим сознанием невозможно провести
четкого разграничения, они постоянно
взаимодействуют.
Мораль существует не только
в виде сознания. Нравственные чувства
и представления проявляются
в самых разнообразных действиях,
в которых и выражается отношение
к другим людям, к обществ и к самому
себе – их совокупность образует нравственные отношения
Моральное сознание характеризуется универсальностью,
способностью все сделать объектом своего
суждения и оценки с позиций абстрактных
принципов действительной человечности.
Общественное моральное
сознание — целостный феномен, где
теоретический уровень отражается
в системе понятий. Понятие морального
сознания играют важную роль в духовно-практическом
освоении мира. Они, с одной стороны,
— инструмент познания моральной сферы
жизни, с другого — степени познания,
которые дополняют и закрепляют
получены знания. Содержание понятий морального
сознания наполняется и изменяется с историческим
развитием человечества (этносов, наций),
мировой (национальной) духовной культуры.
Специфика понятий морального сознания
заключается в том, что они своеобразно
отражают моральную жизнь общества, сообществ
и человека, используются для оценки разных
действий, поступков как человека, так
и других социальных субъектов.
Нравственные категории
Замечание 2
Продуктом нравственного сознание является формирование таких категорий, определяющих этическое поведение и качество человека и общества как добро, зло, совесть и справедливость.
Добро и зло представляют собой две наиболее глобальных нравственных категории, разрабатываемых с глубокой древности. Под добром понимаются те форму поведения и поступки, которые способствуют достижения общественного блага, а под злом, те действия, которые представляют угрозу или напрямую нарушают благосостояние общества, вносят раздор и разрушают гармонию.
Следует понимать, что добро и зло отнюдь не абсолютные, а относительные категории, содержание которых может сильно меняться от общества к обществу как в географическом, так и в историческом плане. Те действия, которые в определенный момент времени воспринимались как добро – например борьба ведьмами и колдунами, которых винили в насылании болезней, неурожаях, падеже скота, непогоде и т.д., в свое время воспринимались как добро, а сейчас расцениваются как зло, вызванное невежеством. Аналогично действия которые расценивались как зло – борьба слоев общества за свои политические права и свободы, сейчас понимаются как добро и прогресс. Добро и зло представляют собой диалектическое единство.
Справедливость представляет собой меру соответствия отдельных членов или слоев общества, установленным этическим нормам и правилам. Совесть выступает внутренним нравственным регулятором, который заставляет человека переживать отступление от собственных нравственных норм и принципов.
Роль морального сознания в жизни
Моральное сознание – это понятие, которое означает систему ценностей, норм и правил, которые регулируют поведение человека в обществе. Оно является основой моральности и этики, и позволяет определять, что является правильным и что неправильным. Роль морального сознания в жизни человека невозможно переоценить.
Во-первых, моральное сознание помогает человеку принимать решения на основе высоких нравственных принципов. Оно позволяет нам различать добро и зло, выбирать правильный путь и действовать согласно своим убеждениям и ценностям. Без морального сознания мы были бы неспособны принимать ответственные решения и мыслили бы только о своей выгоде.
Во-вторых, моральное сознание позволяет нам быть лучшими людьми. Когда мы следуем высоким моральным принципам, мы становимся более честными, ответственными, заботливыми и добрыми. Мы начинаем жить согласно принципам, которые делают наш мир более справедливым и добрым.
В-третьих, моральное сознание помогает нам взаимодействовать с другими людьми. Оно определяет правила поведения в обществе, позволяет нам находить общий язык с другими людьми. Моральное сознание формирует наши взаимоотношения с другими людьми и позволяет нам жить в гармонии друг с другом.
Итак, моральное сознание играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет нам принимать ответственные решения, быть лучшими людьми и создавать гармоничные взаимоотношения с другими людьми. Мы должны стараться развивать свою моральность и сознание, чтобы сделать наш мир более справедливым, добрым и гуманным.
Природа нравственного сознания
Существуют разные толкования об истоках нравственного сознания, его происхождении и природе. В религиозных системах оно рассматривается как нечто идеальное и не требующее объяснения.
Пример 1
Например, в монотеистических религиях Бог-Творец является единственным источником истинных нравственных установок.
В разных философских системах вопрос о природе нравственного сознания решается по-своему. Иоганн Фихте моральные требования рассматривал как веление совести «чистого Я», Энтони Шефтсбери — как выражение нравственного чувства, Иммануил Кант — как категорический императив практического разума.
Многие ученые считают, что нравственное сознание исторически складывается как результат функционирования массового сознания. Оно является отражением общественной воли и обусловлено социально-исторической необходимостью. Те или иные моральные требования создавались в конкретные исторические эпохи и принимали на себя роль неписаных законов. Они долженствовали над индивидами или отдельными социальными группами и во многом определяли поведение людей. При этом понимание сущности морали и нравственности в разное время и у разных народов менялись.
Пример 2
Например, самоубийство у самураев в Японии считалось доблестью, а в христианской культуре оно рассматривалось как величайший грех.
В Средневековье с его делением на сословия и корпоративной этикой существовали особые моральные требования для разных социальных групп.
Пример 3
Трудолюбие считалось добродетелью для крестьянина и ремесленника, но не для дворянина. Высшей доблестью для рыцаря было верное служение своему вассалу и храбрость на поле боя.
На протяжении столетий вырабатывались и общие законы морали, которые носят универсальный характер и разделяются большинством населения мира.
Пример 4
Например, во всех цивилизованных странах существует консенсус по поводу ценности человеческой жизни и недопустимости физического насилия.
Историки полагают, что первой формой этических норм были табу.
Табу — категорические запреты на религиозной основе.
Табу были важной частью системы социального контроля и обеспечивали выживание первобытного общества. За нарушение табу использовалась самая суровая мера наказание — изгнание из племени
Для первобытного человека это было страшнее, чем смерть.
Пример 5
Примеры табу: запрет на употребление в пищу определенных видов мяса, запрет на вступление в брак с родственниками и др.
Постепенно табу оформились в определенные моральные кодексы, которые зафиксировались в разных религиях. Моральный кодекс христиан — это «Десять заповедей», данных Моисею Богом на горе Синай. Они записаны в главной книге для всех христиан — Библии. У мусульман моральный кодекс основывается на правилах, содержащихся в Коране. Базовые правила буддистов описаны в «Панчашиле».
Примечание 2
Панчашила — базовый буддийский закон этики. Дословно в переводе с санскрита означает «пять добродетелей».
В моральных кодексах мировых религий есть много общего. Например, запрещается убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние. Вместе с тем имеются и некоторые существенные отличия. В буддизме существует запрет на убийство всех живых существ — не только людей, но и животных. В исламе же, напротив, существует традиция резать баранов на религиозный праздник Курбан-байрам в качестве жертвоприношения. Алкоголь под строгим запретом у мусульман и буддистов, христиане же допускают его умеренное употребление. Например, на христианском обряде евхаристии осуществляется причащение вином.
В истории неоднократно делались попытки создать универсальные моральные кодексы для всего человечества. Но все они заканчивались неудачей, поскольку не могли охватить всё многообразие жизни во всех ее проявлениях.
Пример 6
Например, свое универсальное руководство для человека пытался создать великий французский просветитель Жан-Жак Руссо. Его кодекс нравственности должен был стать своего рода «гражданской религией» для просвещенного человека.
Методика морального интервью
Человеку даётся некая моральная дилемма, и к ней задаются вопросы (правильных ответов, конечно же, нет, т.к. всё субъективно). Интервьюируемый должен проанализировать предложенную ему ситуацию и на основе своих моральных принципов и установок дать ответы на поставленные вопросы.
Ниже будут приведены две дилеммы. Давайте честные и развёрнутые ответы. Рассуждайте, спорьте с собой и делайте выводы о своём моральном сознании. Помните, что главная цель – лучше узнать себя и свои моральные ориентиры. Поэтому не торопитесь и вдумчиво работайте над решением дилемм.
1
Дилемма Хайнца
Женщина умирает от особой формы рака. Ей может помочь только одно лекарство, которое изготовляется на основе радия и стоит очень дорого. Причём фармацевт завысил цену и просит 4000 долларов, хотя потратил на радий всего 400.
Хайнц – муж этой больной женщины. Он обошёл всех знакомых, залез в долги и использовал все легальные способы, чтобы достать деньги. Но Хайнцу удалось собрать только 2000 долларов.
Он объяснил фармацевту, что его жена умирает, и попросил продать ему лекарство за 2000. Также он предложил заплатить остаток позже. Фармацевт отказал ему и не продал лекарство дешевле или с отсрочкой платежа.
Хайнц решил взломать аптеку, чтобы украсть необходимое лекарство.
Вопросы к дилемме:
Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему?
Украсть лекарство для Хайнца хорошо или плохо? Почему?
Обязан ли Хайнц украсть лекарство или у него нет такого обязательства? Почему?
Предположим, что Хайнц не любит свою жену. Должен ли он украсть лекарство в таком случае? Почему?
Допустим, что при смерти находится не жена Хайнца, а чужой для него человек. Должен ли он украсть лекарство? Почему?
Допустим, что при смерти не человек вообще, а любимое домашнее животное
Должен ли Хайнц пойти на кражу в таком случае? Почему?
Важно ли для людей делать всё возможное ради спасения другого человека? Почему?
Воровство не допускается законом. Но плохо ли это с точки зрения морали? Почему?
Дополнение к дилемме:
Хайнц сумел пробраться в аптеку и украсть лекарство. Он отдал его жене. На следующий день в газете появилось объявление, в котором написано, что аптеку ограбили.
Браун, офицер полиции, прочитал объявление и вспомнил, что видел ночью Хайнца, бегущего от аптеки. Он знал его ситуацию и сразу всё понял.
Должен ли Браун сообщить о том, что он видел? Почему? Если вы ответили, что не должен, то как тогда офицеру следует поступить?
2
Дилемма доктора Джефферсона
Женщина страдает очень тяжёлой неизлечимой формой рака. Жить ей осталось не более полугода – доктор знал об этом. Женщина испытывала ужасные боли и сильно мучилась, но была настолько слаба, что убить её могла совсем небольшая доза морфия.
Женщина часто бредила, но когда была в здравом уме, она просила Джефферсона дать ей смертельную дозу морфия, чтобы облегчить страдания. Доктор понимает, что это противозаконно, но планирует исполнить её просьбу.
Вопросы к дилемме:
- Должен ли доктор Джефферсон убить пациентку? Почему?
- Убийство из милосердия – это хорошо или плохо? Почему?
- Если бы пациентка находилась в таком же тяжёлом состоянии, но не высказывала подобных просьб, было бы морально допустимо для доктора принять самостоятельное решение об облегчении страданий через убийство? Почему?
Дополнение к дилемме:
Доктор Джефферсон всё-таки убил свою пациентку. Момент ввода морфия заметил доктор Роджерс. Он знал ситуацию и хотел остановить Джефферсона, но было уже поздно.
Должен ли доктор Роджерс совершить об убийстве (из милосердия и по просьбе самой пациентки), которое совершил доктор Джефферсон? Почему?
Вот такие две дилеммы. Поразмышляйте над ними – это поможет вам лучше узнать себя и даст почву для дальнейших размышлений.
Познавайте себя и развивайтесь!
Принципы
Нравственные принципы — это основные моральные законы, которыми руководствуется в своем поведении человек, социальная группа или общество в целом.
Они рассматриваются через такие базовые философско-этические категории, как добро и зло.
Добро и зло — это нормативно-оценочные категории, характеризующие соответственно положительные и отрицательные нравственные ценности.
Представления о добре и зле относительны. Они менялись в разные исторические эпохи. Например, в советское время идеалом человека считался настоящий коммунист, а религия рассматривалась как зло и средство эксплуатации трудящихся масс. В настоящее время большинство развитых государств провозгласили свободу вероисповедания, но религия по-прежнему считается важным социокультурным институтом, положительно влияющим на формирование нравственности.
Наиболее важными нравственными принципами в современном мире признаются:
- Гуманизм — признание высшей ценностью человеческой жизни и направление усилий на то, чтобы сделать эту жизнь достойной и комфортной.
- Толерантность — это принятие и уважение другого мнения, терпимость по отношению к чужому образу жизни и мыслей.
- Равенство — признание равенства прав всех людей на жизнь, свободу личности, достойное обращение и т.д.
Часто о нравственных принципах размышляют в рамках понятий «альтруизм» и «эгоизм».
Альтруизм — это бескорыстная и самоотверженная деятельность, направленная на оказание помощи другим людям.
Примеры альтруистического поведения:
- волонтерство;
- участие в благотворительной деятельности;
- подшефная помощь социально нуждающимся слоям населения.
Эгоизм — это поведение человека, направленное на достижение сугубо своих корыстных интересов, часто в ущерб другим людям.
Примеры эгоистического поведения:
- попытка пройти вне очереди без уважительных причин;
- постоянное требование к себе повышенного внимания;
- неуважение к чужим чувствам.
Часто эгоизм разрушает отношения между людьми и служит источником напряженности. Но и излишний альтруизм может привести к потере ресурсов и эмоциональному выгоранию человека.
Примечание 3
Современные психологи считают, что необходимо соблюдать разумный баланс между личными и общественными интересами.
Общественное сознание: понятие, уровни, виды
Общественное сознание возникло
одновременно и в единстве с возникновением
общественного бытия. Природе в
целом безразлично существование
человеческого разума, а общество
не могло бы без него не только возникнуть
и развиваться, но и просуществовать
ни одного дня и часа. В силу того, что общество
есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание
как бы “нагружены” друг другом: без энергии
сознания общественное бытие статично
и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях:
отражательной и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том
и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего
отражения сознания наиболее четко
реализуется в отношении общественного
бытия, которое существенным образом
связано с устремленностью в
будущее. Это неоднократно подтверждалось
в истории тем обстоятельством,
что идеи, в частности социально-политические,
могут опережать наличное состояние
общества и даже преобразовывать
его. Общество есть материально-идеальная
реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что
составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность,
выступает составной частью общественного
бытия, так как оно дано сознанию
отдельного индивида.
Но подчеркивая единство
общественного бытия и общественного
сознания, нельзя забывать и их различие,
специфическую разъединенность. Сама
возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания
на общественное бытие заключается
в способности сознания правильно
отражать бытие.
Сознание как отражение и как
активно-творческая деятельность представляет
собой единство двух нераздельных сторон
одного и того же процесса: в своем влиянии
на бытие оно может как оценивать его,
вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке.
Тот факт, что общественное
сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную
психологию, идеологию и т.д.), и
то, что каждым уровнем сознания
общественное бытие отражается по-разному,
как раз и составляет реальную
сложность в понимании феномена
общественного сознания.
Все изменения и самый
процесс развития общественного
сознания, в конечном счете определяются
изменениями в общественном бытии. Было
бы, однако, неверно думать, будто бы это
сознание всегда отстает от общественного
бытия. Политическое сознание, мораль,
художественное сознание, религия и философия
отражают материальную деятельность людей,
классовую борьбу, различные события,
постепенные и революционные изменения
не пассивно, не зеркально, а создают определенные
идеалы, нормы, установки, правила поведения,
вырабатывают образ наиболее желательной,
предпочтительной организации общественной
жизни.
Заключение
Итак, рассмотрев структуру
морального сознания, последуют следующие
умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью
в регулировании общественных отношений
и выполняет это свое назначение посредством
выработки духовных ценностей, образующих
в совокупности идеальную модель должного
поведения и отношений. Моральное сознание
не является предметно локализованным,
ибо любые сферы жизнедеятельности человека
— материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения
между людьми, — все это является объектом
его отражения, придавая моральному сознанию
характер вездесущности.
Моральные принципы имеют
всеобщее значение, охватывают всех людей,
закрепляют основы культуры их взаимоотношений,
создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное
значение (правовое, политическое, эстетическое
и др.), но его нравственную сторону, моральное
содержание оценивают по единой шкале.
Моральные нормы повседневно воспроизводятся
в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой
всеми дисциплины, общественным мнением.
Их выполнение контролируется всеми.
Мораль зависит от условий
человеческого бытия, сущностных потребностей
человека, но определяется уровнем
общественного и индивидуального
сознания. Наряду с другими формами
регулирования поведения людей
в обществе мораль служит согласованию
деятельности множества индивидов, превращению ее
в совокупную массовую деятельность, подчиненную
определенным социальным законам.
В структуре общественного
сознания обычно выделяются следующие
уровни — обыденное и теоретическое сознание,
общественная психология и идеология,
а также формы общественного сознания,
к которым относятся политическая идеология,
правосознание, мораль, религия, искусство,
наука и философия. То, что общественное
сознание выступает в различных формах,
придает ему многообразие, многокрасочность,
многомерность, свидетельствует о его
богатстве. К этому следует добавить, что
уровни и формы сознания взаимно пересекаются.
Например, идеологический аспект присутствует
во всех формах сознания, а в политическом
сознании он является определяющим. То
же можно сказать и об общественной психологии,
которая, так или иначе присутствует в
различных формах общественного сознания,
придавая им соответствующую эмоциональную
окраску.