Анкетирование

Что такое анкетирование: определение, задачи, классификация, сферы применения, алгоритм составления и структура

Содержание анкеты

  • вводной
  • основной
  • заключительной (“паспортички”)

Вводная часть

Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты. В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

Заключительная часть

“Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

1.2. Анкета: понятие, структура, вопросы.

Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно
заполняемый опрашиваемым по указанным
в нем правилам1. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень
вопросов. Ей называется только то, что 
обращено к множеству людей, которых 
опрашивают стандартным образом.

Анкета (расследование) является одним 
из условий получения объективно
значимых результатов  о различного
рода опросах населения. Поэтому 
разработке анкеты социологи придают 
особое значение. Созданию анкеты предшествует
длительный этап разработки программы
исследований, так как в анкету закладываются
гипотезы, сформулированные задачи, которые
предстоит решить в ходе социологического
исследования2.

Следует помнить, что при разработке
анкеты исследования встречаются трудности,
которые социолог непременно должен
себе представлять. Если не учитывать
особенностей формулировки вопросов в
анкете, то даже при соблюдении всех остальных
требований методики социологического
исследования можно получить ошибочные
результаты.

Структура и последовательность
вопросов в анкете по сути дела представляют собой
установку социолога на развитие коммуникации
с опрашиваемым: пробуждение интереса,
завоевание доверия, подтверждение уверенности
опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее
поддержание беседы.

Анкета состоит из нескольких частей,
которые в своей совокупности образуют
систему вопросов, позволяющих получить
информацию, необходимую для выработки
решений по исследуемой проблеме.            

Анкета должна иметь 
три части: вводную, основную и демографическую
(«паспортичку»).

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное
обращение к респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение,
которое ведет данную тему 
исследования и от имени которого 
выступает исследователь;

2) задачи исследования;
теоретическое и практическое значение решения этих задач;

3) роль каждого респондента 
в решении поставленных задач;

4) заверение в полной 
анонимности ответов респондента 
(имя опрашиваемого не должно 
фигурировать в сообщениях и 
публикациях исследователя);

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности 
выслать результаты исследования 
респонденту, если он этого 
пожелает;

7) способ возврата 
анкеты исследователю.

К содержанию вводной 
части предъявляются три основных
требования: оно должно быть ясным 
для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на
поставленные вопросы и в то же время быть
предельно кратким.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на
которые призваны дать решение задач исследования.
Разработка этой части является наиболее
сложной и ответственной.

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Способы и виды

Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых. Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.

  • Очно. Анкету выдают респонденту в письменном виде и дожидаются ее непосредственного заполнения и сдачи. Только при таком варианте опроса можно быть уверенным, что анкета будет возвращена, а ответы получены.
  • Заочно. К заочному виду относят опросы по почте, по интернету, через газету или журнал.

Клссификация вопросов анкетирования

Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:

  • По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
  • По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
  • По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
  • По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.

Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.

Примерная модель анкеты

Достоинства метода анкетирования

К преимуществам метода анкетирования относятся следующие:

  1. Экономическая эффективность. Опрос с помощью мобильных и интернет-анкет предусматривает малые затраты.
  2. Анкеты можно направлять таргетировано (нацелено) каким-либо группам пользователей сети на основе их возраста и интересов.
  3. Масштабность. Анкетный метод способствует получению данных с большим охватом аудитории. Интернет позволяет сделать это быстро и максимально комфортно для респондентов.
  4. Анонимность. Возможность для респондента открыто отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Анонимность дает человеку почувствовать себя в безопасности, обеспечивает защиту его данных, которые он не хотел бы разглашать.
  5. Стандартизация. Анкетер знает, что все участники опроса отвечали на одни и те же вопросы. Поэтому ответы легко свести к одной системе.
  6. Научный анализ и прогнозирование. Позволяет видеть наметившиеся тенденции, выявлять вкусы и желания потребителей (если анкета создана маркетологами), планировать производство.

Недостатки метода анкетирования

К недостаткам анкетирования можно отнести следующие:

  1. При использовании почтовой связи не может быть уверенности в том, что респондент согласится участвовать в опросе.
  2. Нечестность. Отсутствие правдивости является подводным камнем, о котором знают исследователи. Поэтому вопросы нужно составлять тщательно, чтобы не обидеть информанта, не задеть его чувства и личные границы. Вопросы должны быть безоценочными.
  3. Пропущенные вопросы. Анкетер должен быть готов к тому, что некоторые его вопросы могут остаться без ответа, что повлияет на качество выборки.
  4. Не всегда вопрос для респондента значит то же, что и для анкетера. У каждого человека свое видение реальности, и оно может отличаться от того, что имел в виду исследователь.
  5. Трудность анализа вызывают ответы на открытые вопросы. Подобные вопросы предоставляют информанту свободу, обогащают опрос, придают ему ценность. Но иногда составляют сложность для обработки. Такие данные рассматриваются не компьютером, а вручную.

Социолог стремится к тому, чтобы исследование было максимально точным и содержательным

Поэтому для него важно участие определенного количества лиц, и их правдивые, искренние ответы. Проведение опроса, таким образом, сопряжено с умением специалиста произвести хорошее впечатление, завоевать доверие аудитории

Этическая сторона анкетирования предполагает установление контакта с респондентами, включение вопросов, пробуждающих интерес, желание сотрудничать. В этих условиях социолог выступает и как психолог, задающий правильное направление коммуникации.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Главный компонент анкетирования

Львиная доля успеха или неуспеха опроса зависит от анкеты, которая является главным компонентом этого метода. При составлении анкеты необходимо:

  • Хорошо знать исследуемую проблему;
  • Хорошо уяснить цель опроса;
  • Учесть возраст и подготовленность респондентов;
  • Продумать место и время проведения опроса;
  • Обязательно проконсультироваться со специалистом;
  • Выявить зависимость от пола, стажа, социального положения респондентов.

Анкету можно сравнить с однонаправленным каналом, опосредующим общение, которая в заочных опросах является единственным представителем исследователя и единственным звеном, связывающим исследователя с респондентом.

Процедура строго регламентирована – «вопрос-ответ». Никакая интерпретация здесь со стороны анкетера не допускается, опрос идет по намеченному пути, и уклониться от намеченной цели нельзя.

Стандартный характер анкет является их слабой стороной и, кроме того, исследователь не знает, как к ней отнесутся, заполнят ли её и вернут ли назад. Письменные анкеты, полученные от респондентов, анализируются, обрабатываются методом математической статистики.

Анкета должна быть построена так, чтобы с одной стороны, не подсказывать ответ, а с другой стороны – расположить респондентов к откровенности. Анкеты могут быть анонимными.

Виды

Существует несколько типов анкетирования. В зависимости от количества участников выделяют индивидуальное и групповое.

В первом случае интервьюер находится один на один с респондентом, когда тот дает ответы на заданные вопросы. Групповое анкетирование проводится при участии большой группы участников собранных в одном помещении.

В зависимости от полноты охвата анкетирование может быть полным (например, все ученики одного класса) или выборочным (только несколько учеников одного класса, выбранные по определенному критерию).

Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера и заочно (респондент получает бланк со списком вопросов, после заполнения возвращает интервьюеру). Именно из-за того, что зачастую применяется такой метод анкетирования, все вопросы должны быть поставлены максимально четко, а им должна предшествовать пояснительная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, предоставляется краткая инструкция по заполнению анкеты.

Раздаточное анкетирование

Этот вид анкетирования предполагает, что интервьюер вручает бланк с вопросами непосредственно в руки респонденту, тот заполняет поля для ответов и сразу возвращает бланк. Такое анкетирование считается наиболее достоверным — опрашиваемый попадает в условия, когда ему приходится отвечать быстро, максимально сосредоточенно. Почти всегда организаторы исследования получает все бланки с ответами назад.

Онлайн опросы

Онлайн-анкетирование — относительно новый метод исследования, ставший популярным, когда большинство людей получили доступ к глобальной сети. Исследование посредством интернета имеет особенность — на результаты опроса част влияет то, какие методы оформления анкеты применили организаторы — насколько удобна анкета при работе, быстро ли открывают новые вопросы.

 Иные виды анкетирования

Ранее широко использовавшееся, сейчас применяется все реже анкетирование через почтовые сервисы. Этот вид исследования предполагает, что респонденты получают бланки для заполнения по почте, а после отправляют их по указанному адресу. Такой метод исследования не гарантирует полного возврата отправленных анкет, поэтому ценность опроса снижается. Для того, чтобы повысить процент возврата анкет, организаторы исследования часто дополняют анкету сопроводительным письмом с обращением к респонденту.

Еще один недостаток почтового анкетирования — искажение выборочной совокупности, которое тоже негативно влияет на достоверность исследования. Оно зачастую не дает возможности получить достоверные данные по интересующему вопросу. Причина тому — низкий возврат ответов — не более 5%.

Почтовое анкетирование дает максимальную результативность и достоверные данные в случае, если применяется для опроса экспертов в определенной отрасли.

Виды интервью

По степени
формализации

·
Стандартизированное,
или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и
последовательность, в которой они задаются.

·
Нестандартизированное,
или свободное, интервью.
При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному
соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря
своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным
интервью контакту между психологом и респондентом.

·
Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем
как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии
исследования

·
Предварительное
интервью. Используется
на стадии .

·
Основное интервью. Используется на стадии сбора
основных сведений.

·
Контрольное
интервью. Используется
для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству
участников

·
Индивидуальное
интервью — интервью, в
котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

·
Групповое
интервью — интервью, в
котором участвует более двух человек.

·
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от
сотни до тысяч респондентов. В основном используется в
.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса
— устный опрос:
интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос метод
сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной
группе людей.

Опросы могут
быть:

·
Письменные
(анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

·
Очные и заочные
(почтовые, прессовые и т.д.).

·
Экспертные и
массовые.

·
Выборочные и
сплошные.

·
Первичные и
повторные.

Опрос
наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке,
интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент — исследователь.

Респондент- опрашиваемый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В.
Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная
психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по
психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Характеристика метода исследования в виде интервью

Метод исследования интервью представляет собой психологический метод вербально-коммуникативного характера, суть которого состоит в разговоре между исследователем и субъектом, проводимом в соответствии с заранее разработанным планом.

Отличительными особенностями данного метода является строгая организованность и неравномерность функции интервьюера и респондента. Интервьюер задает вопросы респонденту, не ведя активного диалога, не высказывая мнения или оценок. Интервьюер старается дистанцироваться от респондента и минимизировать свое влияние на него. Результатам интервью способствует благоприятная атмосфера общения. Цель данного метода состоит в получении ответов на вопросы, которые сформулировали согласно задачам исследования.

Интервью классифицируются по различным основаниям:

  • во-первых, в соответствии с критерием степени формализации интервью бывают стандартизированными или формализованными, то есть с указанием конкретных вопросов и последовательности, в соответствии с которой они должны задаваться; нестандартизированные или свободные. В этом случае вопросы задаются по ситуации в соответствии с общим планом исследования; полустандартизированные или фокусированные. В данном случае существует перечень как строго необходимых, так и возможных вопросов;
  • во-вторых, в соответствии с критериями стадии исследования интервью бывают предварительные, основные и контрольные. Первые проводятся в рамках пилотажного исследования, вторые – на этапе сбора основных данных, третьи – с целью проверки спорных результатов;
  • в-третьих, в соответствии с количеством участников интервью делятся на индивидуальные, групповые, массовые.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Основные виды вопросов в анкетировании

Вопрос в анкете классифицируются по разным признакам. Так, в соответствии с содержанием (направленностью) вопросов принято выделять вопросы о личности, о фактах сознания и поведения. Личные вопросы касаются пола, возраста, образования, профессии, семейного положения респондента. Они позволяют в дальнейшем обработать материал анкетирования в рамках выбранной подгруппы людей. В этом случае по необходимости сопоставляется сходная информация из различных подгрупп.

Вопросы о фактах сознания необходимы для определения:

  • Мнения,
  • Мотива,
  • Ожиданий,
  • Планов,
  • Оценочных суждений и др.

Вопросы о фактах поведения позволяют выявить реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

По форме ответа вопросы анкеты могут иметь закрытый или открытый характер. Также они могут быть полузакрытыми. Закрытые вопросы содержат набор вероятных ответов, когда респонденту необходимо только графически отметить свой выбор из предоставленных вариантов. Число сделанных выборов (один или несколько) оговорено в инструкции к анкете.

В процессе обработки данных от больших групп респондентов специалисты могут использовать дешифрирование ответов на закрытые вопросы. Применение закрытых вопросов дает возможность более результативно сопоставить результаты респондентов. Тем не менее, в них часто отсутствует полнота выражения индивидуальных мнений (оценок). Это иногда способно вызвать недовольство со стороны испытуемых. Считается, что подобные вопросы провоцируют серию неправильных или автоматических ответов.

Полузакрытый тип вопросом используют в том случае, когда составители не осведомлены обо всех вероятных вариантах ответов. Также это происходит тогда, когда они намерены более точно и полно выяснять индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Помимо списка готовых ответов такие вопросы содержат раздел «другие ответы» и несколько пустых строк (обычно 7-8).

Открытый вопрос характеризуется тем, что респондент ответ на него формулирует целиком и полностью сам. Разумеется, это затрудняет сопоставимость ответов. По этой причине такие вопросы используют лишь на ранних этапах составления анкеты или тогда, когда появляется необходимость в максимально полном выражении всех вариантов ответов, имеющихся в группе.

В соответствии со способом формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. По функции их подразделяют на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). Большая часть вопросов направлена на получение информации от каждого респондента. Это отражает так называемые основные вопросы.

Вопросы типа «фильтра» становятся основой анкеты тогда, когда необходима информация не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Начало и окончание фильтра должно быть четко обозначено на графике.

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из четырех структурных частей:

Служебное поле. Информация в служебном поле носит чисто статистический и отчетный характер. Там указываются общие данные: кем и когда проводится исследование, указывается регион и конкретное место сбора информации. Обычно это поле заполняется на компьютере и распечатывается на бланке вместе с вопросами.

Введение. Цель вводного абзаца – побудить респондента к конструктивному диалогу. В нем можно рассказать об организаторах и целях исследования, а также заверить респондента в конфиденциальности предоставляемой им информации. Здесь же можно разместить мотивационную часть: рассказать о неких бонусах, которые полагаются респонденту за участие в исследовании. Не будет лишним и образец заполнения анкеты.

Основная часть. В ней располагаются вопросы, сформулированные и расположенные таким образом, чтобы наилучшим образом решить задачи исследования

Важно достичь глобальной цели – настроить респондента на доброжелательный конструктивный лад и простимулировать его честно ответить на все поставленные вопросы. Вопросы лучше разделить на блоки по темам и степени конкретизации

Вначале можно разместить блок с вводными вопросами общего характера.

Паспортичка. Несмотря на то, что анкетирование в большинстве случаев предусматривает анонимность, некоторые данные о респонденте иногда необходимы (естественно, общие, без личной информации). Личные вопросы выносятся в так называемую «паспортичку», позволяющую нарисовать портрет целевой аудитории. В большинстве случаев, паспортичку располагают после основной части (ответив на большую часть вопросов, респондент уже настроен на откровенность и раскрепощен), но иногда она предваряет блок с основными вопросами. А завершает паспортичку фраза с выражением благодарности за участие в исследовании.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм

При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Примеры методики анкетирования в платных условиях

Самый простой пример платного анкетирования — это исследования, которые ежегодно проводятся в разных регионах государственными органами статистики. Рандомно выбираются домохозяйства, которым предлагают в течение года участвовать в заполнении журнала-анкеты, в котором отражаются основные расходы. Хозяева каждый день вписывают в него траты (сгруппированные по тематическим блокам) на лечение и медикаменты, продукты питания, учебу, проезд, бытовые товары и т.д.

Ежеквартально участники анкетирования сдают представителю органа статистики заполненный за журнал, получают плату. Данные, полученные таким путем используют для составления потребительской корзины и подсчета ее стоимости.

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.
  • Широкий выбор каналов распространения информации. Бланки могут распространяться по различным каналам: вручаться лично, высылаться в электронном виде, озвучиваться по телефону.
  • Невысокая стоимость. По сравнению с другими методами сбора данных, анкетирование (особенно компьютерное и телефонное) достаточно экономично.

Однако у этого метода есть и некоторые недостатки:

  • Большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Это касается, прежде всего, бланков, распространяемых по почте.
  • Возможность предоставления неверных данных. Нельзя сбрасывать со счетов непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь.
  • Затруднения с получением качественной информации. При использовании открытых вопросов можно получить некоторую качественную информацию, но это затрудняет обработку анкет.

Сущность метода анкетирования

Метод анкетирования является одним из наиболее распространенных методов сбора информации. Анкетирование представляет собой метод психологического и вербально-коммуникативного характера, использующего в качестве средства сбора сведений от опрашиваемых лиц специально оформленный перечень вопросов, именуемый анкетой.

Метод анкетирования, по сути, представляет собой опрос, который осуществляется с помощью анкеты.

Основное назначение анкетирования подразумевает получение сведений психологического характера, сбор социологических и демографических данных, как правило, имеет второстепенное значение. При методе анкетирования исследователь максимально абстрагирован от респондента, их контакт сводится к минимуму. Метод анкетирования обеспечивает возможность жесткого следования установленному плану проведения исследований за счет своей регламентации процедуры «вопрос-ответ».

Данный метод исследования сопровождается минимальными затратами, позволяющими обеспечивать массовость исследования. К числу преимуществ данного метода исследования можно отнести его анонимность при условии, что фиксируются только ответы респондента, а не его личность. Данный метод применяется преимущественно при необходимости выявления мнения людей относительно конкретных вопросов при условии необходимости охвата значительного количества опрашиваемых за короткий период времени.

Анкеты могут классифицироваться в разрезе различных признаков:

  • во-первых, по критерию числа респондентов анкеты делятся на индивидуальные, групповые и массовые;
  • во-вторых, по критерию полноты охвата анкетирование делится на сплошное и выборочное;
  • в-третьих, в соответствии с критерием контакта с респондентами анкетирование может быть очным и заочным, в том числе посредством рассылки анкет по почте, размещения их в прессе, в интернете, вручения по месту жительства, работы и прочее.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: