Объекты и субъекты социальной работы

Субъекты социальной работы

Объекты и субъекты социальной работы

Объектами социальной работы являются:

  • конкретный человек;
  • семья;
  • производственный коллектив;
  • микрорайон;
  • общества;
  • профсоюзы;
  • специализированные службы;
  • правоохранительные учреждения;
  • армия;
  • организации сферы здравоохранения и образования.

То есть объектом социальной работы является все население. У людей возникают различные проблемы, которые они не могут решить самостоятельно, они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Люди являются объектом деятельности социальных работников, так как находятся в трудных условиях в силу преклонного возраста, приобретенных или врожденных нарушений в развитии. Функции по оказанию социальной поддержки и помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, выполняют субъекты социальной деятельности. К ним относятся:

  • специалисты по социальной работе;
  • социальные работники;
  • социальные педагоги.

Также субъектами социальной работы являются люди, обучающие этой профессии. Они не только дают обучающимся профессиональные навыки и знания, но и формируют гуманистическую установку и закрепляют альтруистическую направленность личности.

В качестве субъектов социальной работы выступают: государство, административные структуры социального управления, учреждения социального обслуживания населения. Подробнее о субъектах социальной работы сказано ниже.

Замечание 1

Объекты социальной работы могут являться и ее субъектами.

Но если учесть то, что объекты социальной работы – это люди, нуждающиеся в поддержке, помощи, защите, а субъекты – те, кто эту поддержку и помощь оказывают, осуществляют защиту, то характеристика субъектов будет иной, чем объектов. Кроме того, следует иметь в виду, что социальная работа должна рассматриваться с учетом всех ее компонентов, а не только как практическая деятельность по соцзащите граждан.

Классификация субъектов социальной работы

Субъекты социальной работы могут быть классифицированы по разным основаниям. На основе составных частей (наука, практическая деятельность, учебный процесс) выделяют следующие субъекты: учреждения, организации, общественные институты. К ним относятся: государство со всеми структурами (особую роль в этой структуре играет Министерство здравоохранения и социального развития, региональные исполнительные органы управления социальной работой), социальные службы (центры социальной помощи, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры экстренной психологической помощи и т. д.), администрации государственных предприятий, учреждений, организаций, вузов.

Еще один тип субъектов социальной работы – благотворительные, общественные организации и учреждения (общества Красного Креста, профсоюзы, частные социальные службы и т. д.).

Третий вид субъектов социальной работы – люди, которые занимаются практической социальной работой. Это организаторы-управленцы и исполнители, социальные работники, непосредственно оказывающие помощь. Они фактически являются представителями двух выше рассмотренных субъектов социальной работы.

Социальные работники – это особая группа людей, которые должны иметь определенные профессиональные и духовно-нравственные качества.

Следующий субъект социальной работы – преподаватели, наставники, руководители практики, практические социальные и другие работники, которые способствуют прохождению студенческой практики в различных учреждениях, организациях, предприятиях социальной сферы. Учащиеся при этом тоже могут являться субъектами социальной работы на всех этапах учебного процесса.

Исследователи – еще один важный субъект социальной работы. они анализируют состояние социальной работы, разрабатывают научные программы, используя различные методы, а также фиксируют существующие и возникающие тенденции в сфере социальной работы, публикуют статьи, научные отчеты, книги по данной проблематике. Особую роль в этом процессе играют лаборатории, кафедры вузов, научные учреждения.

В России существует ряд исследовательских школ социальной работы: социологическая, философская, психологическая и т.д

Представители этих школ разрабатывают проблематику социальной работы, уделяя особое внимание отдельным направлениям

Профессионализм социальных работников, представленных различными субъектами, а также применяемые ими технологии, их реализация обусловливают отдачу социальной работы и ее эффективность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: