Понятие «педагогический процесс»
Определение 1
Педагогический процесс – это специально организованное и целенаправленное взаимодействие взрослых и детей для решения развивающих и образовательных задач.
Данный процесс является целой системой, а её компонентами являются , средства, методы, формы взаимодействия.
Слово «процесс» говорит о том, что во времени он растянут, а слово «педагогический» показывает направленность на преобразование личности ребенка. В дошкольном учреждении, например, педагогический процесс направлен на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле слова, педагогический процесс может быть направлен на организацию какой-либо конкретной задачи, например, на решение задачи нравственного или эстетического воспитания. В широком смысле слова педагогический процесс решает глобальную задачу при сочетании всех его компонентов. В решении задачи помощь оказывают отобранные педагогом методы, средства, формы организации предстоящей работы, которая реализуется на фоне других задач воспитания и развития личности.
Замечание 1
Педагогический процесс обладает целостностью, единством и общностью.
В педагогическом процессе, несмотря на некоторые различия, выделяются подготовительный, основной, заключительный этапы.
На подготовительном этапе педагог определяет цель и конкретные задачи, планирует, подбирает методы воздействия. Результатом подготовительного этапа является план перспективной работы с учетом состояния вопроса на данный момент и прогнозированием дальнейшего развития.
Реализация намеченного плана происходит на втором, основном этапе педагогического процесса, на котором происходит педагогическое взаимодействие учителя и учеников и ведется постоянный контроль над промежуточными результатами.
Контроль говорит об имеющихся отклонениях или ошибках, поэтому можно оперативно внести нужные дополнения или изменения. Анализ возможных ошибок позволяет выяснить их причины.
На данном основном этапе происходит решение воспитательно-образовательных задач, поэтому он и носит такое название. Важным моментом данного этапа является обратная связь, т.е. ответная реакция ребенка на воздействие со стороны педагога.
На заключительном этапе проводится подробный анализ как положительных результатов, так и анализ недостатков. Работа эта очень трудоемкая и важная для педагога.
Что касается дошкольного учреждения, то и здесь есть свои принципы построения педагогического процесса:
- обязательный учет возрастных возможностей ребенка;
- учет интересов ребенка;
- единство решения воспитательных и образовательных задач;
- создание естественной и непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;
- стимулирование взрослого и детей к взаимному уважению.
Основная единица педагогического процесса
Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы.
Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.
Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.
Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.
В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.
Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.
Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития.
Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания.
Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.
Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание.
К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.
Понятие и сущность педагогического процесса
Определение 1
Педагогический процесс – это целенаправленное и специальное организованное взаимодействие педагога и учащихся (воспитанников), которое направлено на решение образовательных и развивающих задач.
Основными компонентами педагогического процесса выступают его субъекты – педагоги и учащиеся (воспитанники). Во время взаимодействия субъектов осуществляется обмен деятельностями, в результате которого происходит усвоение детьми необходимого опыта, что и является конечной целью педагогического процесса. Успешность освоение необходимого опыта во многом зависит от эффективности организованных для этого условий, наличия необходимой материальной и методической базы, используемых педагогом методов, средств и приемов.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является осуществление взаимодействия педагога и учащихся с опорой на содержательную основу и использование системы разнообразных средств, направленных на качественное воспитание, обучение и развитие.
Замечание 1
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором, и понимается как своеобразное многоуровневое явление.
Педагогическая система ориентирована на достижение целей воспитания, обучения и развития детей. Для их достижения она всецело подчинена целям образования.
Педагогический процесс является динамическим, то есть имеет поступательное движение, которое осуществляется за счет перехода от уже решенной задачи к следующей. Решение задач происходит от простых к сложным и ответственным. Такое решение предполагает разрешение научно обоснованных и объективных задач, осознание и последующее устранение противоречий, которые являются результатом ошибочных педагогических решений.
Именно противоречия являются движущими силами педагогического процесса. Они представляют собой несоответствие реальных возможностей учащихся и тех требований, которые предъявляются к ним со стороны педагогов, образовательного учреждения и общества в целом
Важно учитывать, что требования должны быть посильны учащимся, мотивировать их на развитие. Если же требования слишком завышены или занижены, то они не будут выступать в качестве движущей силы, соответственно и не будут являться источником мотивации для учащегося по достижению намеченной образовательной цели
Для того, чтобы требования выступали как движущая сила, они должны быть ориентированы на завтрашний день развития ребенка, вызывать у него неподдельный интерес и потребность в их разрешении. Задачей педагога является так проектировать требования и задачи, чтобы они учитывали близкие, средние и дальние перспективы развития отдельного учащегося и всего коллектива. Кроме того, педагогу необходимо конкретизировать задачи, для того чтобы обеспечить их понимание и принятие учащимися.
В настоящее время, в связи с демократизацией системы образования, выявилось основное внутреннее противоречие педагогического процесса и процессом развития ребенка. Оно заключается в том, что отмечается явное несоответствие между теми социально-педагогическими условиями, в которых растет и развивается ребенок и активно-деятельной природой ребенка. Исходя из этого, конкретизированы следующие частные противоречия:
- Между интересами конкретной личности и интересами общественности.
- Между интересами личности и коллектива.
- Между недостатком необходимого жизненного опыта ребенка и пониманием сложных общественных явлений.
- Между большим потоком информации и невозможностью ее включения в ограниченные рамки образовательного процесса.
Функции, структура и компоненты педагогического процесса
Основные функции педагогического процесса:
- Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
- Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
- Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
- Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
- Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.
Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:
- Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
- Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
- Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
- Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
- Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
- Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
- Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.
Замечание 2
Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.
Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.