Законы
Как правило, выборы членов Сейма контролируются законами, принятыми Сеймом. Это является источником разногласий по поводу перераспределения мест в префектурах в ответ на изменения в распределении населения. Например, Либерально-демократическая партия контролировала Японию на протяжении большей части своей послевоенной истории. В послевоенную эпоху большое количество людей переезжало в городские центры в поисках богатства; хотя были сделаны некоторые перераспределения по количеству назначенных мест в Сейме каждой префектуре, сельские районы обычно имеют большую представленность, чем городские.
Вам будет интересно: Мирное сосуществование — это. Понятие, определение, проведение внешней и внутренней политики государства
Верховный суд Японии начал осуществлять судебный надзор за законами о распределении имущества после решения Курокавы от 1976 года, признавшего недействительными выборы, на которых один округ в префектуре Хьего получил пять раз представительство другого округа в префектуре Осака. С тех пор Верховный суд указал, что самый высокий избирательный дисбаланс, допустимый в соответствии с японским законодательством, составляет 3:1, и что любой больший дисбаланс между любыми двумя округами является нарушением статьи 14 Конституции. На недавних выборах коэффициент недопустимого распределения составил 4,8 в Палате советников.
Состав
Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию. Любой гражданин Японии, достигший 20 лет (возраст совершеннолетия в Японии), может участвовать в выборах .
Палата представителей: состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.
Палата советников: состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Возрастной ценз — 30 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голосования. 98 депутатов избираются от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства
Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему, или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять всё это через законы. Единственное что чётко определяет конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам .
Обычно выборы членов парламента регулируется уставом, принятым парламентом. Поскольку Либерально-демократическая партия, — партия, которая управляла Японией на протяжении практически всей послевоенной истории, — получает большую часть своей поддержки в сельских регионах, сельские регионы имеют большее представительство в парламенте, чем городские регионы .
Политические модели
Несмотря на все более непредсказуемую внутреннюю и международную обстановку, разработка политики соответствует устоявшимся послевоенным моделям. Тесное сотрудничество правящей партии, элитной бюрократии и важных групп интересов часто затрудняет определение того, кто именно несет ответственность за конкретные политические решения.
После в значительной степени неформального процесса в кругах элиты, в котором идеи обсуждались и развивались, могут быть предприняты шаги для организации более формальной разработки политики. Этот процесс часто проходил в совещательных советах (shingikai). Там было около 200 сингикай, каждый из которых был связан с министерством; их членами были как чиновники, так и видные частные лица в сфере бизнеса, образования и других областях. Сингикай сыграл большую роль в облегчении общения между теми, кто обычно не встречался.
Учитывая тенденцию к тому, что настоящие переговоры в Японии должны вестись в частном порядке (в рамках процесса достижения консенсуса в отношении nemawashi, или корневого связывания), shingikai часто представлял собой довольно продвинутую стадию в формулировании политики, в которой относительно небольшие разногласия могли быть устранены, и в результате решения сформулированы на языке, приемлемом для всех. Эти органы были созданы на законных основаниях, но не имели полномочий обязывать правительства принимать их рекомендации.
Парламент Японии (яп. 国会 коккай ? ) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган . Делится на две палаты, нижняя палата — Палата представителей и верхняя — Палата советников Японии. Обе палаты избираются на всеобщих выборах, методом параллельного голосования. В дополнение к принятию законов парламент формально несет ответственность за выборы премьер-министра. Впервые парламент был созван в 1889 году, как результат принятия конституции Мэйдзи. В 1947 году, после принятия современной японской конституции, парламент становится высшим органом государственной власти и приобретает свой современный вид.
Эпоха Мэйдзи
Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на форме конституционной монархии, существовавшей в Пруссии XIX века, и новый Сейм был построен по образцу немецкого Рейхстага и частично по британской Вестминстерской системе. В отличие от послевоенной конституции, конституция Мэйдзи предоставила Императору реальную политическую роль, хотя на практике полномочиями Императора в основном руководила группа олигархов, именовавшимися родовыми или старшими государственными деятелями. Как называется парламент Японии? Сейчас это «Коккай» — «национальный съезд».
Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.
Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии
Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.
Премьер-министр — ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.
Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):
согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;
половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);
назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства — депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;
кабинет министров, как правило, заседает тайно;
решения принимаются только консенсусом — единогласно;
за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;
при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;
кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;
согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры — каждый год, премьер-министр — каждые 2 года;
министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;
это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя — политический и административный; политический заместитель, как и министр, — представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра — профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы — в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Источник
Нюансы
Вам будет интересно: Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи
Существует четвертый тип законодательной сессии: если Палата представителей будет распущена, национальный парламент не может быть созван. В экстренных случаях кабинет может созвать экстренное заседание (ink 集会, kinkyū shūkai) Палаты советников для принятия предварительных решений для всего Сейма. Как только вся Национальная Сейм соберется снова, эти решения должны быть подтверждены Палатой представителей или станут неэффективными. Такие экстренные сессии назывались дважды в истории, в 1952 и 1953 годах.
Полномочия парламента Японии
Политика Страны восходящего солнца проводится в рамках многопартийного двухпалатного парламентского представителя демократической конституционной монархии. В которой император является церемониальным главой государства, а премьер-министр является главой правительства и главой кабинета, который руководит исполнительной властью.
Законодательная власть принадлежит Национальному Сейму. Который состоит из двух палат парламента Японии. Первая — представителей, вторая — советников. Судебная власть принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам, а суверенитет японскому народу в соответствии с Конституцией. Япония считается конституционной монархией с системой гражданского права.
История
Первым законодательным органом Японии, существовавшим с 1889 года по 1947 год, был Имперский парламент (яп. 帝國議會 Тэйкоку-гикай, современными иероглифами — 帝国議会) учреждённый конституцией Мэйдзи. Конституция была принята 11 февраля 1889 года, первая сессия парламента прошла 29 ноября 1890 года, когда конституция вступила в силу. Парламент состоял из Палаты представителей и Палаты пэров (яп. 貴族院 кидзокуин). Палата представителей избиралась на ограниченных выборах. Только в 1927 году Палата представителей была избрана на всеобщем голосовании, в котором могло принимать участие всё взрослое мужское население страны. Это произошло после принятия закона о выборах в 1925 году. Палата пэров состояла из членов императорской семьи, знати и других людей, назначенных императором.
Здание парламента в 1905 годуКонституция Мэйдзи была в значительной степени основана на прусской, и новый парламент был копией немецкого рейхстага и, отчасти, британской вестминстерской системы. Также, конституция Мэйдзи, в отличие от современной японской конституции, гарантировала реальную политическую роль императору, несмотря на то, что его решения обычно основывались на рекомендациях неофициальных императорских советников, называемых гэнро (яп. 元老 гэнро:).
Чтобы вступить в силу, законопроект должен был быть одобрен обеими палатами парламента и императором. Это означало, что в то время император уже не мог издавать законы собственным указом, но всё ещё имел право вето. Также император имел полную свободу при назначении премьер-министра и его кабинета, поэтому премьер-министр мог быть выбран не из парламента и мог не пользоваться парламентской поддержкой. Имперский парламент также обладал ограниченным контролем над государственным бюджетом. Хотя парламент мог наложить вето на проект бюджета, но если бюджет не был принят, то продолжал действовать бюджет предыдущего года.
Послевоенная конституция Японии, принятая в 1947 году, создавала более демократическую систему, а также переименовывала высший законодательный орган страны в Национальный парламент. Согласно новой конституции право голоса впервые получали женщины, а Палата пэров была заменена Палатой советников. Императору отводилась его нынешняя, чисто символическая роль. Парламент провозглашался «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Выборы проходили по системе единственного непередаваемого голосования.
Система пропорционального представительства в палате советников, введённая в 1982 году, была первой крупной реформой избирательной системы в рамках послевоенной конституции. Вместо того чтобы на национальных избирательных округах выбирать кого-либо персонально, как это было раньше, избиратели голосовали за баллотировавшиеся партии. Советники, официально перечисленные партиями до выборов, избираются на основе соотношения сторон на национальных выборах. Эта система была введена для сокращения чрезмерных затрат, потраченных кандидатами на национальных округах. Однако критики утверждали что система выгодна только двум крупнейшим партиям, ЛДП и Социалистической партии Японии которые, по сути, являлись авторами реформы.
Сессии
Присутствие одной трети членов обеих палат составляет кворум, и обсуждения являются открытыми, если по крайней мере две трети присутствующих не договорились об ином. Каждая палата избирает своего председательствующего, который голосует в случае ничьей. Члены каждой палаты имеют определенные средства защиты от ареста во время заседания Сейма, и слова, произнесенные в двухпалатном парламенте Японии, и голоса, отданные за него, пользуются парламентской привилегией. Каждый дом Сейма определяет свои собственные постоянные порядки и несет ответственность за дисциплинирование своих членов. Член может быть исключен. Каждый член Кабинета имеет право появляться в любом доме Сейма с целью выступления на счетах, а каждый дом имеет право требовать явки членов Кабинета министров.