Психологические свойства деятельности

Структура деятельности по А. П. Леонтьеву

Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.

Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.

Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.

Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.

Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.

В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.

Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.

Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.

Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.

Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.

Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.

Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.

Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.

Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.

Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности

Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности

В основе современной психологической науки фигурируют такие базовые понятия как «личность», «сознание», «деятельность», «общение». Часто понятие деятельности в психологии трактуется как своеобразная форма отношения субъекта к окружающему его миру. Причем это отношение сознательное, направленное на его освоение и преобразование в той мере, в какой представляется индивиду целесообразным. Роль сознания зависит от вида деятельности — в научной, трудовой или игровой ее психологическая составляющая различна.

Целенаправленное отношение к миру реализуется в следующих ее видах: познавательном, оценочном, духовном или материальном, репродуктивном, творческом и многих других.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Психолог-исследователь считает психику одной из форм предметной деятельности. Леонтьев является сторонником теории интериоризации и утверждает, что внутренняя деятельность формируется в результате перехода внешних действий во внутренние психические. Ученый разделяет деятельность и сознание по типу процесса формирования образа и самого образа. Сформулировав такую теорию, как структура деятельности в психологии, Леонтьев выдал свои собрания сочинений еще в 1920-х годах. Работал исследователь под началом Л. С. Выготского, изучая мнемические процессы, которые трактовал в русле предметной деятельности. В 30-х годах ХХ века возглавил Харьковскую школу деятельности и продолжил свои теоретические и экспериментальные разработки в этой проблеме. В течение семи лет с 1956 по 1963 год Леонтьев проводил эксперименты. Результатами стало то, что он доказал возможность формирования звуковысотного слуха у людей с не очень хорошим слухом в музыке на основе адекватного действия. Его предложение о рассмотрении деятельности как совокупности действий и операций было принято положительно в научном психологическом мире. Также Леонтьев изучал, как возникла и развивалась психика в процессе эволюционного периода, как возникало сознание в процессе развития человека, соотношение деятельности и сознания, возрастное развитие психики и сознания, мотивационную и смысловую сферу, методологию и историю психологии.

Основными видами деятельности – игра, учение, труд.

В процессе перехода от вида к виду происходит:

1. внутренние изменения (связаны со структурой мотивов и потребностей)

2. внешние преобразования -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и т.о. сфера деятельности расширяется от вида к виду.

На выполнение деятельности влияют состояния личности (например, утомление), элементы творчества, сложившиеся стереотипы, успешность при её выполнении.

Деят-ть начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем плане).

Так как в окружающем мире сущ-т закономерности, это позволяет нам предвосхищать поведение предметов в изменяющихся условиях. И на этом основана внутренняя деят-ть. Здесь предметные действия над предметами заменяются идеальными психолог. операциями, либо с идеальными образами предметов, либо с их значениями. В результате происходит интериоризация (превращая внешнее во внутреннее).

Интериоризация – это переход от сенсомоторного плана к мысли. Экстериоризация предполагает воплощение умственного действия или образа в практически доступную для др. людей реальность.

Действие является единицей деятельности. Оно выражается в преднамеренной активности и направлено на достижение осознаваемой цели. В качестве средств действия могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы, применяя которые субъект овладевает действиями.

В основе мотивов деятельности лежат потребности.

Теории психологии деятельности

Теория деятельности выступает одной из главных методологических основ для проведения исследований психики и сознания. В ее рамках деятельность изучается как феномен, который опосредствует все психические явления и процессы. Такой научный взгляд встретил критику у зарубежных психологов. Литература по психологии деятельности относится к 20-м годам ХХ века и продолжает развиваться сейчас.

В этом направлении есть две интерпретации. Первая описана С. Л. Рубинштейном, который стал разработчиком принципа единства сознания и деятельности. Вторую сотворил известный ученый А. Н. Леонтьев, который обозначил вопрос об общности структуры внешней и внутренней психической деятельности.

Психологическая структура деятельности и ее свойства

Системность организации деятельности в психологии связана с существованием двух основных планов, которые изучаются при ее психологическом анализе, – это внешний (предметно-действенный) и внутренний (собственно психологический) план.

Замечание 2

Для каждой деятельности характерна определенная структура, в которую включены мотив, цель, предмет, средства, условия и продукт.

Мотив деятельности является причиной, которая побуждает индивида к ней и придает ей определенную направленность. Цель представляет собой образ желаемого будущего в виде предполагаемого результата деятельности. Формирование цели происходит на основе мотива.

Предмет деятельности представлен тем объектом во внешней среде, на изменение которого она направлена. Тем не менее, этот показатель может иметь не только материальную природу. Он может быть идеальным (например, мыслительная деятельность).

Средства и условия деятельности включают орудия труда, психофизиологические ресурсы человеческого организма. К ним относятся не только физические аспекты среды, но и психологическое состояние человека.

Продукт деятельности – это ее результат. Он может быть прямым (объективным результатом, созданным в процессе деятельности, изменение во внешней среде) и побочным (субъективный результат в виде изменения во внутреннем мире).

В соответствии с теорией Леонтьева иерархическая структура деятельности характеризуется тем, что ее осуществление происходит с помощью действий, которые, в свою очередь, осуществляются благодаря операциям (деятельность – это цепочка действий, а действия являются цепочками операций).

Действие является отдельным элементом деятельности. В его процессе происходит достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели. Действие считается относительно самостоятельным и завершенным актом деятельности. Оно концентрируется на достижении цели деятельности и выступает как единица анализа деятельности. В ходе упражнений меняется структура действий, они становятся более экономными и быстро выполнимыми, превращаясь впоследствии в навыки.

Операции представляют собой способы осуществления действий в соответствующих условиях. Они концентрируются на решении задач деятельности и могут быть определены через средства и условия деятельности. Как правило, операции обладают автоматизированным и неосознаваемым характером.

Виды деятельности

Количество видов деятельности примерно будет соответствовать числу имеющихся у человека потребностей, а их великое множество.

Система потребностей человека характеризуется тремя параметрами, пользуясь которыми можно дать характеристику видов деятельности для каждого конкретного человека – это сила, количество, качество потребностей.

Под силой потребности понимается её актуальность для человека, чем сильнее потребность, тем она будет значимей, и человек будет стремиться удовлетворить её в первую очередь.

Количество означает число имеющихся у человека потребностей, которые в определенное время могут стать для него значащими. Чтобы удовлетворить многочисленные потребности человек должен включиться в различные виды деятельности, в результате чего могут возникнуть конфликты между потребностями и дефицитом времени для их удовлетворения.

Классифицировать деятельность каждого человека – это долгий путь, но есть и более рациональный – обобщить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Эти виды будут соответствовать потребностям всех людей, которые есть у каждого. К ним относятся:

  • игра,
  • общение,
  • учение,
  • труд.

Рассматриваются эти виды деятельности в качестве основных.

Первый вид деятельности, возникший в процессе развития человека – это общение. Этот вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Общение может быть:

  • вербальным и невербальным,
  • непосредственным и опосредованным.

Игровая деятельность преследует цель получения отдыха, снятия напряженности, возникающей под влиянием актуальных потребностей. Игры могут быть индивидуальные, групповые, ролевые, сюжетные, предметные и др. Игра в жизни человека имеет большое значение – у взрослого человека это средство общения, а у ребенка она носит развивающий характер.

Определенным видом деятельности выступает учение, его цель – приобретение человеком знаний, умений, навыков, учебная деятельность является средством психологического развития индивида.

В системе деятельности человека особое место занимает труд, благодаря которому человек создает материальные и культурные ценности.

Каждый вид деятельности первоначально усваивается в самом простом виде, а потом усложняется и совершенствуется.

Леонтьев считал, что фрагмент деятельности, её действие сначала может иметь неосознаваемую цель. В свою очередь она может являться средством достижения другой цели, чтобы удовлетворить потребность человека.

И действие и соответствующая ему цель привлекательна для индивида. Дальше цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность и стать мотивом или потребностью.

Замечание 1

Таким образом, в ходе развития деятельности мотив сдвигается на цель и рождается новая деятельность.

Индивидуальный стиль

Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.

Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.

Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.

Проявления темперамента тоже можно считать индивидуальным стилем. Несмотря на то, что строение нервной системы у всех людей одно, соотношение процессов возбуждения и торможения будут разными. Флегматик дольше включается в работу, но у него меньше риск совершить ошибку по невнимательности. Сангвинику легче справиться с несколькими делами. Человеческий организм устроен сложным образом. Многие функции у него формируются только под влиянием внешней среды.

Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля

В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.

Понятие деятельности в психологии: особенности процесса

Современной психологической наукой личность рассматривается как субъект, который способен реализоваться в различной деятельности, прежде всего это относится к труду и общению. Деятельность животных отличается от человеческой деятельности тем, что они могут воспринимать лишь внешние, явные аспекты окружающего мира и реагировать на них, а человеку, благодаря общению и возможности коллективного труда, становится понятны символические формы отношений.

Главные компоненты деятельности субъекта:

  • познавательный — восприятие окружающего мира с помощью органов чувств, запоминание определенных моментов и их осознание;
  • волевой — осуществление целенаправленной деятельности, необходимой для достижения поставленной цели;
  • эмоциональный — мотивирующие деятельность психофизические процессы.

Психологическая структура, подтверждающая в психологии понятие деятельности и характерная для любого ее вида:

  • мотив — причина, побуждающая индивида начать действовать в определенном направлении;
  • цель — результат, к которому предполагается стремиться, формируется под влиянием мотива;
  • предмет — объект, в который деятельность человека вносит свои изменения, может быть как материальным, так и идеальным (мыслительный вид);
  • средства — психофизиологические возможности и ресурсы субъекта, орудия труда;
  • условия — особенности среды и психологического состояния индивида;
  • продукт — результат осуществленной деятельности.

Советским психологом и философом, С.Л. Рубинштейном, были отмечены следующие особенности человеческой деятельности:

  • ее субъектность, позволяющая рассматривать человека как агента действия;
  • целенаправленность, сознательность;
  • может осуществляться в виде совместной деятельности нескольких субъектов;
  • всегда происходит в реальности, является предметной и содержательной;
  • в творческой и самостоятельной деятельности происходит формирование и развитие человека и его психики, а также появляется возможность их объективного исследования.

Теория психологии деятельности

Н.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн разрабатывали теории по отдельности, но они опирались на один и тот же материал – работы Л.С. Выготского и К. Маркса, поэтому их предположения имеют много общего.

Если представить краткий тезис, то он выражается в следующем утверждении: деятельность определяет сознание – оно формируется только при активном взаимодействии со средой.

Рубинштейн дополнил этот тезис тем, что, по его мнению, психика и сознание могут формироваться только при деятельности. Н.А. Леонтьев вывел: на каждом возрастном этапе ведущим является определенный тип взаимодействия с окружающим миром. Только при прохождении каждой ступени получается полноценная личность.

В раннем возрасте значение имеет предметно-манипуляторная деятельность, так как она влияет на формирование практических навыков

Особенности взаимодействия с окружающим миром изучаются не только в психологии, но и обществознании. Помимо советских теорий, вырабатываются новые представления об особенностях деятельности. Понимание процесса позволит улучшить жизнь людей.

Деятельность в психологии: сущность и классификация

Большое разнообразие видов человеческой деятельности классифицируется по самым разным и несхожим основаниям. Так, деятельность может быть типологизирована в соответствии с предметом, мотивами, способами осуществления, физиологическими механизмами, эмоциональной насыщенностью и др. До настоящего времени так и не принято общепризнанной и исчерпывающей классификации.

Замечание 1

В общем виде рассматривают четыре основных вида деятельности:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Этим видам посвящается огромное число психологических исследований, при этом каждый вид еще имеет множество градаций и разновидностей.

Сущность трудовой деятельности состоит в формировании определенного результата, выпуске продукта (может быть материальным или духовным). В ее процессе происходит целенаправленное изменение или преобразование мира. Трудовое производство социально обусловлено и осознанно, а его результат является предварительно запланированным.

Психологические аспекты труда, включая условия трудовой деятельности, рассматривает отдельный раздел психологии – психология труда. Трудовая деятельность индивида также обширна и разнообразна, поэтому большая часть ее аспектов неизбежно изучается и другими разделами современной психологии (общая, педагогическая, социальная, спортивная, психология творчества).

Учебная деятельность представляет собой специально организованное усвоение умений, навыков и знаний (присвоение) активного характера. Она является одной из сторон целостного процесса обучения в качестве взаимодействия преподавателя и учеников.

Игровая деятельность в психологии специфична, поскольку в ней ребенок символически воспроизводит и моделирует реальную жизнь. Помимо этого мотивация игры заключается в самом процессе функционирования, действия, а не в ее результате.

Общение (коммуникативная деятельность) характеризуется тем, что в качестве предмета общения здесь выступает другой человек, который является субъектом или группой людей. Общение – это комплексная деятельность, которая состоит из 3 сторон:

  • Перцепции (контакта, восприятия и понимания друг друга участниками коммуникации);
  • Коммуникации (обмена сведениями между собеседниками);
  • Интеракции (взаимодействия).

Достаточно распространенная классификация деятельности представлена ее разделением в возрастной психологии на основании ведущей деятельности. Этот термин был разработан Д. Б. Эльконином, который выделил непосредственно эмоциональное общение, предметную (манинулятивную), игровую, учебную деятельность, учебно-профессиональную деятельность и др.

С точки зрения психологии важная градация деятельности представлена тем, где и с чем она осуществляется. Она может быть внешней (материальная) и внутренней (психическая, умственная). Реализация внешней деятельности происходит в материальном пространстве. Для этого характерно использование объективно существующих материальных объектов (предметов), которые человек непосредственно и непрерывно производит в окружающем мире.

Внутренняя деятельность происходит в идеальном плане психического отражения. Ее осуществление происходит посредством образов, то есть не через материальные, а через «вторичные» предметы, которые присутствуют не в объективном физическом пространстве и времени, а в идеальном, умственном плане (то есть в психике).

Психология отдельно рассматривает саму психику как процесс или деятельность, а не только результат отражения. По этой причине внутренняя деятельность по большому счету и составляет предмет психологии. Эта наука, как правило, стремится изучать и анализировать именно эту внутреннюю (психическую) деятельность.

Классификация конфликтов

Универсального подхода к классификации не существует. Выделяют множество видов конфликтных ситуаций на основе многочисленных критериев.

Один из наиболее распространенных критериев – субъекты конфликтных ситуаций. В этой модели конфликты подразделяют исходя из того, кто в них участвует.

Выделяют такие виды:

  1. Межличностные. Считается наиболее распространенной категорией. В конфликте участвует 2 человека. Чаще всего столкновение происходит из-за разных взглядов, интересов или целей.
  2. Личностно-групповые. В организациях распространены случаи, когда один человек вступает в конфликт с группой людей, чья позиция отличается. Чаще всего участниками выступает группа подчиненных, которые противодействуют руководителю.
  3. Межгрупповые. В состав организации входит множество формальных и неформальных групп. Между ними возможны конфликтные ситуации, причем они могут возникать практически по любым причинам. Такие конфликты считаются весьма опасными, так как могут крайне негативно отразиться на эффективности коллективного труда и общей производительности.
  4. Внутриличностные. У сотрудников организации встречаются внутриличностные конфликты. Преимущественно они связаны с несоответствием ожиданий и фактических впечатлений от собственной работы. Также причиной ролевого конфликта может стать неадекватная оценка собственных возможностей.

Еще одна распространенная классификация предусматривает выделение нескольких видов конфликтов исходя из их коммуникативной направленности. Такие конфликты особенно актуальны в организациях.

Выделяют такие типы:

  1. Горизонтальные. К этой категории относятся конфликты, участники которого находятся на одном уровне подчиненности. К примеру, это может быть размолвка между двумя коллегами из одного структурного подразделения. Также в эту категорию могут включаться межгрупповые конфликты при условии, что все их участники находятся на одном иерархическом уровне.
  2. Вертикальные. К этой категории относятся конфликты, участники которых находятся на разных иерархических уровнях. Наиболее распространенные варианты: стычка между одним сотрудником и руководителем либо целой группой подчиненных с начальством.
  3. Смешанные. Конфликтные ситуации, в которых одновременно вовлекаются несколько сторон разной иерархической принадлежности.

Возникшие конфликты могут по-разному влиять на коллектив и в разной степени отражаются на продуктивности организации. Исходя из этого предусмотрен еще один, довольно распространенный, подход к классификации.

Исходя из последствий для организации выделяют:

  1. Негативные. Ситуации, плохо влияющие на производительность предприятия. Обычно разрешение таких конфликтов связано с применением дисциплинарных мер или других способов, при которых одна или обе стороны не приходят к взаимовыгодному решению возникшей проблемы, из-за чего сохраняется напряженность.
  2. Позитивные. Ситуации, разрешение которых приводит к развитию организации. Обычно сопровождается поиском решения, которое будет удовлетворять все стороны.

Типы деятельности

Ученные обсуждают деятельность как внешнее физическое и внутреннее психическое понятие. Психология в связи с этим выделяет следующие действия, которые обеспечивают внутренне-психическую деятельность: перцептивный процесс (восприятие), мыслительный процесс, мнемический процесс (память), имажитивный процесс (воображение). Вот такая внутренняя деятельность готовит внешние действия. Благодаря им можно создать план, продумать все аспекты достижения цели и вообразить конечный результат. Плюс ко всему с помощью памяти человек не будет повторять совершенных ранее ошибок.

Структура деятельности в психологии, а именно внутренней, имеет две главные черты. Во-первых, по строению она такая же, как внешняя, отличия в форме протекания: операции и действия происходят с воображаемыми объектами, а не с реальными, соответственно, результат деятельности тоже мысленный. Во-вторых, внутренняя деятельность сформировалась от внешней в процессе интериоризации. Например, сначала дети читают вслух и лишь через некоторое время происходит переход во внутреннюю речь.

А вот внешняя деятельность продуцирует внешние предметные действия, а именно моторные (позы, перемещения в пространстве), движения выразительности (мимика и пантомимика), жесты, движения, связанные с речью (голосовые связки).

Противоположным процессом интериоризации считается процесс экстериоризации. Он заключается в том, что внешние действия порождаются в результате трансформации внутренних структур, которые сформировались на базе интериоризации.

Выводы

  • При задержке психического развития имеет место недостаточность центральной нервной системы, приводящая к неравномерности формирования психических функций, что обусловливает особенности развития, поведения детей и определяет специфику содержания и методов коррекционного обучения.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР включает отличительные признаки этой категории детей как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Однако в силу схожести поведенческих проявлений дифференциальная диагностика может представлять определенные трудности. Всесторонне психологическое обследование и изучение познавательной деятельности детей с ЗПР служат важным фактором правильной диагностики и выбора путей обучения и коррекции.
  • К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.
  • При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: