Виды внимания

Лекция «внимание»

Свойства внимания

Различают несколько основных свойств внимания:

  1. Концентрированность;
  2. Устойчивость;
  3. Интенсивность;
  4. Объем;
  5. Переключение;
  6. Распределение.

На каждом из этих уникальных свойств необходимо остановиться и рассказать подробнее.

Концентрированность.

Это свойство отражает сосредоточение на определенном объекте (например, просмотр телепередач), иными словами — фокус психической активности, созданный во временной момент «здесь и сейчас» с определенной целью.

Интенсивность

Рассматривается, как совокупность, эффективности восприятия мышления с памятью и с ясностью сознания в целом

Чем сильнее осознание значимости деятельности и чем меньше она знакома человеку, чем большее количество раздражителя его, тем интенсивнее будет внимание

Устойчивость

Рассматривается, как способность индивида удерживать концентрированность внимания на определенном объекте длительное время. Она определяется типом нервной системы человека, его темпераментом, мотивацией, новизной, и значимостью. Потребностями в совокупности с личной заинтересованностью индивида, находящихся в обстоятельствах, связанных с его деятельностью.

Объем

Под этим свойством подразумевается количество однородных стимулов, которые человек может одновременно держать в фокусе своего внимания. То есть, он, одновременно заостряясь на них, осуществляет удерживание концентрации внимания на нескольких объектах. В это же время проявляются ещё два уникальных свойства внимания – переключение и распределение, задействованные полномасштабно.

Распределение

Это свойство внимания характеризуется, как сосредоточенность на нескольких объектах одновременно. Иными словами, находящиеся в центре внимания человека объекты, могут быть одновременно управляемы человеком, благодаря чему несколько действий одного человека одновременно управляют несколькими мыслительными процессами, не упуская ни одного из них из области своего внимания. В современных условиях труда примером может быть ученик, находящийся на уроке истории и одновременно наблюдающий в окно класса за прилетевшими птицами. Получается, что половина его внимания посвящена материалам, рассказываемым преподавателем. А другая половина его внимания следит за птицами, прилетевшими к окну. Это процесс может быть заметен по взгляду учащегося или по его позе. К тому же, если преподаватель обратиться в этот момент к человеку, то ответ последует не сразу (с небольшим опозданием) и будет немного заторможен.

Неотъемлемой частью всего процесса по распределению внимания, в этом примере, будет также его переключаемость.

Переключаемость

Под переключаемостью внимания понимают способность перехода от одного вида деятельности к другому. С его функционалом связано включение и отключение внимания, переключением которого может быть проявление одного из основных двух его видов. При произвольном переключении, человек сам отвлекается от основной своей деятельности на что-либо иное. В вышеприведённом примере это отчётливо видно

Но он отвлекается на птиц, прилетевших к окну, тем самым переключая своё внимание по собственному желанию

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции

Её определение

Целенаправленность (направленность)

Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.

Избирательность

Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители

Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.

Активность

Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени

Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Послепроизвольное

Пройдя фазу произвольной концентрации внимания на выбранной цели, волевое напряжение человека спадает. Несмотря на то, что в-дальнейшем он продолжает следить за происходящим, для его эмоционального фона это проходит значительно легче

Внимание становится вторично произвольным или послепроизвольным. Оно не ведет к переутомлению и дает нервной системе отдых

Примечание

Этому виду внимания Н.Ф.Дружинин дал название «высшей формы личностной активности».

Условие возникновения

Послепроизвольное внимание возникает в том случае, если, в связи со вхождением в деятельность, у человека возник к ней интерес. При этом прежнее напряжение внимания переходит в более латентную и мягкую форму

Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом.

Сохранение целенаправленности

Послепроизвольное внимание не возникает само по себе. Ему предшествует произвольный вариант, в результате которого в головном мозге человека развился личностный интерес

Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность.

Следует помнить, что вниманием такого уровня не получится руководить с помощью личностного управления (самоприказы). Сохраняющаяся целенаправленность не дает это сделать

Интерес, возникающий в процессе

Несмотря на однокоренное строение терминов «произвольное» и «послепроизвольное» внимание, отличие в их значении существенное. При произвольном сосредоточении сознания на предмете интересом можно управлять, получая удовольствие от процесса и результата

Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности. Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее.

На таких умозаключениях основывается повышенная самоотдача людей, занимающихся любимым делом.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
Распределение

Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Функции и свойства

У способности есть ряд функций:

  1. Активизация и торможение физиологических, психологических моментов.
  2. Отбор интересующей человека информации из окружающего мира. Исключения неинтересных данных.
  3. Избирательная активность на объекте, который больше заинтересовал.
  4. Детализация, точность восприятия объектов.
  5. Усиление перцептивных процессов. Дает возможность лучше, быстрее различать детали изображений.
  6. Определение продуктивности, направленности мыслительной деятельности.
  7. Удержание нужной информацию в оперативной, кратковременной памяти. Приоритетные данные обрабатываются, переносятся в хранилище долговременной памяти.
  8. Понимание, решение задач.
  9. Взаимопонимание между личностями, адаптация индивида в обществе. Способствует избежать межличностных конфликтов.
  10. Повышение продуктивности мыслительной деятельности.

С внимательным людьми приятнее общаться. Они тактичные, деликатные.

На основе совокупности характеристик способности возникает два свойства:

  1. Внимательность — свойство личности, которое обуславливается организацией различных процессов деятельности. На нее влияют индивидуальные особенности психики, развития.
  2. Наблюдательность — свойство, с помощью которого субъект может замечать незначительные детали в объектах, явлениях.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.

Классификация

Виды способности:

Природное — внимание дано от рождения. Представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители, предметы или явления, которые несут новую информацию.
Социально обусловленное

Формируется на протяжении жизни благодаря воспитанию, обучению. Связано с волевой регуляцией поведения. Человек начинает сознательно реагировать на объекты.
Непосредственное — ничем не контролируется. На него может воздействовать только интересующий объект. При этом выбор цели наблюдения зависит от личных интересов, потребностей субъекта.
Опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств: предметов, указательных знаков, слов, жестов, ярких цветов.
Непроизвольное — не связано с человеческой волей. Для концентрации на привлекающем объекте не нужно проявлять силу.
Произвольное — регулируется силой воли. Нужно затрачивать усилия, чтобы задержать внимание на выбранном объекте. Субъекту приходится бороться с желанием отвлечься на более интересные предметы или явления.
Чувственное — связано с эмоциями, переживаниями. Центральную позицию занимает чувственное впечатление.
Интеллектуальное — связано с направленностью, сосредоточенностью мыслительного процесса. Объект концентрации — интересующая мысль.

Виды внимания

Различают несколько классификаций видов внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности

В данном аспекте выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание

Главная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что данный вид внимания не требует каких-либо усилий, так как привлекается либо сильным, либо новым и интересным раздражителем. В качестве основной функции непроизвольного внимания выступает быстрая и правильная ориентация в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды, в выделении объектов, имеющих в конкретный временной отрезок наибольшее жизненное или личностное значение

Как правило, в научной литературе встречаются разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания, например, пассивное внимание, эмоциональное внимание

Произвольное внимание является характерным только для человека. Среди его особенностей можно выделить такое, как активное, целенаправленное сосредоточение сознания, связанное с волевыми усилиями

Обычно произвольное внимание называют еще активным и волевым. Подобная характеристика свидетельствует об активной позиции личности при сосредоточении внимания на объекте. Возникновение произвольного внимания связано ситуациями, когда перед человеком в определенной деятельности стоит конкретная цель, задача, что определяет выработку определенного алгоритма действий. Главная функция произвольного внимания – это активная регулировка протекания психических процессов. Данный вид внимания тесно связан с волей, волевым усилием, мобилизацией сил на решение конкретной задачи. Значение произвольного внимания заключается в том, что посредством данного вида внимания становится возможным активный и избирательный процесс извлечения из памяти необходимых сведений. Кроме того, становиться возможной способность выделять существенное, а также принимать правильные решения, необходимые в ходе той или иной деятельности.

Особенность послепроизвольного внимания заключается в том, что оно проявляется в ситуациях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Для данного вида внимания характерно сочетание волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. Здесь большое значение имеют сознательные цели и поддерживаемые сознательные интересы. В качестве главной отличительной особенности послепроизвольного внимания от произвольного выступает момент отсутствия волевого усилия.

Причины появления

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы.

Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки.
Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения.
Соответствие интересам

Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.
Влияние раздражителей на чувства

Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования.

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться

Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив.

Условия

Такой механизм моментальной реакции формировался в процессе эволюции, он помогал слабым животным вовремя убежать от хищников, также он позволял хищным представителям фауны выслеживать добычу. Конечно, люди не боятся зверей, а чтобы добыть еду, они посещают магазины. Однако при неожиданном раздражителе мы откликаемся на него. Теперь я перечислю, что является условием возникновения непроизвольного внимания:

  • движения – предмет, который находится в покое, не несет в себе никакой опасности, поэтому не выступает в роле раздражающего фактора;
  • воздействие – сильный звуковой сигнал или тихий шорох в пустой комнате, яркий неожиданный свет наше сознание воспринимает как угрозу;
  • неизвестность – она может привести к неприятностям, поэтому мы реагируем на это событие.

Психологические модели внимания

В современной психологии выделяют следующие модели внимания:

— Модель простой последовательной обработки

— Модель последовательного выбора (селекции) (Selective Serial Models)

— Простая параллельная модель. Согласно Чарльзу Эриксену (Charles Eriksen) предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки жёлтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания включая процесс распознавания.

— Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью (Limited-Capacity Parallel Model) была предложена Таунсендом (T. Townsend). Время затрачиваемое на обработку предмета находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета.

— Соревновательная модель выбора (Race Models of Selection)

— Коннектионистская модель основывается на коннектионистской теории.

Детская внимательность

Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи.

В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным.

Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта.

Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами.

Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости.

Исторический очерк

Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:

Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны

Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
Джеймс

Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.

Функции внимания

Выделяют следующие функции:

  • Избирательность познавательных процессов — обеспечивает своего рода фильтрацию, то есть человек взаимодействует только с той информацией, которая на данный момент имеет для него наибольшую ценность.
  • Обеспечение целенаправленности деятельности — сосредоточенность и удержание внимания на объекте, переключение с одного действия на другое обеспечивает целенаправленность деятельности человека.
  • Активизация целенаправленности — определенный уровень активности, который человек выбирает для выполнения определенной работы, а также его поддержание.

Понятие «внимание» в психологии

Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте. Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека

Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков

Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека. Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков

О внимании кратко

Внимание также можно трактовать в качестве избирательной направленности на тот или иной объект (например, ученик на уроке), рассмотренный выше. Например, у детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов

Объём внимания можно измерять по средствам тестирования. Человек с большим объёмом внимания подмечает больше событий. Основным элементом, при объёме внимания, становится зависимость от проблемы. Проблемой внимания являются объекты и отсутствие (наличие) связи между ними

Например, у детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов. Объём внимания можно измерять по средствам тестирования. Человек с большим объёмом внимания подмечает больше событий. Основным элементом, при объёме внимания, становится зависимость от проблемы. Проблемой внимания являются объекты и отсутствие (наличие) связи между ними.

Внимание как свойство личности

Если рассматривать внимание с точки зрения свойств личности, то оно проявляет себя как внимательность, состоящую из усвоенных правил и морально-этических норм, принятых в обществе. Специалисты рассматривают две основные формы проявления внимательности:

  1. Объектная форма. Она связана с умением замечать изменения, которые происходят в окружающей среде, умением изменять события, управлять ими и контролировать их исполнение. Внимательность включает в себя такие качества как любознательность, наблюдательность и др.
  2. Субъектная форма. Внимательность в этой форме проявляет себя при общении людей друг с другом. Она заключается в умении подмечать и различать эмоционально-чувственные проявления людей.

В этом отношении непревзойденным мастером был американский психиатр и психотерапевт Милтон Эриксон. Он замечал мельчайшие оттенки чувственных проявлений людей. Эту свою особенность он использовал в психотерапевтической практике.

Для этой формы внимательности характерны такие качества личности как чуткость, отзывчивость, умение замечать чувства людей и сопереживать им, т.е. эмпатия.

У каждого человека объектная и субъектная внимательности сочетаются в определенной пропорции и могут быть как равно представленными, так и с доминированием какой-то одной.

У человека может возникнуть состояние обостренной внимательности, когда он попадает в новую, необычную для него обстановку.

Внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям, приобретает в обществе огромную ценность и составляет основу чуткости и такта в подходе и к детям и взрослым.

Нарушения

Далеко не всегда внимательность остается на нормальном уровне. Существует ряд расстройств этой психической функции:

Апрозексия

Субъект не может сконцентрировать внимание на протяжении определенного промежутка времени. Сосредоточенность может не наступить до суток.
Инертность внимания

Пациент не может быстро переключаться между делами. Это нарушения еще называют патологической фиксацией на одном объекте.
Уменьшение объема внимания. Человек не может воспринимать и рассматривать несколько предметов или явлений одновременно.
Повышенная отвлекаемость. Может быть патологическая или временная. Пациент не может сконцентрировать внимание на чем-либо одном, постоянно переключается на другие объекты.

Любое нарушение имеет под собой психические изменения, которые не являются нормой. При появлении отклонений, нужно обратиться к психологу.

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определённого времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углублённость человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Что такое внимание

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека

Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека.

Основными показателями являются сосредоточенность и направленность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сосредоточенность — это концентрация на выбранном объекте, явлении действительности, что приводит к более четкому и глубокому пониманию.

Направленность — случайный или преднамеренный выбор объекта, явления, который соответствует интересам, задачам субъекта.

Несмотря на то, что внимание является частью других процессов, оно имеет следующие признаки самостоятельного познавательного процесса:

  • имеет особенные свойства, которых нет у других познавательных процессов;
  • может меняться в течение времени вне зависимости от тех видов деятельности, частью которых является;
  • обладает своими анатомно-физиологическими коррелятами.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: