Типы и виды демократии

Формы демократии

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия как форма народовластия — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органами представительной демократии могут являться как коллегиальные органы законодательной власти, так и единоличные органы. В науке конституционного права выделяют узкий и широкий подход к определению представительных органов. При узком подходе к таковым относят исключительно законодательные органы, а при широком — все органы государственной власти, сформированные путем выборов.

Существование представительной демократии обусловлено невозможностью использования институтов прямой демократии при решении всех вопросов государственного и местного значения. Представительная демократия необходима, когда государство имеет значительную территорию и большое население. Формы прямой демократии также ограничены возможностью принятия решения — как правило, народ имеет узкую альтернативу проголосовать «за» или «против», не имея возможности высказать иное суждение. Ряд вопросов государственного и местного значения требует специальной квалификации, что также обуславливает необходимость существования специальных органов. Более того, ежедневное применение форм прямой демократии невозможно, а институты представительной демократии позволяют добиться постоянного и непрерывного функционирования государственной власти.

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ,

Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.

Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.

Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.

Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.

показать содержание

↑ Формы демократии

Существуют следующие формы демократии:

Прямая демократия – вид демократического режима, при котором народ непосредственно участвует в политической жизни государства, принимая решения и контролируя их исполнение. Такая форма демократии характерна для ранних форм государственности, например для родовой общины, племени, рода, а также в античные времена в Афинах, в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городах-республиках. На современном этапе данная форма применяется при утверждении локальных актов на предприятии, например, коллективный трудовой договор.

Плебисцитарная демократия – вид демократического режима, при котором народ участвует в принятии решений лишь в определенных случаях, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения сначала на обсуждение, а затем – на голосование народа. Государственные органы власти формируют политические партии, представляющие интересы различных слоев общества, победившие на выборах. 

Представительная демократия – вид демократического режима, при котором народ избирает своих представителей, и они от его имени осуществляют власть, проводят политику, управляют государством и представляют его в международных отношениях.

Основные признаки

  1. Принятие законов, бюджета, установление налогов представительным органом. В большинстве государств законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются органом исполнительной власти или главой государства, которые также имеют право отправлять законопроект на повторное рассмотрение и доработку.
  2. Формирование органов исполнительной власти представительным органом. В большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или председателя правительства, предложенные главой государства.
  3. Право законодательной инициативы. В большинстве государств предлагать к рассмотрению законопроекты могут только рабочие группы, состоящие из депутатов, при этом право законодательной инициативы принадлежит также и главе государства. В ряде государств (в том числе и России) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.
  4. Парламентский контроль над правительством. Включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства регулярно и внепланово отчитываться перед парламентом и право парламента выносить вотум недоверие правительству. В данный момент в большинстве государств правительство и министры смещаются указом главы государства на основании недоверия со стороны парламента.

Общие сведения

Представительная демократия — политическая система, при которой формально власть исходит от народа страны, но функции по управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами.

Представительная (репрезентативная) модель демократии особенно эффективна для государств с большой территорией, в которых постоянное участие большей части населения в политических процессах затруднено (то есть классическая прямая демократия невозможна), а также при принятии сложных политических решений, требующих профессионального опыта и определенного уровня компетентности. Таким образом, данный способ государственного управления одновременно позволяет учитывать интересы большинства и на их основе принимать соответствующие решения и предотвращает вхождение неподготовленных людей в политику.

История представительной демократии

Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.

В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.

Прямая демократия против представительной демократии

Разница между прямой демократией и представительной демократией заключается в том, что непрямая демократия, законы и политика готовятся совместным голосованием общества людей, связанных с управлением обществом. С другой стороны, представительная демократия утверждает законы и политику представителями, которых выбирают обычные люди в сообществе.

Другое название прямой демократия известна как чистая демократия, где есть прямое участие граждан в управлении страной.

Представительная демократия также известна как непрямая демократия, при которой люди организуют голосование для избрания представителя, который принимает все важные решения, касающиеся законов и политики на благо государства.

Формы непосредственного народовластия

Непосредственная (прямая) демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения. В современной науке отсутствуют четкие критерии, на основании которых ту или иную форму народовластия следует рассматривать как институт прямой демократии.

Одни ученые относят к числу институтов прямой демократии выборы, общие собрания населения, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя. Другие включают в систему прямой демократии выборы, референдумы, народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту жительства, опросы населения.

Такие институты, как митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, деятельность политических партий, можно рассматривать в качестве средств диалога и взаимодействия между властью и гражданами, целью которых является влияние воли народа на деятельность формируемого им органа. Хотя эти и подобные им институты и институционализируют непосредственное властное волеизъявление граждан, но это волеизъявление не подлежит рассмотрению в соответствующих органах или обязательному исполнению.

Исходя из обозначенного выше подхода об общеобязательности исполнения принятых гражданами публично-властных решений, к институтам прямой демократии можно отнести референдум, народную правотворческую инициативу, общие собрания, сходы граждан по месту жительства, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия, содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Противники представительной демократии

Существует мнение, что институт представительской демократии изжил себя. В доказательство можно изложить данные факты:

  1. Технически собрать референдум любого уровня с любым количеством участников и по любому вопросу — уже сейчас вполне реализуемая задача. Значит избираемые народные представители всех уровней больше не нужны.
  2. Механизм самих выборов устарел. Компьютерные технологии, ставшие обиходом нашей жизни, знают о нас все. Анализ больших массивов информации позволяет точно понять интересы большинства и сформировать, например, идеальный парламент, фракции в котором будут почти точно отображать общественные настроения. 
  3. Выборы в их нынешнем виде прямо противоречат общественному интересу. Управленческие задачи, которые должны решать депутаты, избранные путем всенародного голосования, слишком быстро усложняются. 

Форма представительной демократии

Под представительной демократией понимается осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Представительные органы, должностные лица, избранные на основе прямых выборов и представляющие Российское государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют на основе воли российского народа (народного суверенитета) и в пределах строго определенных полномочий и являются внешней формой представительной демократии.

Организационно-правовые основы деятельности органов, сформированных населением, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не должны нарушать их представительный характер. В связи с этим в Постановлении от 12 апреля 1995 г. Конституционный Суд посчитал неправильным истолкование формул «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации» как обозначающих фактическое число избранных лиц. Суд отметил, что «цель установления в статье 95 Конституции Российской Федерации числа мандатов в Совете Федерации и Государственной Думе – обеспечение представительного характера высшего законодательного органа Российской Федерации.

Отсюда следует, что принятие предложенной Государственной Думой интерпретации понятия «общее число депутатов» как числа только фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, может привести к тому, что Государственная Дума будет правомочна принимать федеральные законы и иные важные для страны акты по вопросам своего ведения, даже если фактически утратит свой представительный характер вследствие вакантности значительной части депутатских мандатов».

показать содержание

Виды демократии

Вопросы демократии – острые, жгучие, болезненные проблемы современного мира. Они порождают разногласия между государствами, служат поводом для санкций, предметом жарких споров ученых и политиков.

Поэтому в научной литературе предлагается несколько десятков различных классификаций видов демократии. Причем, существует путаница и неразбериха в понятиях. Например, одни относят прямую демократию к типам, а другие – к видам.

В реальном государстве эти виды не имеют четкого разграничения, а перекручены самым невообразимым способом. Взять хотя бы Турцию. Демократическая республика, однако, есть только одна правящая партия. Есть президент с явно диктаторскими наклонностями, есть националистическая идеология, где турки – так называемая титульная нация, а курды преследуются. Экономическая демократия работает в сторону олигархического капитала.

Выделяем основные виды демократии, которые признаны во всем мире:

  1. Буржуазная.
  2. Имитационная.
  3. Развивающая.
  4. Консоциональная.

В свою очередь, буржуазная демократия существует в трех формах:

  1. парламентская демократия;
  2. президентская республика;
  3. парламентско-президентская республика или президентско-парламентская в зависимости от преобладания влияния той или иной формы.

Марксисты-ленинцы, в свою очередь, считали диктатуру пролетариата высшей формой демократии, освобожденной от пут частной собственности.

История представительной демократии

Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Представительная демократия получила свое развитие в XIII веке в Англии. В 1258 году при участии графа Симона де Монфора, главы сопротивления баронов королевской власти, «Оксфордскими провизиями» была ограничена власть Генриха III: от баронов избирались королевские советники, трижды в год созывался парламент, баронами назначались высшие административные служащие. Позже, в 1265 году, Монфор созвал новый парламент, в который впервые были приглашены делегаты от городского населения, что стало прообразом современной Палаты общин.

В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.

В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.

Минусы демократии

Ученые ведут споры о минусах и плюсах каждой демократической формы

Противники прямой демократии отмечают аргумент ее неэффективности, обращая внимание:

  • сложности принятия согласованных решений;
  • недостаточность компетентности и эмоциональной неуравновешенности народа;
  • высокая степень манипулируемости мнением общества со стороны профессиональных политиков, что помогает побеждать на выборах демагогам;
  • великий разброс мнений, что устанавливает помехи для выработки решений.

Замечание 3

Кроме этого, проведение референдумов дорого стоит и само по себе является сложным

Наиболее важной проблемой представляется низкий уровень активности граждан, который выражается в их уклонении от голосования

Последователи прямой демократии, обратно, отмечают ее истинность, на то, что она содействуют увеличению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможности появления множества негативных моментов.

Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия как форма народовластия — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органами представительной демократии могут являться как коллегиальные органы законодательной власти, так и единоличные органы. В науке конституционного права выделяют узкий и широкий подход к определению представительных органов. При узком подходе к таковым относят исключительно законодательные органы, а при широком — все органы государственной власти, сформированные путем выборов.

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ, Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.

Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.

Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.

Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.

  • Золотая медаль в школе условия получения 2017

      

  • Упражнения со стулом для детей начальной школы

      

  • Подтип черепные или позвоночные общая характеристика кратко

      

  • Хореографические методы построения аэробной части занятия кратко

      

  • Какова структура и характеристика активного счета кратко

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

Противники представительной демократии

Существует мнение, что институт представительской демократии изжил себя. В доказательство можно изложить данные факты:

  1. Технически собрать референдум любого уровня с любым количеством участников и по любому вопросу — уже сейчас вполне реализуемая задача. Значит избираемые народные представители всех уровней больше не нужны.
  2. Механизм самих выборов устарел. Компьютерные технологии, ставшие обиходом нашей жизни, знают о нас все. Анализ больших массивов информации позволяет точно понять интересы большинства и сформировать, например, идеальный парламент, фракции в котором будут почти точно отображать общественные настроения.
  3. Выборы в их нынешнем виде прямо противоречат общественному интересу. Управленческие задачи, которые должны решать депутаты, избранные путем всенародного голосования, слишком быстро усложняются.

↑ Понятие демократии

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. В это понятие входит множество таких составляющих, как власть большинства, ее ограничение, разделение властей, гласность, равенство, плюрализм, основные гражданские права и т.д. 

Согласно различным трактовкам, демократия рассматривается как:

  • общественная система, которая основана на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;
  • форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;
  • идеальная модель общественного устройства, которая основана на ценностях свободы, равноправия, прав человека;
  • социальное движение, воплощенное в программах определенных партий;
  • механизм удовлетворения разнородных социальных интересов и мирного разрешения межгрупповых конфликтов;
  • способ получения властных полномочий в обществе;

«За последние двадцать пять столетий, в течение которых демократия истолковывалась, оспаривалась, одобрялась, порицалась, замалчивалась, устанавливалась, существовала, уничтожалась, а потом порой воцарялась вновь, так и не удалось … прийти к согласию по наиболее фундаментальными вопросам, касающимся самой сути явления».Р. Дарендорф

Определение демократии

Существует множество определений, что такое демократия. Есть и весьма экзотические. Например, Платон писал, что демократия – это власть завистливых бедняков. Разгневанный своим поражением, выступая в палате общин в июне 1945 года, Черчилль сказал о демократии, что она худшая форма правления, если не считать всех остальных, что были испытаны с течением времени.

Некоторые ученые и политологи называют демократию режимом. В российских условиях это имеет характер неодобрения, так как ассоциируется с такими широко распространенными в наших средствах информации терминами, как фашистский, диктаторский, режим хунты, сталинский и так далее.

Исходя из современных представлений, демократией называется политическая организация гражданского общества, главным признаком которой является коллективное принятие решений при равенстве прав всех участников выборного процесса или его стадии.

Выводы

При анализе типов и видов демократии следует иметь в виду, что такое разделение носит подчас академический, формальный характер

Важно при этом анализировать состояние институтов и принципов демократии, таких, как:

  • система честных выборов;
  • все ли граждане имеют право голоса;
  • есть ли гендерное, национальное равенство;
  • все ли равны перед законом, справедливый суд;
  • свобода слова, вероисповедания;
  • насколько развито гражданское общество;
  • разделение исполнительной, законодательной, судебной властей.

Только с учетом этих обстоятельств можно говорить о демократических принципах организации общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: