Профессиональные и личностные качества педагога

Профессионально важные качества личности учителя

Внедрение стандарта педагогического образа

Педагогическая деятельность включает не только научную, но и практическую работы. Чтобы следить за последними разработками в области воспитания и преподавательской деятельности, предусмотрена https://ooo-ado.ru/stm_lms_course_category/perepodgotovka-pedagogov/ переподготовка педагогов в зависимости от имеющегося профиля.

Создана комплексная модель учителя, которая включает:

  • педагогические технологии и методики;
  • профессиональные позиции;
  • ключевые компетенции;
  • профессиональные качества;
  • цели и принципы преподавания.

Сегодня преподаватель обязан комбинировать преподавательские методики, сохранять компетентность в профессиональной сфере. Для создания подобного сценария Министерство образования внедряет постоянные преобразования, которые дают комплексный подход.

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей :

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • — «приспособления» — система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • — «пристройки или достройки» — приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • — усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения :

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Характеристика «идеального педагога»

Педагог должен выступать в качестве образца профессионализма, носителя личностных и производственных функций на высоком уровне. При этом идеальным можно назвать учителя, который обладает специфическими качествами:

  1. Как специалист, знает теорию педагогики и психологии. Педагог владеет мастерством, технологиями воспитания и обучения. Он имеет способности рациональной организации труда. Среди профессиональных и личных качеств можно выделить эмоциональную уравновешенность, щедрость, точную и быструю реакцию, убедительную и ясную речь.
  2. Как работник, учитель умеет ставить и достигать цели, а также правильно распределять время. Специалист планомерно и систематически повышает свою квалификацию, нацелен на повышение производительности труда. Также можно выделить способность к творчеству, оптимизм и всестороннее развитие.
  3. Как человек, педагог должен принимать активное участие в жизни общества, иметь высокие моральные принципы и активную позицию в жизни.

Современному учителю частных и общеобразовательных школ присущи такие характеристики, как духовность, религиозность и гуманизм. Кроме того, он должен быть открытым, высоконравственным, иметь критическое отношение к собственным действиям.

Таким образом, преподаватель должен обладать не только профессиональными, но и моральными качествами. Это позволяет добиться контакта с учащимися, воспитывать в детях правильный подход к образованию и коммуникативным навыкам.

Схожі записи:

Как преподавать английский язык детям с дислексией

Изучение английского самостоятельно

Какие предметы нужно сдавать на психолога

Профессиональная помощь студентам в написании учебно-исследовательских работ

Ортопедический рюкзак для школьника: особенности и преимущества

Характеристики идеального учителя

Идеальных учителей не бывает. Никто не застрахован от ошибок и неудач на нелегком педагогическом пути. Главное — это желание самосовершенствоваться, постоянно повышать уровень своего профессионализма и общей культуры личности.

Идеал — это некий пример, образец для подражания.

Пример 5

Некоторые учителя выбирают себе в качестве идеала великих учителей прошлого: Антона Макаренко, Василия Сухомлинского, Януша Корчака. Другие стремятся выработать в себе определенные качества, не привязываясь к конкретному образу.

Какими личными качествами должен обладать

Идеальный учитель должен представлять собой гармоничную личность, обладать развитым интеллектом и руководствоваться в своих поступках высокими нормами нравственности. На практике лучшие педагоги только стремятся к этому идеалу, постоянно занимаясь саморазвитием.

Список положительных личных качеств учителя:

  • уважение и любовь к детям;
  • готовность к сотрудничеству;
  • доброжелательность;
  • принципиальность;
  • тяга к самосовершенствованию;
  • открытость для нового опыта;
  • коммуникабельность;
  • оптимизм;
  • терпеливость;
  • стрессоустойчивость.

Педагогическая деятельность — одна из самых интересных, но сложных профессий. Она требует полной самоотдачи и огромной ответственности. У многих учителей практически не остается времени на личную жизнь. Работа в условиях постоянного стресса и информационной перегруженности часто приводит к эмоциональному выгоранию.

Эмоциональное выгорание — тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся чувством опустошенности и беспомощности. Появляется в результате накопившегося за длительный период времени физического и эмоционального напряжения.

За эмоциональным выгоранием часто следует фаза возникновения безразличного или циничного отношения к своей работе.

Для того чтобы не происходило выгорания, педагогам следует:

  • правильно наладить распорядок дня и расставлять приоритеты;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • в случае необходимости не бояться обращаться за помощью;
  • следить за физическим здоровьем;
  • формировать правильный настрой.

При первых признаках эмоционального выгорания рекомендуется:

  • обратиться за консультацией к психологу;
  • посетить тренинг по профилактике выгорания;
  • уменьшить нагрузку.

Профессиональные качества учителя

Среди профессиональных качеств учителя наиболее значимыми являются следующие:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • выдержка;
  • решительность;
  • организаторские способности;
  • умение преодолевать трудности;
  • высокий уровень теоретической подготовки;
  • умение реализовывать теоретические познания в практической деятельности;
  • разумное сочетание исполнительности с креативностью.

Современное общество предъявляет к учителю повышенные требования. В идеале учитель также должен:

  • быть юридически подкованным;
  • владеть интерактивными технологиями;
  • обладать компьютерной грамотностью;
  • знать хотя бы один иностранный язык;
  • уметь сочетать в своей работе разные формы и методы обучения, в том числе инновационные.

Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • — способность делать учебный материал доступным;
  • — творчество в работе;
  • — педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • — способность организовать коллектив учащихся;
  • — интерес и любовь к детям;
  • — содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • — педагогический такт;
  • — способность связать учебный предмет с жизнью;
  • — наблюдательность;
  • — педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация. Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса

Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса .

Выделяются 6 типов центрации:

— конформная — центрация на интересах, мнениях коллег;

— эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я;

— гуманистическая — центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

— центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

— центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

— методическая, или познавательная — центрация на содержании, средствах и методике преподавания .

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером .

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.

Тип педагогической центрации:

— конформная,

— эгоцентрическая,

— гуманистическая,

— авторитарная,

— на интересах родителей,

— методическая.

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

— социально-коммуникативная адаптивность,

— стремление к согласию,

— нетерпимость к неопределенности,

— избегание неудач,

— фрустрационная толерантность.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия.

— сопереживание,

— действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль:

— интернальность,

— экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.1. Ригидность.

4.2. Авторитарность.

4.3. Демонстративность.

5. Педантичность.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Значимые свойства в профессии

Своеобразие профессии педагога заключается в том, что она сочетает в себе несколько начал:

  1. Гуманистическое.
  2. Коллективное.
  3. Творческое.

Гуманистическое начало подразумевает выдвижение на первый план личности ребенка, учет его индивидуальных возможностей, способностей и интересов. Учитель работает на будущее, прививая ребенку лучшие достижения человеческой культуры. Конечная цель педагога — помощь в становлении всесторонне развитой, гармоничной личности.

Для того чтобы работать в русле гуманистической педагогики учитель должен обладать следующими качествами:

  • гуманизм;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • демократичность;
  • эмпатия.

Эмпатия — способность к осознанному сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека.

Примечание 3

Своим нравственным обликом учитель должен показывать пример гуманного отношения к окружающим.

Коллективный характер педагогической деятельности имеет 3 измерения:

  1. Учитель работает в профессиональном коллективе и должен уметь взаимодействовать с коллегами.
  2. Педагог имеет дело с ученическими коллективами. Он должен знать механизмы их функционирования и уметь ими управлять. Особенно это актуально для классных руководителей.
  3. Качественно преобразование личности ребенка — это результат коллективных усилий: воспитателей, преподавателей, родителей, администрации учебных заведений. Сложно оценить конкретный вклад каждого человека в этот многогранный процесс. Для того чтобы коллективные педагогические воздействия были продуктивными, они должны вписываться в единую систему, а не противоречить друг другу.

Пример 3

Бесполезно требовать от ученика выполнения определенных этических норм в школе, если он не выполняет их дома. Для начала нужно объяснить значимость этих норм родителям, а затем совместными усилиями корректировать поведение ребенка.

Для того чтобы успешно взаимодействовать с коллегами, учениками и их родителями, педагог должен воспитывать в себе следующие свойства:

  • коммуникабельность;
  • умение слушать;
  • способность доходчиво доносить мысли;
  • знание механизмов функционирования коллектива;
  • речевая культура;
  • презентабельность.

Примечание 4

Многие законы жизнедеятельности коллектива были открыты и детально описаны выдающимся советским педагогом Антоном Макаренко. Он подчеркивал, что без единства педагогического коллектива не возможна эффективная работа отдельного учителя.

Творческий потенциал личности учителя проявляется в его умении находить нестандартные способы решения педагогических задач. Для того чтобы искать и правильно применять оригинальные методы и приемы работы, педагог должен обладать:

  • творческим воображением;
  • креативностью;
  • смелостью;
  • умением просчитывать разные варианты развития событий;
  • аналитическими способностями.

Примечание 5

Учителя с сильно развитым творческим началом способны создавать собственные педагогические технологии и системы.

Значимые качества и свойства личности педагога

Сегодня к личностным характеристикам преподавателя предъявляются повышенные требования. Специалист должен давать ученикам не только новые знания, но и должен быть образцом для поведения, давать пример правильных манер и внешнего вида. Каждый педагог должен стремиться быть гордостью своего учебного заведения. Только в этом случае к нему будут хорошо относиться ученики, ценить коллеги и родители.

Способности и личностные качества сводятся к следующим направлениям:

  1. Профессионально-педагогическому. Направление представляет стремление педагога к совершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного мастерства в педагогическом плане и умении взаимодействовать с людьми.
  2. Социально-нравственному. Представляет нравственные потребности, чувство долга, моральные ценности, гражданскую ответственность. Все это характеризует социальную активность педагога. При этом он не замыкается в рамках собственных забот, а ведет общественную жизнь. Это помогает расширить круг общения, привлечь в свое поле больше людей со схожими интересами.
  3. Познавательному. Не менее важным становится познавательная активность учителя в рамках образовательного процесса, обновления информации по своей дисциплине.

В результате комбинации всех направлений преподаватель начинает применять разносторонний подход. Он обладает необходимыми знаниями для повседневной работы, дает требуемый объем материала ученикам, обладает высокими моральными качествами.

Среди основных качеств можно выделить стремление к развитию и становлению личности, заботу и интерес к интересам детей. Преимуществом становится педагогическое призвание, природная склонность к работе учителем, положительное отношение к педагогике в целом.

Любовь к детям

Учитель должен любить детей и работать только из таких позиций. Только в этом случае правильно строится педагогический процесс. У учеников появляется интерес к преподаваемой дисциплине, а педагог получает уважение со стороны родителей и коллектива преподавателей в учебном заведении.

Стремление к совершенствованию

Преподаватель должен постоянно узнавать новую информацию о своем предмете, детской психологии и воспитании. Для этого можно пройти переподготовку или повысить квалификации. Современные образовательные программы включают не только дисциплины по специальности, но и дают общее понимание о взаимодействии с детьми и современными коммуникативными технологии.

Правильная оценка своих возможностей

Важно учитывать текущий уровень знаний и навыки. Если предмет освоен в недостаточной степени, необходимо совершенствоваться

Также важно улучшать качества, которые не дотягивают до совершенства.

Гуманизм

Гуманизм представляет собой систему воззрений, которая признает ценность человека, его право на счастье, свободу, проявление и развитие собственных способностей. Данная система учитывает интересы не только совершеннолетних, но и подрастающего поколения.

Важно гуманно относиться к детям, следить за отстающими учениками, давать дополнительную нагрузку тем, кто быстро осваивает преподаваемый предмет. В современных условиях родители не занимаются своими детьми

Многие забывают о потребностях во внимании и общении. Педагог может частично решить проблему, став наставником для учеников.

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

3. Опыт работы

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.

Стандарты педагогического образа

Профессия «учитель» стоит в особом ряду среди видов профессиональной деятельности категории «человек–человек». Она является одновременно преобразующей, коммуникационной и управляющей. В ее основе лежит становление и преобразование личности, поэтому к работе педагога предъявляются особые повышенные требования.

В России экспертами под эгидой Министерства труда и социальной защиты выработаны профессиональные стандарты педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт педагога — программные рамочные документы, отражающие структуру и содержание профессии учителя, необходимый набор знаний и умений работников педагогического труда.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В профессиональном стандарте выделяются 3 вида функций учителя:

  1. Общепедагогические (обучение).
  2. Воспитательные.
  3. Развивающие.

Разработаны стандарты педагогической деятельности следующих видов образования:

  • дошкольного;
  • начального общего;
  • основного и среднего общего.

Примечание 1

Отдельно выделены модули стандартов для учителей русского языка и математики как наиболее важных предметов в образовании.

Среди перечня необходимых знаний и умений учителя указывается не только способность грамотно планировать и проводить уроки и воспитательные занятия, но и владение специальными формами и методами работы:

  • проектная деятельность;
  • лабораторные эксперименты;
  • полевая практика;
  • современные психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные);
  • знание специфики работы с детьми, для которых русский язык не является родным;
  • ИКТ-методы.

Инклюзивные методы — педагогические методы, позволяющие реализовывать эффективное совместное обучение детей, имеющих особенности развития, с остальными учащимися.

Пример 1

Ребенок с ДЦП, обучающийся в обычном классе — пример инклюзивного образования.

​ИКТ-методы — методы проведения учебных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Пример 2

Примеры ИКТ-методов: презентации, интерактивные доски, мультимедиа-проекты.

Педагоги должны в совершенстве владеть нормативной базой ФГОС и реализовывать свою деятельность, опираясь на эти документы.

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Документы, содержащие совокупность требований, которые обязательны для реализации в учебных заведениях на территории всей Российской Федерации.

Впервые ФГОС были введены в 2004 году, с тех пор ежегодно подвергаются обновлениям.

Примечание 2

В документах ФГОС на 2021 год особое внимание уделяется формированию междисциплинарных и коммуникационных навыков

Самые важные профессиональные качества

Основу профессионализма учителя составляют 5 групп компетенций:

  1. Общепедагогические.
  2. Психологические.
  3. Предметные.
  4. Коммуникативные.
  5. Специальные.

Профессиональные компетенции — это профессиональные качества личности сотрудника, позволяющие ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

Общепедагогические компетенции подразумевают:

  • знание дидактики и других разделов педагогики;
  • умение применять педагогическую теорию на практике;
  • понимание закономерностей познавательных процессов.

Психологические компетенции включают:

  • знание особенностей функционирования психической деятельности;
  • владение основами возрастной и социальной психологии;
  • способность к рефлексии.

Примечание 6

Педагоги должны работать в постоянном контакте со школьными психологами, постоянно повышать уровень своей психологической культуры.

Рефлексия — осмысление самого себя и результатов своей деятельности.

Под предметными компетенциями понимается знание учителем своего предмета и владение методикой его преподавания.

Педагог должен обладать:

  • глубокими познаниями в своей предметной области;
  • эрудированностью;
  • умением выстраивать междисциплинарные связи;
  • любознательностью;
  • пониманием новейших достижений науки в преподаваемым им предмете.

Коммуникативные компетенции заключаются в умении выстраивать связи и систему взаимодействий между всеми участниками педагогического процесса.

Педагог должен обладать умениями:

  • находить общий язык даже с самыми сложными учениками и родителями;
  • отслеживать и разрешать конфликты;
  • управлять процессом коммуникации между разными субъектами образовательной деятельности;
  • поддерживать в общении педагогический такт;
  • проявлять выдержку и самообладание.

К специальным компетенциям относят дополнительные профессиональные знания и качества, которые необходимы современному педагогу.

Пример 4

Примеры специальных компетенций: владение информационными технологиями, умение работать с детьми с особенностями психофизического развития.

Самые важные профессиональные качества

Можно выделить следующие ключевые качества педагога:

  • работоспособность;
  • трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • умение ставить цели и уметь организовываться на пути к их достижению;
  • ответственность;
  • организованность;
  • настойчивость;
  • стремление к повышению качества труда;
  • систематическое повышение базисных знаний и профессионального уровня.

Также важны самоконтроль и личностные характеристики, которые становятся основой доверительного отношения с учащимися в течение всего периода обучения. Основным требованием к преподавателю становится установление прямого контакта с детьми. Учитель должен быть сообразительным, изобретательным и настойчивым. Он должен быть готов к самостоятельному решению любых проблем, появляющихся во время работы с детьми.

В характере педагога важна душевная чуткость. Это определяющий фактор, который позволяет чувствовать учеников, улавливать их настроение, своевременно приходить на помощь отстающим. Дополнительным преимуществом становится требовательность вместе со справедливостью.

Сотрудничество

Сотрудничество является ключевым, когда дело доходит до обучения. Учителя должны иметь возможность работать вместе, чтобы создать сплоченную учебную среду для своих учеников.

Сотрудничество позволяет учителям обмениваться идеями и передовым опытом, что может помочь улучшить общее качество образования. Кроме того, что происходит, когда вы болеете? Если вы сотрудничаете со своими коллегами, они будут готовы вмешаться и провести ваши уроки за вас.

11. Планирование

Готовится одна из жизненно важных характеристик для обучения. Хорошая рабочая этика, организация времени и заблаговременная подготовка материалов имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы урок прошел гладко и чтобы вы поддерживали свой преподавательский авторитет.

Таким образом, вы будете готовы справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть в классе. В конце концов, неспособность планировать — это планирование неудачи.

12. Управление классом

Управление классом идет рука об руку с подготовкой. Вы можете быть лучшим коммуникатором в мире и быть хорошо подготовленным, но без эффективного управления классом все может развалиться.

Ключевой частью достижения этого является определение правил в классе и установление распорядка. Для этого нужно уметь руководить учениками.

13. Лидерство

Лидерские качества являются одним из самых ценных качеств для преподавания. Все равняются на хорошего лидера, и как учитель вы должны быть образцом для подражания для своих учеников.

Для учителя быть хорошим лидером позволяет ему управлять своим классом, а также вдохновлять и мотивировать своих учеников.

Кроме того, лидерские качества могут помочь учителям эффективно справляться с трудными ситуациями в классе.

14. Мотивация

Учителя являются важным образцом для подражания для своих учеников, и для них важно быть мотивированными, чтобы вдохновлять своих учеников учиться и делать все возможное. Учителя могут подать положительный пример своим ученикам, усердно работая и страстно желая учиться

Благодаря этому они могут помочь привить любовь к учебе у своих учеников.

Частью мотивации является установление высоких ожиданий для всех ваших учеников и внушение им уверенности. Ожидания, которые вы возлагаете на ученика, могут сильно повлиять на уровень его успеваемости. Если вы верите в кого-то, они с большей вероятностью отреагируют на вас положительно и приложат усилия, чтобы не подвести вас.

15. Учиться всю жизнь

Способность учиться на протяжении всей жизни является одной из ключевых характеристик для обучения долголетию. Лучшие учителя обычно учатся всю жизнь, потому что хотят продолжать расти и развиваться как профессионалы. Они знают, что обучение — это бесконечный процесс, и хотят дать своим ученикам наилучшее образование. Все это является частью роста мышления.

В конце концов, каждый ученик индивидуален и будет иметь разные стили обучения. По словам известного стэнфордского психолога Кэрол Двек, «каждому студенту есть чему меня научить».

Хорошие качества педагога также ценят важность продолжения обучения для самосовершенствования и собственного личностного роста. Чтобы успешно справиться с этим, важно определить любые пробелы в навыках, которые у вас есть, и пройти курсы, которые учитывают правильные качества подготовки учителей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: