Проблемы, решаемые программно-целевым планированием
Для программной проработки на уровне государства определяется круг проблем, оказывающих глобальное воздействие на динамику развития экономики государства и связанные с реализацией регионального разреза государственной экономической политики, включая:
- освоение новых районов промышленного развития;
- вовлечение крупных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в хозяйственный оборот;
- изменение специализации экономики регионов или отдельных зон в процессе структурной перестройки;
- возникновение полюсов экономического роста, обладающих принципиальным значением в создании эффективной структуры экономики государства;
- осуществление санации предприятий в необходимой степени, продукция которых должна удовлетворять государственные нужды;
- становление и развитие объектов зональной и магистральной инфраструктуры;
- создание и развитие объектов науки и научного обслуживания в регионах, которыми обеспечена реализация стратегических направлений в исследованиях и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программах;
- сглаживание региональных диспропорций уровня жизни, оказания помощи населению в депрессивных регионах;
- реализация государственной политики в области экологии в отношении проблем общегосударственного и межрегионального значения, а также сложные и требующие значительных ресурсов экологических проблем регионального характера.
На уровне регионов разработку и реализацию программ связывают с решениями таких проблем, как:
- формирование новых, развитие и поддержание существующих прогрессивных производств, а также объектов производственной и социальной инфраструктуры, которые дают возможность реализации конкурентных преимуществ региона;
- создание благоприятного общеэкономического фона функционирования и развития предприятий в регионе на основании развития законодательной и нормативной базы, а также создание благоприятного инвестиционного регионального климата;
- развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального значения.
На уровне муниципалитета программно-целевой метод планирования связан с решением ряда проблем:
- ликвидация диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, которая реализует локальные циклы воспроизведения;
- помощь в развитии малого бизнеса;
- комплексное усовершенствование местной законодательной и нормативной базы с целью стимулировать предпринимательскую деятельность населения в направлениях, являющихся приоритетными для рассматриваемой территории, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на активное развитие производственных и инфраструктурных объектов;
- развитие объектов местной рыночной инфраструктуры;
- развитие объектов социального назначения: школ, больниц, детских учреждений и пр.;
- помощь в занятости населения, в том числе в вопросах переподготовки кадров, преодолении структурной безработицы и пр.
Экономическое развитие регионов в современном мире делает актуальной постановку новых проблем, решение которых связано с программно-целевым методом. К таким проблемам относят:
- кластеризацию социально-экономического пространства в регионах, обеспечивающую их инновационное развитие;
- становление импортозамещающих производств;
- диверсификация экспортных производств;
- изучение новых отраслей мировых рынков товаров и услуг;
- развитие международного инвестиционного сотрудничества;
- снятие дисбаланса расходных обязательств органов регионального и местного самоуправления с доходными возможностями субфедеральными и местными бюджетами.
Целевые программы как инструмент программно-целевого метода управления городом
Целевая программа представляет собой специально разработанный документ, который увязывает между собой имеющиеся в наличии и привлекаемые городом ресурсы с конкретными целями в социально-экономической, производственной, научной, организационной и иных отраслях публичного управления и сроками достижения таких целей посредством организации и реализации конкретных мероприятий, программ с указанием ответственных за достижение поставленных целей и эффективное расходование ресурсов субъектов.
Иными словами, целевая программа развития городской территории включают в себя следующие элементы:
- приоритетные цели развития городской территории;
- ресурсы, необходимые для реализации поставленных целей, в том числе имеющиеся в распоряжении города, и те, которые необходимо и возможно привлечь;
- сроки, в которые должны быть решены актуальные задачи управления и достигнуты поставленные цели;
- мероприятия программы, которые позволят в поставленные сроки решить задачи публичного управления;
- субъекты, ответственные за эффективную реализацию программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Управление личностью в государственной и муниципальной службе (УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ)
- Методы современной психологии управления, их краткая характеристика
- Пошаговый алгоритм работы при интернет-бронировании номеров в гостинице (пример)
- Макроэкономические модели: их сущность и классификация (Основная часть)
- Организация финансов некоммерческих организаций (Содержание и функции финансов некоммерческих организаций)
- Конституция РФ. Процесс принятия. Характерные особенности.
- Расходные обязательства: порядок, основания возникновения
- Источники формирования оборотных средств (Оборотные средства. Состав и структура оборотных средств)
- Поколения беспроводных сетей 2G, 3G, 4G и их сравнение
- Экономический кризис 90-х годов XX века в России и пути выхода из него.
- Понятие правового государства. Правовое государство в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.
- Развитие унификации и стандартизации документов (Основная часть)
Программно-целевое управление: особенности и сущность
В качестве центральной задачи государственного управления в России рассматривается обеспечение равных условий жизнедеятельности на всей территории страны. Решение этой задачи включает учет не только экономических, но и политических и социальных аспектов.
Российские условия развития государства обуславливают особые задачи такого подхода. Усилия государства, направленные на совершенствование механизма финансовых отношений, включающие в себя помощь субъектам федерации в настоящий момент не приводят к снижению ю сложившихся противоречий центральной власти и региональных властей, региональных властей и органов муниципального управления в отношении межбюджетных взаимодействий. В качестве основного принципа федерализма бюджетов рассматривается их формирование на уровне достаточности их величины для обеспечения эффективной реализации полномочий, закрепленных за разными уровнями власти.
Активное реформирование системы государственного и муниципального управления привело к замене административных методов плановой экономики экономическими. Стремление к построению рыночной экономики, тем не менее, не способно решить многие проблемы и трудности даже в рамках применения рыночного механизма. Современная рыночная экономика нуждается в усилении методов государственного регулирования в отношении отдельных сегментов рынка.
Эту задачу призван решить программно-целевой метод управления. Этот метод обеспечивает прямое плановое воздействие государства на экономику. Отказ от использования такого метода приводит к невозможности решения масштабных задач, направленных на структурную перестройку экономики российских субъектов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что без использования данного метода невозможно осуществить создание эффективного механизма, направленного на экономическое развитие территории с учетом особенностей этих территорий.
В основе программно-целевого подхода находится установление приоритетов развития территории в социально-экономическом плане, разработка мероприятий, направленных на обеспечение приоритетов этого развития в установленные сроки и с заданным уровнем эффективности при наличии определенных ресурсов.
Зарубежная практика государственного и муниципального управления показывает, что страны с развитой рыночной экономикой активно используют программно-целевой метод управления развитием территорий. Для США характерно применение данного метода практически на территории всей страны. Европейские страны, к примеру, Франция, используют данный метод в отношении кризисных территорий.