Место программно-целевого подхода в регулировании национальной экономики

Программно-целевой метод планирования бюджета в российской федерации: плюсы и минусы | статья в журнале «молодой ученый»

Проблемы, решаемые программно-целевым планированием

Для программной проработки на уровне государства определяется круг проблем, оказывающих глобальное воздействие на динамику развития экономики государства и связанные с реализацией регионального разреза государственной экономической политики, включая:

  • освоение новых районов промышленного развития;
  • вовлечение крупных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в хозяйственный оборот;
  • изменение специализации экономики регионов или отдельных зон в процессе структурной перестройки;
  • возникновение полюсов экономического роста, обладающих принципиальным значением в создании эффективной структуры экономики государства;
  • осуществление санации предприятий в необходимой степени, продукция которых должна удовлетворять государственные нужды;
  • становление и развитие объектов зональной и магистральной инфраструктуры;
  • создание и развитие объектов науки и научного обслуживания в регионах, которыми обеспечена реализация стратегических направлений в исследованиях и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программах;
  • сглаживание региональных диспропорций уровня жизни, оказания помощи населению в депрессивных регионах;
  • реализация государственной политики в области экологии в отношении проблем общегосударственного и межрегионального значения, а также сложные и требующие значительных ресурсов экологических проблем регионального характера.

На уровне регионов разработку и реализацию программ связывают с решениями таких проблем, как:

  • формирование новых, развитие и поддержание существующих прогрессивных производств, а также объектов производственной и социальной инфраструктуры, которые дают возможность реализации конкурентных преимуществ региона;
  • создание благоприятного общеэкономического фона функционирования и развития предприятий в регионе на основании развития законодательной и нормативной базы, а также создание благоприятного инвестиционного регионального климата;
  • развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального значения.

На уровне муниципалитета программно-целевой метод планирования связан с решением ряда проблем:

  • ликвидация диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, которая реализует локальные циклы воспроизведения;
  • помощь в развитии малого бизнеса;
  • комплексное усовершенствование местной законодательной и нормативной базы с целью стимулировать предпринимательскую деятельность населения в направлениях, являющихся приоритетными для рассматриваемой территории, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на активное развитие производственных и инфраструктурных объектов;
  • развитие объектов местной рыночной инфраструктуры;
  • развитие объектов социального назначения: школ, больниц, детских учреждений и пр.;
  • помощь в занятости населения, в том числе в вопросах переподготовки кадров, преодолении структурной безработицы и пр.

Экономическое развитие регионов в современном мире делает актуальной постановку новых проблем, решение которых связано с программно-целевым методом. К таким проблемам относят:

  • кластеризацию социально-экономического пространства в регионах, обеспечивающую их инновационное развитие;
  • становление импортозамещающих производств;
  • диверсификация экспортных производств;
  • изучение новых отраслей мировых рынков товаров и услуг;
  • развитие международного инвестиционного сотрудничества;
  • снятие дисбаланса расходных обязательств органов регионального и местного самоуправления с доходными возможностями субфедеральными и местными бюджетами.

Целевые программы как инструмент программно-целевого метода управления городом

Целевая программа представляет собой специально разработанный документ, который увязывает между собой имеющиеся в наличии и привлекаемые городом ресурсы с конкретными целями в социально-экономической, производственной, научной, организационной и иных отраслях публичного управления и сроками достижения таких целей посредством организации и реализации конкретных мероприятий, программ с указанием ответственных за достижение поставленных целей и эффективное расходование ресурсов субъектов.

Иными словами, целевая программа развития городской территории включают в себя следующие элементы:

  • приоритетные цели развития городской территории;
  • ресурсы, необходимые для реализации поставленных целей, в том числе имеющиеся в распоряжении города, и те, которые необходимо и возможно привлечь;
  • сроки, в которые должны быть решены актуальные задачи управления и достигнуты поставленные цели;
  • мероприятия программы, которые позволят в поставленные сроки решить задачи публичного управления;
  • субъекты, ответственные за эффективную реализацию программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Управление личностью в государственной и муниципальной службе (УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ)
  • Методы современной психологии управления, их краткая характеристика
  • Пошаговый алгоритм работы при интернет-бронировании номеров в гостинице (пример)
  • Макроэкономические модели: их сущность и классификация (Основная часть)
  • Организация финансов некоммерческих организаций (Содержание и функции финансов некоммерческих организаций)
  • Конституция РФ. Процесс принятия. Характерные особенности.
  • Расходные обязательства: порядок, основания возникновения
  • Источники формирования оборотных средств (Оборотные средства. Состав и структура оборотных средств)
  • Поколения беспроводных сетей 2G, 3G, 4G и их сравнение
  • Экономический кризис 90-х годов XX века в России и пути выхода из него.
  • Понятие правового государства. Правовое государство в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.
  • Развитие унификации и стандартизации документов (Основная часть)

Программно-целевое управление: особенности и сущность

В качестве центральной задачи государственного управления в России рассматривается обеспечение равных условий жизнедеятельности на всей территории страны. Решение этой задачи включает учет не только экономических, но и политических и социальных аспектов.

Российские условия развития государства обуславливают особые задачи такого подхода. Усилия государства, направленные на совершенствование механизма финансовых отношений, включающие в себя помощь субъектам федерации в настоящий момент не приводят к снижению ю сложившихся противоречий центральной власти и региональных властей, региональных властей и органов муниципального управления в отношении межбюджетных взаимодействий. В качестве основного принципа федерализма бюджетов рассматривается их формирование на уровне достаточности их величины для обеспечения эффективной реализации полномочий, закрепленных за разными уровнями власти.

Активное реформирование системы государственного и муниципального управления привело к замене административных методов плановой экономики экономическими. Стремление к построению рыночной экономики, тем не менее, не способно решить многие проблемы и трудности даже в рамках применения рыночного механизма. Современная рыночная экономика нуждается в усилении методов государственного регулирования в отношении отдельных сегментов рынка.

Эту задачу призван решить программно-целевой метод управления. Этот метод обеспечивает прямое плановое воздействие государства на экономику. Отказ от использования такого метода приводит к невозможности решения масштабных задач, направленных на структурную перестройку экономики российских субъектов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что без использования данного метода невозможно осуществить создание эффективного механизма, направленного на экономическое развитие территории с учетом особенностей этих территорий.

В основе программно-целевого подхода находится установление приоритетов развития территории в социально-экономическом плане, разработка мероприятий, направленных на обеспечение приоритетов этого развития в установленные сроки и с заданным уровнем эффективности при наличии определенных ресурсов.

Зарубежная практика государственного и муниципального управления показывает, что страны с развитой рыночной экономикой активно используют программно-целевой метод управления развитием территорий. Для США характерно применение данного метода практически на территории всей страны. Европейские страны, к примеру, Франция, используют данный метод в отношении кризисных территорий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: