Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Условия эффективной организации соревнования
Соревнование, применяемое в педагогической практике при работе с детьми, существенно отличается от соревнований, проходящих в иных видах деятельности, поэтому данный процесс должен быть организован особым образом.
Основными условиями реализации метода соревнования, позволяющими достичь необходимых результатов являются:
- Наличие педагогической идеи соревнования, ориентированной на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его индивидуальных показателей развития.
- Исходя из педагогической идеи, выбираются виды деятельности, в которых можно реализовать воплощение педагогической идеи.
- Объектами соревнования должны быть участники, обладающие примерно равными возможностями и идентичным потенциалом. Соревновательные мероприятия должны быть доступными для всех его участников.
- Соревнования должны давать равные возможности на победу для каждого участника.
- Достижение педагогической идеи должно способствовать развитию новой, более сложной и значимой, чтобы повышать результаты и качество образовательного и воспитательного процессов.
- Соревнование должно стать важным средством нравственного развития личности учащихся и воспитанников. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы развивать навыки взаимопомощи, оказания поддержки, радости к успехам товарищей, сострадания и милосердия.
- Подготовительный и итоговый этапы прохождения соревнования должны характеризоваться четкой последовательностью действий, координировать деятельность всех его участников и иметь регламент построения взаимодействия между ними.
- В детском коллективе должны быть организованы разнообразные виды соревнований. Это необходимо для того, чтобы дать каждому учащемуся возможность реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность.
- Соревнование должно носить гласный, открытый характер. Каждый участник должен быть осведомлен о ходе его прохождения и итогах.
- Итоги соревнования должны подводится таким образом, чтобы разить новые стимулы для принятия участия в соревновательной деятельности, желание развиваться и стремление достичь больших высот, совершенствовать свои навыки и способности в данном направлении деятельности.
Особенности игрового метода
Замечание 1
Игровой метод – это один из методов физического воспитания, в основе которого лежит упорядоченная игровая деятельность, реализуемая в соответствии с определенным образным или условным сюжетом. Игра всегда имеет свой замысел, собственный план, в котором предполагается достижение определенной цели многими способами, преимущественно дозволенными и прописанными в правилах игры.
Ситуация в игре может постоянно меняться, но и эти развития событий должны быть учтены при организации игрового метода физических нагрузок. Практически все сценарии должны быть прописаны, спонтанное течение игры во время занятий может привести к определенным негативным последствиям. Игровой метод не автономен, но всегда связан с общепринятыми играми. Например:
- Игра в хоккей;
- Бадминтон;
- Волейбол.
Также игры связаны с любыми физическими упражнениями, такими как бег, прыжки, метание предметов. Широко используется игровой метод для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в этот период воспринимают все как игру, они не могут вовлекаться в какие-то более серьезные процессы, игра для них – это самый идеальный вариант. Таким образом, они социализируются, начинают активно включаться в процессы коммуникаций, учатся определенным правилам и восприятию ограничений.
Игра выступает в качестве некоего общественного явления. Она выходит далеко за пределы физического воспитания, и даже за пределы всего воспитания в целом. Игра возникла на ранних этапах истории, и развивалась она совместно с культурой общества. В свое время игра служил удовлетворению определенных потребностей, и служит по сей день. Однако у игрового метода помимо достоинств имеются и свои недостатки. Например, во время игры очень сложно оценить и дозировать физическую нагрузку, способы достижения целей очень разнообразны, и вместе с тем они могут привести к тому, что правила самих игр очень сильно нарушаются, тем не менее игровой метод используют очень часто.
Основные характерные черты игрового метода:
- Сюжетная и ролевая основа. В игре всегда есть определенный сюжет, развитие событий, и есть также различные роли, которые помогают ребенку или более взрослому человеку взять на себя новую ответственность, новые возможности для проявления самого себя;
- Отсутствие жесткой регламентации действий – это игра, и здесь порой отсутствуют серьезные правила, ограничивающие человека. Общая линия поведения прописана, но в целом в игре можно делать практически все, что угодно;
- Эмоциональность – это одно из преимуществ игры, ведь человек может проявлять любые эмоции, он может также вовлекаться в различные межличностные и межчеловеческие отношения, такие как взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество, соперничество и борьба. Но все это должно обязательно оставаться только в рамках игры;
- Изменчивость условий – это значит, что в игре сложно запрограммировать то, чем она закончится и как она может протекать. Собственно говоря, могут быть определенные тактически установки и правила, но в остальном условия могут меняться в любую секунду. Особенность игрового метода состоит в том, что каждое занятие уникально, не похоже на все остальные.
Использование соревнования в качестве воспитательного средства
Определение 1
Соревнование – это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству в учащихся, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.
Соревнование применяется и в качестве метода педагогического воздействия и, как средство, посредством применения которого организуются разнообразные виды деятельности учащихся. Воспитание в духе соревнования должно быть грамотно организовано, поскольку, не эффективно превращать стремление к соперничеству в самоцель. Оно должно помочь воспитать инициативность и способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Соревнование активно применяется в личностно-ориентированном подходе, поскольку оно нацелено на подчеркивание индивидуальных особенностей развития учащихся.
Применение метода соревнования в педагогике способствует эффективному разрешению приоритетных воспитательных задач. Оно стимулирует детей на выполнение конкретных видов деятельности, увлекает их и делает их деятельность более интересной и эмоционально насыщенной, что в итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и позволяет достичь более продуктивных результатов.
Соревнование развивает навыки требовательного отношения к собственной личности, стремление к развитию ее важных качеств и непрерывному совершенствованию своих навыков. Также, повышается степень требовательности к другим людям и навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки.
Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности учебного коллектива. В основе метода лежит сравнение свойств характера, объемов той или иной деятельности, степени развитости определенного навыка, учет результатов проделанной работы.
Проведение соревнования возможно в том случае, если происходит оценка роста показателей развития учащихся и коллектива т.е. сравниваются данные, которые были ранее и показатели на текущий временной момент, что оценить наличие прогресса или регресса в развитии. Если сравнение производить по видам деятельности, то они должно быть сопоставимы между собой и подвержены возможности их адекватного и продуктивного сравнения. Невозможно сравнивать суммарные результаты различных видов деятельности и усредненные показатели уровня освоения знаний и навыков.
Метод соревнования применяется в том случае, если учебно-воспитательное учреждение должно выполнить деятельность, несущую социальную значимость и для ее реализации, развитии стимулов к ее осуществлению не подходят иные методики. Кроме того, соревнование активно применяется в спортивных направлениях воспитательной работы, а также в трудовой деятельности, при наличии возможности сравнивать ее итоги в количественном выражении.
Структура метода соревнования
По своему составу, метод соревнования основывается на следующих компонентах:
- Определение характера соревновательной деятельности, ее временного периода и места проведения, а также непосредственных участников соревновательной деятельности.
- Целевое назначение реализации метода.
- Показатели, отражающие итоги реализации метода. Необходимо выбрать, какие параметры будут браться в расчет при оценке эффективности реализации метода.
- Стадии прохождения соревнования.
- Подведение итогов прохождения соревнования, включая круг лиц, ответственных за его реализацию и выполнение контрольной проверки.
- Применение методов педагогического воздействия, отвечающих итогам соревнования: поощрение, вручение наград похвала, выражение недовольства и т.д.
Соревновательный метод воспитания
Помимо игрового метода большой популярностью пользуется и так называемый соревновательный метод. Это способ выполнения физических и спортивных упражнений в форме соревнований. Обязательное условие такого метода состоит в очень тщательной подготовке всех, кто занимается, к выполнению упражнений. Соревнования могут носить любительский и профессиональный характер, но в любом случае к ним необходимо готовиться заранее.
В физкультуре и физическом воспитании соревновательный метод используется и как элементарный метод, и в более развернутой форме. В первом случае, если говорить об элементарных формах, то данный метод выражается в использовании соревновательного начала для стимуляции интереса, для мотивации к выполнению определенных упражнений, а во втором случае соревновательный метод используется уже как более обоснованная и самостоятельная форма. Это могут быть разного рода соревнования: зачетные и контрольные, официальные спортивные соревнования, где на кону стоит определенный приз, победа, звание или признание со стороны спортивного сообщества.
Соревновательный метод открывает массу возможностей. Во-первых, этот метод активно стимулирует проявление двигательных способностей индивида и влияет на уровень его развития. Соревновательный метод, во-вторых, позволяет выявлять качества владения определенными действиями и оценивать качество владения на практике. В-третьих, этот метод обеспечивает максимальную физическую нагрузку на организм, однако эта нагрузка не может быть той допустимой, в рамках которой человеку будет максимально комфортно, он будет чувствовать себя в безопасности, его организм не будет испытывать серьезных перегрузов. Также соревнования способствуют развитию волевых качеств, когда человек учится выдерживать серьезные нагрузки, когда он имеет возможность достигать своих целей и при этом не сдаваться на полпути.
Если сравнивать этот метод с другими методами в физкультуре, то соревновательный метод отличается тем, что в его рамках спортсмену или занимающемуся человеку предъявляют более высокие требования к возможностям его организма. Эти требования способствуют эффективному развитию человека, но при этом зачастую соревновательный метод больше подходит тем, кто имеет планы на дальнейшую профессиональную спортивную карьеру. В рамках подготовки новичков или любителей, а также при введении соревновательного метода в спортивную практику учащихся эти требования снижаются и упрощаются, что дает возможность человеку испытать себя в соревнованиях, но при этом не снизить свою мотивацию в случае отставания. В целом, соревновательный метод приветствуется, он считается одним из самых классических и эффективных в рамках физкультуры и спорта.