Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом

Соревновательный метод тренировки

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Условия эффективной организации соревнования

Соревнование, применяемое в педагогической практике при работе с детьми, существенно отличается от соревнований, проходящих в иных видах деятельности, поэтому данный процесс должен быть организован особым образом.

Основными условиями реализации метода соревнования, позволяющими достичь необходимых результатов являются:

  1. Наличие педагогической идеи соревнования, ориентированной на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его индивидуальных показателей развития.
  2. Исходя из педагогической идеи, выбираются виды деятельности, в которых можно реализовать воплощение педагогической идеи.
  3. Объектами соревнования должны быть участники, обладающие примерно равными возможностями и идентичным потенциалом. Соревновательные мероприятия должны быть доступными для всех его участников.
  4. Соревнования должны давать равные возможности на победу для каждого участника.
  5. Достижение педагогической идеи должно способствовать развитию новой, более сложной и значимой, чтобы повышать результаты и качество образовательного и воспитательного процессов.
  6. Соревнование должно стать важным средством нравственного развития личности учащихся и воспитанников. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы развивать навыки взаимопомощи, оказания поддержки, радости к успехам товарищей, сострадания и милосердия.
  7. Подготовительный и итоговый этапы прохождения соревнования должны характеризоваться четкой последовательностью действий, координировать деятельность всех его участников и иметь регламент построения взаимодействия между ними.
  8. В детском коллективе должны быть организованы разнообразные виды соревнований. Это необходимо для того, чтобы дать каждому учащемуся возможность реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность.
  9. Соревнование должно носить гласный, открытый характер. Каждый участник должен быть осведомлен о ходе его прохождения и итогах.
  10. Итоги соревнования должны подводится таким образом, чтобы разить новые стимулы для принятия участия в соревновательной деятельности, желание развиваться и стремление достичь больших высот, совершенствовать свои навыки и способности в данном направлении деятельности.

Особенности игрового метода

Замечание 1

Игровой метод – это один из методов физического воспитания, в основе которого лежит упорядоченная игровая деятельность, реализуемая в соответствии с определенным образным или условным сюжетом. Игра всегда имеет свой замысел, собственный план, в котором предполагается достижение определенной цели многими способами, преимущественно дозволенными и прописанными в правилах игры.

Ситуация в игре может постоянно меняться, но и эти развития событий должны быть учтены при организации игрового метода физических нагрузок. Практически все сценарии должны быть прописаны, спонтанное течение игры во время занятий может привести к определенным негативным последствиям. Игровой метод не автономен, но всегда связан с общепринятыми играми. Например:

  1. Игра в хоккей;
  2. Бадминтон;
  3. Волейбол.

Также игры связаны с любыми физическими упражнениями, такими как бег, прыжки, метание предметов. Широко используется игровой метод для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в этот период воспринимают все как игру, они не могут вовлекаться в какие-то более серьезные процессы, игра для них – это самый идеальный вариант. Таким образом, они социализируются, начинают активно включаться в процессы коммуникаций, учатся определенным правилам и восприятию ограничений.

Игра выступает в качестве некоего общественного явления. Она выходит далеко за пределы физического воспитания, и даже за пределы всего воспитания в целом. Игра возникла на ранних этапах истории, и развивалась она совместно с культурой общества. В свое время игра служил удовлетворению определенных потребностей, и служит по сей день. Однако у игрового метода помимо достоинств имеются и свои недостатки. Например, во время игры очень сложно оценить и дозировать физическую нагрузку, способы достижения целей очень разнообразны, и вместе с тем они могут привести к тому, что правила самих игр очень сильно нарушаются, тем не менее игровой метод используют очень часто.

Основные характерные черты игрового метода:

  1. Сюжетная и ролевая основа. В игре всегда есть определенный сюжет, развитие событий, и есть также различные роли, которые помогают ребенку или более взрослому человеку взять на себя новую ответственность, новые возможности для проявления самого себя;
  2. Отсутствие жесткой регламентации действий – это игра, и здесь порой отсутствуют серьезные правила, ограничивающие человека. Общая линия поведения прописана, но в целом в игре можно делать практически все, что угодно;
  3. Эмоциональность – это одно из преимуществ игры, ведь человек может проявлять любые эмоции, он может также вовлекаться в различные межличностные и межчеловеческие отношения, такие как взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество, соперничество и борьба. Но все это должно обязательно оставаться только в рамках игры;
  4. Изменчивость условий – это значит, что в игре сложно запрограммировать то, чем она закончится и как она может протекать. Собственно говоря, могут быть определенные тактически установки и правила, но в остальном условия могут меняться в любую секунду. Особенность игрового метода состоит в том, что каждое занятие уникально, не похоже на все остальные.

Использование соревнования в качестве воспитательного средства

Определение 1

Соревнование – это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству в учащихся, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.

Соревнование применяется и в качестве метода педагогического воздействия и, как средство, посредством применения которого организуются разнообразные виды деятельности учащихся. Воспитание в духе соревнования должно быть грамотно организовано, поскольку, не эффективно превращать стремление к соперничеству в самоцель. Оно должно помочь воспитать инициативность и способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Соревнование активно применяется в личностно-ориентированном подходе, поскольку оно нацелено на подчеркивание индивидуальных особенностей развития учащихся.

Применение метода соревнования в педагогике способствует эффективному разрешению приоритетных воспитательных задач. Оно стимулирует детей на выполнение конкретных видов деятельности, увлекает их и делает их деятельность более интересной и эмоционально насыщенной, что в итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и позволяет достичь более продуктивных результатов.

Соревнование развивает навыки требовательного отношения к собственной личности, стремление к развитию ее важных качеств и непрерывному совершенствованию своих навыков. Также, повышается степень требовательности к другим людям и навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки.

Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности учебного коллектива. В основе метода лежит сравнение свойств характера, объемов той или иной деятельности, степени развитости определенного навыка, учет результатов проделанной работы.

Проведение соревнования возможно в том случае, если происходит оценка роста показателей развития учащихся и коллектива т.е. сравниваются данные, которые были ранее и показатели на текущий временной момент, что оценить наличие прогресса или регресса в развитии. Если сравнение производить по видам деятельности, то они должно быть сопоставимы между собой и подвержены возможности их адекватного и продуктивного сравнения. Невозможно сравнивать суммарные результаты различных видов деятельности и усредненные показатели уровня освоения знаний и навыков.

Метод соревнования применяется в том случае, если учебно-воспитательное учреждение должно выполнить деятельность, несущую социальную значимость и для ее реализации, развитии стимулов к ее осуществлению не подходят иные методики. Кроме того, соревнование активно применяется в спортивных направлениях воспитательной работы, а также в трудовой деятельности, при наличии возможности сравнивать ее итоги в количественном выражении.

Структура метода соревнования

По своему составу, метод соревнования основывается на следующих компонентах:

  1. Определение характера соревновательной деятельности, ее временного периода и места проведения, а также непосредственных участников соревновательной деятельности.
  2. Целевое назначение реализации метода.
  3. Показатели, отражающие итоги реализации метода. Необходимо выбрать, какие параметры будут браться в расчет при оценке эффективности реализации метода.
  4. Стадии прохождения соревнования.
  5. Подведение итогов прохождения соревнования, включая круг лиц, ответственных за его реализацию и выполнение контрольной проверки.
  6. Применение методов педагогического воздействия, отвечающих итогам соревнования: поощрение, вручение наград похвала, выражение недовольства и т.д.

Соревновательный метод воспитания

Помимо игрового метода большой популярностью пользуется и так называемый соревновательный метод. Это способ выполнения физических и спортивных упражнений в форме соревнований. Обязательное условие такого метода состоит в очень тщательной подготовке всех, кто занимается, к выполнению упражнений. Соревнования могут носить любительский и профессиональный характер, но в любом случае к ним необходимо готовиться заранее.

В физкультуре и физическом воспитании соревновательный метод используется и как элементарный метод, и в более развернутой форме. В первом случае, если говорить об элементарных формах, то данный метод выражается в использовании соревновательного начала для стимуляции интереса, для мотивации к выполнению определенных упражнений, а во втором случае соревновательный метод используется уже как более обоснованная и самостоятельная форма. Это могут быть разного рода соревнования: зачетные и контрольные, официальные спортивные соревнования, где на кону стоит определенный приз, победа, звание или признание со стороны спортивного сообщества.

Соревновательный метод открывает массу возможностей. Во-первых, этот метод активно стимулирует проявление двигательных способностей индивида и влияет на уровень его развития. Соревновательный метод, во-вторых, позволяет выявлять качества владения определенными действиями и оценивать качество владения на практике. В-третьих, этот метод обеспечивает максимальную физическую нагрузку на организм, однако эта нагрузка не может быть той допустимой, в рамках которой человеку будет максимально комфортно, он будет чувствовать себя в безопасности, его организм не будет испытывать серьезных перегрузов. Также соревнования способствуют развитию волевых качеств, когда человек учится выдерживать серьезные нагрузки, когда он имеет возможность достигать своих целей и при этом не сдаваться на полпути.

Если сравнивать этот метод с другими методами в физкультуре, то соревновательный метод отличается тем, что в его рамках спортсмену или занимающемуся человеку предъявляют более высокие требования к возможностям его организма. Эти требования способствуют эффективному развитию человека, но при этом зачастую соревновательный метод больше подходит тем, кто имеет планы на дальнейшую профессиональную спортивную карьеру. В рамках подготовки новичков или любителей, а также при введении соревновательного метода в спортивную практику учащихся эти требования снижаются и упрощаются, что дает возможность человеку испытать себя в соревнованиях, но при этом не снизить свою мотивацию в случае отставания. В целом, соревновательный метод приветствуется, он считается одним из самых классических и эффективных в рамках физкультуры и спорта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: