Учение фомы аквинского об истине кратко

Теория двойственной истины

Создавая бесконечность

В XIII веке богословы погрузились в яростный спор о природе мироздания — существовала ли Вселенная всегда или она была создана в определенный момент. Эти споры продолжаются и сегодня, но Фома Аквинский был уверен, что он нашел ответ на этот вопрос.

Он был не только священником, он был философом-схоластом, а неиссякаемыми источниками вдохновения для него служили христианская доктрина и учение Аристотеля. Аристотель утверждал, что Вселенная существовала всегда и не было бы момента, когда бы ее здесь не было. Однако книга Творения описывает процесс создания мира Богом. Так какая же концепция верна? Философы-схоласты были согласны с Аристотелем, но это приводило их к расхождениям с официальной религиозной доктриной — что не очень-то поощрялось в Средние века. В любом случае, древние философы нашли изъян в доводах Аристотеля. Возможно ли, что великий Стагирит ошибался?

Аргумент, опровергающий концепцию вечной Вселенной, звучал примерно так: Аристотель утверждал, что Вселенная будет существовать бесконечное количество дней и уже существует столько же. В Древней Греции бесконечность была сложной темой: настоящая бесконечность, предполагающая одновременное существование бесконечного числа вещей, считалась непостижимой человеческим разумом и оставалась в ведении богов, и таким образом получалось, что Аристотель признал это невозможным.

Аристотель, умерший задолго до пришествия Иисуса на землю, ничего не знал о концепции Святой троицы. Но Фома Аквинский замечал, что это не значит, что он не согласился бы с этой идеей.

Аквинат разрушил это противостояние Аристотелю. Бог всемогущ, значит, ему совершенно по силам создать вечную Вселенную. Он создал ее в какой-то момент времени в прошлом, как и утверждают Библия и другие священные книги, но Бог дал ей бесконечное прошлое и бесконечное будущее. И поэтому уже в момент творения Вселенная всегда существовала и не было времени, когда бы ее не было, как и утверждал Аристотель. Логическое искусство Фомы Аквинского позволило признать обе точки зрения абсолютно правильными!

Аристотелизм

Философия Аристотеля повлияла на работу многих поколений философов. Фома Аквинский давал простое разъяснение в тех случаях, когда учение Аристотеля противоречило христианским догмам: Бог создал Аристотеля, поэтому его идеи не могли быть ложными. Они только кажутся противоречащими слову Божьему, потому что Аристотель жил задолго до Христа, и поэтому ему не было дано откровение Божье.

Учение о материи

Несмотря на то что Фома Аквинский стремился примирить веру и знание, мистический путь познания он считал более значимым. Если в каких-то положениях между верой и разумом возникают противоречие, значит, ошибается разум, потому что вера, основанная на Божественном откровении, ошибаться не может. Но чаще всего, считал философ, противоречия возникают не оттого, что философия ошибается, а оттого, что философы не могут правильным образом применить разум к религии, то есть выполнить свою главную задачу.

Сам Фома Аквинский умел использовать достижения философии для объяснения вопросов мироздания, не вступая при этом в противоречия с религиозным учением. Для объяснения бытия он во многом использовал теорию Аристотеля о форме и материи. Каждая реально существующая вещь — это единство формы и материи. Материя сама по себе безлична, объекты существуют лишь благодаря форме. Форма — причина возникновения всего. Индивидуальность вещей и явлений появляется в результате соединения начального принципа формы и постоянно колеблющейся, неустойчивой материи.

Пять доказательств бытия Бога

Соединив учение Аристотеля с христианской доктриной, Фома Аквинский предложил городу и миру QUINQUE VIAE — пять доказательств бытия Бога. Эти доказательства должны были стать эмпирическим способом постижения религии, устраняя потребность в духовном откровении.

  1. Доказательство через движение
  2. Доказательство через производящую причину
  3. Доказательство через необходимость
  4. Доказательство от степеней бытия
  5. Доказательство через целевую причину

Пять доказательств вытекают из вопроса о происхождении Вселенной. Если вы можете ответить на этот вопрос, вы познаете природу Бога, ну или что-то в этом роде, утверждал Аквинат. Вселенная, объяснял он, это последовательность постоянных изменений и движения, струна причин и следствий, и первое доказательство тому — недвижимый движитель, некий первый движущий, который не движим ничем и никем.

  • Культурология 20 века кратко

      

  • Зачем молчалин принимает вид любовника софьи кратко

      

  • Стиль в литературе это кратко

      

  • Виды ахд и их классификация кратко

      

  • География канады очень кратко

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Общественное устройство

Так же, как и Аристотель, Фома Аквинский был уверен, что человек — существо общественное и не может жить вне государства. Цель государства, считал он, не только в создании благоприятных условий жизни для граждан, но и в укреплении добродетели и религиозности. Исследуя политическую науку, начало которой было положено еще в античные времена, философ выделяет шесть видов управления государством. Справедливыми формами общественного устройства Фома Аквинский считает монархию, аристократию и полисную систему, подобную той, что существовала в Древней Греции. Среди несправедливых форм он называет тиранию, олигархию и демократию.

Какой же из способов правления наилучший? Фома Аквинский уверен, что это монархия, потому что она ближе всего к форме Божественного устройства мира. Правильное развитие общества, его движение к благу и к Богу лучше всего осуществляется, если управление исходит из одного источника.

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ

Страница 1 из 20

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ, двойная истина, двойственная истина, «двух истин» теория – концепция, согласно которой то, что истинно с точки зрения богословия, может быть не истинным с точки зрения философии и наоборот; термин, служащий для обозначения возникшего в Средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие друг с другом. Важнейшей проблемой западноевропейской средневековой философии, которая в целом может рассматриваться как опыт рационального  осмысления Священного Писания, является проблема соотношения разума и религиозной веры. Специфическое решение этой проблемы у каждого из средневековых философов и на протяжении каждого из относительно стабильных периодов её существования позволяет понять своеобразие западноевропейской средневековой философии по сравнению с античной и новоевропейской философией и увидеть её единый «сюжет». В истории средневековой философии становлению теории двойственной истины как определённому способу решения проблемы соотношения разума и веры предшествовали характерные для первых веков христианства представления о неизбежности конфликта между разумом и верой и ставшая нормативной для западноевропейского Средневековья от Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.) до Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.) концепция союза разума и веры под водительством веры. Возникновение теории двойственной истины пришлось на конец XIII в. и оказалось значимым этапом эволюции средневековой философии, поскольку она дала импульс поискам обоснования автономности философии (и рационального познания вообще) в религиозной культуре эпохи, что, в конце концов, предопределило исход и того стиля философствования, за которым закрепилось название «средневековая философия». Теория двойственной истины существенно повлияла на последние великие философские концепции Средневековья – учения Иоанна Дунса Скота (1266–1308 гг.) и Уильяма Оккама (около 1285 – 1347 гг.), пытавшихся уточнить предмет философии (значительно сужая его при этом) и тем самым избежать необходимости объяснять возникновение противоречий между философией и теологией, в которых прежде зачастую обсуждались одни и те же вопросы. Становление и распространение теории двойственной истины в Западной Европе происходило под влиянием роста интереса к философии Аристотеля и той её интерпретации, которую предложили арабские философы, и прежде всего Аверроис (1126–1198 гг.). В приверженности теории двойственной истины не без основания подозревались участники зародившегося в 1260 гг. в Парижском университете интеллектуального движения так называемых «латинских аверроистов» – философов с факультета искусств, не имевших лицензии на преподавание теологических дисциплин: Сигер Брабантский (около 1240 – около 1282 гг.), Боэций Датский (Дакийский; около 1230 – после 1270 гг.), Бернье де Нивель и др.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Историческое значение философского учения Фомы Аквинского.

Достаточно всеохватывающее философско- богословское учение Фомы Аквинского явилось одним из высших достижений в развитии схоластики. За заслуги перед католической церковью, выразившиеся в адаптации аристотелевской философии к христианскому богословию, он был в 1323 г. на очередном Вселенском соборе причислен к лику святых. Его учение и в наше время выступает как ведущее направление католической теологии, поскольку официальной теологией Ватикана является неотомизм – модернизированная версия взглядов Ф.Аквинского. Что же касается его сугубо философских взглядов, то они представляют лишь историческую ценность, как и вся схоластика в целом.

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Заключение

Одним из наиболее ярких 
проявлений свободомыслия средневековья  было учение о «двойственной истине».
Оно сыграло важную роль в освобождении
философии и науки от засилья религии
и церкви. Согласно этому учению, богословие
и философия достигают истины различными
путями и могут противоречить друг другу. За
философией, таким образом, признавалось
право приходить к выводам, противоречащим
богословию. В эпоху безраздельного господства
религиозного мировоззрения концепция
«двойственной истины», отразившая реальные
противоречия между философией, с одной
стороны, и теологией — с другой, ограничивала
область религии и расширяла сферу науки,
отстаивала независимость науки философии
от религии.

Одним из первых философов,
выдвинувших идею «двойственной 
истины», был Аверроэс (Ибн-Рошд) (1126—1198).
Правда, Аверроэс утверждал, что в конечном счете истины и теологии
и философии должны привести к богу. Учение
о «двойственной истине» выражено у западноевропейских
(латинских) аверроистов, в частности у
Сигера Брабантского (1240—1282), который
развивал антихристианские идеи, осужденные
церковью.

Законченный вид учению
о «двойственной истине» придал
Уильям Оккам (ок. 1300—1349), выдвинувший 
идею, что знание не имеет никакого
отношения к вере, религия — 
к философии, поскольку это две 
совершенно различные области. Религиозные 
догматы могут быть только объектом веры, но не знания.
Это учение, освобождая философию от служения
теологии, расчищало путь научному исследованию
явлений природы. Церковь преследовала
сторонников концепции «двойственной
истины» (в 1277 г. было осуждено учение Сигера,
сам он был убит), противопоставляла ей
учение Фомы Аквинского о гармонии веры
и разума, философии и религии.

Опираясь на учение о 
«двойственной истине», передовые 
мыслители средневековья выдвинули 
против религии ряд атеистических 
по своей сущности идей: вечности и бесконечности мира, смертности
человеческой души, бессмысленности религиозных
обрядов и таинств.

Историко-философское 
значение теории двойственной истины
заключалось в том, что под 
видом примирения науки и религии 
утверждалась ошибочная идея невозможности их конструктивного взаимодействия.

Список использованной
литературы

1. Дмитрий Гусев. Краткая история философии. СПб. Издательство
НЦ ЭНАС, 2003 г.

2. Касавин И.Т.. Энциклопедия эпистемологии
и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»,
2009.

3. Кохановский В. П., Яковлев В. П.. История
философии. Учебник для высших учебных
заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: