Теория социальной стратификации питирима сорокина

Теория социальной мобильности питирима сорокина

Специфика и структура межчеловеческого взаимодействия

Согласно Питириму Сорокину социальное взаимодействие требует:

  • наличия малого или большого количества субъектов для выгодного взаимодействия;
  • актов, благодаря которым возможно то или иное взаимодействие;
  • проводников, что будут передавать действия между индивидами.

Именно все эти факторы, объединенные вместе, образуют структуру социального взаимодействия, а причинно-функциональная зависимость порождает коллективное единство или коллективную индивидуальность. Сорокин проводит изучение, полагаясь на космическо-географические, биолого-физиологические и социально-психические факторы.

В завершении всей структуры социального взаимодействия ученый назвал трехуровневую иерархию:

Сорокин проводит прямую связь между классами и социальной системой, включая тесную взаимосвязь между социогрупповой динамикой и стратификацией. А теория стратификации является методом определения положения социальных групп в обществе.

Полагаясь на собственное изучение и классы П. Сорокин получил весьма предсказуемый результат, который заключается в расслоении общества и глубоком неравенстве индивидов. При чем социологом отмечалась социальная мобильность, что имела два направления – горизонтальное и вертикальное.

Таким образом, в ходе изучений П. Сорокин выявил причины организации человеческих взаимоотношений, где получил следующие критерии интеракции:

  1. Интеракция семейного типа.
  2. Интеракция договорного типа.
  3. Интеракция принудительного типа.
  4. Смешанная интеракция.

Понятие социальной мобильности

Как мы уже знаем, есть три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.

Виды социальной мобильности:

  1. Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.

  2. Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.

  3. Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.

  4. Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.

  5. Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.

  6. Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером.

Рассмотрим в таблице, что значит социальная мобильность для отдельного человека и для общества в целом.

Позитивное значение Отрицательные последствия
Для человека
  • реализация личностных качеств человека;
  • формирование реалистичной самооценки;
  • выбор более реальных целей;
  • появление возможностей для создания новых групп, идей, опыта.
  • индивид теряет свою групповую принадлежность, становится маргиналом, ему нужно приспособиться к новой группе;
  • проявление напряжения в отношениях с другими людьми.
Для общества в целом
  • прекращается застой в социальной структуре общества, происходит обновление элиты;
  • способствует интеллектуальному и научному прогрессу, формирует новые ценности и социальные движения;
  • общество освобождается от устаревших элементов.
  • повышает социальную напряженность, вызывает конфликты;
  • дестабилизирует общество;
  • происходит разрыв социальных связей.

Сорокин в эмиграции

В условиях НЭПа Ленин ужесточил контроль за всеми общественными дисциплинами и отстранил всю «буржуазную профессуру», начались аресты научной интеллигенции.

Замечание 3

НЭП – новая экономическая политика, проводилась в 1920-х гг. в Советской России и СССР.

Ленин очень жёстко выступил против П. Сорокина, назвал его растлителем, указав на то, что ему не место в стране, в итоге согласно постановлению Коллегии ГПУ Сорокин был выслан из Петрограда в Берлин, после какое-то время жил в Праге.

В 1923 году выехал в США, где читал лекции в разных колледжах и университетах. Через несколько лет Сорокин принял американское гражданство, позже основал социологический факультет в Гарвардском университете, которым руководил до1942 года.

После того как Сорокин был выслан из России он сосредоточил свои интересы на общих вопросах социологии и рассматривал социальную жизнь как сложную систему, разрабатывал концепцию социокультурной динамики, согласно которой каждый тип культуру циклически сменяется на другой и имеет свои законы развития.

Главная идея П. Сорокина как социолога это сама идея интегрализма, где социологическое знание будет развиваться в сторону создания общей теории структуры и динамики разных социокультурных систем, а противоречивое множество социокультурных систем в будущем будет видоизменяться в своего рода интегральный социокультурный строй.

В конце жизни Сорокин предположил, что социология в скором времени перейдёт на новый этап синтеза, когда другие теории будут меняться и интегрировать в теории социологии.

Краткая биография

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте

Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием

Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

  • Требования по охране труда к применению лестниц площадок трапов кратко

      

  • Унитарное государство это примеры кратко эссе

      

  • Выделите условия предопределяющие успешность планирования работы в доу

      

  • Кратко опишите основные функции masteropc tuneller

      

  • История фигурного катания кратко для детей презентация

Краткая биография

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте

Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием

Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Питирим Сорокин (1889-1968) – выдающий социолог XX века, живший в России и США. На взгляды Сорокина большое влияние оказали труды социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, М. М. Ковалевского и других.Сам Сорокин считал себя учеником М. М. Ковалевского, в последние годы его жизни Сорокин был его личным секретарем.

Питирим Сорокин является автором 40 книг, которые много раз переиздавались в Европе и Америке. Также его труду принадлежит большое количество статей и очерков. Работы Сорокина были переведены на 48 языков мира. Знаменитыми работами русского периода жизни Сорокина были «Главнейшие теории прогресса в современной социологии» (1911), «Границы и предмет социологии» (1913), «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» (1917), «Социальная аналитика и социальная механика: краткое содержание цикла лекций» (1919), «Общедоступный учебник по социологии» (1920), двухтомная «Система социологии» (1920) и другие. Величайшими трудами американского периода были работы «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928),»Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Американская сексуальная революция» (1956) и другие.

Типы общностей

Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

  • Первый тип — «элементарные» группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
  • Второй тип — комбинации элементарных групп. Это взаимодействия, которые обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
  • Третий тип — «кумулятивные» группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

  • закрытые (пол, раса, нация);
  • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
  • полузакрытыми (класс, сословие).

Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность через борьбу классов за власть. На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой «кумулятивную» группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

Сорокин выделил четыре основных класса:

  • крестьяне;
  • пролетариат;
  • землевладельцы;
  • капиталисты.

Классы он объединил в две кумулятивные группы:

  1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
  2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

Типы общностей

Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

  • Первый тип — «элементарные» группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
  • Второй тип — комбинации элементарных групп. Это взаимодействия, которые обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
  • Третий тип — «кумулятивные» группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

  • закрытые (пол, раса, нация);
  • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
  • полузакрытыми (класс, сословие).

Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность через борьбу классов за власть. На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой «кумулятивную» группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

Сорокин выделил четыре основных класса:

  • крестьяне;
  • пролетариат;
  • землевладельцы;
  • капиталисты.

Классы он объединил в две кумулятивные группы:

  1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
  2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).

Социальную мобильность регулируют социальные «ситы» («фильтры») и социальные «лифты» («каналы социальной циркуляции»). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп:

  • простые — объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный, правовой и т.д.).

Направления интегральной социологии

Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы. От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля — идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию, в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

«Интегрализм» социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

  • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;
  • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;
  • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;
  • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

  • «космосоциологическое» направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;
  • «биосоциологическое» направление, рассматривающее общество как биологический организм;
  • «социомеханическое» направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;
  • «социопсихологическое» направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;
  • «социокультурное» направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса «цикличности» или «круговорота» различных культуры.

Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно «дает нам действительную социологию в точном значении понятия».

Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

  • теоретическая (общая) социология;
  • практическая (прикладная).

Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

  • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);
  • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);
  • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни).

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).

Социальную мобильность регулируют социальные «ситы» («фильтры») и социальные «лифты» («каналы социальной циркуляции»). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп:

  • простые — объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный, правовой и т.д.).

Социальное взаимодействие

Сорокин трактовал социологию как науку о поведении людей, находящихся в социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие, по Сорокину, представляет собой социальную связь между индивидами и социальными группами, которая имеет психическую природу.

Социальное взаимодействие имеет следующие компоненты:

  • субъекты взаимодействия (индивиды, социальные группы);
  • объективированные ценности (предметы материальной культуры);
  • ценностные значения и нормы (образцы поведения индивидуального или группового сознания);
  • «проводники» взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, деньги, произведения искусства и т.д.

Сорокин классифицировал социальные взаимодействия по следующим основаниям:

1. По субъекту взаимодействия:

  • между двумя индивидами;
  • между индивидом и социальной группой;
  • между социальными группами.

2. По характеру взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;
  • индивидуальные и массовые;
  • организованные и спонтанные;
  • простые и сложные;
  • стандартные и шаблонные;
  • мгновенные и продолжительные;
  • слабые и интенсивные;
  • солидаристические и антагонистические;
  • идейные и волевые.

3.В зависимости от природы проводника:

  • механические, тепловые;
  • звуковые,светозвуковые.

Сорокин считал, что социальные взаимодействия позволяют объяснять социальные отношения, социальные явления и процессы. В основе социального взаимодействия находятся социальные акты. Социальные акты определяются базовыми инстинктами людей (сексуальными, пищеварительными, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения).

Сорокин разделил социальные акты на:

Сорокин изучал различные поступки и поведение людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах в различные исторические эпохи оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда прямо противоположных. Общественным санкциям Сорокин отводил одну из главных ролей в социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

Сорокин полагал, что понять причины возникновения социального целого можно только при непосредственном учете факторов, которые объединяют людей в целое общество. Наиболее важными механизмами социальной интеграции являются следующие факторы:

  • биолого-физиологическая социализация (импульсы, инстинкты, потребности и стимулы). Эта социализация заставляет людей вступать во взаимодействие;
  • космическо-географическая социализация индивидов (климат, территория), которая является определяющей в отношении человеческого взаимодействия в обществе;
  • психологическая социализация (подражание, внушение, эмоционально-интеллектуальные контакты).

По мнению Сорокина данные факторы в своей совокупности представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений. Но в некоторых случаях приводят к распаду коллективов. Основой социальной интеграции является единство вокруг норм, группового разума, ценностей, национального духа, целей, сознания рода и др.

Исторические типы стратификации

Теперь немного погрузимся в историю и разберемся с тем, какие типы стратификации были на разных этапах развития человечества.

Рабство (закрытый тип общества):

  • Наиболее древний тип стратификации с наследственным закреплением прав и обязанностей;
  • Форма наибольшего закрепления людей в низших слоях, то есть при этом “устройстве” индивидам из низших слоев труднее всего подняться по социальной лестнице;
  • Рабы выступают собственностью рабовладельцев; 
  • Раб не мог стать рабовладельцем;
  • Переход между стратами невозможен;
  • Было характерно для большей части мира в древнее время;
  • Примеры данного типа стратификации: античное рабство, холопство на Руси и другие.

Кастовый строй (закрытый тип общества):

  • Система, которая предполагает закрепление человека в определенной страте на всю жизнь по этническо-религиозному или экономическому признаку;
  • Каста – социальная группа, принадлежность к которой определяется исключительно происхождением человека;
  • У каждой касты свои определенные функции в системе разделения труда;
  • Возможности перехода из касты в касту крайне ограничены;
  • Пример данного типа стратификации: кастовый строй в Индии. 
Кто такие брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры?Рассмотрим основные касты: Брахманы — священнослужители. Это высшая и самая уважаемая каста в Индии. Кшатрии — каста воинов, защитников своей страны, и, как ни удивительно, царей и правителей. Вайшьи – каста торговцев, скотоводов, земледельцев. Шудры – «слуги», то есть кожевники, прачки, ткачи и так далее. Самые низшие слои населения составляют следующие две касты: парии («неприкасаемые»: уборщики нечистот, мусора и так далее) и даса (рабы)

Кастовая система и по сей день остается характерной для Индии. Рабство же постепенно в первое тысячелетие нашей эры и Средние века начинает заменяться сословным строем.

Сословная система (переход от закрытого типа общества к открытому):

  • Система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой;
  • Сословие – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями;
  • Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключений могла быть приобретена за деньги или дарована властью (в отличие от касты);
  • Возможны браки между сословиями;
  • Пример данного типа стратификации: западноевропейское феодальное общество.

Для современного общества характерен классовая система. 

Классовый строй (открытый тип общества):

  • Система, не предполагающая юридического или иного способа закрепления индивида за стратой;
  • Класс – большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов;
  • Место человека в обществе определяется его профессиональной деятельностью;
  • Переход в другую страту зависит от личной воли индивида;
  • В современном обществе границы между классами очень размыты;
  • Пример данного типа стратификации: любое общество развитого современного государства, например, общество в США.

Функции стратификации:

  • Выделение социальных слоев общества;
  • Представление социального портрета общества;
  • Приспособление общества к меняющимся условиям и другие.

Теперь, основательно изучив неравенство, социальную дифференциацию и социальную стратификацию, мы можем двигаться дальше! 

Социальная мобильность

Сорокин главной характеристикой современного общества считает социальную мобильность. Впервые эту теорию он изложил в своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.), который и сегодня является классической работой в этой области.

Определение 2

Социальная мобильность – это любой переход социального объекта от одной социальной позиции к другой.

В обществе функционируют «социальные лифты» которые ускоряют процесс перемещения от одной позиции к другой, особенно этот процесс ускоряется за счёт войн, революций. народных волнений. Свободное перемещение от одного слоя к другому и определяет общество, насколько она является открытым/закрытым.

Мобильность также может быть разной:

  • групповая – коллективное перемещение из-за революций, войн;
  • индивидуальная – перемещение одного человека;
  • межпоколенная – дети поднимаются на более высокую позицию, или наоборот опускаются вниз;
  • внутрипоколенная – изменение своей позиции одним человеком вне зависимости от своих родителей.

Классы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия принято подразделять по различным основаниям.

Согласно Питириму Сорокину могут различаться:

  1. Количеством участников – взаимодействие происходит между двумя индивидами, между одним со многими или многими со многими.
  2. Продолжительностью – долговременно или кратковременно.
  3. Формой – одностороннее или многостороннее взаимодействие.
  4. Организованностью и неорганизованностью.
  5. Стихийностью или сознательностью взаимодействия.
  6. По категориям обмена – интеллектуальное, чувственно-эмоциональное или волевое взаимодействие.
  7. Социальные взаимодействия подразделяют также на вид непосредственных – они возникают при межличностном общении; и на вид опосредованных – проявляется при одновременном участии субъектов в сложных структурах.

Типы взаимодействия

В общем социальное взаимодействие можно четко разделить на два типа: сотрудничество и соперничество. Основой первого типа служит взаимопомощь, при этом у участников могут быть общие цели и интересы, а в качестве основы выступает кооперация. В процессе кооперации субъекты могут обмениваться интеллектуальными, материальными, управленческими и прочими видами услуг.

Второй тип социального взаимодействия (соперничество) подразумевает общий неделимый объект интереса участников, которые стремятся друг друга превзойти, опередить или подчинить.

Существует два вида соперничества:

  1. Конфликтное – столкновение противостоящих сторон.
  2. Конкурентное – участники стремятся превзойти друг друга в чем-либо.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: