Аристотель
Аристотель — 384 – 322 г. до н.э.
Аристотель в рамках своей философии тоже создал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства.
Изложение своих мыслей Платон вел преимущественно в жанрах письма, диалога и диалогических сочинений. Всего его сочинений включает 34 диалога. Самые известные из них: «Государство» (или «Софист»), «Парменид» (или «Теэтет»), «Теэтет» (или «Государство»).
Идея Платона оказала огромное влияние на последующую философию Античности, а также на мыслителей Средних веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и прожил в его Академии около двадцати лет. После смерти Платона он восемь лет был воспитателем Александра Македонского и в 335-334 гг., после основания в Афинах собственного учебного заведения — Ликей, где преподавал вместе с последователями. Он создал собственную философию, которая базируется на логике и метафизике.
Аристотель развил основные положения философии Платонова, но при этом подверг критике некоторые ее аспекты. А может быть ему казалось, будто бы к высшей истине ведет не только восприятие и исследование реальности, но и наблюдение и исследование реального мира.
Основные идеи
Основные положения философской мысли Аристотеля:
- В основе любой вещи лежат: материя и ее форма (материальная сущность и идея)
- Философия – это универсальная наука о бытии, она дает объяснение всем наукам.
- Основной принцип, на котором базируется наука, – это чувственное восприятие (мнение), но истинное знание можно получить лишь с помощью разума.
- Здесь первостепенное значение имеет поиск первой или конечной причины.
- Основная причина жизни — это душа — сущность бытия любой вещи. Есть низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель жизни.
Философские знания всех предыдущих античных мыслители были переосмыслены и обобщены Аристотелем. Он впервые систематизировал имеющиеся науки в трех группах: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных является политика) и поэтические, регулирующих производство различных предметов. А еще он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основные структуры философского знания. Аристотель является автором геоцентрической модели в космологии, которая существовала вплоть по гелиоцентрической системе Коперника.
Аристотель является самым выдающимся достижением античной философии и завершил ее классический этап.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Характеристика античной философии 3-ьего периода
Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” — миру, в котором постоянно всё меняется. При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого. Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.
Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.
Рисунок 3. Аристотель
Зарождение атомистического учения
Атомистическое учение возникло в досократический период античной философии и стало вершиной натурфилософской мысли греческих философов. Его основателем считается Левкипп в трудах, которого были сформулированы основные положения и понятия атомизма. Демокрит был учеником Левкиппа, углубившим и развившим его учение. Однако до настоящего времени не дошло ни одного сочинения Левкиппа, более того даже античные философы и историки философии не описывают их концепции отдельно друг от друга, как правило описание атомистической теории предваряется словами «Левкипп и Демокрит говорили…» из-за чего невозможно вычленить какие идеи принадлежали Левкиппу, а какие собственно Демокриту. Более того существует теория согласно которой Левкипп – вымышленный персонаж, либо псевдоним который использовал Демокрит в своих ранних трудах.
Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом.
Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.
Платон
Платон (Афинский) — 427-349 гг. до н.э.
Платон (Афинский) — настоящее имя — Аристокл (427-349 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, в течение всей жизни проповедовал ему нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школу, названную Академией, и основал направление в философии, которое впоследствии назвали идеалистическим.
Основу учения Платона составляют три основных понятия: «единое» (основы всякого бытия и действительности), ум и души. Вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального мира и идеального.
И в соответствии с идеалистической теорией Платона мир делится на две категории.
В мире существует только одна категория людей, которые являются его частью — это люди.
Мир как становление — реальный, материальный мир с его непостоянством и несовершенством.
Вторичные материальные предметы – это лишь подобие своих идеальных образов;
Мира, в котором идеи являются первоосновой, или «эйдосов», — чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. И каждая вещь, вещь или явление имеет свою собственную идею. Высшая идея – это идея Бога, творящего мировой порядок (демиурга).
Гносеология атомизма
В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:
- чувственное познание,
- рациональное познание.
Чувственное познание Демокрит называет «темным путем», поскольку человеческие органы чувств, ничего не способны сказать о сущности окружающих людей предметов, т.е. об атомах. Напротив, они сигнализируют о различных свойствах и качествах этих предметов, при этом весьма субъективно, так как то что один человек посчитает сладким, другому кажется кислым и т.д. Более того, Демкорит указывает на то, что сама возможность познания мира, обусловлена существованием в нем человека, и если предположить, что в мире существовали бы некие другие разумные существа, то они видели бы мир совершенно не так как люди. А значит чувственному познанию доверять нельзя.
Однако и «светлый путь» рационального познания, также не удовлетворяет Демокрита. Рациональное знание возникает благодаря размышлениям, в соответствии с законами мысли, однако без опоры на реальные факты, оно слишком абстрактно и метафорично и может значительно отклоняться от истины, ведь у человека нет никакого внутреннего инструмента для проверки его достоверности.
Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.
Традиционный для классической античности период, который характеризуется V-IV вв. до н.э.
Эпоха расцвета античной философии. Центр философской мысли, который находился в Афинах, и его также называют афинским. Отличительные черты классического этапа:
- Появляются систематизированные учения (философские системы);
- Философы стали уделять больше внимания вопросам этики, морали, проблемы общества и человеческого мышления.
К числу самых известных философов классического периода можно отнести древнегреческих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля, а также философов-софистов.
Определение
Софисты — это группа греческих мыслителей середины V — первой половины IV века до н.э., их можно назвать профессиональными философскими мыслителями, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству или другим гуманитарным дисциплинам.
Именно поэтому в первую очередь внимание было обращено на умение убеждать, а также доказывать любые утверждения (даже неверные). Философские взгляды софистов:
Философские взгляды софистов:
- Переход от абстрактной мысли к конкретной ситуации, проблеме, обществу и проблемам.
- В основе этого лежит отрицание всех прежних норм и опыта прошлого, критика религии.
- Признание человека как меры всех вещей: свободным и независимым от природы.
Они не создали единого философского учения, однако они пробудили интерес к критическому анализу и человеческой личности.
К старшим софистам причисляют (II-я пол. V века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.
К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.
Онтология атомизма
Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:
- атомы,
- пустота.
Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.
Все предметы окружающего мира от рукотворных вещей, до гор, морей и солнца, или животных и самих богов, состоят из атомов, которые соединяются между собой в определенной последовательности с помощью специальных «крючков». Атомы вечны, но объекты, напротив, разрушаемы. Со временем связь между атомами ослабевает и объекты разрушаются, а атомы возвращаются к свободному состоянию, чтобы вновь собраться в виде нового объекта. Таким образом, круговорот атомов в природе позволяет Демокриту уверенно утверждать, что ничего не исчезает и не появляется из ниоткуда.
При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.
Атомы существуют в пространстве и разделены между собой пустотой. Пустота в учении Демокрита это не «ничто» Пифагора, атомисты рассматривают пустоту как потенциальную возможность существования атома в данной точке, которая на данный конкретный момент времени не актуальна. Будучи разделенными пустотой атомы получают возможность свободно передвигаться в ней, сталкиваясь и собираясь в предметы или напротив разбиваясь и разлетаясь.
Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.
Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу. Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов. Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле. Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.
Предпосылки возникновения и периодизация античной философии
Античная философия складывается в древнегреческом обществе в начале VII века до нашей эры. Первые философские школы возникают примерно в одной и тоже время независимо друг от друга в разных уголках греческого мира. Вместе с тем древнегреческая цивилизация данного периода не является ни самой древней, ни самой развитой или культурно богатой. В непосредственной близости от Греции находятся древнейшие культуры Египта и Месопотамии уже имеющий высокий уровень донаучного знания, вековые традиции изучения окружающего мира, наблюдения за небом, значительные познания в математике и геометрии, а также сложившуюся жреческую школу, в которой эти знания, мыслительные способы и приемы передаются из поколения в поколение. На востоке существуют индийская и китайская культуры с тысячелетней историей развития религиозно-философской мысли, однако философия как таковая появляется именно в Греции.
Замечание 1
Данный феномен получил название «греческого чуда» и активно рассматривался исследователями истории философии начиная с восемнадцатого века. Было выдвинуто множество разнообразных гипотез от «культурного котла», до исключительной гениальности греков, однако ни одна из них не оказалась исчерпывающей и окончательной.
Тем не менее был выявлен ряд фактором, которые оказали существенное влияние на возникновение «греческого чуда»:
- природно-географические особенности территории Греции, сильно пересеченная местность разделившая население на отдельные общины и полисы, и способствующая экспансии для поиска новых земель;
- специфика социально-этических ценностей и норм греков, проистекающая из особенностей природы, а именно высокая значимость качеств исследователя – смелости, свободолюбия, наблюдательности, способности к размышлениях и обобщениям, необходимых для успешного мореходства и морской навигации;
- удачное политико-географическое положение Греции, которая с одной стороны была обособлена от мощных государств ближнего востока и не испытывала их военного давления, а с другой находилась на пересечении морских торговых путей и имела доступ к достижениям других культур;
- развитие демократического политического устройства, в котором высокое значение приобретала личность, ее качества и способности, формировался идеал свободной и гармоничной личности, как образец гражданина;
- индивидуальный характер греческого рабства, при котором рабы принадлежали не государству/деспоту, а являлись частной собственностью отдельных граждан высвобождая их время, творческий потенциал, и придавая дополнительные компетенции;
- отделение традиции познания мира от жреческой школы, ее свободный и независимый характер.
Сочетание всех данных факторов позволило именно грекам создать первые философские учения, которые позднее развились в полноценные школы и теории, заложившие основы всех проблем, течений и направлений современной философии. В развитии античной философии можно выделить три периода:
- натурфилософкий – период становления;
- классический – период расцвета;
- эллинистический – период упадка философской мысли.