Реферат на тему: спиноза, его философское учение

Великий мыслитель спиноза

Пантеизм Спинозы

В первой части «Этики», которая посвящена Богу, Спиноза впервые вводит понятие causa sui – понимаемого, как «причины самого себя». Как писал Спиноза: «Под причиной causa sui я понимаю то, чья сущность содержит существование, то есть чья природа может быть представлена только как существующая». Далее Спиноза говорит о причине causa sui – о самопроизвольной первопричине, и приведит рассуждение к объединению понятий Бога, природы и субстанции. «Бог» занимает центральное место в общей картине мира всех, собственно, философов нового времени.

Спиноза соглашается с Декартом в том, что важным для философии в Боге есть экзистенция (экзистенция). При этом Спиноза отмечает, что бытие, т.е. существование Бога, должно быть доказано. И эта философия должна начинаться с таких доказательств. Подобно Декарту, Спиноза исходит из «дара» нам идеи Бога.

Основным методологическим элементом спинозистского доказательства является обращение к бесконечности (бесконечности познаваемых вещей, миров, тел и т. д.), и в тоже время к конечности мира и человека. Быть обособленным, конечным, конкретным, значит быть, существовать ограниченное время и иметь лишь ограниченные возможности существования как существа. И потому надо предположить нечто такое, что определяет и себя, и все сущее именно в бытии как сущее. Абсолютно бесконечное Существо, или Бог, имеет само по себе абсолютно бесконечную способность к существованию и поэтому существует безусловно.

Пантеизм Спинозы – это попытка максимально приблизить Бога к миру и природе. Бог в понимании Спинозы не находится вне мира, существует не как чуждое ему существо. Оно находится в самом мире, «имманентно», т.е. присуще ему и связано с ним.

В отличие от Декарта Спиноза хотел доказать, что «нет ограниченной субстанции… нет двух равных субстанций… одна субстанция не может порождать другую». Другими словами, дуализму Декарта, как и любому другому возможному дуализму, Спиноза противопоставлял монистическое положение о единой абсолютной божественной субстанции. Бог, по Спинозе, не внешний, а «имманентный» природе как «природа порождающая» (natura naturans). Спиноза предпочитает идею безличного, чисто сущностного философского Бога интерпретациям, предлагаемым в религиозных деноминациях вроде классического христианства и иудаизма.

Учение Б. Спинозы о душе

Сложность человеческого тела есть результат деятельности человеческой души, которая, по мнению Б. Спинозы, является не какой-то особой сущностью, отличной от тела, а совокупностью умственных способностей человека. Человеческая душа — лишь одна из форм атрибута мышления, частица бесконечного разума Бога. 

Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний 17 века, философ очень осторожно относится к взаимоотношениям души и тела. Он ставит деятельность души в зависимость от состояния тела. Воздействие внешних предметов на душу человека приводит к тому, что она воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то есть познает их.  

В своем учении Б. Спиноза критикует так называемые родовые концепции, составляющие источник ложных представлений о мире. Он критикует ошибочные тенденции представить субстанцию ​​с точки зрения определения продолжительности, меры, делимости и так далее. Б. Спиноза также считал ложным склонность людей приписывать природе любые цели.  

Б. Спиноза считал ложными и представления людей о свободе человеческой воли. Согласно его учению, нельзя говорить в отношении человека о наличии свободы воли как некоей способности души, независимой от тела. По словам философа, не столько душа влияет на тело, сколько тело влияет на душу. Б. Спиноза вообще отрицает волю как особую независимую способность человеческой души. Воля, с его точки зрения, состоит из индивидуальных желаний человека, которые вызваны определенными причинами. Согласно учению Б. Спинозы, воля и разум — одно и то же.     

Б. Спиноза различал несколько типов познания. Он считает сенсорное знание ненадежным. Он считает, что правильный метод основан на способности души адекватно познавать. Возможность этого знания связана с тем, что все вещи, как в целом, так и в отдельных их частях, имеют что-то общее. Этому общему есть соответствие в душе человека в виде адекватных идей, которые Б. Спиноза называет общими понятиями. Они лежат в основе рационального познания — познания второго рода. Разум не исчерпывается только рациональным знанием, но также содержит третий, высший вид знания — интуицию. По мнению Б. Спинозы, интеллектуальная интуиция — высшее проявление рациональных способностей человека. Он основан на высшем способе восприятия, при котором вещь воспринимается исключительно через ее сущность или через знание ее непосредственной причины.           

Разум характеризуется правильным взглядом на мир, пониманием вещей в их первых причинах. Только воображение, основанное на чувственном познании, кажется случайным, в то время как разум способен постичь истинную продолжительность каждой отдельной вещи, поскольку он рассматривает вещи в их связи, стремится постичь их универсальную связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как бесконечные, и существование начинает адекватно мыслиться. Тогда неопределенная продолжительность этого существования превращается в определенную, и из случайных вещей становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей — это понимание их как модусов — необходимых проявлений единой и вечной субстанции. Это учение Б. Спинозы о знании.     

Учение Б. Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Б. Спиноза назвал аффектом как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные представления, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Есть три основных аффекта, которые испытывает человек: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль и желание. На самом деле аффектов бесчисленное множество, но все они, согласно учению Б. Спинозы, относятся к этим трем типам. В учении Б. Спинозы обосновываются критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Б. Спиноза убедительно доказывает, что лучше жить в обществе, чем жить одному: от их сообщества гораздо больше комфорта, чем вреда, поэтому людям полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.  И для этого нужно помнить, что души побеждены не оружием, а любовью и щедростью.      

Взгляд на общество

Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму. И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы. Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.

Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.

Философ хотел обосновать этические вопросы, которые станут опорой для поведения каждого человека в обществе. Свой главный труд он так и назвал: «Этика».

В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.

Биография Бенедикта Спинозы

Определение 1

Бенедикт (урожденный Барух) Спиноза – нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени.

Барух (Бенедикт) де Спиноза был рожден в семье евреев-сефардов, предки которых были изгнаны из Португалии и осели в Амстердаме. Отец его – Михаэл (Габриэл Алварес), мать – Ханна Дебора де Спиноза. Мать умерла от туберкулеза, когда Баруху было 6 лет. У отца была преуспевающая семейная фирма по торговле южными фруктами. Спиноза обучался в начальной религиозной школе, где занимался изучением иврита, основ еврейского богословия и риторики.

После смерти отца Барух со своим братом принял управление фирмой на себя. Спиноза высказывал «неортодоксальные» взгляды, поэтому он сблизился с сектантами, отошел от иудаизма, был обвинен в ереси и исключен из еврейской общины.

Спиноза сменил имя на Бенедикт, продал свою часть семейной фирмы родному брату и переехал городок неподалеку от Амстердама, но скоро вернулся, чтобы поступить учиться в частный колледж экс-иезуита, где занимался совершенствованием латыни, изучением греческого языка, философии, естественных наук, обучался рисованию и шлифовке оптических стекол, преподавал иврит.

В 1660 году Амстердамская синагога официально потребовала от власти осудить Спинозу за угрозу благочестию, поэтому он вынужден был уехать из Амстердама. Он зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. Тогда же он написал работы «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» и пр.

В июне 1663 года Спиноза переехал в Ворбюрг недалеко от Гааги, где опубликовал в 1664 году «Основы философии Декарта», а также «Метафизические размышления». В 1670 году Спиноза переехал в Гаагу, где и оставался вплоть до своей смерти. Умер он 21 февраля 1677 года, в возрасте 44 лет, от туберкулеза, которым болел на протяжении 20 лет, усугубив его течение вдыханием пыли, образующейся при шлифовке оптических линз, а также курением, так как табак тогда считали лечебным средством.

Список литературы

  1. Спиноза Б. Трактаты М.: 1981.
  2. Соколов В.В. Спиноза М.: 1996. 
  3. Ахутин А. Судебный процесс о бытии — М., 1989.
  4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1991.
  5. Трубников Н.Н. Время существования человека. -М., 1995.
  6. Губин, В. Д. Философия: учебник. — М.: Проспект, 2011. 
  • Реферат на тему: Жизнь после смерти в русской философии
  • Реферат на тему: Философская и научная методология исследования высокотехнологичного производства 
  • Реферат на тему: Государство Платона в контексте социально-экономического прогноза
  • Реферат на тему: Особенности средневековой философии и её основные этапы
  • Реферат на тему: Метафизика Всеединства Вл. Соловьева
  • Реферат на тему: Философские и естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи
  • Реферат на тему: Карл Маркс и его философия
  • Реферат на тему: Лженаучные и псевдонаучные исследования 
  • Реферат на тему: Феномен веры
  • Реферат на тему: Сенсуализм Джона Локка
  • Реферат на тему: Проблема сущности человека в трудах мыслителей Ренессанса и Реформации
  • Реферат на тему: Особенности техники в Древнем мире, античности и средневековье

Пути познания

Но если человек, по мнению философа, не является абсолютно независимым существом, то может ли он познавать окружающий мир? Спиноза считал, что может, если поймет, что существует несколько уровней познания. Первый, низший — это чувственное представление, воображение. Сюда мыслитель относил, к примеру, обычный жизненный опыт, который не дает нам абсолютных истин. Второй уровень — рассудочный, разумный. Это познание общих законов и понятий: например математических законов. В этом отношении он был последователем Бэкона, утверждавшего, что, только двигаясь от частных фактов к общим выводам, можно прийти к достоверной информации, и Декарта с его версией «врожденных идей», которыми человек обладает от рождения. И лишь при помощи многочисленных наблюдений, опытов, экспериментов, сравнения, выведения общих закономерностей можно прийти к правильным выводам, считал Спиноза.

Нам, живущим в ХХI веке, это кажется очевидным? Но научные методы сейчас у нас есть во многом благодаря Бенедикту Спинозе и другим рационалистам Нового времени…

Поделиться ссылкой

Жизненный путь

Спиноза, Бенедикт (1632–1677), великий голландский философ, один из величайших рационалистов 17 века. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Родители Б. Спинозы были еврейскими эмигрантами, переехавшими из Португалии. В семье Майкла и Ханны Дебора де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка, Мириам, Барух и Гавриил. В шесть лет Б. Спиноза потерял мать, а когда ему было 22 года, умер отец. Некоторое время спустя Б. Спиноза продолжал оставаться уважаемым членом синагоги (здесь: еврейской общины), к которой он принадлежал, ведя дела в семье со своим братом. Но вскоре он потерял интерес к этим вопросам, так как его больше привлекали философия и наука.     

Изначально Б. Спиноза получил образование в школе еврейской общины, откуда отец забрал его для занятия экономикой. Однако юному Бенту удалось хорошо освоить иврит в этой школе, а также глубоко изучить Библию и Талмуд. Позже, уже занимаясь коммерческими делами своей семьи, Б. Спиноза посещал школу Фрэнсиса ван ден Эндена, где с большим удовольствием изучал латынь, а также философскую и научную литературу, написанную на этом языке. Чем больше он знакомился с прогрессивными, демократически мыслящими людьми, а также с классической и современной литературой, тем более критически относился к консервативному иудаизму. Вскоре это привело к столкновению с руководством сообщества. Еврейские богословы не сомневались в выдающихся талантах молодого Б. Спинозы и хотели бы направить его развитие в нужное для общины русло, они видели в нем будущего раввина. Но Б. Спиноза уже духовно отошел от иудаизма и избегал посещения синагоги, не желая общаться с ее образованной элитой. Конфликт обострился особенно после смерти отца. Первоначально раввины предлагали ему ежегодное пособие в размере одной тысячи гульденов, если он продолжал посещать синагогу и не выражал своего отказа от положений Талмуда. Чуждый всякому лицемерию, Б. Спиноза отверг это предложение, после чего гонения достигли такой степени, что в один прекрасный день он чуть не погиб от рук посланного убийцы. Только благодаря ловкости философ избежал удара кинжала, оставив себе, как говорят, разрезанный плащ. Наконец, 27 июля 1656 г. в синагоге произошло великое отлучение философа, то есть изгнание из еврейской общины. Сам ритуал здесь унизил человеческое достоинство, прошел в переполненной синагоге и обрек Б. Спинозу на презрение бывших единоверцев, полную социальную изоляцию от них, в том числе друзей и родственников, а будущие научные труды — на уничтожение.             

Чтобы избежать дальнейших преследований и спокойно заняться философскими занятиями, Б. Спиноза был вынужден покинуть Амстердам и поселился в деревне Оверкерк, недалеко от города. С большим энтузиазмом он изучал здесь латинский язык и философию Декарта, получая материальную и моральную поддержку от своих друзей из других религиозных протестантских общин, но при этом не присоединился к христианству. Из предместья Амстердама он вскоре переехал в Райнсбург, недалеко от Лейдена, а затем (в 1664 году) в Ворбург недалеко от Гааги, где жил в меблированных комнатах. В то время Ворбург был резиденцией голландского правительства, возглавляемого Яном де Виттом, самим выдающимся математиком. Считается, что, возможно, по указанию и просьбе Яна де Витта Б. Спиноза взялся за работу над Богословско-политическим трактатом. В 1670 году, когда философ переехал в саму Гаагу, где жил в доме художника Ван дер Шпика, трактат был опубликован. Хотя он был опубликован анонимно, без указания автора и с указанием фальшивого места печати, авторство Б. Спинозы раскрылось и над ним нависла новая угроза, которая усилилась после трагической гибели Яна де Витта в 1672 году. В 1674 году, Богословско-политический трактат был признан властями запрещенной книгой. Единственной работой, опубликованной при жизни Б. Спинозы под его именем в 1663 году в Амстердаме, были Основания философии Декарта, проверенные геометрически, вместе с которой Метафизические мысли были опубликованы в виде приложения. В последние годы жизни Б. Спиноза работал над своим главным произведением — Этикой, начатым около 1661 г. и опубликованным сразу после его смерти, вместе с другими произведениями, работа была завершена уже в 1675 г. Б. Спиноза не решился ее опубликовать, хотя рукописные копии очень долго ходили среди его ближайших друзей, книгу опубликовали его друзья, а через пару месяцев она была запрещена, как и все произведения до начала 19 века. Философ умер 21 февраля 1677 года от туберкулеза в возрасте 44 лет. Хотя это заболевание в семье было наследственным, оно, вероятно, усилилось из-за того, что Б. Спиноза шлифовал линзы, чтобы обеспечить себе средства к существованию.          

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

Учение о человеке и его свободе

Не случайно учение о человеке приобретает центральное значение в философии Б. Спинозы. Особое положение философского учения о человеке в 17 веке. объясняется несомненной приверженностью великих мыслителей той эпохи гуманистическим ценностям. Понимание философии — даже тех ее разделов, которые непосредственно не касаются человека — неизменно приобреталось у философов 17 века. также моральный облик. Забота о человеке, о правильной жизненной ориентации лежит в самой основе научного познания и философствования. Служение человеческому здоровью, счастью, благополучию, разуму подчиняется знанию законов естественной вселенной, особенно законов, управляющих самой человеческой жизнью. Учение о человеке в гуманистически задуманном комплексе философских исследований как бы консолидирует всю совокупность философских знаний с единой целью.       

Учение о человеке, по мнению Б. Спинозы, должно помочь людям открыть такую ​​человеческую природу, которая свойственна всем людям. Б. Спиноза стремится направить все науки, начиная от механики, медицины и кончая моральной философией и учением о воспитании детей, на достижение благородной цели, а именно на то, чтобы мы подошли к высшему человеческому совершенству. Это требует большего, чем просто науки. Следует, по мнению Б. Спинозы, сформировать такое общество, которое желательно, чтобы как можно больше, как можно легче и надежнее пришли к этому. Итак, философия Спинозы, благодаря учению о человеке, концентрируется вокруг благосостояния человека, его нравственного обновления и тесно связана с изменением общества на гуманистических принципах.      

В антропологии Б. Спинозы одну из важнейших ролей играет понятие свободы. Вопрос о свободе воли, развивающийся в философии прошлого, Б. Спиноза решает довольно просто: мыслитель отождествляет волю с разумом и поэтому отрицает саму необходимость вести долгие и запутанные дискуссии о свободе воли. И вообще абстрактные лозунги о свободе, какими бы привлекательными они ни казались Б. Спинозе, интересуют его меньше, чем тщательная работа — уже в рамках философии человека, общества, политики — над более конкретными аспектами проблема свободы. Это полностью позитивное исследование того, как в рамках существующих социальных условий и политических систем может быть достигнута свобода, пусть и минимальная, но столь необходимая человеку. Но следует понимать, что термин свобода, с другой стороны, приобретает конкретное, частное, конкретное значение: речь идет о свободе слова, печати, формальной законодательной свободе, свободе мысли от церковно-идеологической цензуры и т. д. другими словами, это говорит о тех свобод, которые впоследствии будут названы демократическими. Философы XVII века, как правило, констатируют, что в существующих государствах все эти свободы попираются. Руководствуясь гуманистическими идеалами и желанием сделать хоть что-то для своих современников, Бэкон, Гоббс, Б. Спиноза предлагают правителям наиболее разумные (основанные на свободе) правила управления своими подданными и требуют от них соблюдения этих правил. В этой части своих социально-политических концепций мыслители этой эпохи говорят о том, как государственная власть должна быть организована в соответствии с соображениями здравого смысла и гуманности. Б. Спиноза дает типичный пример такого мышления о свободе.         

Развитие разума, по мнению Б. Спинозы, в то же время обеспечивает свободу. Из этого теоретического постулата следует важнейшее политическое требование: В свободном государстве каждый может думать, что хочет, и говорить то, что думает. Тирания одного человека несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства. Кстати, Богословско-политический трактат Б. Спинозы имеет такой замечательный подзаголовок, объясняющий это, основная идея — это богословско-политический трактат, содержащий несколько аргументов, показывающих, что нельзя только допустить свободу философствования без ущерба для благочестия и спокойствия состояние, но отменить его можно только вместе со спокойствием государства и само благочестие.   

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции». Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление. Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало. Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

Спиноза говорил, что Бог присутствует во всем — в горшечной глине, в теле горшечника и в глазах любого, кто видит приятный результат работы горшечника с глиной

Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

Происхождение и образование

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: