Философия всеединства в. с. соловьева

Реферат на тему: философия всеединства в. соловьева

Концепция теократии вселенной

Согласно позиции Соловьева, исторические процессы являются становлением Вселенской Церкви, которая объединяет человечество в Богочеловеческие общности. По дороге в Царство Божие, действия людей на земле должны реализовываться не по отдельности, а сообща, формируя единую общность, которое выстраивается исходя из принципа честности.

Идеалами данных общностей Соловьев описывал свободные формы теократии, в которых нравственные формы власти находятся в руках церквей, главой которой выступает первосвященник, силовые полномочия есть у царя, а права спрашивать совета у Бога – у пророков. Свободная теократия, по Соловьеву, это формы вселенской теократии, которые необходимо создавать через объединение православных и католических церквей.

Данное объединение, согласно мысли автора, необходимо реализовывать под Римским руководством. Говоря о проявлениях государственности, ее мощные выражения, при которых главенствует монарх – царь, хорошо реализована на российской территории. Соловьевым выдвигались идеи о вечном союзе Папы Римского с Русским царем – союзе самых значимых представителей в двух величайших дарах: Царстве и Священстве.

Список литературы

  1. Бучило, Н. Ф. Чумаков, А. Н. Философия: Учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков, М.: ПЕР СЕ, 2004. — 516 с.   
  2. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин — М.: Просвещение, 1986. — 385 с.   
  3. Козырев, А.П. Значение любви в философии Вл. Соловьев и гносеологические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии. — 1996. — №7.    
  4. Островский, Е.В. Основы философского познания / Е.В. Островский — М.: Культура и спорт, УНИТИ, 2005. — 345 с.  
  5. Уткина, Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева / Н. Ф. Уткина // Вопросы философии. 1987. № 6.    
  6. Философия: Учебник для вузов. / Под. изд. проф. Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЕДИНСТВО-ДАНА, 2005. — 497 с.      
  • Реферат на тему: Наука и основные этапы ее исторического развития
  • Реферат на тему: Платон. Государство. Гоббс Левиафан. Сравнительный анализ
  • Реферат на тему: Натурфилософия эпохи возрождения: Коперник, Бруно, Галилей
  • Реферат на тему: Деловой этикет и его виды
  • Реферат на тему: Значение философии для становления и углубления духовности человека
  • Реферат на тему: Философские взгляды А. Шопенгауэра
  • Реферат на тему: Философия права И. Канта и современность
  • Реферат на тему: Принципы христианской философии. Апологетика, мистика и схоластика
  • Реферат на тему: Социальная среда и формирование личности преступника
  • Реферат на тему: Атомистическая концепция Демокрита и ее значение для развития науки
  • Реферат на тему: Основные идеи Джона Локка
  • Реферат на тему: Условия применения силы в борьбе со злом

Учение о всеединстве бытия

Замечание 1

Фундаментальное основание онтологии всеединства – триада категорий: сущее, бытие и сущность.

Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир. Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир.

Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию.

Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания. В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра. Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией.

Социальные и идейно-теоретические истоки В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев, русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева.  

Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873 году; в 1874 г. защитил в Петербурге кандидатскую диссертацию Кризис западной философии. Против позитивистов, а в 1880 г. — докторскую диссертацию Критика абстрактных принципов. После выступления против смертной казни в марте 1881 г. (в связи с убийством Александра II народной волей) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу.   

В 80-е гг. выступал в первую очередь как публицист, проповедуя объединение Востока и Запада через объединение церквей, борясь за свободу совести и против национального и религиозного угнетения; сотрудничал (с 1883 г.) в либеральном Вестнике Европы. В 90-е гг. занимается философской и литературной работой; переводил Платона, руководил философским отделом энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.     

В его философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. В. С. Соловьев предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку соединить в великий синтез христианский платонизм, классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинг) и научный эмпиризм. Однако непрерывная перестройка этой явно противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным оправданием жизненно-нравственных поисков и мифопоэтических мечтаний В.С. Соловьева. Полагая, что моральный элемент… не только можно, но и нужно брать за основу теоретической философии, В. С. Соловьев связывал философское творчество с положительным решением жизненного вопроса быть или не быть истиной на земле, понимание истины как реализация христианского идеала; Социалистическое учение В.С. Соловьева признавало только относительную социально-историческую правду.                

В конце 70-х и 80-х гг. в атмосфере безвременья и поиска новых путей преобразования России В.С. Соловьев, в противовес радикально-демократическим и позднеславянофильским и официальным консервативным течениям, выступал с социальных позиций, близких к либеральному популизму. Однако его умеренные реформистские взгляды сосуществовали с мистико-максималистской проповедью теургической работы, призванной избавить материальный мир от деструктивного воздействия времени и пространства, превратить его в нетленный космос красоты, а также с историософским теория христианского богочеловеческого процесса как всеобщего спасения человечества (Чтения о богочеловечестве, 1877-81). Впоследствии развитие социальной темы вылилось в теократическую утопию, политическим следствием которой у В.С. Соловьева оказывается союз Папы Римского с русским царем как юридическая гарантия божественно-человеческого дела (например, История и будущее теократии, 1887 г.). Крах этой утопии запечатлен в философском признании Жизненной драмы Платона В.С. Соловьева (1898) и в Трех беседах (1900). Конец В.С. Соловьева ознаменовался волной катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских построений в сторону христианской эсхатологии.         

Космическая тема была решена В.С. Соловьевым неортодоксально для христианства — на основе платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате Смысл любви (1892-1894) В.С. Соловьева хочет закончить речь Диотимы из платоновского Пир в том духе, что совершенная сексуальная любовь способна восстановить целостность человека и мира. и довести их до бессмертия. Пантеистически и эволюционно окрашенная космология В.С. Соловьева созвучна космически-преобразующим идеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.        

Историческое призвание России и русская идея

Принцип всеединства Соловьев применял, когда разрабатывал так называемую «русскую идею». Под русской идеей Соловьёв понимал историческую миссию России, которая заключается в выяснении предназначения русского народа и смысла его исторического бытия.

В соответствии с идеями Соловьева, в судьбе русского народа главное определяется тем, что это христианский народ, поэтому национальная его идея должна заключаться в стремлении проникнуть в общую жизнь христианского народа. Соловьёв считал, что России необходимо пойти по пути христианского самопожертвования для блага других народов и самоотречения, то есть отказа от собственной самобытности и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма в первую очередь предполагает отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.

Соловьёв в дискуссии с Ф.М. Достоевским говорил, что высшая цель России заключается не в смене Европы на исторической арене, а в служении возрождению самой Европы, то есть своего рода выполнение жертвенной миссии. Он считал, что Россия не привнесла ничего нового ни в научный, ни в философский мир, а русская литература катится в пропасть. Такая низкая оценка литературы касалась крупнейших российских писателей – Достоевского, Толстого и др.

Соловьёв в своих религиозно-философских построениях наглядно продемонстрировал болезнь современного времени – изобретение отвлеченных схем, которые далеки от реальной жизни, а также возникающее желание переделать на их основании всю текущую жизнь.

Концепция любого деятеля обладает сильными и слабыми сторонами, которые тончайшим образом переплетены друг с другом. Последователи Соловьева смогли выделить позитивное ядро всех его идей и выстроить на его базисе целое философское направление.

Владимир Соловьев — кто это такой, краткая биография

Владимир Сергеевич Соловьев — один из наиболее влиятельных философов в истории русской философии, публицист, преподаватель.

Родился Владимир Сергеевич 16 января 1853 года в Москве семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева.

В 1864-м Соловьев поступает в гимназию, а уже в 1869-м становится студентом Московского университета, который оканчивает в 1873-м. Увлечение в юные годы материализмом сказалось на выборе физико-метаматического факультета, который он вскоре меняет на историко-филологический. В течении 1873-го, после окончания университета, посещает лекции Московской духовной академии, однако делает это несистематически.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Летом 1876-го Соловьев возвращается на родину и продолжает читать лекции в Московском университете. Однако по причине неких раздоров с профессорами менее чем через год (весной 1877-го) переводится на службу в Петербург. Здесь он одновременно работает в Ученом комитете Министерства народного просвещения и читает лекции на Высших женских курсах при Петербургском университете.

В 1881 году Соловьев читает публичную лекцию от 26 марта, в рамках которой, в силу своих религиозных взглядов, осуждает казнь убийц Александра ІІ — народовольцев, и призывает к их помилованию. Такая позиция философа вызвала негодование у многих влиятельных лиц государства, которые сперва требовали наказания лектора, а позже смягчились, поскольку за него вступились влиятельные защитники. В том же году Соловьев по собственному желанию покидает министерство и оставляет преподавательскую деятельность. К этому времени у мыслителя уже сформированы основные философские и религиозные взгляды, которые позже составили полноценное учение о всеединстве.

С 80-х годов до начала 90-х Соловьев концентрируется на публицистической сфере, живо интересуясь вопросами церковно-религиозной жизни, а также спецификой общественно-политического процесса. В этот же период философ пишет статьи, где поднимает национальный вопрос, полемизируя со славянофилами, а также обращаясь к идеям католичества.

В 90-х годах Соловьев возвращается к непосредственному осмыслению философских вопросов. В 1881-м он становится главой отдела философии в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где он лично написал 130 статей.

Философ никогда не был женат, не имел постоянного места жительства или прописки, часто гостил у знакомых и нередко бывал за границей. 31 июля 1900 года, в возрасте 47 лет, Владимир Соловьев внезапно заболевает и вскоре умирает от обострения атеросклероза и других заболеваний, будучи в гостях у своих друзей Трубецких. Похоронен мыслитель на Новодевичьем кладбище в Москве.

История возникновения направления всеединства

Философская концепция всеединства имеет давнюю историю. Ее происхождение можно проследить еще с дохристианских времен в идеях Платона относительно Единого или Блага. Позже концепция развивалась во многих направлениях, среди которых: неоплатонизм, христианская богословская мысль (особенно Николая Кузанского), разнообразные пантеистические учения, а также религиозно-мистические доктрины (Майстер Экхарт, Я. Беме, Э. Сведенборг).

Соловьев, будучи одним из первых критиков позитивизма, формирует собственную философию всеединства, которая стала самобытным течением русской мысли. На становление его мысли значительно повлияли славянофилы, Юркевич, Ф. Достоевский. Вдохновение философ черпал из трудов Шеллинга, А. Шопенгауэра и (особенно) Э. Гартмана.

Заключение

Проанализировав философию В.С. Соловьева, следует отметить, что исключительно важное место занимала историческая тема в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX века. В.С. Соловьев.   

Русский философ связал начало качественно нового этапа мировой истории с центральным историческим событием христианского сознания — пришествием Христа.

Соловьев заключает, что философия стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы. В его задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективный смысл знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало — Бог — как полное единство придаст миру характер законченной органической системы. Та же внутренняя связь, которая существует между Богом и миром, имеет место во всех других положительных проявлениях существования. Интегральное познание действительности в целом неизбежно ведет не только к религиозному, но и к христианскому мировоззрению, в основе которого лежит учение о Богочеловечестве, то есть о божестве и человеке, воплощенном во Христе. История такого воплощения естественно заканчивается личным союзом живого Бога со всем существом человека — с разумной душой и материальным телом.      

Соловьев считал, что мир содержит божественный элемент всеединства в потенции как идею. Однако он также содержит небожественное — естественный, материальный элемент, благодаря которому частное не является единым целым. Однако частное стремится к полному единству и постепенно достигает этой цели, соединяясь с Богом. Этот процесс установления всеединства — это процесс развития мира. Мир множественности и особенного отрицает единство. Однако божественный принцип как идея потенциально существует в слепом бессознательном стремлении каждого человека. Первоначально этот элемент ограничивает разделение и рассеяние в виде внешнего закона, восстанавливающего единство, необходимое для полноты жизни. Затем, на сравнительно более высокой ступени развития, в результате роста сознания внешнее единство человека превращается во внутреннее всеединство, в основе которого лежат этические принципы.       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: