Школы китайской философии

Древнекитайская философия

Введение

В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, после зарождения рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.

Философия и религия древнего Китая уникальны. Неслучайно философия и религия стоят бок о бок, ведь два основных направления философии древнего Китая — конфуцианство и даосизм — трудно отделить от религии. 

Первое учение активно использовало лингвистические, этические, юридические и ритуальные условности. Второй, напротив, проповедовал освобождение от навязанных обществом условностей и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного знания. 

Это два основных направления философии и в то же время, по мнению многих выдающихся ученых, это два основных верования Китая. Более того, на протяжении долгого исторического периода конфуцианство и даосизм были доминирующими религиями в Китае. И в этом смысле философия Древнего Китая уникальна.  

Древнекитайская философия очень специфична. Это определяется, прежде всего, его подчинением политической и нравственной практике. В нем доминировали вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, официальным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. «Знание — действие — нравственность» — эта цепочка в Древнем Китае была одним из основных направлений философствования.     

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего зарождения и развития не испытывала значительного влияния каких-либо других, некитайских, духовных традиций. Это совершенно независимая философия, максимально отличная от европейской. 

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и пространством и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Школы китайской философии

В 221 г. до н. э. в Китае к власти пришла династия Цинь. Время ее правления было очень коротким (до 207 г. до н.э.), но значительным, так как в это время снова произошло объединение Китая, и формальная имперская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой державой и в период правления следующей династии — Хань — до 220 года нашей эры.   

Век, предшествовавший династии Цинь, был периодом государственного и социального упадка, когда умирающая клановая знать и растущая олигархия соревновались в борьбе за власть. Клановая знать стремилась вернуться к прежнему порядку, сложившемуся во времена династии Чжоу (1021-404 гг. До н.э.). Олигархия, сила которой в обществе основывалась на экономических принципах собственности, требовала юридического закона (фа), согласно которому общественные отношения регулировались бы без скидок на происхождение.  

Историки, изучавшие эту эпоху (эпоху «враждующих государств»), определяют этот расцвет философии как соперничество сотен школ. Ханьский историк Сыма Тан (ум. 110 г. до н.э.) выделяет следующие шесть философий: 

  1. школа инь и ян (инь ян цзя);
  2. школа конфуцианцев, писателей (чжу цзя);
  3. школа моистов (mojia); 
  4. школа имён (мин цзя);
  5. школа юристов, законников (фа цзя);
  6. школа пути и силы, даосы (Дао Те Цзя, Дао Цзя).

Первая классификация философских школ Древнего Китая дана в «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.). Позже, на рубеже нашей эры, классификация школ пополнилась еще четырьмя «школами», однако, за исключением цзяцзя, или «школ эклектики», по сути, они не имеют ничего общего с философией Китая. Некоторые школы названы в соответствии с характером социальной деятельности основателя школы, другие — по имени основателя учения, третьи — в соответствии с основными принципами концепции этого учения.

В то же время, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае, отношения между философскими школами в конечном итоге сводились к борьбе двух основных тенденций — материалистической и идеалистической, хотя, конечно, эту борьбу нельзя представить в чистом виде. форма.

Ранние этапы развития китайской философии. Например, даже во времена Конфуция и Мо-цзы отношение этих мыслителей к главному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания, его отношении к природе, материальному миру не были четко определены. Часто взгляды тех философов, которых мы называем материалистами, содержали важные элементы религиозных, мистических идей прошлого, и, наоборот, мыслители, которые в целом придерживались идеалистических позиций, давали материалистические интерпретации отдельным вопросам.   

Легизм

Легизм – название, больше известное европейцам, в то время как представители Востока знают эту государственно-философскую доктрину как «фацзя», или направление законников. Его основоположником был Сюнь-Цзи, дело которого продолжил Хань Фэйцзы.

Портрет Сунь-Цзи

Легизм в первую очередь рассматривает политическую власть. Особенности идеологии заключаются в следующем:

  • Человек по своей натуре эгоистичен, зол, недобр, постоянно желает извлечь личную выгоду.
  • Справиться с темной человеческой сущностью могут строгая этика, тотальный контроль и строжайшие порядки.
  • Лучший способ подействовать на людей – угрожать наказанием, насилием.
  • Иерархия власти должна быть жестко структурирована, нельзя допускать наследования должностей от отца к сыну.
  • Среди чиновников должна постоянно происходить ротация кадров.
  • Властям разрешается вмешательство в экономическую сферу и частную жизнь населения.

Даосизм: учение Лао-Цзы

Очень популярная и хорошо развитая ветвь древнекитайской философии — даосизм. У его истоков стоял великий философ Древнего Китая Лао-Цзы.

Главное, что может характеризовать идею даосизма, — это отсутствие деяний, то есть человек обретает свободу и становится счастливым только в том случае, если откажется от материальных благ, мирской суеты, будет жить в простоте и гармонии с природой. При этом термин «даосизм» в современном понимании имеет несколько толкований, которые кратко можно представить следующим образом:

  1. Философская школа, основу которой составляют тексты «Дао дэ цзин» (приписываются Лао-Цзы) и «Чжуанцзы».
  2. Ряд организованных китайских религиозных движений, таких как секты Чжэнъюй («Православие») или Цюаньчжэнь («Полная реальность»), которые в совокупности восходят к Чжан Даолину в конце династии Хань.
  3. Народная религия Китая.

Легизм: тотальный контроль и порядок

Законничество (легизм) возникло из идей философа Сюнь Цзы (310—237 гг. до н. э.). Он полагал, что нормы этики нужны для борьбы с присущими человеку злыми склонностями.

Его последователь Хан Фэй (280—233 гг. до н. э.) превратил эту концепцию в тоталитарную прагматическую политическую философию, основу которой составил принцип, по которому было понятно, что человеку свойственно стремление уходить от наказания при достижении определённой выгоды. Легизм предполагает, что правитель должен твёрдо контролировать государство, используя три понятия:

  1. Фа (法) — закон или принцип.
  2. Шу (術) — метод, тактику или искусство.
  3. Ши (勢) — легитимность, власть или харизму.

Буддизм

Буддизм, как известно, зародился в Древней Индии, но Китая достиг только спустя 5 веков с момента появления – на рубеже двух эр, в период правления семейства Хань. Он распространялся по стране три столетия и при империи Цзинь – в 4-5 веках – достиг своего пика.

Буддизм поддерживали в основном кочевники из соседних стран, прибывшие в Китай, представители других азиатских стран. Все дело в том, что даосизм и конфуцианство были довольно сильными философскими идеологиями, которые к тому же находились ближе к китайской ментальности с их уважением традиций, стремлением к труду.

Нельзя сказать, что буддизм не был популярен среди китайцев – напротив, даже сегодня он имеет значение, в основном в виде школы дзэн, которое в Поднебесной известно как чань.

Современная китайская философия

После насильственного завершения политики изоляции Китая западными державами, передовые мыслители осознали всю глубину социально-технологического отставания китайского общества от западного. Это привело к значительной переоценке всей философии и попытке построения новой основанной на западных образцах и идеях.

Рубеж XIX-XX веков стал временем творческих поисков, основные идеи можно условно разделить на традиционалистские, проповедавшие превосходство ценностей и постулатов Китая над западом, и на западнические, которые напротив отвергали устаревшие традиционные походы в пользу передового зарубежного опыта. Однако эти движения не имели внутреннего единства и не были оформлены в качестве школ.

После победы коммунистической революции длительное время в Китае развивалась лишь одна философская школа – маоизма, основанная на интерпретации Мао Цзэдуном положений марксизма-ленинизма. После реформ 80-х годов положение философии стало более свободным и в настоящее время можно выделить три наиболее значимых философских школы:

  • марксизм,
  • либерализм,
  • новое конфуцианство.

Легизм и моизм

Помимо популярного даосизма и конфуцианства были и другие течения. Мыслитель Сюнь-Цзы создал свою школу, которую назвал легизм. Его ключевой идеей было создание тоталитарного порядка. Только так социум сможет нормально существовать, и люди подавят в себе темное начало. Ключевой мыслью Сюнь-Цзы являлась вера в злую сущность человека. Каждый будет стремиться избегать наказания, получать выгоду и поэтому нужен контроль.

Если рассматривать кратко моизм, то можно выделить главную идею — все люди равны. Мо-Цзи, основатель направления, считал, что в мире должна царить любовь и взаимная польза. Поэтому каждый человек должен не только стремиться получить блага, но и поделиться ими с другими.

Мировоззрение философов оказало влияние не только на китайцев. Учения распространилось во всем мире, поэтому последователей школ можно найти в Европе, Америке, России.

Статьи по теме

Автор данной презентации знакомит аудиторию с объектами различных видов искусства, созданных людьми Древнего мира. На слайдах презентации представлены фотографии изделий из металлов, глины, дерева и камня, возраст которых достигает более двух с

Презентация подготовлена для проведения урока истории Древнего мира в пятых классах. Автор презентации рассказывает учащимся о достижениях китайской культуры, которая, возможно, оказала влияние на Западную Азию и Европу. Первая часть презентации

Эпоха Чжаньго (период Сражающихся царств, 475-221 до н.э.) считается временем расцвета древнекитайской философии, творчества различных мыслителей, появления направлений и школ, которые определили ход китайской мысли на столетия вперед и характер дальневосточной цивилизации в целом. Это время жизни Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы и многих других философов, чьи имена широко известны не только в Китае, но и за его пределами.

Книжник. Реконструкция. Императорская академия и храм Конфуция, Пекин

Четыре философские школы

Философия древних китайцев основывалась на нескольких учениях, отличающихся большой схожестью. Разница просматривалась лишь в некоторых моментах относительно представлений о мире. Обычно выделяют четыре наиболее значимые китайские школы классического периода философии:

  1. Конфуцианство – гуманизм, благородство и соблюдение правил поведения с учетом того, что в центре всегда находится человек, развивающийся нравственно и умственно. Такой же принцип Конфуций закладывал в руководство государством, выступая против строгих законов и отстаивая разумное управление. Эта философия стала для Китая в свое время государственной.
  2. Даосизм – гармония с природой и существование в простоте с отказом от материальных ценностей. Лао-цзы ратовал за созерцательную пассивность, когда живые существа испытывают радость естественного состояния от той гармонии, что посылает им вселенная.
  3. Легизм – всепоглощающий порядок и контроль, направленные на подавление темного начала для правильного существования в обществе индивидуумов, так говорил Сюнь-цзы.
  4. Моизм – любовь, долг и всеобщее равенство. Создатель этого учения Мо-цзы был уверен, что каждый из живущих в Китае должен обеспечивать не только свое благосостояние, но и помогать тем, кто рядом.

Идея всеобщей любви

Моизм — школа, основанная Мо-Цзи (470—390 гг. до н. э.), который пропагандировал философские идеи всеобщей любви, равной привязанности ко всем представителям человечества. Мо-Цзи указывал на противоречивость традиций. Он считал, что людям необходимо дополнительное руководство, которое может определить наиболее приемлемые традиции.

Определение морали осуществлялось в моизме не традицией, а постоянным моральным руководством, которое параллельно с утилитаризмом искало благо для максимального количества людей. Приверженцы этого философского направления полагали, что правительство является инструментарием для осуществления морального руководства и поощрения такого поведения в социуме, которое бы максимизировало общую полезность.

Моисты сумели создать свою политическую структуру, имеющую очень высокую степень организации, и вели скромный образ жизни аскетов, пытаясь реализовать собственные идеалы. Адепты моизма являлись противниками любых проявлений агрессии. Их вера была основана на божественной силе небес (Тянь), наказывающей людей за безнравственные поступки.

И в начале своего становления, и во время последующего развития древнекитайская философия, как, впрочем, и культура, не испытала большого влияния других духовных традиций.

Учение Лао Цзы

Основоположником даосизма считается ученый Лао Цзы – старший современник Конфуция. В основе этого философского воззрения лежит понятие дао – всеобщий закон мира — то, откуда все начинается и где заканчивается, правильный путь, сущность природы, управляющей всем.

С понятием дао связана энергия дэ, исходящая от дао как благодать, преобразующая его в мир вокруг. Самое главное в даосизме – это стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, соблюдая принцип дао. Человек не должен совершать целенаправленные действия, подкрепленные усилиями – это наоборот усилит напряженность и спровоцирует хаос.

Портрет Лао Цзы

Отсюда вытекает принцип недеяния, или правильнее будет сказать – невмешательства – у-вэй. Принцип у-вэй распространяется также на правителя – он не должен вмешиваться в жизнь подчиненных, а лишь предупреждать бунты и не менять привычного уклада. Народ, в свою очередь, должен прислушиваться в императору и выполнять приказы.

Конфуцианство, легизм и моизм

Центральной проблемой, на решение которой была нацелена китайская философия, была проблема управления, выбора таких его принципов и правил, при которых государство бы процветало, а народ жил в гармонии и мире. Однако пути достижения, равно как и конечный образ цели в различных школах весьма отличались друг от друга. В наибольшее степени они раскрыты в рамках конфуцианства, легизма и моизма.

Конфуцианство возникло раньше других школ, его основателем является легендарный Кун-цзы (Конфуций). Конфуций происходил из аристократического рода и занимал значительные административные должности, хотя в ранние годы жизни ему пришлось пережить нищету, однако в своей философии он отстаивал традиционные патриархальные ценности, а также стремление к упорядочиванию сущего, подчинения социальной жизни жестко определенному порядку вещей, в центр которого помещался этический вопрос.

Замечание 1

Главными категориями конфуцианства выступают чжун и вэнь. Чжун – это принцип преданности, согласно которому младшие должны всегда подчиняться старшим. Как дети подчиняются своим родителям, так и подданные должны подчиняться правителю, а тот в свою очередь заботиться о ним.

Большое внимание Конфуций уделял внутренним, моральным качествам человека. Понятием вэнь он обозначал проявление в личности шести главных качеств:

  • Жэнь – милосердие и долг;
  • И – справедливость;
  • Ли – стремление следовать обычаям;
  • Чжи – мудрость;
  • Синь – добросовестность.

При этом вэнь обозначает объединение природного и социального в человеке, союз воспитания и врожденного благородства.

Легизм зародился позднее конфуцианства и изначально конкурировал и боролся с ним. Его основные представители Гуань Чжун, Хань Фэй и другие. Идеи легизма во многом схожи с конфуцианством, он также стремится к упорядочиванию и регламентации всех сторон китайского общества, однако ставит в центр своей философии не этику, не благородство человека, а закон и его неукоснительное соблюдение всеми жителями поднебесной, кроме императора, который этот закон олицетворяет.

Именно в легизме были разработаны многие принципы китайской бюрократии, воплощенные позднее на практике, такие как замена аристократии назначаемыми чиновниками, равенство в возможностях при притязании на должности, необходимость доказывать свое право на привилегии военной или гражданской службой и другие. При этом философия легизма предполагает, что народ следует держать в жесткой узде, так как бедными и необразованными людьми куда проще управлять чем просвещёнными. Позднее легизм объединился и дополнил конфуцианство, а многие его принципы были реализованы в официальной идеологии Китая.

Моизм также появился вскоре после конфуцианства, его главным учителем стал Мо-цзя, происходивший из среды служилых людей. Моизм находился на другом полюсе относительно конфуцианства и легизма. В данной философии отстаивались главным образом интересы простых людей, а главным принципом была провозглашена любовь к ближнему, равное отношение и любовь ко всем людям. Именно любовь по мнению Мо-цзы могла остановить войну и принести гармонию в общество.

Сто школ

Хаос и битвы стали реальностью эпохи «Сражающихся царств», наступившей в Китае. Единое государство распадалось, что привело к появлению новых взглядов на то, как следует понимать природу и человека в ней. Именно тогда возникли интеллектуальные учения, получившие собирательное название «Сто школ».

Эти направления философского развития в Китае по некоторым вопросам были схожи, но хватало и серьезных различий. Школы находились в постоянном соперничестве, что привело к истинному расцвету философии.

«Сто школ» – в большой мере фигуральное понятие, которое не позволяет произвести четкого разделения. Обычно выделяют лишь несколько философских учений и школ. Под последними понимают:

  • конфуцианство;
  • даосизм;
  • моизм;
  • натурализм;
  • легизм и еще порядка пяти школ.

Буддизм

Индия стала той страной, откуда буддизм проник в Китай, где это религиозно-философское течение приобрело новые черты. Китайцы привнесли много из традиционной культуры, а также часть доктрин из даосизма. Все это стало причиной изменения самой китайской философии и культуры.

Индийский вариант буддизма не мог прижиться в Китае, так как практика безучастности и отсроченное во времени награждение в виде нирваны входили в противоречие с трудолюбием китайцев и особенностями восприятия окружающего мира.

В буддистских монастырях, возведенных китайцами, пропагандировалась истина, что если человек не работает, то и не ест. Китайцы не считали важными священные писания, так как не понимали, зачем изучать сложные тексты для обнаружения природы Будды в себе. Хотя потом такой подход изменился, но не для всех.

С течением времени китайский буддизм разделился на три главные философские школы:

  • школа трактатов – комментирование, трактовка и изучение текстов индийских произведений о буддизме;
  • школа сутр – изучение философских вопросов и доктринальных текстов преимущественно религиозного характера;
  • школа дхьяны – изучение буддийской психологии, практики в виде медитаций и йоги.

Яндекс картинки

Ранние верования

Для китайских учений большое значение имело представление цикличности, заключающееся в смене дня и ночи, похолодании зимой, потеплении летом и т. д.

Во время возникновения ранних верований, что пришлось на эпоху Шан, почитался культ предков, соотносящийся с жертвоприношениями. Когда наступила эпоха Чжоу, в китайском обществе возобладала идея «Мандат Неба». В соответствии с ней правитель – это посланник Небес, и карать его может только воля Неба.

Почитание предков относится к ранним верованиям, но эта традиция сильна и сегодня. Светскость китайского общества не исключает ее.

Яндекс картинки

История развития

Рассматривая китайскую философию в историческом разрезе можно выделить несколько периодов в процессе ее развития и становления:

  • дофилософский (ранее VI века до н.э.);
  • древняя китайская философия (VI-II века до н.э.);
  • средневековая философия (II век до н.э.-X век н.э.);
  • философия китайского нового времени (X-XVIII века);
  • современная китайская философия (XIX-XXI века).

Дофилософский период характеризуется формированием религиозно-мифических представлений и систем древнего Китая, наиболее значимыми из которых являлись культ Неба и культ предков. Данные культы в более поздние периоды оказали значительное влияние на идеи китайской философии проявившись в большинстве школ. В тоже время в данный период было заложены такие базовые философские понятия Китая как инь и ян, хэ (гармония).

Период древний китайской философии приходящийся на эпоху воинствующих царств (Чжаньго), часто называют золотым веком китайской философии, в связи с максимальным плюрализмом философских школ и течений. Сложная и тяжелая эпоха междоусобиц сформировала запрос на такую философию, которая смогла бы привести Китай к гармонии и процветанию и различные школы пытались выработать собственные системы для достижений этой цели. Наиболее известными школами данного периода являются:

  • конфуцианство,
  • даосизм,
  • легизм,
  • моизм,
  • школа имен,
  • школа инь-ян.

Средневековый период начинается с объединения Китая под знаменем Цинь Шихуанди. Единая страна нуждается в единственно верной философии, а потому между оставшимися тремя наиболее крупными школами – легизмом, даосизмом и конфуцианством, разворачивается напряженная борьба за власть. В качестве государственной идеологии устанавливается конфуцианство, которое дополняется многими идеями легизма. Даосизм хотя и терпит поражение, но не исчезает, а уже во втором веке н.э. оформляется в мистико-религиозное учение, которое распространяет свое влияние как в северном, так и в южном Китае. В это же время в Китай попадает буддизм, который оказывает влияние как на развитие даосизма, так и конфуцианства.

В новое время происходит окончательное закрепление конфуцианства в качестве идеологической и религиозной системы, его догматизация. Конфуций сначала получает высший государственный ранг, а после и вовсе обожествляется, его почитание становится важнейшим элементом Китайской религиозной практике. В этот период в Китай проникает и христианство, которое также оказывает воздействие на формирование философии, принеся с собой идею о дуалистическом характере мира. В этот период получают развитие нартурфилософские системы, описывающие возникновение, строение и законы функционирования вселенной. После захвата Китая монголами и установления новой династии, даосизм прежде имевший значительное влияние начал подвергаться гонениям, причем как со стороны новой власти, которая была чужда его мистическим принципам, так и со стороны китайских патриотов, которые обвиняли даосизм в ослаблении нации приведшем к поражению перед монголами.

Современная китайская философия берет свое начало уже в XIX веке, когда Китай оказался втянут в западную экспансию, а взаимоотношения с европейскими державами стали достаточно интенсивными чтобы разрушить культурную изоляцию Китая. Это период кризиса традиционной китайской философии на фоне огромного социально-технологического отставания Китая от запада, попыток переосмысления и поиска новых философских оснований, которые в той или иной мере продолжаются по настоящее время.

Кратко о философии Древнего Китая

Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.

Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь.

Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.

Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.

Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.

Инь и ян

Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

Соперничество ста школ

В Древнем Китае философские школы именовались цзя 家. Цзя 家, как и любое другое слово китайского языка, очень многозначно: дом, семья, семейство, род, домашнее хозяйство, родня, двор (князя); фирма, магазин. Также это суффикс для обозначения определенной профессии или мастерства: например, кэсюэцзя 科学家 — ученый, вайцзяоцзя 外交家 — дипломат и др. Кроме того, у него есть значение «школа» как объединение людей, связанных общими профессиональными занятиями и разделяющих ту или иную идею.

Расцвет древнекитайских философских школ вошел в историю под общим собирательным названием бай цзя чжэн мин 百家争鸣 «Соперничество ста школ». «Сто» в данном случае число условное, которое означает «много». О сути учений мы можем судить по многочисленным источникам: трактатам самих школ, написанных представителями других школ критическим текстам, сочинениям древнекитайских историков.

Среди «ста школ» было несколько крупных, оказавших значительное влияние на китайскую философию и культуру. Сыма Тань в своем трактате «О шести школах» перечислил и дал характеристику их учений. Конечно, оно довольно предвзято, но весьма интересно. Позднее его сын, знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь (145?-87? до н.э.) включил этот текст в качестве отдельной главы в «Исторические записки» (ши цзи 史记).

Шесть школ древнекитайской философии:

  1. Школа служилых (жу цзя 儒家)
  2. Школа дао (дао цзя 道家)
  3. Школа философа Мо Ди (мо цзя 墨家)
  4. Школа имен (мин цзя 名家)
  5. Школа натурфилософов (инь ян цзя 阴阳家)
  6. Школа легистов (фа цзя 法家)

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Философские школы Древнего Китая

Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности.

Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

Рис. 3. Лао-Цзы.

  • Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
  • Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: