Легальность и легитимность государственной власти

Легальность и легитимность государственной власти

Процессы легализации власти в разнородных обществах

Типы обществ, в которых проходят процессы легализации:

  • рационалистские общества — преобладают формы рационального знания о процессах и явлениях окружающей действительности, развитая система позитивного права;
  • традиционные общества — основное значение в регулировании общественных отношений отводится обычаям, традициям, религиозным течениям, которые основывались на вере, или опирались на личные качества конкретного лидера.

Процедуры легализации власти в каждом из вышеуказанных обществ обладает своими специфическими особенностями. В обществах рационалистического типа наблюдается тесная связь легитимности и легальности. Легитимной считается власть, которая получила на выборах или других процедурах формирования органов власти большинство голосов.

В обществах традиционного типа разграничиваются понятия легальности, как юридического соответствия государственной власти законом государства, и легитимности, как внутреннему одобрению ее населением в соответствии с их системой ценностей. Разграничение общества на типы имеет большое значение, так как появляется возможность оценить роль национального мышления в ходе легализации институтов государственной власти.

Легальность власти

Определение 1

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

Подчинение власти – это особый юридический акт, означающий буквально «я не нарушаю закон». Подчиняется ли лицо, признавая или не признавая действующую власть относится к оценочной, этической характеристики власти. Не всякое подчинение власти является признанием данной власти. Население подчиняется не только легитимной власти.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы — акции гражданского неповиновения.

Объекты легальности

Объектами легальности выступают: власть, политические институты и партии, отдельные личности в политике.

Власть

Власть присуща любой общности людей. Для нее характерно отношение господства и подчинения, опирающееся на принуждение. Благодаря институту власти общество становится целостным и управляемым. Власть способствует организованности и созданию порядка, существовала и существует в любом виде общества: семье, племенах, роде, обществе и государстве.

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В более узком смысле под госвластью подразумеваются публично-политические отношения господства между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Власти присущи следующие черты:

  • распространяется на всё общество и на территорию государства;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется через специальный государственный аппарат;
  • обладает суверенитетом.

Политические институты и партии

Политический институт – это система учреждений, обслуживающая процесс реализации политической власти. Данные институты гарантируют обеспечение для установления и поддержания политической власти, сотрудничество власти с разными областями политической жизни, политическое информирование общества и иные существенные для населения функции.

Так, политическими институтами выступают:

  • государство;
  • общественные движения;
  • партии.

Функции политических институтов:

  • консолидирование общества воедино с целью реализовать его интересы;
  • разработка специальных программ, выражающих интересы социальных групп и создание условий для их осуществления;
  • охрана системы ценностей общества и тех отношений, которые выражают интересы общества;
  • создание условий для активного развития политических процессов для реализации приоритетов общественных сил.

Политические партии – это организации, действующие непрерывно, которые существуют на национальном уровне и на местном. Их целью служит получение и отправление власти. Партия состоит их самых активных представителей социальной группы с идентичными политическими взглядами и идеями.

Признаки партии:

  1. Исполнение своих функций в течение длительного времени, организованность и порядок, закрепленный в уставе в виде формальных норм и правил.
  2. Наличие организаций на местах, которые поддерживают связи с руководством.
  3. Нацеленность на обладание властью и последующим её распоряжением.
  4. Народная поддержка.
  5. Единая идеология, наличие целей и стратегий.

Функции партии бывают внешние и внутренние.

Внутренние функции относятся к выбору новых участников, обеспечению финансирования партии и установлению взаимодействия между руководителем и местными организациями.

Внешние функции выражены в:

  • разработке идеологии, формировании мнения общества, распространении политической культуры;
  • создании условий для реализации политических амбиций человека;
  • организации избирательных кампаний;
  • защите и отстаивании интересов населения;
  • подготовке кадров для создания политической элиты;
  • борьбе за государственную власть.

Отдельные личности в политике

Политология определяет личность как совокупность качеств, которыми обладают многие индивиды.

Личность как субъект политики определяют следующие качества:

  1. «Автономия» личности в обществе, благодаря которой формируются потребности и интересы.
  2. Способность ставить цель и достигать её, решать задачи в рамках своей деятельности.
  3. Наличие политической воли для достижения цели.
  4. Умение самонаправлять свое поведение, т.е. влиять не на одни лишь внешние объекты, но и на самого себя как субъект.

В политологии выделяют следующие типы личности в зависимости от её отношения к политической жизни:

  • активист – лицо, регулярно и активно участвующее в политической жизни;
  • компетентный наблюдатель – владеет информацией о событиях, происходящих на политической арене, при этом не стремящееся принимать активное участие в данной области;
  • компетентный критик – лицо, интересующееся политикой и владеющее информацией, при этом относящееся к власти скептически или отрицательно;
  • пассивный гражданин – лицо, настроенное либо негативно, либо нейтрально к власти, мало интересуется политической жизнью;
  • аполитичный гражданин – не интересуется политикой, мало информирован.

Легитимность власти

Определение 2

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Замечание 1

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Легитимность государственной власти

Легитимность — это существенный признак государственной власти, признание ее населением страны.

Подходы в определении понятия легитимности:

  • объективистский — легитимность является качеством подвластного субъекта, проявляющееся в его стремлении к признанию государственной власти;
  • субъективистский — легитимность является качеством властвующего субъекта, его способность поддерживать веру подвластного в своей компетентности и необходимости, обеспечивать его убежденность в правильности принимаемых решений;
  • интегративный — легитимность рассматривается, как содержание процесса взаимодействия сторон в отношениях власти, как его результат, характеризующий конкретные свойства каждой из них.

Сущность легитимности наиболее полно определяет интегративный подход, так как ее наличие, устойчивость, тип, масштаб и т.д. зависят от властвующего и от подвластного субъекта. Приписывание основной роли в формировании и обеспечении легитимности только одному из субъектов не соответствует истине.

Государственная власть проявляется в деятельности своих органов, это сила, основанная на осознании людьми своей зависимости от государства. Поэтому носителями государственной власти являются органы власти, все граждане, государство в целом. Реально власть может появляться только во властных связях и взаимоотношениях, так как легитимность проявляется как результат взаимодействия их сторон и в равной степени зависит от каждой из них.

Легитимность государственной власти можно определить, как свойство власти, возникающее в процессе взаимодействия органов власти и населения, результатом которого является признание населением существующей системы связей и отношений государственной власти.

Легитимность позволяет минимизировать использование государственного принуждения, обеспечить добровольность реализации подвластными субъектами добровольность реализации подвластными субъектами адресованных им властных предписаний.

Значение легитимности:

  • поддерживает стабильность политической системы;
  • обусловливает морально-этическую оправданность существующего порядка государственного властвования, добросовестность осуществления всеми субъектами взаимоотношений принципов и норм, гарантирующих этот порядок;
  • предоставляет возможность для разрешения социальных противоречий цивилизованными способами.

Легальность государственной власти

Замечание 1

Легальность государственной власти — это самостоятельный политико-юридический процесс узаконивания власти, обладающий особым набором признаков (специфический субъектный состав, правовая основа).

Легальность относится к явлениям правового характера, она характеризует конкретный режим функционирования государственных органов власти. Субъектами легальности являются должностные лица, то есть служащие (государственные и муниципальные). Легальность обуславливает качественное состояние правоотношений в политике.

Особенности легальности государственной власти:

  • наличие власти в государстве закрепляется соответствующими законами, актом, имеющим особый статус (Конституцией); функционирование власти в обществе обеспечивается и подтверждается правовыми и историческими традициями народа;
  • имеющиеся способы формирования государственных органов власти официально закрепляются, в обществе действуют нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение процедур, продекларированных в Конституции;
  • механизмы формирования государственных органов власти, строго соответствуют юридической процедуре, нарушение этой процедуры ведет к конституционной ответственности;
  • осуществляющие государственную власть должностные лица, обладая закрепленной законом компетенцией, действуют только в ее пределах; компетентность должностного лица обеспечивается гражданскими мерами общего порядка и мерами, обусловленными специальным статусом; такая система выступает гарантом исполнения полномочий должностными лицами и государственными служащими;
  • должностные лица несут ответственность за действия, которые осуществляются в рамках должностных полномочий.

Зарождение процесса легальности власти наблюдается уже в родоплеменных сообществах, он связан с формированием первобытных мононорм.

Эволюционные уровни легальности:

  • протогосударственный — деятельность самых ранних государственных образований по санкционированию обычаев, принцип легальности выделен еще недостаточно;
  • государственный — формирование государством разветвленной системы права посредством нормотворчества, становление системы прецедентного права;
  • конституционный — появление специальных форм нормативно-правовых актов, имеющих специфические признаки и цели.

Что такое легальность власти

Под легальностью власти подразумевают её законность, соответствие правовым нормам. Понятие не стоит путать с легитимностью, которая означает принятие власти народом.

Легальность является характерной чертой государственной власти и носит юридическое обоснование. Предполагает способность со стороны власти действовать в рамках закона. Если власть нарушает нормы упорядоченности социальных и политических отношений, то становится опасной для общественной жизни.

Легальная власть опирается на писаные нормы, обязательные для исполнения, в то время как нелегальная опирается на правила поведения, которые известны лишь узкому кругу людей. Для нелегальной власти характерно применение жестких санкций, приводящих к дестабилизации общественной жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Распределение политической власти происходит неравномерно. Так, большая часть граждан изолирована от политики и не принимает участия в управленческой государственной деятельности. Даже в демократических режимах, где формально источником власти выступает народ, её настоящим носителем является узкий круг лидеров и элиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: