Введение
Вопросы об устройстве мира, о материальном и духовном, о регулярности и случайности, о стабильности и изменениях, о движении, развитии, прогрессе и его критериях, об истине и ее отличии от ошибок и преднамеренных искажений и о многом другом, так или иначе, ставятся в соответствие с необходимостью общей ориентации и самоопределения человека в мире.
Изучение философии призвано помочь преобразовать спонтанно сформировавшиеся взгляды человека в более тщательно продуманное и обоснованное мировоззрение. Сознательное отношение к проблемам мировоззрения — необходимое условие формирования личности, что сегодня стало насущной потребностью времени.
Философия — это идеологическая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне внятные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Любой, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что сотни и тысячи лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти убеждения и идеи сыграли очень важную роль в их жизни: они были своего рода выражением и хранилищем исторической памяти, регулятором их социальной организации.
Мировоззрение — явление многомерное, оно формируется в различных сферах жизни, практики, культуры человека. Философия принадлежит к духовным образованиям, причисленным к мировоззрению. Таким образом, становится очевидной первая задача — выделить основные исторические формы мировоззрения.
Помимо профессиональных навыков, знаний, эрудиции, которые так необходимы при решении конкретных задач, каждому из нас нужно нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Также важно понимать смысл и цель наших действий, нашей жизни: почему мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям. Подобные представления о мире и месте человека в нем, если они могут быть как-то реализованы или даже сформулированы, называются мировоззрением.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
17 Общество как объект философского анализа. Социальная структура общества
Общество — совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества,прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.
13 стр., 6031 слов
Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста
… исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи. Развитие потребности в общении. Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным … более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность …
Различают философские подходы к изучению общества:
1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика))
2. Идеалистический (исходит из духовных и социально – политических процессов как исходных объясн. общества)
К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; сословия ; социально-демографические группы – молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации, этнические группы и др.
Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами.
Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие
Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями, или же, когда предприниматель становится профессиональным политиком.
11.Категория бытия и небытия в философии. Основные формы бытия
Категория бытия в философии:
Бытие самое широкое и самое абстрактное понятие. Бытие означает наличествовать, существовать.
Содержание философской категории «бытие» раскрывается следующими положениями:
Окружающий мир. Предметы, явления реально существуют, он — есть.
Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
Природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют. Образуют целостное единство бесконечного мира.
Материя дух единые, но в то же время противоположные сущности реально существуют, и материя и дух – есть.
Таким образом, бытие – это реально существующая стабильная самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории:
Субстрат – это то из чего все сделано.
Субстанция – это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явления и процессов посредством которого они существуют.
Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется – Монизмом.
Монизму противостоит дуализм – в основе два равноценных начала. Существуют 2 основные формы Монизма: идеалестический и материалестический.
Чтобы разобраться со сложным устройством мира окружающего человека, вводят такую категорию, как действительность (реальность).
Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Объективная реальность– объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека. Кроме объективной реальности, существует субъективная реальность.
Субъективная реальностьпонимается, как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.
Материальное бытие. Существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
Идеальное бытие. Существование идеального, как самостоятельной реальности.
Человеческое бытие. Существование человека, как единство материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
Социальное бытие. Бытие человека в обществе и бытие самого общества.
3.Основные этапы и отличительные особенности античной философии
Античная философия – это философия древних греков и древних римлян, зарождается в 7-6 вв до н.э. в греческих полисах, а к 4 веку до н.э. распространяется на территории Римской империи. Античная философия существовала примерно до 6 века н.э., т.е. занимает период 1200 лет.
1. Уже первые греч философы начинают противопоставлять знание и мнение. Мир мнения это мир кажимости. Мнения изменчивы непостоянны. Мир знания – это мир истины, он вечен и не изменен. Истинные знания недоступны простому человеку, истина скрытна.
2. Космоценризм – вторая особенность антич. Ф-ии. Фундаментальной темой античной философии является постижение реальности как целого. Античная Ф-ия выдвигает идею универсального познания мира.
Космос – центральное понятие антич. ф-ии. Космос означает для греков «порядок». Термином «космос» греки обозначают мир в целом.
3. Античная философия начинает постепенно освобождаться от мифологии, но мифологические моменты всегда присутствуют в античной философии, т.о. абсолютного отрицания мифологии в антич. Ф-ии не было и быть не могло. Античная философия избавляется от антропоморфизма – наделения человека свойствами предметов и явлений живой и неживой природы. Древнегреческие философы рассматривают космос как живое одушевленное существо. Космос обладает космической душой и космическим разумом. Но это не человеческий ум и душа, они объективны.
8 стр., 3825 слов
Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей …
… природе своей есть процесс материальный, практический. «. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. … смысл ленинского требования идти не от ощущения к внешнему миру, а от внешнего мира к ощущению, от внешнего мира как первичного к субъективным психическим явлениям как вторичным …
В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:
— натурфилософский; — классика; — эпоха эллинизма.
Эмоции и психические состояния. Их Функция и классификация. Психическое состояние стресса
Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе — глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства. Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие инеудовольствие.
Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.
Стресс — это прежде всего состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для описания психического состояния, но также и физиологического. В общем, стресс — это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации. Причины физиологического стресса: чрезмерные физические нагрузки, высокая и низкая температура, голод, шум, болезнь, травма, операция и т.д. Причины психологического стресса: — ситуации угрозы, опасности, обиды; — грубость, зависть, измена, несправедливость; — борьба за власть, крушение надежд, денежные проблемы; — трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен; — информационные перегрузки, когда человек не успевает принимать решения при высокой ответственности за последствия.
Основные принципы и законы деолектики как учения о всеобщей, унивирсальной связи и развития
Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.
Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.
Основными чертами принципа развития выступают:
системный характер изменений, означающий, что в процессе развития всегда происходит некоторое качественное изменение объекта;
необратимость как такая характеристика развития, которая фиксирует его процессуальность, комплекс взаимосвязанных изменений, приводящих к возникновению качественно новых возможностей;
направленность, которая характеризует тот факт, что развитие осуществляется в некотором направлении, по определенным законам.
Вариантами направленности развития выступают прогресс и регресс.
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения объектов.
Существуют две концепции развития: диалектическая и метафизическая.
Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную.
Диалектика объективная – это диалектика самого развивающегося мира.
Диалектика субъективная – это диалектическое мышление.
В истории философии сложились три основные формы диалектики:
античная диалектика, которая была «наивной и стихийной
немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем.
материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающих их упорядоченное изменение.
Основные законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей;
закон перехода количества в качество;
закон отрицания отрицания.
Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого, общего процесса развития.
Понятие связи в диалектике обозначает отношения, при которых изменение одних объектов есть условие изменения других, причем, как правило, проявляется и обратное воздействие, влекущее за собой изменение первых объектов, так что имеют место взаимосвязь и взаимодействие.
Связь объекта с другими объектами может быть непосредственной и опосредствованной.
26.Стили руководства и особенности управленческого общения
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический). Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
15 стр., 7002 слов
Характеристика стилей руководства в воинском коллективе
… темы исследования. Проблема стиля руководства — это тема еще сравнительно мало разработанного «пласта» потенциала взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность. Стиль не тождественен индивидуальным … периодического характера. 1. СТИЛЬ РУКОВОДЯЩЕЙ РАБОТЫ 1.1 Понятие стиля руководства Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители …
Директивное общение ориентируется на оказание прямого психологического воздействия на объект управления для достижения целей руководства. В его основу кладутся административно-правовые нормы, реализуемые посредством приказов, распоряжений, указаний, требований предоставления отчетов, выполнения необходимых действий. Демократическое общение обычно осуществляется с помощью рекомендаций, советов и просьб. Оно включает в себя служебно-товарищеские отношения и дружеские, в основе которых лежат не столько административно-правовые, сколько морально-психологические нормы.
Межличностные отношения и общение. Виды, этапы и средства общения.
Общение – это особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фазы.
Общение выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и эмоционально- коммуникативную.
Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности.
Этапы общения: — появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт; — ориентировка в целях, в ситуации общения; — ориентировка в личности партнера; — планирование содержания общения (обычно бессознательно); — бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения; — восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи; — корректировка направления и стиля общения. Средства общения: — язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам; — интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»; — мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние; — позы, дистанция, взаиморасположение партнеров; — взгляды, контакты глаз; — жесты. Виды общения: — вербальное — невербальное; — контактное — дистантное; — непосредственное — опосредованное; — устное — письменное; — межличностное — массовое; — частное — официальное (деловое); — искреннее — манипулятивное.
8 стр., 3813 слов
Деловое общение в рабочей группе
… негативных санкций (отсюда особая роль руководителей в рабочей группе). С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности … — это сложный социальный организм, обладающий саморегуляцией, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д. Но ему также присущ ряд черт, характерных для организации: ■ разделение …
19.Предмет и объект психологии. Основные методы и задачи психологии.
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Основные задачи психологии: – изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений; – изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях; – использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
6 стр., 2939 слов
Роль информации в жизни человека и общества
… вспоминаешь историю процессов формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед потоком такой … со своими неуязвимыми, даже на случай войны, каналами связи, которая поставляет информацию руководству страны о реальном положении дел на местах. Это государственная система. Мы …
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.
Древневосточная философия
В середине I тысячелетия до н.э. одновременно с Грецией возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии: 1.самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. 2.род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. 3.телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Первая философия закладывает прочные основания традиционализма в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические системы, сохранившиеся в Индии и Китае вплоть до ХХ в. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае — преимущественно с конфунцианской ортодоксией. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.
Некоторые, наиболее общие черты древневосточной философии, отличающие ее от философии древнегреческой:
Во-первых, индийская философия как и китайская, характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии.
Во-вторых, для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии.
В-третьих, для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм.
18.Направленность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории
Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т. е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество.
5 стр., 2174 слов
Феноменологический подход в психологии: история и перспективы …
… «первоисточнику» и на общезначимость результатов своего исследования. На основе анализа существующих работ по истории психологии можно сделать вывод о том, что психологическая наука до сих пор … психологии, несогласных между собой по ключевым вопросам предмета и метода данной науки, неизбежно порождает задачу ее философского осмысления. Потребность в выяснении сущности психического бытия и методов …
В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории .Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве исторической судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрес-сизм и регрессизм.Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства.
Способ производства — это единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы — это содержание способа производства, а производственные отношения — форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально — экономические формации.
Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов — столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
22.Психические сойства личности.(виды способностей, характер, темперамент.
К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.
19 стр., 9492 слов
Вопрос7 Общение и деятельность
… обогащаются знаниями. Виды и функции общения. Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, … существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого …
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта.
Согласно классификации Гиппократа–Павлова выделяются 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Холерик – это сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип (высокотревожный экстраверт).
Такой тип профессионально пригоден ко всем видам юридической деятельности, но особенно успешен в роли прокурора благодаря своим «бойцовским» качествам, настойчивости и речевой активности.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип (малотревожный экстраверт).
Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоционален, очень коммуникативен, проявляет высокую речевую активность, малоконфликтен, склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства.
Флегматик – сильный, уравновешенный инертный тип (малотревожный интроверт).
Он незаменим в ситуациях, требующих устойчивого внимания, обстоятельности в делах, медлителен, терпелив, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого переключения в изменяющихся ситуациях, быстрого принятия решения, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
16 Научное познание. Методы научного познания.
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирическое познание направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое познание концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Предметом научного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания.
Существуют 2 уровня научного познания: чувственное познание и рациональное познание.
Структура чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
Структура рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.
Наука. Это одна из форм общественного сознания, представляющая упорядоченную и систематизированную систему знаний о природе, обществе, мышлении, которая проверяется и дополняется в ходе общественной практики. Так уж устроена жизнь человека, что он вынужден иметь дело с проблемными и сложными задачами. И, чтобы с ними справиться, человеку необходимо исчерпывающие знания, которые бы позволили ему понять и объяснить изучаемые процессы, иметь возможность предвидеть будущее и выработать для этого соответствующие практические действия.
Заключение
Несмотря на то, что государства меняются в ходе истории, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы остаются нерешенными, что делает их современными.
Философия как мировоззрение на рациональном уровне — это глубочайшее понимание мира. Он основан на теоретическом обосновании закономерностей развития объективных процессов, но может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего или чужого), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единство и взаимодействие чувственного и рационального уровней.
Мировоззрение человека — интегрирующий фактор, стержень его идейного мира и одновременно высшая ступень его духовного становления. Мировоззрение связано с решением человеком кардинальных жизненных проблем: выбором жизненного пути, определением смысла и цели жизни, формированием жизненной позиции, которая является основой его самоопределения в мире и идеологическая предпосылка для значительной деятельности.