Законотворчество и правотворчество российской федерации

Правотворчество

Виды правотворчества

В зависимости от направленности деятельности правотворчество делится на следующие виды:

  • правотворчество народа – реализуется посредством проведения референдума (всенародного голосования по каким-то наиболее важным и глобальным вопросам, связанным с жизнью общества и государства в целом);
  • правотворчество органов государственной власти (парламента, правительства и т. д);
  • правотворчество каких-либо конкретных должностных лиц (например, Президента нашей страны);
  • правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления;
  • местное законотворчество (например, в какой-то конкретной организации или определенном учреждений);
  • законотворчество каких-то отдельных общественных организаций (например, профсоюзов).

Исходя из значимости правотворчество делится на:

  1. Законотворчество, которое выражается в создании правовых актов какими-то высшими органами государства. В процессе законотворчества формируются самые сложные нормативные акты, которые называются законами. Именно эти правовые акты имеют наибольшую юридическую силу.

  2. Делегированное правотворчество, которое представляет собой деятельность по созданию нормативных актов органами, относящимися к исполнительной власти. Стоит отметить, что данный вид правотворчества предусматривает создание и принятие тех правовых актов, которые входят в компетенцию исполнительных органов власти.

  3. Подзаконное правотворчество, которое предполагает, что все правовые акты закрепляются и исполняются структурами, не имеющими отношения к высшим представительным органам — Президенту, Правительству, министерствам, ведомствам, органам местного самоуправления, губернаторам, главам администраций, руководителям каких-то конкретных предприятий, организаций.

Таким образом, правотворчество — это довольно разносторонняя деятельность. А виды правотворчества отличаются друг от друга, тем самым показывая социальную значимость, необходимость и предназначение законотворческого процесса.

В различных государствах в правотворчестве есть как какие-то общие, схожие, так и отличные друг от друга элементы. Процесс правотворчества в любой стране направлен на формирование единой, целой и наиболее правильной системы права для своего народа. Особенно заметно это у стран, которые имеют какие-то свои виды законотворческой деятельности, а также у которых существуют различные процедуры принятия и вступления в силу законодательных актов.

Замечание 2

К функциям правотворчества также можно отнести: преобразование, улучшение правовых актов; исправление ошибок в законодательстве; упорядочение, периодизацию различных правовых актов.

Стоит отметить, что в результате законотворческой деятельности создаются акты правотворчества — правовые документы, содержащие нормы права. Это могут быть какие-то правовые акты, правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в будущем станет нормой права), акты нормативного содержания (постановление государственного органа, осуществляющего официальное правотворчество).

Таким образом, правотворчество осуществляется различными субъектами, что объясняет наличие разных видов правотворчества.

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.

Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:

  1. непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
  2. санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями;
  3. непосредственное правотворчество народа (референдумы).

Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Еще термины по предмету «Право и юриспруденция»

Вновь открывшиеся обстоятельства

юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известными ни заявителю, ни суду в момент рассмотрения дела.

Вынужденный переселенец

гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка

Лицензионный договор

договор, согласно которому одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

  • Вменяемость

  • Внутрений адрес письма

  • Вотум доверия (недоверия)

  • Всеобщее избирательное право

  • Встречный иск

  • Выборное должностное лицо

  • Вынужденный переселенец

  • Декреты

  • Ин юре

  • Капетация

  • Кияс

  • Метеки

  • Нухи

  • ОЕЭП

  • Сикофанты

  • Триттия

  • Файда

  • Фи

  • Бесхозяйная вещь

  • Исковая давность

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: