Роль уголовного наказания в предупреждении преступности
Роль уголовного права в предупреждении преступности заключается в следующем. Во-первых, во введения уголовной ответственности за общественно опасные виды поведении, то есть посредством криминализации и декриминализации деяний. От четкости критериев криминализации (к критериям относится социально-криминологическая обоснованность уголовно-правовых запретов) и их соблюдения законодателем зависит фактическое состояние преступности, а также степень защищенности прав и свобод человека и гражданина. Криминологическая ситуация в нашей стране показывает, что используемые государством критерии криминализации и декриминализации часто оказывались некорректными. Например, за последние пять лет количество выявляемых преступлений в России, по официальной статистике, снизилось. И в этом же периоде произошла масштабная декриминализация (исключены многие статьи, в том числе 173, 182, 200, ч. 3 и 4 ст. 118, ч. 1 ст. 213). Однако по мнению экспертов (А. И. Долговой, В В. Лунеева), фактический уровень преступности не только не уменьшился, но и возрос. Одновременно снизился уровень защищенности прав и свобод граждан, так как, согласно опросам, граждане ставят значимость проблемы борьбы с преступностью на второе место в иерархии современных угроз, с которыми столкнулась наша страна.
Во-вторых, роль уголовного права в предупреждении преступности выражается через институт уголовного наказания. Как известно, предупредительная функция наказания имеет два основных аспекта — общее и частное предупреждение. Функция общего предупреждения эффективна в тех случаях, когда потенциальные преступники удерживаются от совершения преступлений под страхом применения наказания. Статистически об этом будет свидетельствовать сокращение доли первичной преступности. В последние годы абсолютный уровень первичной преступности сокращался, поскольку снижались показатели регистрируемой преступности в целом. В то же время относительный уровень первичной преступности возрастал, так как последовательно сокращался удельный вес рецидива преступлений. Частное предупреждение, как известно, связано с назначением наказания, и критериями его эффективности являются неотвратимость уголовной ответственности и справедливость назначенного судом наказания. Как известно, в последние годы раскрываемость зарегистрированной преступности составляет менее 50%, с тенденцией уменьшения. Несправедливость же назначения наказания в последние годы становится все очевиднее.
Одним из показателей справедливости может выступать применение института условного осуждения (ст. 73 УК РФ). Данные официальной статистики показывают тенденцию расширения масштабов условного осуждения. Например, в Санкт-Петербурге в последние годы почти по каждому второму уголовному делу применялась ст. 73 УК РФ, и что характерно, чаще всего условно приговаривали к наказанию в виде лишения свободы даже за совершение особо тяжких преступлений.
Рецидив преступлений после условного осуждения не меньше, чем средний показатель рецидива по всем видам наказаний. Неслучайно в общественном мнении сложился стереотип, оценивающий назначение наказания условно как показатель коррупции в судебной системе.
Предупредительная роль уголовного права также состоит в правовом воспитании. Конечно, само по себе знание основ уголовного права не удерживает от совершения преступлений. Как показывают криминологические исследования, рецидивисты неплохо знают статьи Уголовного кодекса. Правосознание населения, являясь индикатором эффективности правового воспитания, должно отражать не только фактическое знание права и положительное (солидарность) отношение к нему. Однако сегодня принято скорее говорить о правовом нигилизме, то есть крайней степени негативного отношения к праву. Известно также отношение населения страны к слабости уголовных санкций. Замеры общественного мнения в отношении наказания в виде смертной казни показывают, что около 80% россиян считают необходимым применение этого наказания в борьбе с современной преступностью. Однако уголовная политика в части формирования адекватной системы наказания оставляет желать лучшего. Поэтому нужно сделать неутешительный вывод: задачу предупреждения преступности действующий УК РФ выполняет далеко не в полной мере.
Понятие, задачи, принципы предупреждения преступности
Идея о том, что предупреждение должно занимать основное место в борьбе с преступлениями, высказывалась еще в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон). Позднее она была сформулирована следующим образом: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него» (Ч. Беккариа). В XX столетии предупреждение преступности становится главным направлением деятельности государства и общества в борьбе с этим социально негативным явлением.
Как известно, предупреждение преступлений является одной из задач уголовного права (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи используется наказание, оказывающее превентивное воздействие в двух формах. Во-первых, в форме назначения наказания тем лицам, которые уже совершили преступление, и, во-вторых, в форме угрозы его применения к неопределенному кругу лиц, склонных к совершению преступления. То есть уголовно-правовое предупреждение преступлений состоит в оказании воздействия на сознание реальных и потенциальных преступников. В отличие от уголовно-правового предупреждения преступлений криминологическое предупреждение преступности (в дальнейшем — предупреждение преступности) значительно шире как по мерам предупреждения, так и по субъектам применения этих мер. Помимо лиц, совершивших преступление, меры предупреждения призваны оказывать воздействие на причины и условия совершения преступлений. Эти меры разнообразны, они могут быть экономического, социального, организационного порядка, и наказание — всего лишь одна из составляющих мер предупреждения, причем не главная. Криминологическое предупреждение реализуется в деятельности государственных органов, общественных организаций, а не только в деятельности правоприменительных органов. Итак, можно сказать, предупреждение преступности носит сетевой характер.
Наряду с термином «предупреждение» в научной литературе используют и такие термины, как «профилактика» и «превенция». Смыслового различия эти термины не имеют, хотя их применяют для того, чтобы подчеркнуть особенности практической деятельности в отдельных формах и на разных уровнях.
Предупреждение преступности имеет следующие цели:
1) содействовать стабилизации преступности, удержанию ее уровня на социально терпимом уровне; то есть — если был рост преступности, то замедлить темпы роста (прироста), если было снижение преступности, то увеличить темпы снижения;
2) способствовать позитивному изменению качественных характеристик преступности, а именно структуры преступности, ее характера. Например, уменьшить удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений или уменьшить удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, или сократить долю преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, или сократить количество преступлений с особо тяжкими последствиями (смерть, тяжкий вред здоровью, особо крупный ущерб).
Предупреждение преступности должно быть основано на правовых принципах. Поскольку уголовно-правовое предупреждение является его составной частью, то к этим принципам относятся закрепленные в ст. 3–7 УК РФ принципы уголовного права, среди которых принципы законности и гуманизма будут иметь значение даже тогда, когда предупредительная деятельность не будет связана с применением мер ретроспективной ответственности. Другими принципами предупреждения преступности являются принципы научной обоснованности и социальной эффективности. Поясним эти принципы.
Принцип научной обоснованности означает, что разработка стратегии и тактики предупреждения преступности должна быть основана на достоверных данных научных исследований преступности, ее причин и условий. С их помощью вырабатывается прогноз преступности (среднесрочный и долгосрочный) и осуществляется планирование мер по предупреждению преступности как на региональном, так и на федеральном уровне.
Принцип социальной эффективности означает, что достижение позитивных результатов, а именно стабилизации показателей уровня, динамики, структуры преступности, должно происходить под воздействием положительных изменений в экономике, улучшения политической ситуации, достижения социальной сплоченности населения, а не за счет повышения цены преступности.
Итак, предупреждение преступности — это деятельность государственных органов и иных, в том числе общественных организаций, осуществляемая с целью стабилизации преступности на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
Сущность и принципы профилактики преступлений
Предупреждение преступлений, именуемое также профилактикой, является одним из наиболее приоритетных направлений уголовной политики в Российской Федерации, а также таких преимущественным вектором деятельности правоохранительных органов, участвующих в борьбе с преступностью.
Преступность сама по себе представляется социальным явлением негативного характера перманентного проявления, а потому, избавиться от преступности полностью буквально невозможно, ведь на побуждение к совершению преступлений влияют как объективные факторы, так и такие субъективные, не зависящие от воли и профилактической деятельности правоохранительных служб.
Определение 1
Общая профилактика преступлений — это комплекс специальных мер упреждающего воздействия, реализуемых структурными подразделениями и сотрудниками федеральных органов налоговой полиции для снижения показателей преступности, в том числе, для снижения общественной опасности криминогенных проявлений.
Выделяют следующие цели общей профилактики преступлений:
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
- выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений;
- пресечение покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и правонарушений.
Общая профилактика преступлений ориентирована на неограниченное количество лиц, подпадающих в группы криминального риска. При этом, зачастую общая профилактика преступности обезличена, не касается конкретных групп преступников в целом, а ориентирована на изменение и укрепление социально-экономических институтов.
Профилактические мероприятия помимо того должны отвечать следующим требованиям:
- объективность и актуальность криминогенной обстановки, которая должна быть изменена в ходе общей профилактики;
- комплексность применения форм и методов профилактики преступлений;
- всеобщая вовлеченность субъектов государственной и муниципальной власти, а также институтов гражданского общества в единой борьбе с преступностью путем предупреждения преступлений;
- приоритетность реализации форм и тактики проведения профилактических мероприятий;
- постоянность реализации профилактических мероприятий.
Кроме общей профилактики выделяют и индивидуальную (частную), выражающуюся в комплексе мер и мероприятий, которая реализуется в отношении индивидуально определенной группы криминогенно опасных лиц, которые являются потенциальными правонарушителями, то есть, находятся в зоне риска для совершения преступления.
Очевидно, что навряд ли может быть разработана унифицированная криминологическая тактика индивидуальной профилактики преступности, а потому, мероприятия частной превенции разрабатываются также в индивидуальном подходе к группе субъектов, к которым будут применяться формы и методы предупреждения.
Международное сотрудничество в сфере борьбы и предупреждения преступности
Можно назвать несколько направлений такого сотрудничества. Вопервых, совместное с другими странами противодействие наиболее опасным видам преступности путем реализации мероприятий, предусмотренных в конвенциях, ратифицированных Россией (принятие необходимых поправок к законам, разработка специальных законов, образование специализированных подразделений и др.). Например, исполнение конвенций по предупреждению геноцида (1973); о борьбе с терроризмом и финансированием терроризма (2002); о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (1988); о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности (2001); о борьбе с транснациональной организованной преступностью (2000); о борьбе с коррупцией (2003); по борьбе с организованной преступностью (2000).
Во-вторых, путем участия делегации России в работе конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и выработке международных рекомендаций. Первый Конгресс проходил в Женеве в 1955 г. и был посвящен в основном обращению с несовершеннолетними правонарушителями и заключенными. Среди обсуждаемых вопросов были и такие, как возможность создания пенитенциарных учреждений «открытого типа», надлежащее использование труда заключенных. На этом Конгрессе был утвержден свод Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. На Восьмом Конгрессе ООН, который проходил в Гаване в 1990 г., было принято или рекомендовано к рассмотрению Генеральной Ассамблеей ООН большое количество документов, в том числе: Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские Правила), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Десятый Конгресс ООН, который проходил в Вене в 2000 г., способствовал принятию Венской декларации о преступности и правосудии в XXI веке, определившей международную повестку дня в отношении предупреждения преступности в начале нового тысячелетия.
В частности, предусматривались обязательства для стран-участниц принятия незамедлительных мер для борьбы с терроризмом, торговлей людьми, незаконным вывозом мигрантов и отмыванием денег.
В-третьих, международное сотрудничество выражается во взаимодействии правоохранительных органов России с национальными правоохранительными органами стран — участниц ООН, в рамках международной организации уголовной полиции — Интерпол, полноправным членом которой наша страна является с 1990 г.
В-четвертых, международное сотрудничество проявляется в разработке модельного законодательства для России и стран — участниц СНГ. Например, Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с организованной преступностью», принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи СНГ от 2 ноября 1996 г.; Межгосударственная программа совместных действий борьбы с преступностью с 2000 до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ от 25 января 2000 г.; Модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый на XIII пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ 3 апреля 1999 г.; Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике», принятый на XXII пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ 15 ноября 2003 г.
показать содержание
Индивидуальное предупреждение преступлений
В системе предупреждения преступности самостоятельное место принадлежит индивидуальной профилактике преступлений (ИПП), которую можно разделить на виды в зависимости от того, на какой стадии криминализации личности находится человек.
Первый вид ИПП осуществляется в отношении лиц, находящихся на начальной стадии криминализации, и называется ранней профилактикой (первичной). Такие лица уже совершили правонарушение(я) непреступного характера. Естественно, что у них отсутствует антиобщественная направленность (установка) и при совершении правонарушения большую роль имеет конкретная жизненная ситуация. Мотив правонарушения у этих лиц формируется под воздействием внешних обстоятельств и, как правило, неустойчив. Субъектами ранней профилактики могут быть педагоги образовательных учреждений, сотрудники органов ОВД по делам несовершеннолетних, участковые, общественность по месту работы или месту жительства. Меры профилактики на этой стадии достаточно разнообразны. К ним могут относиться, например, постановка на профилактический учет, посещение неблагополучной семьи, проведение профилактической беседы, регламентация поведения в сфере досуга, административные наказания.
Второй вид ИПП осуществляется в отношении лиц, впервые совершивших преступление, и называется судебно-следственным. К этим лицам могут относиться и несовершеннолетние, не достигшие надлежащего возраста и поэтому не подлежащие уголовной ответственности. Суть этого вида индивидуального предупреждения состоит в психологическом воздействии угрозы уголовной ответственности за совершенное преступление, которая может не наступить в случае, если дознаватель, следователь или судья сочтут, что личность характеризуется незначительной общественной опасностью и может быть исправлена без применения мер уголовной ответственности или наказания (ст. 75, 76, 80.1, 90, 92 УК РФ). Субъектами этого вида ИПП помимо названных должностных лиц могут быть комиссии по делам несовершеннолетних, отделы ОВД по делам несовершеннолетних, специализированные учебно-воспитательные учреждения. Возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания предусмотрена в связи с постпреступным положительным поведением лица, совершившего преступление.
Поэтому использование такой возможности есть мера предупреждения. Также к мерам предупреждения относятся психолого-педагогические меры специализированных учебно-воспитательных учреждений.
Третий вид ИПП осуществляется в отношении осужденных к различным мерам уголовного наказания и называется пенитенциарным. Субъектами этого вида индивидуального предупреждения являются, например, сотрудники колоний; сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, если речь идет о наказаниях, не связанных с лишением свободы, либо об условном осуждении; должностные лица предприятий, на которых исполняются исправительные работы. К мерам предупреждения в этом случае относятся уголовное наказание и иные меры уголовноправового характера, а также меры исправительного воздействия, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
Четвертый вид ИПП осуществляется в отношении лиц, отбывших уголовное наказание, и называется постпенитенциарным. Он может осуществляться в форме административного надзора и социальной реабилитации. Его субъектами могут быть уголовно-исполнительные инспекции ОВД, центры ресоциализации, общественные организации, церковь. Мерами предупреждения могут быть, как уже говорилось, ограничения, налагаемые в порядке административного надзора, а также помощь в трудоустройстве, предоставление временных условий для проживания, психологическая помощь.
Криминологическое прогнозирование
С философской точки зрения прогнозирование — это вид «опережающего отражения». Прогнозирование можно рассматривать как разновидность предвидения или предсказания, которое может строиться как на научной, так и на псевдонаучной основе (астрология) и на простом угадывании. Научный прогноз есть научное предвидение, основывающееся на знании причинной связи прогнозируемого явления с другими явлениями, доступными наблюдению.
Криминологический прогноз — это вероятностное суждение (качественная или количественная оценка) о будущем состоянии преступности, изменении ее уровня, структуры, динамики. Объектом прогноза может быть преступность в целом, виды преступности и индивидуальное преступное поведение. Криминологический прогноз обеспечивает деятельность по предупреждению преступлений — в этом его практическое значение. Точный прогноз позволяет правильно планировать стратегию и тактику предупреждения преступлений, рационально использовать для этого имеющиеся силы и средства.
Криминологическое прогнозирование — это вид социального прогнозирования. Преступность обусловлена социальными процессами и вторична по отношению к ним. Криминологический прогноз также вторичен, он идет вслед за прогнозированием факторов, влияющих на преступность, как криминогенных, так и антикриминогенных.
Причем следует учитывать, что в силу инерционности социальных процессов соответствующие изменения в преступности могут запаздывать. Прогноз строится на учете не только внешних факторов, но и внутренних закономерностей функционирования преступности.
Достоверность прогноза зависит от качества и полноты исходной информации, правильного выбора учитываемых факторов (устойчивы они или изменчивы), глубины проникновения в сущность явлений. Прогноз всегда носит вероятностный характер. И это связано не столько с неполнотой наших знаний, несовершенством методик или недостоверностью статистического материала (что имеет место), а с тем, что сами социальные процессы имеют вероятностную (статистическую) природу.
Криминологическое прогнозирование не только допускает, но и предполагает наличие разных вариантов прогноза. Поскольку существует обратная информационная связь между прогнозом и конечными условиями прогнозируемого процесса, возможны самосбывающиеся и несбывающиеся прогнозы. Несбывшийся прогноз не всегда недостоверный. Именно на основании прогноза могли быть приняты определенные меры, чтобы прогнозируемое явление не наступило.
По срокам криминологические прогнозы классифицируют на краткосрочные (до года), среднесрочные (пять лет) и долгосрочные (10—20 лет). Долгосрочные прогнозы представляют для разработчиков наибольшую трудность, но они же наиболее важны в социальноэкономическом плане.
Особым видом криминологического прогнозирования является индивидуальное прогнозирование, т.е. прогноз будущего поведения человека в определенный промежуток времени. Индивидуальный прогноз также является вероятностным и основывается на учете двух основных факторов: особенностей личности и специфики ее микросреды. Индивидуальное прогнозирование широко используется на практике: следствием (избрание меры пресечения), судом (выбор меры наказания), органами исполнения наказания (условнодосрочное освобождение). Разработка надежных методов индивидуального прогнозирования имеет большое практическое значение.
Основными методами криминологического прогнозирования являются экстраполяция, экспертные оценки, моделирование и социально- правовой эксперимент.
показать содержание