Философия 17 века рационализм и эмпиризм кратко

55. рационалистическая и эмпирическая традиция в философии нового времени

Рационализм философии Нового Времени

Основателем этого течения является выдающийся учёный и философ из Франции Рене Декарт (1596 – 1610 гг.)

В процессе создания этой методологической системы мыслитель концентрировал своё внимание на дедуктивно-математических принципах познания. Движение его мысли начиналось с абсолютного скептицизма, он ставил под сомнение всё, считая, что нельзя сомневаться только в самом факте сомнения

Единственно неоспоримо существующей вещью является мышление, это независимая субстанция. Ещё одна бесспорная составляющая окружающей действительности – это «протяженность». Декарт был убеждён, что две эти субстанции обладают свойством взаимопроникновения друг в друга, однако они не соприкасаются. Мышление и протяжённость, по мнению французского философа, может объединить в человеке лишь Бог. Главными разумными идеями нашей души мыслитель считал не приобретенные, а врожденные идеи. К таковым он относил идеи Бога, пространства, времени, суждения типа «целое больше части» и т.д.

Система обоснованного знания Декарта получила продолжение и развитие в системе выдающегося голландского философа Баруха Спинозы. Единственным, что может быть общим между двумя субстанциями, Спиноза считал природу. Согласно воззрениями другого представителя рационализма, Готфрида Лейбница, наша реальность состоит из множества субстанций – монад. Монада должна быть простой и неделимой на составные элементы, кроме того, монада не обладает протяжённостью по причине бесконечной делимости пространства.

Разница между рационализмом и эмпиризмом

Определение

Рационализм: Рационализм — это теория, основанная на утверждении, что разум является источником знаний.

Эмпиризм: Эмпиризм — это теория, основанная на утверждении, что опыт является источником знаний.

Рационализм: Рационалисты верят в интуицию.

Эмпиризм: Эмпирики не верят в интуицию.

При рождении

Рационализм: Рационалисты считают, что люди имеют врожденные знания или концепции.

Эмпиризм: Эмпирики считают, что люди не имеют врожденных знаний.

Примеры

Рационализм: Иммануил Кант, Платон, Рене Декарт и Аристотель являются примерами выдающихся рационалистов.

Эмпиризм: Джон Локк, Джон Стюарт Милль и Джордж Беркли — некоторые примеры выдающихся эмпириков.

Изображение предоставлено:

«Иммануил Кант (нарисованный портрет)» от Anonymous — (Public Domain) через

Эмпиризм философии Нового Времени

Это течение всегда находилось в конфронтации с рационализмом и мистицизмом. Для эмпирической парадигмы характерна абсолютизация опыта, превознесения роли органов чувств в процессе познания. Это направление, как самостоятельная гносеологическая концепция сформировался в 17-18 вв. Среди ключевых представителей нужно выделить следующих:

  • Джон Локк.
  • Фрэнсис Бэкон.
  • Томас Гоббс.
  • Джордж Беркли.
  • Дэвид Юм.

В метафизике это течение включает в себя широкий спектр возможностей, то превращаясь в догматические схемы, то трансформируясь в скептицизм. Такое расхождение объясняется различной трактовкой понятия «опыт». Представители идеализма рассматривали эмпиризм как внутренние переживания человека, определённую форму чувственного ощущения, а также интуитивное созерцание поставленной перед собой проблемы или цели. Преодолеть границы чувственного восприятия, значит выйти за границы общепризнанных теорий, или же за рамки материального восприятия мира.

Философские идеи в 17-18 вв

Во времена Философии Нового времени впервые осмысливается наука как система истинных знаний. Представители эмпиризма утверждали, что суть познания в опыте. А рационалисты утверждали, что она — в разуме. Объединить эти подходы стремился философ Иммануил Кант.

В то время устанавливается прочная связь между философией и наукой. Картина мира больше не объясняется религиозными учениями. В основе лежат научные знания. Вот почему это было время прорыва в науке. Изменились теории о сущности человека. Наука способствовала тому, что люди познавали окружающий мир. Благодаря этому, в развитии всей цивилизации произошел прогресс.

Главная мысль того периода – независимое мышление субъекта и появления методического сомнения в тех знаниях, в которых ранее никто не сомневался. Создан индуктивно-эмпирический метод изучения реальности. Чтобы защитить права людей, появляется юриспруденция.

Цель философии Нового времени. — воплощение в жизнь теории о свободе человека от религии и формирование нового видения мира на основе научных познаний.

Философия эмпиризма Ф. Бэкона

Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.

В этом и заключается эмпиризм – философия Бэкона. Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Сам Бэкон подробно рассказал о своих идеях в книге «Великое восстановление наук. Разделение наук» . Продолжение содержится во второй части под названием «Великое восстановление наук. Новый Органон» . Уточним, что словосочетание «Новый Органон» в названии книги является отсылкой к известному труду «Органон», где изложен метод дедукции Аристотеля, которому оппонировал Бэкон.

Интересно, что страсть к экспериментам сыграла злую шутку с самим Бэконом. Он серьезно заболел в результате переохлаждения, когда взялся исследовать хладосберегающие свойства снега, закопал в сугроб тушку курицы и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на мороз и копание в снегу привели к тому, что ученый скончался на пятый день своего эксперимента.

На всякий случай напомним, что Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, да и в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. Так или иначе, эта новая философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) имела огромное значение для развития философской мысли.

Идеи Французского материализма

Значительный вклад в становление философии 18 века внесли ученые-материалисты. Они первыми начали в открытую утверждать о том, что Бога не существует. Так появилось течение атеизм. В основе всего, что есть во Вселенной, находится постоянно движущаяся материя. Природа дает жизнь всему.

Источник любого знания— это ощущения, которые появляются после воздействия на органы чувств предметов материального мира. Главным органом чувств является – человеческий мозг. Он решает, как реагировать на воздействия извне.

Представители «Просвещения» не признавали концепцию о том, что изначально любой человек — грешник. Они считали, что не только физические, но и моральные качества формируются на протяжении всей жизни, в результате воспитания.

Философы эпохи «Просвещения» говорили о возможности создания глубоко нравственного общества, членами которого будут являться лишь атеисты. Современные ученые были шокированы такой теорией. И не все были готовы согласиться с ней. Когда Гольбах и Гельвеций выпустили труды, где раскрыли несостоятельность религиозных устоев, эти работы сожгли по решению Парламента Парижа.

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Ранее мы уже сказали, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций, зачастую противостоящих и даже противоположных. В дискуссиях и попытках оспорить те или другие принципы зарождаются новые направления философской мысли. Эмпиризм в какой-то мере стал стимулом к развитию такого направления философии как рационализм. В отличие от эмпиризма, рационализм объявлял источником знания разум, а основным методом познания – дедукцию.

Такой подход восходит корнями к учению древнегреческого философа Аристотеля (384-322), однако в окончательно оформился в качестве самостоятельного направления философской мысли в эпоху Нового времени. Основателем рационализма является французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). Оппонируя эмпиризму, Декарт заявлял, что опыт может быть субъективным, что восприятие может обмануть, а полученные в ходе эксперимента данные не всегда прямо указывают на причину изучаемого явления.

Поэтому любое наблюдение, предположение, знание должны пройти проверку разумом, в ходе которой следует отбросить все авторитеты и подвергнуть сомнению все, даже кажущиеся незыблемыми истины. Эти свои идеи Декарт изложил в книге . Философский аспект рационализма в понимании Декарта изложен в его труде «Размышление о первой философии» .

При всех видимых различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя считать строго противоположными течениями. Любой эксперимент подлежит осмыслению, методы индукции и дедукции абсолютно равноправны и могут применяться в рамках даже одного исследования для проверки выводов и поиска неточностей.

Более того, немецкий философ, физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), который традиционно считается представителем рационализма и приверженцем дедуктивного метода, в своей книге «Монадология» писал, что «в своих действиях все ученые на три четверти эмпирики» .

Уточним, что книга «Монадология» посвящена монадам, единым и неделимым сущностям, причем Лейбниц рассматривает биологический, физический, математический и другие аспекты этих сущностей. В плане философии и психологии ученый обосновывает постулат о существовании неких «врожденных идей», помогающих человеку познавать мир. В какой-то степени их тоже можно считать монадами, едиными и неделимыми сущностями. Свои представления о «врожденных идеях» Готфрид Вильгельм Лейбниц ранее презентовал в книге «Новые опыты о человеческом разумении» .

Сущностные признаки Нового Времени

После окончания тёмных средних веков начинается эпоха Нового Времени, которая предшествовала времени Новейшему. К характерным чертам Средневековья можно отнести догматизм христианской Церкви, бесчинство феодалов, тяжёлое положение большинства населения, атмосфера страха и мистики. В этот непростой период человек целиком и полностью зависел от воли божьей, а эту волю на земле исполняли священнослужители. Духовенство контролировало каждый шаг индивида, под надзором была даже частная жизнь. Кроме того, от взора Папы Римского не могли укрыться даже крупные феодалы и верхушка власти во главе с правителем. Церковь инициировала крестовые походы, где под прикрытием духовной миссии, преследовались интересы узкой группы людей во главе с Папой.

Люди в Средневековье вели аскетический образ жизни, во всём себе отказывали, старались поглубже спрятать свои мечты, устремления, и цели, и делать то, что велела христианская догматика. Взамен человеку было обещано воздание в загробной жизни.

В Новое время появились смелые люди с прогрессивными мыслями, новаторскими идеями, которые поставили индивида во главе всего. Отныне человек должен был сам решать свою судьбу, сам делать жизненный выбор, стремиться к своей мечте стало не фантазией, а необходимостью. Знания перестали быть собственностью узкой группы просвещённых деятелей. Мыслители и учёные, изобретатели и разного рода авантюристы поставили своей целью сделать знания доступным для больших масс людей.

Замечание 1

Именно в этот период начинают выпускаться многотомные энциклопедии, которые собрали на бумаге все знания и технологии, накопленные к тому времени. Исследователи полагают, что именно на данном этапе развития европейской цивилизации, зарождается и формируется такое явление, как толерантность.

Кроме того, что науки становились всё более доступными для большинства, теперь в научных дискуссиях и спорах могли участвовать женщины. Слабый пол традиционно не имел права заниматься исследовательской деятельностью, теперь же выходят специальные энциклопедии и сборники для женщин.

Это время принято считать периодом борьбы с феодализмом и абсолютистскими порядками. Это время первых буржуазных революций. В процессе противостояния прогрессивно настроенной части общества с консерваторами феодалами и священниками, снова самостоятельной становится философия

Деятели просвещения сосредоточили своё внимание не только на собственно философских вопросах, но и на социальной проблематике. Усиливается практическая направленность вопросов, связанных с обществом

Принципиально новые идеи предлагали такие талантливые личности, как:

  • Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.).
  • Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.).
  • Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.).
  • Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.).
  • Джон Локк (1632 – 1704 гг.).
  • Рене Декарт (1596 – 1650 гг.).
  • Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.).

Эти выдающиеся умы, эти революционеры сознания, давали самые разные представления о методе, и вырабатывали конкретные ему схемы. В европейской мысли оформляются два главных подхода к исследованию природных и общественных процессов:

  • рационалистический.
  • эмпирический.

Замечание 2

Различия между этими методологическими концепциями очень сильные. Приверженцы эмпиризма считали, что в человеческом разуме нет ничего, чего прежде не было в ощущениях. Чувства являются самым достоверным источником истины. Представители же рационализма доказывали, что источник истины – это разум человека, который обладает врождёнными идеями, другими словами доопытным представлением об окружающем мире.

Философия эпохи Просвещения

В 17-18 вв. многие говорили о господстве разума над всей окружающей действительностью. Человек, при помощи своих знаний и мышления, регулирует собственную жизнь. Для этого, нужно относиться критически к существующим традициям и духовным авторитетам. ВНужно критиковать, сложившиеся в обществе, религиозные убеждения. Все, казавшиеся незыблемыми, религиозные постулаты проходят проверку на их разумность. Цель этого процесса — убрать из человеческой жизни все суеверия и заменить их на более разумные мысли. Одна из целей философии в эпоху Просвещения является перемирие между различными религиозными общинами. Продвигается идея о том, что Бог един, он создал совершенный мир и больше не вмешивается в его развитие.

17-18 века также являются временем множества научных открытий. Человечество начинает верить себя, в свои безграничные возможности и в собственную огромную роль в истории технического прогресса. Быстрыми темпами происходит экономическое развитие. Появляется новый социальный класс — буржуазия. Появляется новое социальное движение — либерализм, которое характеризуется требованиями предоставить свободу предпринимателям и торговцам. А также — внедрением мысли о том, что права отдельного индивида являются первостепенными по отношению к интересам государства.

Формируется новый взгляд на теорию появления государства. Просветители утверждали, что оно зародилось вследствие договоренности между народом и правительством. Вся мощь государственной власти, согласно этой теории, находится в руках народа. Властные полномочия осуществляют специально созданные для этого государственные органы, в интересах народа. Причем власть поделена между ними так, что это позволяет исключить любые злоупотребления своим положением. Этой модели до сих пор придерживаются в своем развитии многие страны.

Учение о смысле жизни

Многие философы в 17-18 вв. говорили о смысле жизни. За свою жизнь человек ставит различные цели. Если он последовательно идет к ним, то достигает. К целям относится: создание семьи, получение образования, должности. Эти цели значимы на некоторых этапах в жизненном пути. Поэтому их считают частными. Есть объединяющая цель, которая объясняет смысл существования. Она будет являться смыслом жизни.

Согласно философским учениям, смысл жизни состоит в том, чтобы достигнуть ощущения счастья. Это достижение такого состояния, когда удовлетворяются все разумные потребности человека в его жизни. Смысл заключается в самореализации личности.

Смысл бытия, согласно этой концепции, не дается Богом или кем-то другим. Он состоит в жизни, как таковой. В ее развитии без причинения вреда другим людям. Даже несмотря на то, что человек смертен, его существование имеет значимость.

Радость и счастье приносит удовлетворение межличностных потребностей человека, которые появляются у него в процессе воспитания: потребность улучшать жизнь детей, близких, друзей, создавать что-то для человечества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: