Третьеиюньская (думская) монархия в россии 1907-1917 гг

Третьеиюньская монархия – кратко о реформах столыпина и сущности преобразований

Рычаги укрепления власти

Сразу же после установления в 1907 году третьеиюньской монархии, вплоть до 1910 года по стране прокатилась волна репрессий

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Весной 1910 года Николай II подписал закон, согласно которому в Финляндии местные органы власти лишались законотворческой функции, которая возлагалась на Государственную Думу. За два года до этого в 3 раза было сокращено количество польских представителей в Думе.

Этими шагами Николай пытался сосредоточить власть в обширной многонациональной стране в своих руках, но именно это повлекло за собой ненависть со стороны автономных земель империи и последующие решительные и безвозвратные отделения Финляндии и Польши.

Главным помощником Николая II в вопросе восстановления порядка в России был П. А. Столыпин.

Рис. 3. П. А. Столыпин.

Он не только сыграл одну из главных ролей в «Третьеиюньском перевороте», но и занимался вопросом крестьянской общины. Задачей его реформы было разрушить крестьянскую общину как элемент коллективного сопротивления крестьян действующей власти. Для этого создавались условия по выходу зажиточных крестьян из общины и предлагались варианты по переселению крестьян в Сибирь. Условия транспортировки были очень жесткие и суровые, поэтому вагоны, лишенные нормальных человеческих условий, в народе стали называть «столыпинскими». Так или иначе, общины покинули 25% крестьян. Реформы главной задачи так и не решили, что также проявилось в 1917 году.

Что мы узнали?

Говоря кратко о третьеиюньской монархии и реформах Столыпина, следует подчеркнуть, что за 10 лет сформировавшемуся политическому режиму не удалось вывести государство из кризиса, а лишь усугубить его. Поэтому к 1917 году у императора фактически не оставалось власти, а у политической элиты не было сил и желания его защищать. Большевики просто заберут никому ненужную власть.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Доклад: Третья июньская монархия в 1907 — 1914 гг

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ В 1907 — 1914 ГГ.

Изменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих — в 3 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) — 1/5.

Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность.

Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган — Сенат.

Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели — на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура.

Внутриполитический курс П.А. Столыпина.Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны оставались тщетными. При этом государство допускало только те преобразования, которые считались неизбежными.

Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение “твердых монархических устоев” самодержавно- бюрократического государства. Премьер-министр П.А. Столыпин (1862-1911), занимавший, кроме того, пост министра внутренних дел выступал главным проводником такой политики правительства.

После назначения премьером он стал одним из инициаторов создания военно-полевых судов. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй.

На первом этапе столыпинской аграрной реформы (1906-1910) произошел некоторый подъем крестьянского движения (1908 г. — 855, 1910 г. — свыше 1000). На втором этапе реформы (1911-1914 гг.

), после прекращения принуждения, переориентации правительства на землеустройство с целью создания широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность. Приступив к подготовке “рабочих” законов, правительство продолжало политику “успокоения” в отношении рабочего движения.

В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, осуществлению жесткого контроля над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания много раз выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н

Коковцев также обращал особое внимание на вопрос о рабочем законодательстве. Однако правое большинство III Думы в течение 1908-1911 гг

фактически саботировало обсуждение внесенных правительством законопроектов. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней. Местное самоуправление по замыслу Столыпина реорганизовать не удалось.

Классы и партии в 1907 — 1914 гг.

Переворот 3 июня

Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.

1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.

Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.

В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.

https://youtube.com/watch?v=mDI8pMRxHus

Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.

Попытка укрепить власть

Сначала успокоение, потом реформы.

После событий 1905-1907 главная задача Николая 2 и его окружения стало предотвращение новой революции. События 1907-1917 нужно рассматривать именно с этой точки зрения. И это крайне любопытный период русской истории, поскольку он показывает как страна за 10 лет развалилась. Практически все шаги власти толкали страну к краху.

Репрессии

Первая реакция власти после окончания революции — репрессии. Они начались в 1907 году и были массовыми вплоть до 1910 года. События тех лет отлично описывает великий писатель Лев Толстой, который в своей работе «Не могу молчать» обвинял в репрессиях и массовых казнях как правительство, так и революционеров. Он отмечал, что революционеры провоцируют, а правительство нагнетает ситуацию. В итоге это сказывается на простых людях, которые долго не смогут терпеть такого насилия власти. Лев Николаевич оказался прав — именно это и стало одним из факторов событий 1917 года.

Всего за 2,5 года репрессиям было подвергнуто порядка 26 тысяч человек!

Национальная политика

Третьеиюньская монархия начала «задвигать» регионы. Столыпин, как премьер-министр страны, выступил с инициативой, что должна строиться Великая Россия, основу которой должны составлять русские. Поэтому главная задача власти — окончательно ликвидировать все элементы самостоятельности, которые оставались у ряда регионов. В результате:

  • В 1909 создана партия «Русские националисты». Их задача — недопущение революции. Именно на эту партию опиралась власть.
  • Весной 1910 принят закон «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». Было постановлено, что общие законы для Российской Империи в плане Финляндии принимаются Думой, а финские органы этой возможности лишаются. Общеимперские законы это: охрана, порядок, образование, суд, печать и так далее.
  • В 1908 году количество польских представителей в Думе было сокращено в 3 раза. Одновременно принимается закон  «О земствах в западных губерниях». По нему население делится на польское и русское, и массовое представительство в земствах получает русское население. То есть, поляков из русской политики оттеснили.

Идея национализма, в какой бы форме она не преподносилась, не может способствовать подъему многонациональной страны. В результате мы получили 1917 год, когда страна развалилась на Россию, Украину, Финляндию, Польшу, Белоруссию, Молдавию и так далее. То есть думская монархия усугубила и без того острый национальный вопрос.

Еврейская проблема

Третьеиюньская монархия одной из своих задач ставила решение еврейского вопроса. Здесь также прослеживается явная параллель с событиями 90-х годов и развалом СССР: все внутриполитические проблемы страны попытались возложить на плечи одной нации. Первая мера в этом направлении касалась получения образования. Число евреев в учебных заведениях столицы не должно было превышать 3% от учащихся. В других городах — 5%. За пределами городов — 10%.

Еврейская проблема при Николае 2

Особый резонанс в антиеврейском вопросе 1907-1917 годов получило дело Бейлисома. М. Бейлисом был обвинен в убийстве в Киеве русского мальчика А. Ющинского. Следствие обвинило еврея в ритуальном убийстве. В итоге суд присяжных обвиняемого оправдал, а Министерству юстиции был нанесен страшный репутационный удар.

Разложение элиты

Самодержавие в России всегда опиралось на элиту. В роли элиты дворянство выделилось еще при Петре 1, а Жалованная грамота Екатерины 2 сделала это сословие реально привилегированным. Для сохранения страны/строя/системы государство и элита должны смотреть в одну сторону, причем и те и другие должны быть заинтересованы в текущей власти. В российской же империи сложилась парадоксальная ситуация — власть все больше отдалялась и от простых людей и еще больше от элиты. Виной тому — отмена крепостного права 1861 года. Как бы это ни дико звучало на первый взгляд, но именно эта реформа нанесла удар и по крестьянам и по помещикам. Первым землю в личное пользование практически не давали (если давали, то ее не хватало даже для собственного пропитания), а вторые массово нищали. В результате дворянство вырождалось, и когда в 1917 году произошла революция, выяснилось, что ни императору (он уже ничем не управляет) ни элите (у нее нет ни сил ни желания) Российская Империя не нужна. Большевикам оставалось только подобрать то, что оказалось никому не нужным.

Киса Воробьянинов — прообраз разложившейся элиты

История появления термина

После революции 1905-1907 стало очевидно, что власть не в состоянии управлять самостоятельно, и ей нужны выборные органы власти. Такие органом должна была стать Дума, избирательный кодекс в которую был принят 3 июня 1907 года Николаем 2. Отсюда и название — «третьеиюньская монархия». Поскольку этап 1907-1917 связан с Думой, то этот этап русской истории часто еще называют думской монархией.

Первая госдуарсвтенная Дума

Избирательный кодекс от 3 июня 1907 наделял правом голоса всех, но при этом разделял население на 4 курии (категории):

  • Землевладельцы. Это помещики, дворяне и другие привилегированные слои населения.
  • Городские обыватели. Дополнительно делились на 2 курии, разделяя богатых и остальных.
  • Крестьяне всех категорий.
  • Рабочие всех категорий.

Разделение по куриям наделяло представителей каждой из них определенным «весом» голоса. Была выработана формула: 1 голос помещика = 4 голоса крупной буржуазии (городские обыватели) = 260 голосов крестьян = 543 голоса рабочих. Так формировалась Дума. В ней было значительно сокращено представительство Польши и Кавказа. Представители Средней Азии в Думу не допускались.

На таких принципах формировалась Дума, а вместе с ней и третьеиюньская монархия. Здесь может возникнуть вопрос — если во главе угла думская монархия, то при чем здесь Николай 2, и может страну развалила Дума, а не царь. Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть состав 3-ей государственной Думы, работавшей с 1907 по 1912 годы. Ее состав: монархисты (33%), октябристы (34%), кадеты (12%), прогрессисты (6%), национальные партии (5%) и дальше ряд мелких партий. Монархисты и октябристы вместе составляли 67% Думы, и обе партии были процарские. То есть, в Думе у Николая 2 всегда было большинство.

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря из­бирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала пол­ностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержа­вие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограни­ченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем.

В III Думе действовал так называ­емый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских за­конов. Этот механизм позволял правительству П. А.

Столыпина при­нимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших пос­та в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Он был убежденным монархистом и противником ре­волюции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и рефор­мы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутрен­него и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.

Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.

  1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокое­ние, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном по­рядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. чело­век). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
  2. Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
  • решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Сто­лыпин преследовал сразу несколько целей:
  • экономические — увеличить производство сельскохозяйствен­ной продукции и освоить пустовавшие земли;
  • политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьян­ства из центра России (во избежание их участия в революции);
  • социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центр&#

2.1.2. Третьеиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина

В результате революции сохранившаяся феодальная монархия приобрела новые черты: оформился блок черносотенских помещиков и либеральной буржуазии и бонапартистское лавирование между ними царского правительства. Вслед за революцией Россия вступила в период социально-экономических и политический преобразований (1907-1914 гг.). Для третьеиюньской политической системы характерна была политика бонапартизма (межклассового лавирования), стремление экономическими и политическими мерами предупредить новую революцию, либеральная же буржуазия пыталась поставить идейный заслон новому повороту России к революции.

Революционные события 1905-1907 гг. показали, что крестьянский вопрос является центральным в политике и от его решения зависит судьба существующего режима. Разрешение крестьянского вопроса связано с именем П.А. Столыпина. Столыпин, дворянин из Литовского края, сделал быструю карьеру и был чужаком в петербургской придворной среде. В августе 1906 г. на Столыпина было совершено покушение эсеров. В результате взрыва погибло более 20 человек, а Столыпин чудом остался жив. После этого по инициативе Столыпина были учреждены военно-полевые суды с целью сбить волну террора, захлестнувшую Россию. Около 1000 человек были приговорены к смертной казни: Столыпин в общественных кругах прослыл «вешателем», однако цель была достигнута — террор был подавлен. 3 июня 1907 г. по инициативе Столыпина указом царя была распущена вторая Государственная дума, слишком «революционная». Политическая система, установившаяся после роспуска Думы, получила название «третьеиюньская монархия».

Время нахождения Столыпина в должности Председателя Совета Министров (1906-1911 гг.) — это время реформ, достаточно сильно изменивших социально-экономический облик России. Он выступал за либеральные реформы и сильную власть. Правительственная программа П.А. Столыпина предполагала целый комплекс мер по перестройке местного самоуправления, народного образования, вероисповедания, но главным был аграрный вопрос. Столыпин считал, что для модернизации страны необходимы 3 условия:

  1. сделать крестьян полновластными собственниками земли, освободить наиболее сильных и крепких от опеки общины;
  2. осуществить всеобщее обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе, так как только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может быть класса настоящих фермеров;
  3. необходимость усиленного роста промышленности и внутреннего рынка.

Началом реформы стал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Он давал право каждому крестьянину-общиннику требовать передачу в личную собственность причитающиеся части земли. Все последующие решения 1909-1911 гг. были направлены на роспуск общины. Аграрная реформа Столыпина предусматривала проведение трех мероприятий: роспуск общины, создание хуторов и отрубов и переселение избыточного сельскохозяйственного населения в центральных районах за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.

Разрушение общины должно было происходить изнутри за счет выделения из нее некоторой части крестьян с землей. Для вышедших поощрялось создание фермерских хозяйств, производящих товарный хлеб. Важную роль в проведении аграрной реформы призван был сыграть Крестьянский банк. Он скупал землю у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам. Дворянские земли могли также покупать и предприниматели.

В переселении участвовали, главным образом, бедные крестьяне. Получив земельный надел в собственность и продав его, они могли переселяться в город или уехать в осваиваемые регионы страны. Правительство всячески поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцы могли рассчитывать на кредиты, суммы которых выросли по сравнению с 1904 г. в 4 раза.

Политическая жизнь в 1907-1914 годах

Нововведение в избирательном процессе подчеркивало неравность классов один голос помещика был равен 65 голосам представителей мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 рабочих. Количество кандидатов в депутаты от Польши и Кавказа сокращалось в 2 раза.

Такие регионы, как Сибирь и Средняя Азия вообще лишались своих представителей в парламенте император открыто заявил, что культурный и социальный уровень развития жителей этих территорий еще не позволяет им назваться полноценным гражданским обществом.

III Государственная Дума

В составе 3-ей Государственной Думы, выборы которой проводились уже по новому законодательству, абсолютное большинство принадлежало крупным землевладельцам — 242 депутатских места. Депутатский корпус состоял из октябристов, монархистов и социал — демократов.

Эсеры, которые имели все шансы пройти в парламент, выборы демонстративно проигнорировали. За время работы Думы третьего созыва, было сменено три председателя, однако все они принадлежали к фракции октябристов.

В политической жизни государства III Государственная Дума сыграла важную роль именно за ней оставалось последнее слово в принятие решений, которые касались внедрения аграрной реформы.

Ужесточение национальной политики

Идеологической основой реформ Столыпина, было создание культа единого русского народа. Такая политика нашла поддержку, как в народе, так и среди депутатов Думы. В октябре 1909 года в парламенте была создана фракция националистов, члены которой открыто заявляли о необходимости борьбы с «инородцами».

Ответственность за революционные события 1905 года была повешена на народы окраин, которые де факто вступили в борьбу одними из последних и никак не могли быть организаторами восстаний. Националисты и октябристы были верными соратниками Столыпина и несколько лет всячески поддерживали его реформы.

Тем не менее, после ужесточения национальной политики, некоторые народы Российской империи начали возвращаться к антиправительственным акциям, которые носили явный революционный характер. Члены фракций отказались вести дальнейшую политику национализации, так как боялись вспышки восстаний на национальных окраинах.

1 сентября 1991 Столыпин был убит одним из активистов революционного движения возле оперного театра в Киеве. Убийство приобрело широкий резонанс в обществе — многие считали, что убийца был оплаченным агентом Николая II.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие 1907-1914 годов: реформы СтолыпинаСледующая тема:   Серебряный век русской культуры: развитие литературы, образования и науки

Социально-политические итоги

Значение и суть третьеиюньского переворота состояли в попытке сохранить старую систему власти, полностью подконтрольную императору, парламент при которой должен был выполнять фактически декоративную функцию или же был бы громоотводом при принятии непопулярных решений. Частично это удалось. Решениями Думы стала управлять не сила закона, а желания «сильных и богатых», совпадающие с указаниями сверху.

Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.

Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.

Истинная причина третьеиюньского переворота была в нежелании правящего класса Российской империи модернизировать политическую систему соответственно требованиям времени. Как бы то ни было, ещё одно фактически насильственное недопущение в высший законодательный орган страны представителей «черни» заложило под государство бомбу замедленного действия. Очередная попытка грубо проигнорировать волю простого народа, лавирование между его требованиями и интересами господствующих классов, чтобы избежать «больших потрясений», на этой раз окончилась катастрофой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: