Значение термина Конституционная Монархия в Энциклопедии Юриста
Конституционная Монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционная Монархия принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм — двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх — исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко.
В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами «царствует, но не правит». Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Мо-нарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию («совету») правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассм. атривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии — Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. •’ •. Авакьян С.А.
Виды государств с монархической формой правления по традиционному устройству
Древневосточная монархия – является первой в мировой истории формой государственного правления. Главной чертой общественного устройства и бытовой жизни является патриархальность. Контроль за деятельностью правительства осуществлял совет знати или народное собрание.
Феодальная монархия – основными чертами можно назвать ярко выраженное разделение на два социальных слоя – феодалов и крестьян, преобладание сельскохозяйственной сферы, натуральное хозяйство. В своем развитии феодальная монархия минует этапы:
- раннего феодализма – выборный глава государства находится в зависимости от воли влиятельных феодалов. Его развитие определяется влиянием особенностей климата конкретного региона, формированием рабовладельческого строя, состоянием первобытнообщинного строя;
- вотчинной монархии – получение сюзереном реальной власти и постепенный выход из зависимости от крупных землевладельцев, начало сосредоточения власти в центре;
- сословно-представительной монархии – управление государством осуществляется с участием представителей разных сословий;
- абсолютной монархии – феодальные владения упраздняются, стираются иерархические различия между представителями феодального сословия, однако их привилегии сохраняются.
Абсолютная монархия
В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией.
Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.
Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -— глава церкви. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.
Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. В других же странах, например ФРГ и США, — с историко-географическими особенностями. В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств.
И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы.
Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом».
Определение понятий
Для того чтобы суметь объяснить, что же собой представляют рассматриваемые формы правления, нужно знать, как определяют их специалисты.
Монархия – особая форма правления, при которой вся полнота политической власти сосредоточена в руках одного человека – короля (монарха, эмира). Иногда он обладает частью полномочий, остальные переданы парламенту. В 90% случаев власть передается по наследству (титулы могут не передаваться). Правитель имеет право и возможность передать свою власть иному человеку, не являющемуся прямым родственником. Решения монарха могут быть представлены в виде указов, вердиктов, декретов, эдиктов. Эта форма правления подразделяется на абсолютную и конституционную. Если рассматривать первый вариант, то все решения принимает исключительно правитель. Все остальные должны подчиняться и исполнять их. Распространяется это на всю территорию страны или в тех регионах, для которых это решение было подготовлено.
В случае с конституционной монархией решение правящего лица подлежит рассмотрению парламентом. Оно в ходе заседания может быть дополнено, переработано, оспорено или не принято. Парламент также наделяется правом учреждения правительства страны. Монарх же обладает правом вносить предложения. Те органы власти, которые разделяют полномочия с правителем, могут самостоятельно разрабатывать законы и управлять государством. Наличие у парламента большого числа полномочий делает конституционною форму монархии по многим пунктам схожей с республикой.
Республика представляет собой форму правления, при которой действующая политическая власть сосредоточена в руках граждан страны. Управлять также могут представляющие их интересы органы – парламент, правительство. Формирование этих структур производится по результатам выборов. На них каждый человек, являющийся гражданином страны, может высказаться в поддержку того или иного кандидата.
В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви: парламент (законодательная), правительство и президент (исполнительная) и суды (судебная). Парламент, правительство (реже) и президента выбирают люди в ходе голосования. Судей назначают министры.
Решения, принимаемые органами власти в республиках, представляют собой законы и подзаконные акты. Их разработка и утверждение требует поэтапного участия всех перечисленных ветвей власти. Внесенные предложения поступают в парламент, где проводится их рассмотрение. Проект после этого поступает правительству. На этом этапе закон может быть отклонен, одобрен или отправлен на доработку. Также проводится проверка на соответствие его действующим нормам конституции. Этим занимается судебная ветка власти.
Нужно учитывать, что существуют республики, у которых отсутствует разделение властей на различные ветви на официальном уровне. Пример: работа государственного управления Китая. Республики подразделяются на 2 вида: президентская и парламентская. Если выбирается первый вариант правления, то 90% политических полномочий сосредоточено у законодательной власти. Главой республики является президент или премьер-министр. Во втором случае большая часть полномочий отводится парламенту.
Теория монархии[]
Монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола».
Что такое монархия?
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.
Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов — чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.
Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления — республике. Изучим ее особенности далее.
В Англии монархия
Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.
А теперь немного о особенностях монархии по-африкански. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).
Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.
Абсолютная и ограниченная монархия
Абсолютная монархия
Эта форма правления характеризуется полным сосредоточением государственной власти в руках одного человека. Сюзерен выступает в роли единственного носителя суверенитета. В государствах, имеющих абсолютную монархическую форму правления, полномочия правителя никем не ограничены и распространяются на законодательную, исполнительную и судебную сферы. Все органы власти находятся в полном подчинении у главы государства. Единственный инструмент для выражения воли народа – совещательный орган.
Ограниченная (конституционная) монархия
Данный режим правления предусматривает ограничения власти монарха с помощью конституции или неписанных правил, традиций. Существует два варианта ограниченной монархии – парламентская и дуалистическая.
Парламентская. Основным признаком этой монархической формы правления является отсутствие у монарха верховных полномочий. Его власть ограничена парламентом, а указания не исполняются без одобрения законодательного органа. Свобода его действий может быть ограничена даже в рамках частных дел. Главе государства отводится, главным образом, представительская или церемониальная роль. Он является символом своего государства.
Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно именно этому органу власти. Парламент номинирует членов правительства, а монарх формально их назначает. Коронованная особа обладает правом вето и правом распустить парламент. Однако, по факту она их не использует. Указы сюзерена не получают дальнейшего движения, не будучи утверждены премьер-министром.
Среди государств, имеющих парламентскую монархическую форму правления можно выделить Великобританию, Данию, Бельгию, Японию, Норвегию, Камбоджу и др.
Дуалистическая. Переходная форма между традиционной абсолютной монархией и парламентской. Распределение власти при такой форме правления выглядит следующим образом. Законодательная власть находится в руках парламента. Монарху принадлежит исполнительная власть. Он обладает правом назначать и смещать министров. Сюзерен самостоятельно формирует правительство, которое является подотчетным главе государства.
В странах с дуалистической монархической формой правления власть главы государства ограничивает Конституция. Ее положения разграничивают полномочия парламента, коронованной особы и министерств, обязывают монарха к исполнению решений парламента. Монарх обладает полномочиями роспуска парламента и его нижней палаты, правом наложения вето на законы, принятые высшим законодательным органом страны. Акты главы государства обладают юридической силой равной или превышающей аналогичную характеристику парламентских.
Примером стран с дуалистическим типом монархии могут послужить Иордания, Люксембург, ОАЭ, Бахрейн, Монако, Лихтенштейн.
Признаки монархии[]
Основными признаками классической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
- юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии, как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».
Традиционные монархии[]
Азия
-
Индонезия
- Джокьякарта — султан Хаменгкубувоно X (с 1988)
- Пакуаламан — князь Паку Алам IX (с 1998)
-
Непал
Королевство Ло — король Джигме Дорджи
Африка
-
Ботсвана
Бамангвато — король (Kgôsi) Ян а Серетсе (c 1979)
-
Гана
Ашанти — король Отумфо Нана Осеи Туту II (с 1999)
-
Нигерия
Сокото — амир аль-муминин султан Сааду Абубакар (с 2006)
-
Уганда
- Анколе — король Чарльз Арьяйджа Рвебишенгье (с 2011)
- Буганда — король Рональд Мувенда Мутеби II (с 1993)
- Буньоро — король Соломон Гафабуса Игуру I (с 1994)
- Бусога — глава конфедерации Эдуард Колумбус Вамбузи Мулоки (с 2009); Уильям Уилберфорс Кадумбула Габула Надиопе IV (провозглашен; в оппозиции) (с 2009)
- Рвензуруру — король Чарльз Уэсли Мумбере Кибанзанга II Ирема-Нгома I (с 2007)
- Торо — король Ойо Нуимба Кабамба Игуру Рукиди IV (с 1995)
-
ЮАР
Квазулу-Наталь — король Звелитини Гудвил Кабекузулу (с 1971)
Различия между республиками и монархиями
Если коротко и простыми словами, то монархия это такой строй, где вся большая часть власти сосредоточена в руках одного человека, его должность и полномочия действуют до конца жизни и передаются по наследству (либо монарх назначает преемника самостоятельно). В республике разные ветви власти разделены (законодательная, исполнительная, служебная), высшие должностные лица государства выбирается населением на установленный срок, а все граждане юридически равны перед законом и наделены равными правами. Иными словами, республика означает выборность и ограниченный срок власти. Это противоположность монархии, когда власть передается по наследству, то есть новый правитель приходит лишь после смерти предыдущего. При этом у конституционной монархии и республики есть общие черты – в конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике (парламент, правительство).
Отличия монархии от республики в таблице
Заметна разница и в законодательной власти. При монархии основные виды нормативных актов – это указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами.Решения монарха должны беспрекословно исполняться, хотя в конституционных монархиях они могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами.
В республике же основным видом нормативных актов является закон. Все законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, и могут быть признаны судом нелегитимными.
Известно, что форм правления бывает несколько. Самыми известными из них являются монархия и республика. Не каждый человек сможет сразу дать каждой из них определение, раскрывающее особенности и отличия одной формы от другой. Для того чтобы узнать подробнее, что же они представляются собой, нужно сначала провести сравнение по самым важным критериям.
О сословно-представительской монархии
В такой форме монархии участвуют сословные представители, которые непосредственно задействованы в составлении законов и управлении государством вообще. Здесь также ограничивается власть монарха, и происходит это в основном по причине развития денежно-товарных отношений. Это положило конец стабильности натурального хозяйства, которое тогда было замкнутым. Таким образом, возникло понятие централизации власти в политическом контексте.
Такой вид монархии был характерен для стран Европы в период с ХІІ по ХІV век. Примерами можно считать парламент в Англии, кортесы и Испании, Генеральные штаты во Франции. В России же это были Земские соборы в период с XVІ по XVII век.