Большие социальные группы

Нация как большая социальная группа

Нация — это высшая стадия развития этнической группы, представляющая собой сплоченную общность людей, которая имеет единую территорию, языковые и культурные нормы, а также характеризуется тесными внутренними связями.

Одним из основных признаков существования нации является историческая память, т. е. духовное родство представителей, сохранение традиций и передача их из поколения в поколение.

Все нации обладают своим национальным сознанием, которое выражается в сложной совокупности взглядов и убеждений, которые являются общими для каждого.

Важную роль в жизни данной большой социальной группы играют общие интересы, которые являются движущей силой как отдельных представителей, так и нации в целом.

Ключевые особенности нации выражаются в культуре, языке и духовности. Культура наполняет жизнь людей содержанием и проявляется в специфических обычаях, традициях и нормах морали, а также в особом складе ума и образе жизни.

Национальный язык является средством общения, придающим особое звучание голосу и общепонятное выражение чувствам.

Ключевыми переживаниями, которые испытывает каждый, являются чувство национального достоинства, принадлежности к определенному этносу и осознание своей связи с нацией. Эти переживания проявляются в следующих компонентах:

  • гордости за дела и духовное богатство предков;
  • уважении к обычаям и традициям;
  • соблюдении норм морали;
  • восхищении природой родного края;
  • почитании произведений литературного, музыкального, художественного и прикладного искусства, созданных талантливыми представителями нации.

Исторические изменения создали огромное количество наций. Каждая национальная группа по-своему уникальна, обладает особым менталитетом и в какой-то степени сравнима с личностью.

Сущность большой социальной группы

Понятие большие социальные группы количественно четко определить невозможно. Они обладают качественными чертами, которые отличают их от малых групп, что определяет специфичность их исследования. В первую очередь необходимо отметить, что большие группы бывают следующих разновидностей:

  1. Стихийные группы, являющиеся кратковременным объединением большого числа лиц, зачастую с разнообразными интересами, но, тем не менее, собранных вместе по какому-либо определенному поводу, осуществляющих какие-либо совместные действия. В строгом смысле эту общность нельзя назвать группой, так как она образуется стихийно, существует непродолжительный период, не всегда понимает собственные цели. К таким «группам» относятся толпа, масса, публика.
  2. Устойчивые группы, являющиеся образованиями, сложившимися в процессе исторического развития общества, которые занимают определенное место в системе отношений общества и в связи с этим долговременные в собственном существовании. Далее, ведя речь об исследовании больших социальных групп, будем иметь в виду именно устойчивые группы.

Функции групп.

В процессе рассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

10 стр., 4934 слов

Формальные лидеры студенческих групп

… влиянии, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной … 2) стратегическую; 3) экспертно-консультативную; 4) коммуникативно-регулирующую; 5) функцию представительства группы во внешней среде; 6) дисциплинарную; 7) воспитательную; 8) психотерапевтическую. (В …

1. Социализации. Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей;

2. Инструментальную. Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации;

3. Экспрессивную. Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;

4. Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Заключение.

Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия «социальная группа». Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты:

· устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

· относительно высокая степень сплоченности;

· отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

· вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:

Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

социальная группа формальная вторичная

В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.

Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы. Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе …

… общие интересы. Симпатии. Привычки. Молодежь как социально-демографическая группа Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от 16 до 25, 30). Особенности … молодежи как социальной группы: 1. переходность социального положения 2. высокий …

Особенности больших социальных групп

Организованные большие социальные группы представляют собой классы, этносы, политические организации, религиозные конфессии. Неорганизованными большими группами считаются массовые движения и толпы.

Большие образования в виде социальных групп принято делить на два типа:

  • Группы, созданные стихийно и существующие относительно короткое время (например, аудитория, толпа, публика);
  • Группы, сформированные в процессе исторического развития общества и имеющие долговременный период существования (например, класс, этническая группа, нация, половозрастная группа, профессиональная группа).

В качестве регуляторов социального поведения больших групп выступают нравы, обычаи и традиции. Еще одной характеристикой считается образ жизни группы, представленный ее интересами, ценностями и потребностями

Для большой группы, в первую очередь для этнической, важно использование общего языка. В других больших группах в качестве такового может быть использован жаргон

Любая сквозная характеристика группы наполнена соответствующим содержанием. Большинство ученых рассматривают две части содержания большой группы: психическая часть устойчивого образования (характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы) и эмоциональная часть большой группы (потребности, настроения, интересы).

Психический склад группы и психический склад личностей, которые в нее входят, не совпадают. Для анализа больших социальных групп, как правило, используют межкультурные, сравнительные исследования. Здесь необходимы методы социологии, этнографии и языкознания. Социально-психологический анализ больших социальных общностей заключается в определении связи между психологическими характеристиками и образцами поведения ее участников.

Трудности исследования больших групп

Исследование больших социальных групп сопряжено с множеством трудностей.

Во-первых, это связано с тем, что в истории социальной психологии не существует устоявшейся традиции исследования больших групп. Множество исследователей, в особенности зарубежных, вообще полагают, что должны заниматься этим социологи, а не психологи. Тем не менее, исследователи полагают, что изучение больших групп является очень важным разделом социальной психологии. По сути, для малых групп, большие — это контекст, который влияет на ценности, нормы, способы взаимодействия внутри группы и т. д. То есть можно сказать, что «содержание значимых социально черт психики человека образуется конкретно на макросоциальном уровне». Более того, большие группы выдают не только черты психики отдельных людей, но и определяют смысл его существования.

Во-вторых, трудности при исследовании больших групп появляются по причине отсутствия такого объема методов изучения, каковое существует по отношению к малым группам. Это является закономерным, по причине недостаточной разработки проблематики в психологии и социологии. Тем не менее, можно перечислить ряд методик, применяемых с целью изучения больших групп:

  1. Методики иных наук. Методики этнографии, применяемые для анализа традиций, нравов, обычаев. В частности, это исследования сравнительного типа. Методы статистического анализа, дающие возможность выявлять корреляции меж разными явлениями в обществе. Методики языкознания, которые используются для анализа языка групп.
  2. Особенный метод для исследования больших группировок разработан был французской психологической школой. С. Московичи. Он предложил концепт «социальных представлений». Социальное представление является обыденным представлением какой-то группы о каких-либо социальных явлениях. При их помощи каждая группа конструирует собственный образ социального мира. Изучение большой группы устроен на анализе социальных представлений, которые присущи этой группе.

В-третьих, трудности исследования больших групп имеют связь с включенностью наблюдателя в такие группы, невозможностью выходить за их границы.

В-четвертых, ограничиваются возможности в экспериментальном исследовании. При исследовании больших групп возможным являются лишь логико-теоретический, мыслительный эксперимент.

Классификация больших социальных групп

Среди разнообразия больших групп две из них являются результатом исторического прогресса– это этнические группы (этносы) и социальные классы.

Этнос – это исторически сложившееся устойчивое объединение людей, имеющих общие культурные, языковые и психологические особенности. Представители этнической группы четко осознают свое единство и отличия от других этносов.

По месту больших групп в человеческой среде их принято подразделять на социальные классы. Существование подобных классов обусловлено разделением трудовых обязанностей и социальных ролей в обществе.

Классовые различия проявляются в образе жизни, психологическом складе и моделях поведения.

Субъектами стихийно возникающего коллективного поведения являются публика и масса.

Публика – это объединение людей, имеющих временные общие интересы (демонстранты, митингующие, участники семинара).

Масса – это скопление людей, как правило, незнакомых между собой, но объединенных стабильными общими интересами (зрители театральных постановок, некая субкультура, аудитория СМИ).

Межличностные отношения в большой социальной группе

Межличностные отношения – это совокупность психологических установок и ожиданий участников группы друг от друга.

Отношения внутри группы могут иметь формальную и неформальную структуры. Они определяются как социальными ролями, так и личными переживаниями, которые испытывают люди в процессе совместного времяпровождения.

Именно чувства отражают особенности психологического восприятия и регулируют модели поведения и межличностные отношения в группе.

Чувства определяют предрасположенность человека к определенной модели поведения в той или иной ситуации. К чувственным функциям относятся:

  • Познавательная (связана с значительностью того или иного события для конкретного человека).
  • Мобилизационная (готовность действовать тем или иным образом).
  • Интегративно-защитная и предупреждающая функции (выбор ответной реакции в определенной ситуации).

Если чувства противоречат нормам поведения, принятыми в группе, то человек может не осознавать их. Однако человек всегда стремится избежать негативных чувственных проявлений.

↑ Социальная группа

Социальная группа

Признаки социальной группы:

  • внутренняя организация;
  • общая (групповая) цель деятельности;
  • образцы (модели) групповой деятельности;
  • внутригрупповая коммуникация;
  • интенсивные групповые взаимодействия (межличностные отношения);
  • групповые процессы (охватывают все изменения в группе, её развитие);
  • групповые ценности (универсальные и специфические);
  • групповые нормы (универсальные и специфические);
  • групповые формы социального контроля (поощрительные и запретительные санкции).

Виды социальных групп

По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичныесоциальные группы.

Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).

Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.

Вторичные социальные группы- разновидности  больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования.

Итак, первичные группы ориентированы на установление взаимосвязи между ее членами, вторичные группы — на достижение цели.

По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:

Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.

Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.

Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).

По численности социальные группы делятся на малые (2—30 человек) и большие.

Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.

Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

По степени открытости социальные группы делятся на открытые и закрытые.

Открытые  – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.

Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.

Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

  • социально-классовые;
  • демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
  • этнические (нации, племена);
  • социально-территориальные (город, деревня);
  • профессиональные.

Уровни развития больших социальных групп

В традиционной классификации выделяют три уровня развития большой социальной группы:

  • типологический,
  • идентификационный,
  • солидаристский.

Первый из указанных уровней характеризуется тем, что люди, которые входят в группу типологического уровня, характеризуются наличием общих признаков, которые не являются базой для формирования психологической общности. Иначе говоря, группы на данном уровне не отличаются единством.

Второй уровень, наоборот, связан с тем, что наблюдается формирование группового самосознания. Это свидетельствует о том, что членами группы осознается собственная принадлежность к указанной группе, наблюдается идентификация с другими членами группы.

Третий уровень связан с осознанием тех, кто входит в группу, общности интересов, а также готовности группы к каким-либо совместным действиям для достижения общих целей.

Среди факторов, которые определяют тот или иной уровень психологической общности группы можно выделить следующие моменты:

  1. идентификация членов группы;
  2. гетерогенность и гомогенность группы;
  3. особенности внутригрупповых коммуникаций, степень открытости группы межгрупповому коммуникативному процессу, а также влиянию средств массовой информации или общественного мнения;
  4. социальную мобильность, то есть переход людей в другие социальные группы;
  5. общественно-исторический опыт группы;
  6. идеологию объединения людей.

Воздействие социальных групп на общество

Трудно точно определить, когда маленькая группа становится большой. Одним из шагов может быть ситуация, когда слишком много людей присоединяются к одновременному обсуждению. Другой может быть, когда группа присоединяется к другим группам как часть объединяющего их движения. Эти более крупные социальные группы могут находиться в одном географическом пространстве или они могут быть рассредоточены по всему миру. Чем больше социальная группа, тем больше внимания она может привлечь и тем большее давление могут оказать члены на достижение любой цели, которую они хотят достичь. Но в то же время, чем больше становится социальная группа, тем больше возрастает риск разделения и отсутствия сплоченности.

Особенности больших групп

Особенностью, которая отличает большие социальные группы от малых, можно называть особенные элементы в структуре их психологии. Данные элементы большая часть исследователей разделяет на две части:

  • склад психики как наиболее устойчивое образование. К нему относятся специфические поведенческие регуляторы, которые характерны лишь для больших групп, а именно, обычаи, нравы, традиции. Помимо этого, к психическому складу относятся такие образования как социальный или национальный характер, образ жизни, и имеющие связь с ним вкусы, ценности и т.п. Для больших групп характерным является существование специфического языка (профессиональный жаргон, национальный язык и т.п.)
  • эмоциональная сфера, которая является динамическим образованием. В нее включаются потребности, интересы, настроения.

Замечание 1

В силу того, что большие группы обладают своими особенными чертами, специфика существует и в их исследовании.

Лидер и рядовые члены в группе

В группе люди занимают неодинаковое положение. Все зависит от ее типа и ролей, отведенных каждому из участников. Среди рядовых членов в группе выделяется ее руководитель, лидер. Роль лидера в формальной и неформальной группе неодинакова.

В формальной группе руководителя, начальника назначают за определенные профессиональные качества, квалификацию, достижения по карьерной лестнице. Главная его задача проконтролировать деятельность своих подчиненных, направить ее на достижение общей цели. Не обязательно начальник будет нравиться, вызывать симпатию у всех своих подчиненных. Главное, чтобы его уважали и неукоснительно выполняли все распоряжения.

Роль лидера в неформальной группе – вести за собой ее членов, вдохновлять участников группы на новые свершения, совместную деятельность. При этом уважение и любовь к себе в неформальной группе лидер должен заслужить сам, если участники перестанут прислушиваться к его словам, их нельзя будет заставить что-либо сделать.

Общественная психология больших групп

В больших группах психические явления делят по сферам психики.

Все психические процессы когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной, регулятивно-волевой сфер имеют свои специфические особенности.

К когнитивной сфере, например, относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет, общественное сознание. В больших группах когнитивные процессы отражают социальные процессы, статус группы в системе общественных отношений, уровень развития духовной жизни. Общественные условия оказывают влияние на то, о чем люди думают и что их беспокоит. Способы и механизмы закрепляются в когнитивной сфере и через них складываются, изменяются и сохраняются представления, стереотипы, ориентации, ценности. Для развития когнитивных особенностей необходимо, чтобы в социальных средах сложились более или менее благоприятные условия. В основе обыденной психологии лежат когнитивные структуры, высшим уровнем которых является сознание общности. Идеи и теории сознания общности составляют идеологию отдельных общностей и общества в целом.

Характерным для психологии больших групп является и такой структурный элемент как мотивационно-потребностная сфера, представленная общегрупповой мотивацией, ценностями, интересами, групповыми потребностями, установками и идеалами. В психологическом отношении большие социальные группы различаются своими потребностями, интересами, идеалами.

Потребность может рассматриваться как нужда в чем-либо или как движущая сила активности, но, независимо от этого в ней заключается социальный смысл. В.Н. Мясищев, например, считает, что потребность представляет собой отношение к объективной действительности. Потребности, являясь элементами общественной психологии, возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.

Замечание 1

Потребности и интересы в психологии больших групп органически связаны.

Материальные условия существования общности субъективно отражаются в интересах – выражается направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей. Общественные интересы в побудительной сфере занимают специфическое место – потребности общества и социальных групп, экономические отношения общества, экономическое положение социальных общностей и объединений имеют в них свое отражение.

Интересы могут быть политические, экономические, духовные. Несмотря на то, что интересы общества, больших и малых групп, интересы отдельных личностей в разных общественно-исторических условиях соотносятся по-разному, во всех субъектах они выступают как побудитель деятельности и поведения человека.

Интересы, так же как и потребности, развиваются, что отчетливо проявляется во время резких социально-экономических и политических преобразований. Примером этого является возникновение предпринимательства.

Жизненные ориентации, представляющие собой систему предпочтений, занимают значительное место в мотивационной сфере. Проявляются они в осознанном поведении и бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях и определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Замечание 2

Интересы, ценности, потребности больших групп являются мотивами поведения и деятельности людей, они определяют направленность деятельности групп.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: