Аналитический способ построения горизонталей

Аналитический способ построения горизонталей

1.4 Построение горизонталей методом графического интерполирования

Для изображения рельефа горизонталями выполняют топографическую съемку участка местности. По результатам съемки определяют координаты (две плановые и высоту) для характерных точек рельефа и наносят их на план (рис. 1.13). В зависимости от характера рельефа, масштаба и назначения плана выбирают высоту сечения рельефа h.

Рис. 1.13Изображение рельефа горизонталями

Положение горизонталей на плане или карте определяется с помощью интерполирования. На рис. 1.12 приведено построение горизонталей с отметками 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 м. Горизонтали кратные 5 или 10 м проводят на чертеже утолщенными и подписывают. Подписи наносят таким образом, чтобы верх цифр указывал сторону повышения рельефа. Там, где заложения больше, наносят штриховые линии (полугоризонтали). Иногда, чтобы сделать чертеж более наглядным, горизонтали сопровождают бергштрихами.

Приемы построения горизонталей методом интерполирования с помощью палетки

Метод интерполирования по отметкам высот состоит в следующем: между двумя соседними точками с известными отметками высот ищут след прохождения основных горизонталей с помощью специальной палетки (рис. 1.14). Такую палетку нужно вычертить в тетради с интервалом между линиями в 5 мм. Число линий соответствует числу горизонталей, проходящих по данному фрагменту рельефа; нижняя линия – по горизонтали, проходящей ниже самой нижней, а верхняя – выше самой верхней отметки горизонтали. На вспомогательном листке бумаги отмечают карандашом расстояние между двумя точками на карте, затем прикладывают край листка бумаги на палетку таким образом, чтобы карандашные отметки на нем совпали с уровнями высот на палетке. Точки пересечения линий палетки с краем бумаги нужно отметить карандашом – это и будут искомые следы горизонталей, проходящих между двумя соседними точками.

Интерполирование производится по линиям водораздела (1-2), тальвега (3-4) и вниз по склонам (1-3), (3-6), но нельзя интерполировать поперек этих линий (3-5) и (1-6). Не допускается также перекрестное интерполирование (1-7) и (2-3).

Рис. 1.14 Интерполирование по отметкам высот:

• — след пересечения горизонтали с линиями палетки

Последовательность выполнения задания

а) на чистом листе бумаги построить основу, состоящую из квадратов (приложение А), увеличенных в 2 раза по сравнению с исходным вариантом (размер квадратов 5 х 5 см);

б) нанести на основу все высотные отметки, аккуратно подписать их значения;

в) пунктирной линией отметить линии водоразделов, а сплошной – линии русел рек (в соответствии с исходной схемой);

г) перенести на составляемый фрагмент карты намеченные карандашом следы горизонталей, приложив вспомогательную бумагу к отметкам высот;

д) переходя от одной пары точек к другой, проводите линии горизонталей, используя полученные при интерполировании точки;

е) при прохождении только одной горизонтали допускается интерполирование на глаз.

Фрагмент карты оформить следующим образом:

1) выделить утолщенные горизонтали, кратные 5м;

2) для уплощенный участков рельефа, где линии горизонталей расположены далеко друг от друга, провести дополнительные горизонтали на половине основного сечения;

3) подписать некоторые горизонтали с основанием цифр в сторону понижения ската;

4) проставить бергштрихи на замкнутых горизонталях.

Источник

Метод проектных горизонталей

Данный метод является этапом более детальной проработки рельефа. Он осуществляется путем изображения горизонталей, которые с графической точки зрения отображают форму проектируемого рельефа или преобразованную поверхность площадки.

Красные горизонтали представляют собой проекции линий пересечения проектируемых поверхностей и горизонтальных секущих на горизонтальную плоскость. Такие горизонтали проводятся через 0,1, 0,2 или 0,5 метра. Данное расстояние принимается единым и называется шагом горизонталей.

На основании разработанной вертикальной планировки, а также генерального плана участка разрабатывается вертикальная планировка отдельных участков территории. Данный метод предполагает совмещение на одном листе план и профиль, что дает полное представление о сечении проектируемого рельефа в любом направлении.

Что касается горизонталей, то их расположение относительно друг друга может дать представление о характере изменения рельефа после проведения вертикальной планировки. Если проектная горизонталь расположена ниже одноименной черной горизонтали в сторону падения уклона, необходима подсыпка грунта, выше – срезка.

Следует заметить, что основными параметрами, определяющими взаиморасположение горизонталей, являются уклон и шаг горизонталей (характеристика, выражающая превышение одной горизонтали над другой).

Для того, чтобы в полной мере отобразить планировку рельефа улицы в красных горизонталях, необходимо располагать информацией о поперечном профиле улицы на участке между красными линиями, а также задаться шагом горизонталей. Продольный уклон улиц на участке между двумя опорными точками принимается по схеме вертикальной планировки, которая выполняется по методу проектных отметок.

Также метод красных горизонталей применяется для проработки улицы бордюрного поперечного профиля, который состоит, например, из полосы зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.

При проектировании вертикальных планировок с помощью красных горизонталей необходимо следить за тем, чтобы отметки этих горизонталей были кратны принятому шагу. Так, при шаге горизонталей 0,2 метра проектные горизонтали должны иметь отметки 100,00, 100,20 и т.д. Исходные отметки для проектирования вертикальных планировок чаще всего выражаются числами не кратными принятому шагу.

В связи с тем, что исходные отметки чаще всего не кратны принятому шагу горизонталей, в первую очередь необходимо определить точку расположения ближайшей проектной горизонтали. Процесс определения положения вершин красных горизонталей называют градуированием.

Схемы вертикальной планировки

Определение 2

Вертикальная планировка строительной площадки – это планировка естественных или искусственных грунтовых масс для создания проектного рельефа местности под проектируемое здание или сооружение.

Вертикальная планировка площадок выполняется для подготовки территории строительства и является начальным этапом работ нулевого цикла.

Составление схемы вертикальной планировки является завершающим этапом проектирования площадок. Данная схема отличается от схемы анализа рельефа тем, что на ней показываются исключительно конечные результаты анализа, а при каждой опорной точке записываются рабочие и проектные отметки, даже если они совпадают по своему значению. Все условные обозначения и надписи на таких чертежах выполняются черным цветом.

Метод профилей является одним из самых распространенных методов вертикальной планировки. Он применяется при проектировании поперечных и продольных профилей для отдельных линейных городских объектов (например, автомобильных и железных дорог). В садово-парковом проектировании метод профилей используется для разработки трасс улиц и дорог.

Продольный профиль определяет высотные положения улицы. Его проектирование основывается на вычерчивании проектной линии и определении продольных уклонов.

Порядок работ систематизирован и состоит из нескольких этапов. Сначала методом интерполяции координат естественных горизонталей определяются отметки существующих поверхностей (черные отметки). Затем проводится линия, соединяющая все эти отметки. Данная линия называется черной линией и отражает существующий рельеф площадки.

Вторым шагом наносятся проектные отметки (красные отметки) точек проектируемой поверхности. Линия, соединяющая красные отметки, называется красной линией.

В последнюю очередь определяются рабочие отметки. Они представляют собой разность черных и красных значений. Рабочие отметки записываются со стороны красной линии. В случае насыпи их записывают сверху, при выемке грунта – снизу.

Поперечный профиль проектируется по разрезам перпендикулярно оси улицы или дорожной сети. Чаще всего горизонтальный масштаб для подобных чертежей выбирают 1:200, вертикальный – 1:10 (1:20).

В поперечном профиле дорог и улиц из соображений обеспечения стока вод предусматривается поперечный уклон, который обычно направлен к лоткам проезжих частей. Различают двускатные и односкатные поперечные профили. При этом последние применяются для ширины проезжей части до 10,5 метров и одностороннем движении транспорта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: