Платон

Идеальное государство платона

Введение

Творчество Платона будоражит умы на протяжении трех тысячелетий: его учения оказываются современными и значимыми в каждую эпоху.

Платон был пионером в области философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

В истории философской мысли после Платона не было ни одного века, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно восхваляя его, то принижая в каком-то отношении.

Изучению жизни, трудов и учения Платона о государстве и праве посвящена огромная литература; начало было положено в четвертом веке до нашей эры учениками Платона. Его значение в истории настолько велико, что научные работы посвящены изучению и исследованию Платона и по сей день.

Платон (428/427 — 347 гг. до н.э.) происходил из знатной афинской семьи, давшей Древней Греции немало известных политиков, полководцев и мыслителей. Его настоящее имя было Аристокл; прозвище Платон он получил в молодые годы либо за свою физическую силу, либо за широту духовных интересов, поскольку «платос» по-гречески означает «широкий». Платон был воспитан и образован в традициях греческого «человеческого образования» — калокаготии, которая подразумевала всестороннее «формирование» человека («калос» — прекрасный, «агатос» — хороший). Следовательно, формирование человека понималось как придание изящной гармонии изначально неоформленному и необработанному материалу. Образование включало в себя изучение грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов и приобретение способности сочинять на их основе свои собственные. Идеалом такого воспитания было найти правильную меру соотношения различных качеств в человеке и привить ученику умение находить свою меру во всех проявлениях жизни.

Платон — первый последовательный представитель объективного идеализма в Европе, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона — это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направлено против достижений материалистических мыслителей и ученых, но и используется для обоснования реакционной общественно-политической системы взглядов. Идеализм Платона называется объективным идеализмом потому, что он признает существование вполне реального, независимого от человеческого сознания, т.е. объективного идеального бытия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых известных. Она представляет собой одновременно и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например Египта, и критику ряда недостатков греческого полиса, и рекомендует вместо отвергнутых идеальный тип жилища. Маркс показал, что источником государства Платона было его наблюдение за общим устройством Египта. Он также показал, что идеальное государство Платона было лишь афинской идеализацией египетской кастовой системы.

Объективный идеализм Платона — это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является общепризнанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистическое обоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, был и остается главой и учителем всех идеалистов. Но, как мы видели, общее не остается у Платона только в оппозиции к единичному, оно придает смысл единичному и трактуется как принцип единичного, как закон проявления единичного, как модель его построения в статике и динамике. Не эта ли платоновская теория общего привлекала философские и научные умы? Не эта ли закономерная конструкция запутанной чувственной реальности заставляла нас вновь и вновь обращаться к Платону? История философии показывает, что именно этот аспект платонизма был особенно важен для последующих веков: у последующих философов было свое мировоззрение, и платонизм как языческая философия интересовал их меньше всего.

Проблема государства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. На протяжении тысячелетий многие люди пытались понять, каким должно быть государство «в идеале». При этом одни считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, а другие — государство, в котором каждый человек чувствует себя вполне свободным и счастливым. Таким образом, проблема общественного и государственного устройства перерастает в проблему понимания добра, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам посвящен трактат Платона «Государство».

Устройство государства по Платону

Платон выделял в каждом государстве три сословия:

По мнению Платона, в государстве необходимо ввести общность имущества и запретить частную собственность. Даже детей и женщин необходимо сделать общими, так как деторождение должно регулироваться государством с целью отбора лучших людей из родившихся. При этом все люди должны трудиться, однако труд распределяется согласно способностям граждан.

Платон разработал систему и провел краткий анализ видов государственного устройства, разместив их в определённой иерархии. Данная иерархия типов государств от наилучшего к наихудшему выглядит следующим образом:

Основные типы государств Платона

Платон выделяет пять типов государств: одно идеальное и четыре отрицательных.

Страница издания «Государства», 1807 г.Фото: ru.wikipedia.org

1. В идеальном государстве Платона каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. В нем сочетаются два принципа — нравственный (этический) и экономический. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает Справедливость. Истинные философы-аристократы, которые, в идеале, должны быть при власти, не жаждут власти как таковой, но их правление необходимо для блага всех остальных и государства в целом

Самое важное знание для правителей и стражей государства — это знание «блага». Платон признаёт, что разработанный им проект идеального государства труднодостижим, но вполне возможен.

2. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа — это тимократия (власть военных), основанная на соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Накопление тимократической знатью богатств приводит к тому, что она начинает менять законы и устои своего государства с тем, чтобы ей было удобнее тратить эти средства. То, что раньше считалось нескромным и неуместным, становится общепринятым, моральные нормы и устои больше не считаются чем-то незыблемым.

Платон на фреске Рафаэля СантиФото: ru.wikipedia.org

3. Из-за войн и раздоров и в результате скопления значительного богатства у частных лиц тимократическое государство трансформируется в олигархию — «это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Если при тимократии раздоры и соперничество имеют место между отдельными гражданами, то при олигархии всё общество делится на два враждующих лагеря — бедняков и богачей.

4. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. При демократии, в отличие от предыдущего олигархического строя, образуются три класса населения: богачи, народ и трутни. Последние нередко занимают высокие государственные посты, в случае если умеют произвести должное впечатление на избирателей.

Господство присущих толпе ложных мнений приводит к переоценке ценностей:

5. Из демократии, опьянённой ничем не ограниченной свободой, вырастает её продолжение и противоположность — тирания. Тиран добивается власти «как ставленник народа», который наделяет его неограниченными полномочиями. Ради сохранения своей власти тирану приходится начать гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем.

Представления о государстве

Длительное время в древнегреческой философии доминирующей темой оставалось осмысление проблем бытия и его познания (в философии элеатов, ионийцев, атомистов и т.д.). Свое представление о строении идеального сообщества было выдвинуто пифагорейцами в рамках их мистического ордена. Однако социально-этический компонент их учения был скорее религиозно-догматичным, он предлагал готовую модель идеального сообщества посвящённых, а не критическое осмысление реальных и идеальных обществ.

Толчком к развитию социально-политических учений, стала философия Сократа, поставившая в центр размышлений проблему человека, смысла его бытия, а также этическую проблему Блага. Благо есть высшая цель и смысл жизни человека, в философии Сократа, который понимал под самим благом, познание человеком природы и самого себя, что гарантировало осознанность его существования и предпочтение верных поступков, дурному поведению.

Платон, будучи учеником Сократа, воспринимает его этическую концепцию и перекладывает ее с отдельной личности на общество в целом. Следует понимать, что описывая государство Платон рассматривает его в привычных для него исторических рамках полиса – города и прикрепленных к городу территорий. Платон сам указывает, что при чрезмерном расширении территории государства его дальнейшее эффективное управление будет невозможно.

Рассматривая государственное устройство Платон выделяет несколько его типов:

  • аристократия,
  • тимократия,
  • олигархия,
  • демократия,
  • тирания.

Что характерно, типы государств Платон рассматривает в порядке их деградации от наиболее совершенного, идеального типа – аристократии, предполагающей власть немногих, специально отобранных мудрецов, к тирании – единоличной и жестокой власти испорченной и в тоже время несчастной личности тирана.

Тимократия представляет собой общество с доминирующей ролью военных, людей с отважной душой, которые более всего ценят честь и отвагу, однако не гнушаются богатством. Олигархия – это власть дельцов, богачей

По мнению Платона, олигархи не способны ни к управлению государством, ни к военному делу, а потому государство при них деградирует, в то время как власть прикладывает все усилия к собственному обогащению. При этом общество постоянно находится под давлением и надзором – олигархи стремятся избавиться от тех, кто представляет для них опасность, ярких лидеров. Однако конец олигархическому правлению обозначает демократическая революция, главный лозунг которой – равенство, т.е. стремление все разделить, и свобода от многочисленных запретов и законов, наложенных олигархией.

В рамках демократического общества власть становится достоянием толпы и постоянно все больше и больше теряет свое влияние на ее страсти. Стремясь к свободе толпа начинает отрицать любые, даже самые справедливые законы, а сама свободы ложиться на нее тяжким бременем. В таких условиях появляется харизматичный лидер, который берет власть в свои руки и устраивает тиранию, невероятную несвободу.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Платон. — Москва: Мысль, 1975. — 220 с.
  2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. — Москва: Логос, 1998. — 440 с.
  3. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А.Введенский. — Москва: Российское научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.
  4. Большой энциклопедический словарь / Под редакцией А.М. Прохорова. — М.: Научное издательство. Большая Российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
  5. Васильев Т.В. Письменная философия Платона // Вопросы философии. — 1977. — № 11. — С. 152-160.
  6. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или Мудрость любви. — M.: Логос, 1999. — 195 с.
  7. Виндельбанд В. История античной философии. — Киев, 1995. — 320 с.
  8. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — Киев, 1891. — 358 с.
  9. Горелов А.А. Древо духовной жизни. — Москва: Аргус, 1994. — 290 с.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Проблема взаимоотношения веры и разума
  • Восточные славяне в догосударственный период: расселение, занятие, культура, общественный строй
  • Современные теории образования русской государственности
  • Этапы становления крепостного права в России: причины, сущность, последствия
  • Основные направления внешнеполитической деятельности Петра I
  • Предпосылки, причины реформ 1860-1870-хх гг. и их значение
  • История становления понятий «культура» и «цивилизация»
  • Природа как ценность и объект культурной деятельности
  • Человек как творец и творение культуры
  • Образование как механизм формирования духовной культуры личности
  • Влияние системы образования на социальные изменения
  • Символически-мифологические черты в досократовской философии

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Основные идеи философии Платона

Представления Платона о государстве, его устройстве, механизмах функционирования и развития (деградации), основаны на онтологических и этических положениях его философии. Платон одним из первых создает идеалистическую картину бытия. В центре его онтологии лежит представление о существовании нематериальных сущностей — идей.

Определение 2

Идеи – это обобщенные понятия, обладающие свойствами субстанций, т.е. вечные, неизменные, не нуждающиеся в чем-либо для своего существования.

Согласно представлениям Платона именно мир идей представляет собой подлинное, реальное бытие, в то время как физический мир, мир материй, представляет собой его искаженное отражение. Каждый предмет мира материй отражает в некоторой степени одну идею. Однако ни одна вещь не способна воплотить идею полностью, т.к. идея обладает признаками всех вещей данного класса, так идея лошади включает в себя всех возможных лошадей – пегих, гнедых, степных, арабских и т.д. При этом идея лошади совершенна, она превосходит любую реально существующую лошадь.

Материальный мир же в целом является отражением Мировой души, как наиболее общей и глобальной идеи, включающей в себя все остальные. Идеи существуют не только в своем мире идей, но также способны проникать и в мир материй, в частности в качестве человеческой души. Душа – это тоже идея, а потому она бессмертна в отличии от материального тела. Однако помещение в материальный сосуд негативно сказывается на идее-душе, в частности она забывает все свои знания, а также воспоминания о прошлых жизнях.

Кроме того, материальное тело оказывает на душу воздействие через собственные желания, стремления, страсти. В зависимости от собственной природы в душе может возобладать одна из ее трех частей:

  • разумная, что связана с мозгом, разумом, логикой;
  • отважная, что связана с сердцем, чувствами, отвагой и яростью;
  • вожделеющая, что связана с печенью, страстями, жаждой богатства, а также умеренностью, сдержанностью.

Большую роль в раскрытии негативных или положительных качеств души оказывает воспитание. При должном воспитании даже у вожделеющей души могут проявиться ее лучшие черты, в то время как при отсутствии воспитания даже разумная душа способна пасть в пучину безумия и рабства перед собственными страхами и страстями.

Общая характеристика политической философии Платона

Античному философу Платону традиционно отводится очень важная роль в мировой истории и культуре, его философия, как отмечал Гегель, характеризуя значение Платона для духовной культуры человечества, представляет собой одно из немногих всемирно-исторических творений, которые от момента возникновения, во все последующие эпохи оказывало величайшее значение на культуру человечества и ход ее развития.

На труды Платона ссылались и апеллировали к ним не только его современники – античные философы, но и представители всех последующих эпох – религиозные деятели, философы эпохи просвещения и т.д., и даже современные ученые и мыслители.

Следует отметить то, что на формирование и становление политической философии Платона большое значение оказал кризис античного полиса, и, как следствие – необходимость разрешения проблемы укрепления государственной власти, выступающей в качестве гарантии согласия и порядка в обществе.

Замечание 1

Особый акцент отмечался Платоном на формулировании высшей ценности всего государственного управления, в качестве которой он называл – достижение целостности общества путем обеспечения согласия различных социальных групп и сословий. В этом он видел справедливость государственного устройства, главную основу идеального государства.

Кроме того, справедливость как основа идеального государства находила свое отражение в том, что каждому гражданину государства должно быть предоставлено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иными словами, справедливость в государственном масштабе, с точки зрения Платона, означает соответствие реального положения вещей их идее, поскольку государство идеально, то есть отвечает собственной идее только тогда, когда каждый его гражданин поступает в согласии с собственной, индивидуальной сущностью.

Представляется, что заслуга Платона в области политической философии состоит в том, что ему принадлежит фактически первая в человеческой истории систематически проработанная концепция социально-политического государственного устройства, освещающая как позитивные, так и негативные проявления государственности, положения которой оказывали на протяжении многих веков влияние на последующее развитие социально-политической теории.

Рассмотрим подробнее основные положения политической философии Платона.

Список литературы

  1. Аристотель. Политика. М.: АСТ, 1971.  
  2. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1974.  
  3. Бертран Рассел. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями с древности до наших дней: в трех книгах. 3-е издание является стереотипным. — М. Академический проект, 2015.   
  4. Блинников Л.В. Великие философы. М.: Логос, 2006.  
  5. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические рассказы. Челябинск: Урал, 2017.      
  6. Дианина Н. Н. Платон. Состояние: искусство дискуссии. М.: МГИМО, 2007.   
  7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2017.   
  8. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебник. М.: Академический проект, 2005.  
  9. Мор Т. Утопия. М., 1974. 
  • Реферат на тему: Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества
  • Реферат на тему: Ментальные характеристики культуры
  • Реферат на тему: Учение Т. Гоббса о природе и сущности человека, общества и государства
  • Реферат на тему: Мифологическое мышление: истоки и эволюция
  • Реферат на тему: Радикальный гносеологический скептицизм Юма
  • Реферат на тему: Наука и поиск путей развития цивилизации
  • Реферат на тему: Понимание смысла жизни в религиозных и философских учениях Востока
  • Реферат на тему: Влияние христианства на развитие искусства и архитектуры Киевской Руси
  • Реферат на тему: Экзистенциализм как философия жизни
  • Реферат на тему: Экзистенциальная трактовка бытия
  • Реферат на тему: Соотношение между бытием и небытием
  • Реферат на тему: Одиночество как предмет философии. Философии экзистенциализма

Устройство идеального государства

С точки зрения Платона, государство в своем устройство должно повторять строение души. Так как душа в философии древнегреческого мыслителя трояка, из трех сословий состоит и идеальное государство.

  1. Разумная душа, наделенная мудростью. Ей соответствует правящая аристократия, которая присваивает себе характеристику мудрости. Обладателями мудрости являются философы, поэтому, как было уже отмечено, они и являются идеальными правителями. Получается так, что мы обнаруживаем пространство встречи и борьбы между нарождающимися сферами, с одной стороны, культурной – мудрости, с другой, общественной – политики. Платон разрабатывает концепцию воспитания философа.
  2. Чувствительная душа, главной характеристикой которой является мужество. Ему соответствует сословие воинов, главной добродетелью которых является мужественность и способность защищать. Платон подробно регламентирует жизнь и воспитание воинского сословия.
  3. Вожделеющая душа, отличающаяся умеренностью. Таковым же качеством обладает и сословие ремесленников, земледельцев и т.п. Устройство их жизни интересует Платона в меньшей степени.

Каждое из выделенных сословий выполняют свою функцию, вместе образуя гармоничную целостность. В этой идеи Платона можно усмотреть позицию разделения труда. В основу разделения труда Платон кладет мысль о том, что каждый член общества в целом имеет одинаковые потребности, но при этом не каждый обладает совокупностью нужных для их удовлетворения способностей. Каждый, выполняя свою работу, исполняет долг перед обществом и приобретает возможность воспользоваться результатами других. В этом мыслитель видит гармонию государственного устройства.

Идеальное государство Платона

Для Платона реально существующие, современные ему государства – это такие же искаженные отражения государственной идеи, как и любые другие предметы реальности. Их пороки, слабости, философ связывает с теми искажениями, которые складываются в человеческих взаимоотношениях, при реализации идеи государства. Способом устранения этих недочетов Платон видел такую организацию общества и государственной машины, при которой она будет наиболее близка к идеальной, а каждый человек будет находится на своем, определенным его природными свойствами, месте.

Идеальное государства Платона строится на глубоком разделении труда и общественных функций между гражданами. Государство Платона – это классический греческий полис, город, для которого философ описывает список всех видов производственных работ, необходимых для его жизнеобеспечения. Это и производство разнообразных продуктов землепашцами и скотоводами, и ремесленный труд для создания необходимых орудий, и строительство. Платон отмечает, что государство не может жить изолированно, ему требуются товары извне, а значит нужны торговцы, которые будут выменивать товары, а также корабелы и мореходы которые будут их отвозить в дальние страны. Наконец необходим выпуск денег для обеспечения внешнего и внутреннего рынка.

Несмотря на обозначенное Платоном разнообразие видов производительного труда, все люди им занимающиеся относятся к одной касте/сословию – это люди у которых преобладает вожделеющая часть души. В своих лучших проявлениях она делает их наиболее пригодными к ведению хозяйства. При этом сословие производителей – единственное, которому в государстве Платона позволено иметь частную собственность, правда в ограниченных масштабах.

Два других сословия – стражей и мудрецов являются обладателями отважной и разумной души, соответственно. Представители этих сословий лишены какой-бы то ни было частной собственности, даже семьи, чтобы частный интерес в них не мог возобладать над общественным

Сословия в государстве Платона складываются не по праву рождения, но по способностям человека. Все дети получают одинаковое образование и по мере порождения экзаменов отсеиваются в соответствующие касты. Наиболее образованными являются стражи и мудрецы. Задача стражей – военное ремесло, поддержание правопорядка внутри государства и обеспечение его безопасности от посягательств других государств. Лучшие же из юношей продолжают свое обучение до 35 лет, после чего перед ними стоит выбор – они могут остаться мудрецами и посвятить себя изучению наук, либо же стать философами и под шефством более старших товарищей начать управлять обществом, чтобы после 40 лет, войти в высший совет.

Идеальное государство

Замечание 1

Идеальное государство с точки зрения Платона – это такое общественное устройство, которое отражает идею государства, стремится к ее максимальной реализации на земле. В его основе лежит идея разделения общества на функциональные слои, согласно доминирующему типу души и его предназначению.

Люди с вожделеющим типом души – крестьяне, ремесленники и торговцы, те, кто обеспечивает физическое существование государства, выполняя все необходимые работы, создавая его материальное благополучие.

Люди с отважной душой – стражи-воины, задача которых обеспечение внешней и внутренней безопасности государства, стоят на уровень выше работников. На вершине же социальной лестнице люди с разумной душой – мудрецы, философы и правители

Платон полагает, что частная собственность и частный интерес пагубно воздействуют на душу человека, равно как и на государство вообще, а потому мудрецы и стражи ее лишены. У них нету даже семей – все дети общие, а выбор женщин для деторождения осуществляется по критериям науки – скрещивания лучших с лучшими для улучшения породы.

Частная собственность разрешена лишь для низшего сословия, ибо люди, вожделеющие не смогут эффективно трудиться без нее ради общего блага. Однако ее размеры достаточно жестко ограничены.

Платон полагал, что устроить идеальное государство можно было бы двумя способами – приставив философов советников к единовластному правителю, либо изгнав с территории какой-либо страны всех людей старше четырнадцати лет, оставив лишь детей с философами-наставниками.

Заключение

Платон хотел понять и оценить жизнь. Это, видимо, и было его судьбоносной миссией, тем заданием, без которого немыслимы были бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры.

Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда он хотел очертить предмет своей эстетики, он называл его не иначе как любовь. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только знание, понятое как любовь, является знанием подлинным. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей природы — постоянный и неизменный идеал Платона на протяжении всего его творчества.

Платон — одна из самых сложных и болезненно противоречивых фигур в истории философии, один из самых трудных для понимания исторических и философских самопротиворечий.

Его можно считать одним из первых древнегреческих философов, представивших свое понимание государства в систематизированном виде.

В диалоге Платона «Государство» причиной возникновения государства является наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Свобода личности подавляется государством: оно стоит над гражданином, и то, что хорошо для государства, хорошо и для гражданина.

Общество делится на три сословия: правители-философы, стражи-воины и земледельцы-ремесленники. Первые два сословия — высшие, последнее — низшее.

Жизнь и быт стражей построены на коммунистических принципах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

Женщины и мужчины уравнены в правах и способностях. Не пол, а способности, как у мужчин, определяли социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и остается актуальным и сегодня.

Представителям третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но только для того, чтобы обеспечить первые два сословия всем необходимым.

Платон предупреждает об опасности чрезмерной свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, очевидно, и для человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезмерным рабством. Но и другая крайность, чрезмерное подчинение кому-либо или чему-либо, также вредна: «Как подчинение, так и преступающая свободу свобода — величайшее зло, в должной же мере она — величайшее благо». Эти мысли Платона многократно повторялись в последующие века, варьируясь на разные лады, и актуальны по сей день.

Устройство идеального государства в «Государстве» Платона возможно в форме монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их ухудшения и порядке перехода от одного к другому.

Допускается частная собственность (кроме земли) и индивидуальная семья. Предполагается, что производственные нужды сельского хозяйства будут полностью обеспечиваться рабами.

Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

Заключение

Таким образом, мы можем сказать, что Платон оставил нам проект государства, замечательного с точки зрения степени проработанности и последовательности суждений, который призван освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого всем жителям следует довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегая излишних радостей и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают то или иное, то в состоянии, в котором граждане не испытывают этих желаний, души, согласно Платону, становятся чище и ближе к божественному. Таким образом, идеальное государство Платона — это религиозное сообщество, цель которого — достичь духовного совершенства всех его членов.    

В идеальном состоянии не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они только отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Все религии и мифологии также запрещены и изгнаны, за исключением единственной и обязательной для всех, основанной на платоновской доктрине идей. Это также единственная наука и философия. Интересно также, что Платон обнаруживает четкое понимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: предполагается использование методов манипулирования общественным мнением. К ним относятся обман, дезинформация, отвлечение внимания на второстепенные темы, обработка сознания населения до проведения государственных мероприятий, организация псевдо-сенсаций, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средства подавления инакомыслия.     

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не узнает зла, царящего в нем в настоящее время.

Государство Платона, в отличие от современных утопий, было задумано для того, чтобы претворить его в жизнь. Это было не так фантастично или невозможно, как могло бы казаться естественным. Многие из его предположений, в том числе те, которые сегодня следует считать совершенно невыполнимыми на практике, в Спарте действительно были реализованы.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: