Методы обучения в педагогике

Инновационные методы обучения в ХХI веке

К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.

Разновидности указанных методов:

  • Компетентностный метод – его целью является формирование навыков и способностей, которые могут оказаться полезными. В ходе практических занятий рассматриваются ситуации, в наибольшей степени соответствующие работе специалистов.
  • Многочисленные интегрированные методы обучения, когда занятия проходят в необычной форме (аукцион, лабиринт, путешествие, деловая встреча, учебная конференция, экспедиция, выставка, инсценировка, эксперимент). В непривычной обстановке учащиеся проявляют больший интерес и легче сосредотачиваются.
  • Проектно-исследовательский метод. Учащиеся делятся на пары или образуют группы, затем представляется сложная ситуация, из которой нужно найти выход в отведенный срок, для чего, вероятно, потребуется специальные инструменты.
  • Современные методы представления информации (написание отзывов, запись видеообзоров, сторителлинг и т.д.)
  • Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе прикладного программного обеспечения, электронных словарей, интерактивных карт и прочих инструментов.

FAQ

Чем методолог отличается от методиста?

Методолог теоретик, он определяет, каким будет образование завтра, проектирует методики и модели обучения на основе трендов EdTech-рынка и потребностей целевой аудитории. Это человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Методист больше занимается практикой, он использует разработанные методологами инструменты и внедряет их в конкретные образовательные программы.

Какие есть приемы обучения?

Технические. Это приемы, которые связанны с использованием различного оборудования, средств обучения и материалов: работа с доской, демонстрация рисунков, схемы и наглядные пособия.

Логические. Это приемы интеллектуальной деятельности, где задействуется логическое мышление: постановка проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.

Организационные

Это приемы, которые помогают учителю привлекать внимание учащихся, направлять и контролировать их работу: беседа или ответ у доски, объяснение задачи, совместная проверка самостоятельной работы.

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. 

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. 

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений

Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. 

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

В чем разница: метод, методология, методика, приемы

Метод, методология, методика, приемы – все это понятия способов и порядка обучения, но у них есть разница.

Прием

Это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Метод

Состоит из приемов, которые применяет учитель. Например, одним из 

способов современного обучения выступает семинар, а вызов ученика к доске для решения задачи – прием обучения. Одни и те же приемы обучения могут применяться в различных методах.

Методика

Выступает методом обучения, но она состоит из конкретной программы и имеет определенную теоретическую основу. Методики могут быть авторскими.

Методология

Общее понятие, включающее и методы, и методики, и приемы обучения.

Современные методы обучения

Какие существуют современные методы обучения:

  • Тренинги.
  • Проектный метод.
  • Дистанционное обучение.
  • Кейс-стади.
  • Коучинг.
  • Модульное обучение.
  • Деловая игра.
  • Ролевые игры.
  • Работа в парах.
  • Разбор «завалов».
  • Мозговой штурм.
  • Интеллект-карта.
  • Консалтинг.
  • Использование ИКТ.
  • Образовательные тренажеры.
  • Тематические обсуждения.
  • Мифологемы.
  • Метод «ротаций».
  • Метод «Лидер-ведомый».
  • Действие по образцу.
  • Креативные группы.

Давайте разберем основные.

Тренинги

Тренинг – это групповое занятие в аудитории, на котором ученики получают практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы. Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции.

Проектный метод

При проектном методе ученики сами ставят цель и определяют пути достижения. Они должны самостоятельно искать, отбирать, обобщать и анализировать данные. Задача преподавателя помогать учащимся, отвечать на вопросы, консультировать.

Какие задачи решает проектный метод:

  • Учит учеников самостоятельно ставить цель и достигать ее.
  • Формирование навыков работы с данными.
  • Обучение применению полученных знаний на практике.
  • Опыт в проведении исследований и презентации результата.

Работа над проектом может быть индивидуальной или групповой, второй вариант предполагает также развитие коммуникационных навыков.

Кейс-стади

Метод изучения и анализа реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. В процессе ученики учатся применять полученные теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, заявлять и аргументировать свою позицию. Для решения кейса нужно произвести анализ предложенной ситуации и оптимальное решение.

Коучинг

Коучинг – это наставничество. Коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг сфокусирован не на общем развитии, а на достижении четко определенных целей.

Задачей коуча является оказание помощи учащемуся в поиске наиболее подходящего способа решения задачи. Он должен помочь подопечному найти и осознать свои зоны роста и научить его продвигаться в них.

Мозговой штурм

Метод предполагает коллективное обсуждение поставленной задачи. Здесь ученики свободно высказывают свои мнения и идеи. Задача учителя поставить цель, объяснить цели и правила. Ученикам нужно записывать возникающие идеи, которые затем подлежат совместному обсуждению.

Какие задачи помогает решать метод:

  • Развивается интерес учащихся.
  • Теория перетекает в практику.
  • Быстрое усвоение учебной программы.
  • Приобретение опыта творческой деятельности, умения слушать и слышать.
  • Выработка умения решения нестандартных задач.
  • Развитие интеллектуальных способностей учеников.
  • Приобретение навыков общения в коллективе.

Деловая игра

Метод состоит в моделировании всевозможных ситуаций и сторон выбранного направления деятельности. Она используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.

Какие задачи решает Деловая игра:

  • Развитие у обучающихся нужных компетенций, навыков, умений и знаний.
  • Аналитика процессов и взаимодействий на разных уровнях.
  • Внедрение новых методов работы.
  • Построение постоянных и проектных команд.
  • Сокращение ошибок, совершающихся в реальной жизни.
  • Развитие коммуникационных способностей.

Интеллект-карта

Интеллект-карта – это схема, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от нее расходятся связанные идеи. Способ позволяет наглядно увидеть связь между центральной задачей и ее составляющими. Он помогает быстрее и осмысленнее запоминать информацию, проще воспринимать сложные концепции. Интеллект-карты помогают придумывать идеи, запускать проекты, учить языки, планировать отпуск и т. д.

Мифологемы

При использовании метода мифологем производится поиск необычных способов решения поставленной задачи, которая может возникнуть в реальных условиях. Метод основывается на разработке несуществующего сценария, который похож на возможный реальный. У учащихся вырабатывается творческих подход к решению задач. Развивается креативное мышление, снимается уровень стресса при проблемах в реальной жизни.

Основные классификации методов обучения

Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов. Прием здесь является элементом, звеном, элементарным актом педагогического процесса. На сегодняшний день нет единой классификации методов обучения. Разные авторы при групировке методов обучения используют различные признаки. Рассмотрим некоторые.

В традиционной классификации критерием является источник информации. Выделяют три основные группы методов:

  • словесные методы, включающие беседу, рассказ, лекцию, работу с учебной литературой;
  • наглядные методы, в частности: показ, демонстрация образцов и схем;
  • практические, подразумевающие упражнения, решение задач.

М. А. Данилов, Б. П. Есипов предлагали классифицировать методы обучения по их назначению и в качестве критерия использовать последовательность этапов обучения. При таком подходе методы обучения классифицируют по этапам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • творческая деятельность;
  • закрепление знаний, умений и навыков;
  • проверка знаний, умений и навыков.

Классификация по дидактическим целям использовалась Г.И. Щукиным, И.Т. Огородниковым. Они выделяли методы, способствующие:

  • первичному усвоению учебного материала;
  • закреплению и оттачиванию приобретенных знаний.

Наибольшее распространение в последние годы получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Согласно ей выделяют три группы методов:

  • Методы организации и осуществления обучения:
    • словесные, наглядные и практические;
    • индуктивные и дедуктивные;
    • репродуктивные и проблемно-поисковые;
    • самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
  • Методы стимулирования и мотивации обучения:
    • интереса к учению;
    • долга и ответственности в учении.
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
    • устный,
    • письменный,
    • лабораторно-практический.

Классификация по характеру степени самостоятельности и творчества деятельности обучающихся была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эти ученые выделяют пять методов обучения с нарастанием степени активности и самостоятельности обучающихся. Данную классификацию удобно представить в табличной форме:

Все рассмотренные классификации обладают и достоинствами и недостатками. Все методы обучения взаимно проникают друг в друга. Если говориться об использовании определенного метода, это означает, что он в данной ситуации доминирует.

В реальном процессе важно не отнесение методов к классификации, а знание их дидактической сущности и условий эффективного применения

Классификация методов обучения

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

  • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
  • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептив­ный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности учащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
  • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Практические методы обучения

Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.

Упражнения

Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.

Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.

Творческие работы

Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.

Лабораторные работы

Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.

Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.

Что почитать по теме

Тема очень обширна и многообразна, современные методы воспитания и технологии обучения быстро модернизуются, появляются новые, делающие процесс более результативным и интересным. Наряду с новыми, базовые методы не перестают доказывать свою эффективность. Поэтому учителям любого уровня и направления, а также родителям, всем активным гражданам, необходимо постоянно обучаться и развиваться. Мы собрали источники информации, благодаря которым вы сможете лучше разобраться в теме.

Обучающие платформы:

ЮТУБ каналы:

Форумы на тематических порталах объединяют специалистов, связанных с обучением

Здесь придут на помощь, дадут рекомендации и непременно поделятся своим опытом, словом и вниманием

Конференции предполагают «живое» участие, личный опыт и переживания без записей, трансляций и повторов. Например, в сентябре текущего года состоятся:

  • Альтернативная конференция «от.ЛИЧНО» проведение г. Москва.

Узнавать об актуальных конференциях следует на сайтах организаторов.

Какие книги можно почитать:

  • Михаил Кларин «Инновационные модели обучения».
  • Генрих Альтшуллер «Найти идею».
  • «Обучение через развлечение» от творческого объединения #Шашники.
  • Джеймс Райан «Погодите, как вы сказали?».

Методы работы с книжными пособиями

Данные методы предполагают развитие самостоятельных навыков познавательной работы учащихся. Первоначально, дети обучаются работе с книжной литературой на учебных занятиях, под контролем педагога. Затем они уже осваивают эти навыки и могут работать самостоятельно.

К таким методам относятся следующие:

  • Чтение – устное восприятие информации, за счет построения образов и представлений в сознании;
  • Конспектирование – краткое изложение прочитанной информации, путем ее записи на бумажном носителе;
  • Составление плана по тексту – разбиение текста на части, придание каждой части названия и сущностного значения;
  • Составление тезисов – запись основных мыслей текста;
  • Цитирование – дословный перенос какой-то части текста в устной форме или его запись на бумажном носителе.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 

К примерам реализации вовлечения относятся:

  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения

Инновационные варианты обучения возникли из-за потребности не только передавать ученикам информацию, но и развивать в них сформированное творческое мышление, интерес, познавательную активность и самостоятельность.

Как и традиционные способы обучения, современные можно разделить на подгруппы:

  • по характеру учебно-познавательной деятельности (имитационные и не имитационные);
  • по численности участвующих (индивидуальные, коллективные, групповые);
  • по месту проведения (аудиторные, внеаудиторные);
  • по принципу пользования ПК (с полным или частичным пользованием, без пользования);
  • по типу деятельности при решении задач.

Основное требование от современных методов — интерактивность. Именно часть взаимодействия между преподавателем и учеником и внутри групп обучающихся обеспечивает сохранение интереса к образовательному процессу.

Виды интерактивных современных технологий:

  • командная работа;
  • проектная работа, которая включает в себя отбор, анализ и систематизацию информации;
  • case study (анализ конкретных ситуаций);
  • ролевые и деловые игры (имитация реальной профессиональной деятельности);
  • модульное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуальное обучение (составление плана обучения с учетом интереса самого ученика);
  • опережающая самостоятельная работа;
  • междисциплинарное обучение (группировка знаний из отдельных областей);
  • обучение на основе опыта ученика;
  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Современные способы обучения направлены не только на обучающую функции, но и на коммуникативную, релаксационную, психотехническую и другие, на которые не делается упор в классических методах.

Эффективность методов обучения в педагогике

Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.

Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.

Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:

  • 90% того, что мы делаем и говорим (ролевая игра, имитация реального опыта и реальная работа);
  • 70% того, что мы говорим (беседы и дискуссии);
  • 50% того, что мы видим и слышим (презентации, кинофильмы, наблюдение за демонстрационным и реальным процессами);
  • 30% того, что мы видим (просмотр иллюстраций);
  • 20% того, что мы слышим (прослушивание выступлений);
  • 10% того, что мы читаем.

Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше)

Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп

Наглядные методы обучения

Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.

Иллюстрирование

При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)

Демонстрация

Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.

Требования к наглядным методам обучения:

  • наглядный материал демонстрируется в нужный момент;
  • каждый ученик должен вовлекаться в работу;
  • наглядный материал должен подбираться с учетом возраста учеников;
  • наглядный материал должен полностью соответствовать теории;
  • у обучающихся должна быть возможность ориентироваться в наглядном материале и осуществлять поиск.

Наглядные методы обучения

Данные методы основаны на применении в качестве источников знаний наглядных пособий на бумажных носителях, реальных предметов и объектов, технических средств, моделей, приборов, разнородного оборудования.

К данной группе относятся следующие методы:

  • Иллюстрация – усвоение образа исследуемого объекта, процесса или явления на основе рассмотрения его представления в схематичной форме, построения модели, макета, написания картины, кадров из фильмов;
  • Наблюдение – реальное отслеживание объекта исследования, путем его восприятия органами чувств, на основе организации экскурсий, прогулок, посещения культурных объектов, самостоятельного наблюдения учащимися;
  • Демонстрация – основан на визуальном показе учащимся приборов, технических установок, проведения опытов;
  • Показ – основан на формировании визуального образца, исследуемого объекта, в сознании учащегося.

Замечание 2

Как правило, наглядные методы обучения не могут применяться отдельно от словесных. Они должны быть прокомментированы и пояснены педагогом.

Что такое методы обучения

Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.


Что такое методы обучения

Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:

  1. Появление нового рода деятельности – педагог.
  2. Возникновение письменности, заменившей устную речь.
  3. Начало книгопечатания.
  4. Переход к использованию компьютерных систем в обучении.

Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.

Приемы Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения.
Метод Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов.
Методика Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор.
Методология Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения.

Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:

  • чтение вслух;
  • составление плана;
  • заполнение таблицы данными из текста;
  • схематичное представление материала;
  • конспектирование;
  • поиск цитат.

Для вас подарок! В свободном доступе до
06.08

Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать
файл

В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.

Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).

Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.

Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.

Практические методы обучения

К данной группе относятся методы, которые составляют практическое направление деятельности учащихся. Их применение ориентировано на развитие практических умений, навыков и способностей и их реализацию в реальной деятельности.

Основными практическими методами являются:

  • Упражнения – выполнение разнообразных умственных действий и практических действий, манипуляций для усвоения какого-то навыка, развитие определенной способности;
  • Тренировка – выполнение системы упражнений, которые ориентированы на формирование у учащихся различных навыков, их закрепление и совершенствование. Тренировка предполагает постоянное развитие тех навыков, которыми обладает учащийся, чтобы повысить их качество и улучшить результаты их применения;
  • Лабораторные работы – проведение опытов и экспериментов в лабораторных условиях с соответствующим оборудованием. Они необходимы для того, чтобы закрепить какой-то навык, доказать его верность и эффективность;
  • Поручение – предоставление учащемуся определенного задания, предполагающего совершения значимого, общественно-продуктивного, полезного дела, за выполнение которого он полностью несет ответственность. Это помогает сформировать конкретные деятельностные навыки, развить чувство долга и ответственности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: