Введение
Что представляет собой мифология как наука, интересно изучать ее как исторический тип мировоззрения? Мифология была изначальной системой общих знаний о мире для человеческого общества.
Мифология — это способ понимания и преодоления природной и социальной реальности на ранних стадиях социального развития. Из различных мифов разного времени и народов можно сделать вывод, что каждый миф в той или иной степени отражает восприятие человеком природного явления или исторического события. Миф функционирует как способ отражения мира в человеческом сознании, характеризующийся сенсорно-воображающими представлениями об окружающем нас мире. В этом смысле она включает в себя набор сведений, легенд, норм, табу, ритуалов, верований, в которых пытались дать ответ на вопрос о происхождении и структуре мира, о происхождении человека и его семьи (племени).
Миф регулировал поведение членов клана, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал отношения между кланами и племенами, объяснял различные явления природной и общественной жизни: дождь, снег, мороз, война, семья. Традиционный миф — это не идеальная концепция, не идея, это сама жизнь. Для мифического сюжета — это реальная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всеми ее реальными буднями и личными интересами. Миф всегда чрезвычайно практичен, срочен, эмоционален, аффективен, жизненно важен.
Таким образом, самые ранние представления о мире существовали как мировоззрение, сформированное мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире, не были однородными. Миф включал в себя, с одной стороны, фантазию, веру в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения давних наблюдений, здравый смысл.
Конечно, миф нельзя считать источником исторической информации, так как любой миф, или его характер, практически придуман от начала и до конца. Тем не менее, миф представляет интерес для научных исследований. Прежде всего, изучение мифов ценно с культурной точки зрения. Ознакомившись с мифом или его персонажами, мы постепенно освещаем их мировоззренческую оценку самими авторами или переводчиками. Конечно, иногда довольно сложно отделить мифологические идеи и сюжеты, которые росли на основе народного воображения, но перерабатывались в среде священников, религиозных мыслителей, от священнических, божественных и религиозно-мифологических построений.
Если посмотреть на самые примитивные мифы и сравнить их с более логичными и исторически обоснованными мифами, то можно понять зависимость сложности мифов от уровня культурного развития народа. Миф, прежде всего, — это отпечаток мировоззрения, свойственный определенному историческому периоду в развитии человека или всего человечества.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в котором он существовал в первобытной общине, т.е. в его первоначальной живой форме, — это не история, которая рассказывается, а реальность, которая живет. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действию первобытного коллектива. Функция мифа не в том, чтобы дать человеку знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, для санкционирования определенного рода веры и поведения.
Ознакомившись со следующим материалом, можно сделать вывод о том, что мифология представляет собой вариант исторического типа мировоззрения
Концепция мифологии
Что такое мифы? Мифология (от греческого мифа — легенда, предание, логотип — слово, понятие, учение) — это своего рода сознание, способ понимания мира, характерный для ранних стадий социального развития. В восприятии многих людей мифы — это, прежде всего, древние, библейские и другие древние «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о подвигах древних, обычно греческих и римских, богов и героев, которые поэтичны, наивны и часто причудливы. Многие мифы касаются происхождения и структуры Космоса (космогонические и космологические мифы). Они включают в себя попытки ответить на вопрос о начале, происхождении, структуре окружающего мира, происхождении основных природных явлений, мировой гармонии, безличной необходимости и так далее.
В мифологии происхождение мира рассматривалось как его сотворение или постепенное развитие из изначального бесформенного состояния, как порядок, т.е. превращение из хаоса в космос, как созидание путем преодоления разрушительных демонических сил. Существовали также мифы, описывающие грядущее разрушение мира, в некоторых случаях с последующим его возрождением.
Миф, самая ранняя форма духовной культуры человечества, выражает мировоззрение, мировосприятие, мировосприятие людей того времени, когда он был создан. Она функционировала как универсальная, неразделенная (синкретическая) форма сознания, объединившая в себе зачатки знаний, религиозные убеждения, политические взгляды, различные виды искусства и философии. Только позже эти элементы обрели самостоятельную жизнь и развитие.
До 18 века древние мифы — рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах — были самыми распространенными в Европе. Имена древних богов и, в частности, героев познакомились с эпохой Возрождения (15-16 вв.), когда европейские страны возродили интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникли первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.
В образованной среде общества вошло в моду использовать имена древних богов и героев в аллегорическом смысле: скажем, «Марс», означал войну, под «Венерой» — любовь, под «Минервой» — мудрость, под «Музами» — различные виды искусства и науки. Использование этого слова сохранилось до наших дней, особенно в поэтическом языке, который содержит множество мифологических образов. Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология существовала на определенном этапе исторического развития почти у всех народов мира.
О том, что мифология является историческим типом мировоззрения, свидетельствует тот факт, что научное рассмотрение «мировых религий» (христианство, ислам, буддизм) показало, что они «наполнены» мифами. Кроме того, появились литературные адаптации мифов разного времени и народов, огромная научная литература, посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира, а также сравнительно-исторические исследования мифов, включающие в себя не только повествовательные литературные источники, являющиеся результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология (например, древнегреческая «Илиада»), но и данные этнографии, лингвистики.
Сравнительно-историческое изучение различных мифов показало, что в мифах разных народов мира — при их крайнем разнообразии — повторяется ряд основных тем и мотивов. Среди древнейших и самых примитивных мифов, вероятно, есть мифы о животных. Самые элементарные из них, вероятно, отражают природу мировоззрения людей на первом уровне развития, и представляют собой лишь наивное объяснение некоторых особенностей животных.
Очень древними являются мифы о происхождении Солнца, месяца, звезд. В одних мифах их часто изображают люди, когда-то жившие на земле и по каким-то причинам вознесшиеся на небо, в других создание солнца (не персонифицированного) приписывается сверхъестественному существу.
Роль мифологического мировоззрения в истории
На самом деле, мифологическое мировоззрение возникло именно тогда, когда человечество в нем нуждалось. Дело в том, что оно мифология выполняла самые разнообразные функции в жизни человека, причем настолько тонко, что люди этого и не замечали. Так, например, роль мифологии заключалась в следующем:
- Мифы связывали временные отрезки воедино. Т.е. люди не просто жили, у них было прошлое и будущее, которые, как раз, и связывались мифологией.
- Мифы формировали коллективные представления народов о мире и своих целях в нем.
- Мифы объединяли народы духовно, а также являлись поводом к поддержанию порядка.
- Мифы давали возможность людям сформировать свою систему ценностей. Так появились первые понятия о том, что такое добро и что такое зло.
- Мифы в полной мере утоляли жажду знаний древних людей. Именно мифы выстраивали подробные цепочки о возникновении мира и его строении.
Таким образом, можно дополнить определения мифа. Помимо всего, что мы сказали ранее, мифология сочетала реальные, причем достаточно точные, наблюдения с вымыслами. Т.е., мифология стала духовным символом, который объединял материальный мир с миром духовным.
Мифологическое мировоззрение
В нашей статье о происхождении мифов, мы постарались достаточно подробно раскрыть тему происхождения мифов. Если вкратце, то мифы зародились примерно в те дни, когда люди стали формировать первые поселения и даже города, когда они осознали свое положение на планете. Но раз они нашли себя, значит надо было и познать свое место в мире, что они и попытались сделать при помощи мифологии.
На самом деле, подобные вопросы явно говорили о том, что люди достигли нового витка духовного развития. Как мы уже сказали выше, люди стали замечать некоторые схожести и закономерности в процессах окружающей среды и собственного поведения. Это дало им возможность предположить, что не только они познают мир, но и мир познает их, что сами люди являются объектом наблюдения.
Рекомендуем по теме
Как скандинавская мифология отразилась на славянской Как зарождаются мифы в мифологии Почему необходимо знать мифы и мифологию современному человеку
Таким образом, все, что окружало человека, получило свои имена, а точнее – своеобразные начала. Впоследствии это привело людей к первым проявлениям религии. Т.е., недостатки знаний и информации стали дополняться придуманными фактами и ложными знаниями. Так начали появляться и первые боги. Причем, заметьте невероятные сходства в различных мифологиях. Например, в каждой мифологии мира упоминаются солнце, молнии, дожди и грозы, плодородие и многое другое. Соответственно, за каждым из этих явлений стоял бог. И пусть имена их были разными, в различных уголках планеты, но по сути – все они выполняли одну и ту же задачу – отвечали за какое-то природное или социальное явление. Так и появились первые боги и невиданные существа, которые впоследствии и сформировали целые отрасли мифологии.
Кроме того, успех других людей в той или иной отрасли также ассоциировался с мифологическим влиянием. Намного легче было объяснить успехи человека его божественным происхождением, чем просто наличием таланта. Шли годы, истории становились легендами и обрастали новыми, уже более мифическими подробностями. Так и происходило переплетение реальности с выдумкой.
Вот так постепенно, значение мифологии расширялось во многих исторических центрах. Постепенно появилось мифологическое мировоззрение, которое объединило воедино все такие легенды и представления, а также сформировало отношение людей к окружающему миру.
Впоследствии представление людей об окружающем мире переформировались. Чем больше люди узнают об окружающем мире, тем меньшим влиянием стали обладать мифологические персонажи. Впоследствии мифологическое восприятие миро сильно изменилось. Представления о множестве богов трансформировались в поклонение единственному и всесильному Богу, который обладает безграничным авторитетом, силой и властью. Так, постепенно, начал формироваться новый тип мировоззрения – религиозный. Как и в случае с мифологическим мировоззрением, духовный аспект жизнедеятельности человека преобладает над его физическим аспектом, но существуют также и различия.
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.
Для данного типа мировоззрения характерно:
- первообщинное общество
- антропоморфизм (одухотворение природы)
- формирование и закрепление систем ценностей
- устная трансляция накопленных знаний
- определение формы поведение индивида и всего общества
- вера в сверхъестественное
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.
Что такое мифология
Прежде, чем рассматривать мифологическое мировоззрение, давайте сперва ответим на вопрос, что такое мифология. Многие ученые по-разному трактуют определение мифологии. В целом они похожи, между собой, но в зависимости от той или иной трактовки, определения слегка расходятся.
Итак, чтобы не перегружать вас философскими определениями, мы немного упростим определение мифологии. Это одна из форм общественного сознания, которая позволяла людям в старину объяснять природные и социальные явления.
Именно поэтому мифология является одной из вариаций мировоззрения, причем одной из самых распространенных и подробных, ибо мифология полностью отвечает на основные вопросы, которые интересуют людей и по сей день, а именно: о происхождении мира, о его устройстве, о значении самого человека в мире и его происхождении, а также о явлениях природы и общественной жизни.
Особенностью мифологического мировоззрения является то, что эта система взглядов обосновывалась на художественном и эмоциональном восприятии мира. А поддерживалась эта система иллюзорным и неадекватным восприятием мира целыми народами.
Все мы знаем, что любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Впоследствии этот миф дополнялся историями и легендами, в которых присутствовали зачатки религии, культуры, искусства, философии и истории. Все это поэтизировалось, обрастало метафорами и эмоциональным восприятием. Таким образом, в мифологическом восприятии мира все это перемешалось и объединилось.
Переход от мифологического мировоззрения к философскому
Несмотря на монолитность и большую глубину мифологического мировоззрения, оно оказалось неспособно удовлетворять растущие потребности общества, что привело к возникновению новой формы осмысления реальности – философии. К числу причин развития философского мировоззрения относят усложнение социальной структуры общества, развитие частной собственности и разделения труда, накопление и использование донаучных знаний, а также повышение производительности труда, которая дала основания для создания системы торгового и межкультурного обмена.
В этих новых условиях, когда социальная жизнь и общественные процессы приобрели слишком сложный и дифференцированный характер, возросла роль рядовой личности в обществе, возникла потребность в новом более гибком способе осмысления мира и места человека в нем. Человек, в особенности житель крупных городов – греческих полисов или индийских и китайских поселений, более не чувствовал себя частью природы, он мог вести жизнь, полностью обособленную от работы на земле.
При этом для первых философов и мудрецов характерна достаточно богатая биография – они много путешествовали, знакомясь с культурными, научными, духовными традициями и достижениями иных народов, что подталкивало их к сравнению, осмыслению различий и противоречий.
Основными чертами отличия философского мировоззрения от мифологического выступают:
- использование понятийного аппарата;
- абстрактно-логический характер связей;
- личностное авторство концепций и теорий;
- развитая традиция критики, аргументации и опровержения философских позиций;
- стремление к построению непротиворечивой картины мира.
Научное мировоззрение
В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.
Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:
- аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
- происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
- накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
- возникает Научная картина мира.
- складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
- ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.
Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.
Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.
Философия выделяется как особый тип общественного сознания.
Определение 2
Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.
Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:
- абстрактно-понятийная форма освоения действительности
- различение природного и социального мира
- накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)
Список литературы
- М.И. Стеблин-Каменский, «Миф», Ленинград 1977 г.
- С.А. Токарев, «Что такое мифология? «, Москва 1985..
- С.А. Токарев, «Ранние формы религии и их развитие», Москва 1986 г.
- К. Леви-Строс, «Структура мифа», Санкт-Петербург 1994г.
- М.И. Шахнович, «Первобытная мифология и философия», Москва 1985 г.
- А.М. Золотарев «Родовой строй и первобытная мифология», Киев 1992 г.
- Энциклопедия «Мифы народов мира», Москва/Минск/Смоленск 1996 г.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Религия как тип мировоззрения. Сравнительный анализ католицизма, православия, протестантизма
- Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века
- Общее и особенное в этических принципах буддийской и конфуцианской этики
- Структура социологического знания
- О. Конт и его позитивная социология
- Эволюционистская социология Г. Спенсера
- Теория, организация и технология аудиторской деятельности
- Эволюция денег и их виды
- Особенности налично-денежного обращения
- Безналичный денежный оборот как часть совокупного оборота денег
- Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия
- Философия как форма духовной культуры общества и как тип мировоззрения
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Значение и специфика мифологии
Философия складывается в разных культурах – древних Греции, Индии и Китае приблизительно в один временной период – в середине первого тысячелетия до н.э. Однако новое философское мировоззрение и понимание мира возникает не на пустом месте, оно основывается и конкурирует с другим, более ранним мировоззрением – мифологическим. Миф, как способ отображения и осознания мира складывается в глубокой древности, одновременно с возникновением человеческого общества и культуры. Он развивается на протяжении тысячелетий сохраняя основные представления человека о окружающем мире, дополняя и расширяя их включая новые объекты, в том числе усложняющиеся социальные отношения.
Миф имеет ряд существенных особенностей:
- коллективность,
- синкретизм,
- символичность,
- некритичность,
- прологичность.
Вопрос о соотношении общественного и индивидуального сознания остается спорным и в настоящее время, однако миф, как наиболее ранняя форма мировоззрения бесспорно является плодом коллективных представлений. Миф не имеет, и не может иметь конкретного автора, его творит все общество, на основании непосредственного опыта взаимодействия с миром. В мифе находят свое отражение общественные традиции, обычаи, магические практики и табу. Миф выступает безусловным регулятором социальных отношений, давая личности готовые представления о правилах и механизмах существования общества и человека в нем.
Одной из важнейших черт мифа является синкретизм. Синкретизм предполагает цельность, неразделенность образов мифа, что является следствием недифференцированности самого первобытного мышления. В нем человек не отделен от природы, живые объекты от неживых, объекты культуры от объектов природы и т.д. Миф не анализирует описываемые события, но дает их целостный образ, который в качестве единой «информационно-эмоциональной глыбы» запечатлевается человеком.
Символизм мифа выражается в использовании символов и образов вместо понятий. Символы более наглядны, они привязаны к определенным объектам, в них когнитивное содержание сплетается с чувственных переживанием, а также практической ценностью.
Миф некритичен. Он не предполагает переосмысления собственного содержания, попытки его обоснования или опровержения. Миф воспринимался человеком как должное, как безусловно правдивое описание мира. Данная черта мифологического сознания древности, была перенята религиозным сознанием современности.
Миф использует прологические связи между объектами. Причинно-следственные связи для него не характерны, их место занимают:
- метаморфоза, т.е. взаимное превращение объектов и героев;
- ассоциация, т.е. связь по сходству;
- целевая причинность, т.е. изменение свойств объектов в зависимости от выбранной цели (так волшебный меч будет уничтожать врага, но бессилен против положительного персонажа).
Заключение
Подводя итоги изучения мифологии как исторического типа мировоззрения в западной (как и в русской дореволюционной) науке, следует отметить, что если позитивистская этнология второй половины XIX века видела в мифах только «остатки» и наивный преднаучный способ объяснения неисследованных сил природы, то этнология XX века показала, прежде всего, что мифы не являются «остатками» и наивным преднаучным способом объяснения неисследованных сил природы. доказало,
- во-первых, что мифы в первобытных обществах тесно связаны с магией и обрядами и функционируют как средство поддержания природного и общественного порядка и общественного контроля;
- во-вторых, что мифологическое мышление имеет определенное логическое и психологическое сходство; в-третьих, что мифотворение — это древнейшая форма, своего рода символический «язык», с помощью которого человек моделировал, классифицировал и истолковывал мир, общество и самого себя; но что, в-четвертых, особенности мифологической мысли знают аналогии в произведениях человеческого воображения не только глубокой древности, но и других исторических эпох, и поэтому миф как тотальный или доминантный способ мышления специфичен для архаических культур, но как определенный «слой» или «фрагмент» он может присутствовать в самых разных культурах, особенно в литературе и искусстве, которым генетически обязаны мифу и в некоторых случаях имеют с ним общие черты («метафоричность» и др. ). п. ). Однако эти новые позитивные идеи практически невозможно отделить от ряда крайних и зачастую противоречивых преувеличений и идеалистических взглядов, приводящих к отрицанию познавательного момента, гипертрофии ритуального или бессознательного аспекта в мифах, игнорированию историзма, недооценке социальных и эпистемологических корней мифологии и т.д. или, напротив, к чрезмерной интеллектуализации мифов, переоценке их «социологической» функции.