Типы мировоззрения в философии

2.2.3. мировоззрение и его исторические типы

Введение

Вопросы об устройстве мира, о материальном и духовном, о регулярности и случайности, о стабильности и изменениях, о движении, развитии, прогрессе и его критериях, об истине и ее отличии от ошибок и преднамеренных искажений и о многом другом, так или иначе, ставятся в соответствие с необходимостью общей ориентации и самоопределения человека в мире.

Изучение философии призвано помочь преобразовать спонтанно сформировавшиеся взгляды человека в более тщательно продуманное и обоснованное мировоззрение. Сознательное отношение к проблемам мировоззрения — необходимое условие формирования личности, что сегодня стало насущной потребностью времени. 

Философия — это идеологическая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне внятные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Любой, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что сотни и тысячи лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти убеждения и идеи сыграли очень важную роль в их жизни: они были своего рода выражением и хранилищем исторической памяти, регулятором их социальной организации.    

Мировоззрение — явление многомерное, оно формируется в различных сферах жизни, практики, культуры человека. Философия принадлежит к духовным образованиям, причисленным к мировоззрению. Таким образом, становится очевидной первая задача — выделить основные исторические формы мировоззрения.  

Помимо профессиональных навыков, знаний, эрудиции, которые так необходимы при решении конкретных задач, каждому из нас нужно нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Также важно понимать смысл и цель наших действий, нашей жизни: почему мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям. Подобные представления о мире и месте человека в нем, если они могут быть как-то реализованы или даже сформулированы, называются мировоззрением.   

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.

Для данного типа мировоззрения характерно:

  • первообщинное общество
  • антропоморфизм (одухотворение природы)
  • формирование и закрепление систем ценностей
  • устная трансляция накопленных знаний
  • определение формы поведение индивида и всего общества
  • вера в сверхъестественное

Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры.
Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача.
Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности.
В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления.
С этого начинался путь к развитию философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.

Исторические формы мировоззрения

Универсальная картина мира — это определенный объем знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда думает о том, каково его место в мире, для чего он живет, в чем смысл его жизни, почему есть жизнь и смерть; как относиться к другим людям и природе и т. д.  

Каждая эпоха, каждая социальная группа и, следовательно, каждый человек имеет более или менее ясное и ясное или смутное представление о том, как решать проблемы, волнующие человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельного человека. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения также формируют картину мира, дающую обобщенные знания о строении, общем устройстве, законы возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека…  

Мировоззрение — явление развивающееся, поэтому в своем развитии оно проходит через определенные формы. Хронологически эти формы следуют друг за другом. Однако на самом деле они взаимодействуют, дополняют друг друга.  

В истории человечества можно выделить три основных типа мировоззрения:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Мировоззрение как сложное духовное явление включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, моральные нормы, эстетические взгляды и т. д. Мировоззрение является отправной точкой и активным духовным фактором развития и изменения человека. человек по всему миру. Философия как мировоззрение органично объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, которые формируются в сознании человека из различных источников, придает им целостный и целостный вид. 

Философское мировоззрение сформировалось исторически в связи с развитием самого общества. Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — это первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира. Религиозное мировоззрение, будучи, как и мифология, фантастическим отражением реальности, отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их доминирующую роль во вселенной и человеческой жизни.   

Философия как мировоззрение — качественно новый тип. Он отличается от мифологии и религии своей ориентацией на рациональное объяснение мира. Самые общие представления о природе, обществе и человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало свой идеологический характер от мифологии и религии, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему. знаний, характеризующихся стремлением теоретически обосновать положения и принципы.   

В основе этой типологии лежат знания, являющиеся стержнем мировоззрения. Поскольку основным методом получения, хранения и обработки знаний является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется по оригинальности отношения мировоззрения к науке: 

  • мифология — донаучное мировоззрение;
  • религия — это ненаучное мировоззрение;
  • философия — научное мировоззрение.

Эта типология довольно условна.

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформироваться) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете конкретного народа, искусстве, науке и бытовых представлениях.

Научное мировоззрение

В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение.
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.

Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:

  • аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
  • происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
  • накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
  • возникает Научная картина мира.
  • складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
  • ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.

Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.

Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в:
предельной широте мышления, его универсальности.
узаконивании права разума на познание и развитие науки,
утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей
обосновании многих гуманистических ценностей.

Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.

Философия выделяется как особый тип общественного сознания.

Определение 2

Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.

Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру.
Для этого типа мировоззрения характерно:

  • абстрактно-понятийная форма освоения действительности
  • различение природного и социального мира
  • накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)

Религиозное мировоззрение

Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.

Характеристика религиозного типа:

  • чувственно-образная форма освоения действительности
  • вера в сверхъестественные силы
  • догматизм
  • формирование строгих нормативных, моральных установок
  • подкрепление веры мистическим опытом
  • авторитарность духовного сословия
  • представлено в виде притч и сказаний

Замечание 1

Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.

Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.

Исторические типы мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения — это такие типы, которые имели место в разные периоды человеческое истории. Как правило, выделяются четыре исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное и философское. Каждое из них имеет характерные черты, а также свои плюсы и минусы, подвергающиеся критике в каждом из последующих этапов.

Наиболее ранним типом, являющимся первой попыткой человека осмыслить устройство мира и свое место в нем, является мифологическое мировоззрение. Мифы отображают принятую в конкретном обществе систему ценностей. Содержание мифов принимается на веру и не нуждается в научном обосновании, они призваны оправдывать суть вещей, а не объяснять их природу.

На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, основанное на вере в сверхъестественное. Если в рамках мифа человек не разделяет свой мир и мир природы, богов, то в религиозном сознании мир делится на две части: земной мир человека и «небесный», сакральный мир, который можно постигнуть исключительно через посредство внутреннего переживания своей связи с божественным.

Полярное представление об окружающей действительности транслирует философское мировоззрение. Философия построена на рациональном познании мира, и каждая из его составляющих становится предметом теоретического, критического рассмотрения через анализ, сравнение, обобщение и т.д. И если ранее мудрость в представлении народа была присуща исключительно божественному, то теперь человеческий разум стал восприниматься как самоценное, авторитет.

Постепенно из философии вычленяются отдельные науки. Человечество переходит к научному типу мировоззрения, основанному на предметном постижении действительности. Центром философии являлся универсум, то есть мир в его целости. Наука же обращается к отдельным его составляющим, которые удовлетворяют определенные человеческие потребности. Для науки реальность представлена в качестве совокупности естественных событий и процессов, которые подчиняются закономерностям. Таким образом, научное мировоззрение является наиболее объективным, поскольку не зависит от воли конкретных людей, а основывается на фактах, осуществляется при помощи методов научного познания.

Понятие мировоззрения в философии

Мировоззрение — особая структура взглядов человека на жизнь в мире и свое место в нем, сложившаяся в процессе социализации.

Мировоззрение является посредником между миром и человеком как субъектом и объектом, связывая их в единую систему. Ее формируют такие элементы, как:

  • потребности;
  • интерес;
  • знания;
  • духовные ценности;
  • убеждения;
  • идеи.

Мировоззрение включает в себя знания о мире и ценностную оценку происходящего, диктует определенную мораль его собственным поступкам. Человеческое сознание является отражением мира, но у каждого человека — со своим индивидуальным ее «преломлением».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Система мировоззрения состоит из трех этапов:

  1. Мироощущение — эмоционально-психологическое основание мировоззрения. Это наиболее простая функция мировоззрения. На этом уровне человек способен оценить свое место в мире, почувствовать проявления жизнедеятельности.
  2. Мировосприятие — пассивное созерцание человеком мира в виде эмоционально окрашенных ощущений, восприятий и представлений. На этом уровне происходит процесс формирования и накопления знаний об окружающем мире и о предназначении человека в жизни.
  3. Миропонимание — интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения. Процесс понимания окружающего мира зависит от последовательного включения в него двух вышеупомянутых уровней. Таким образом, на его правильность влияют точность восприятия и внутреннего ощущение своего места.

Философия — это уровень миропонимания. Она является наивысшим уровнем мировоззрения, для которого характерны теоретическая оформленность и системная рациональность.

Классификация видов мировоззрения

Существуют различные виды мировоззрения, которые классифицируются на разных основаниях.

  1. На мировоззренческой основе.

В соответствии с этим основанием выделяются:

  • теоцентризм (приоритет — Бог);
  • природоцентризм (приоритет — природа);
  • антропоцентризм (приоритет — человек);
  • социоцентризм (приоритет — общество);
  • наукоцентризм (приоритет — знания, наука).
  1. По вектору направленности.

По этому основанию можно выделить:

  • прогрессивное мировоззрение (переход от низких форм развития к высшим, движение к лучшему);
  • регрессивное или реакционное (переход от более высоких форм развития к низшим, движение к худшему);
  • революционное (выражение необходимости изменения, преобразования существующих реалий);
  • консервативное (приоритет — сохранение нынешнего положения);
  • оптимистическое (позитивное отношение к окружающему миру, будущему);
  • пессимистическое (негативное отношение к миру, будущему).
  1. По способу отражения окружающей действительности.

Выделяют следующие виды:

  • обыденное или житейское мировоззрение (приоритет — удовлетворение повседневных человеческих потребностей);
  • мифологическое (образно-символическое обоснование мира);
  • религиозное (основа — религиозные учения, к примеру: христианство, ислам; превалирование божественного, сверхъестественного начала над человеческой сущностью);
  • философское (теоретическое обоснование действительности, человеческого бытия);
  • научное или натуралистское (теоретическое осмысление результатов человеческого познания);
  • гуманистическое (провозглашение принципов гуманизма: самоценность жизни, свобода, демократия, толерантность и т.д.).

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 4-е изд., Перераб. И доп. — М.: Проспект, 2011
  2. Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М.: Издательство Юрайт, 2011
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2002
  4. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. — 3-е изд., Перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012  
  5. Вольф Р. О философии. Учебник / Пер. с англ. ред. В.А. Лекторский, Г.А. Алексеева. — М.: АспексПресс, 1995     
  6. Введение в философию: учебник для вузов / Под ред. звоните.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд., Пер. и добавить. — М.: Культурная революция, Республика, 2006 
  • Реферат на тему: Понятие науки. Научное и вненаучное познание
  • Реферат на тему: Основные черты теории познания Р. Декарта
  • Реферат на тему: Аристотель: первая система знания
  • Реферат на тему: Теория государства в философии Платона
  • Реферат на тему: Человек и его время
  • Реферат на тему: Теория общественного договора Руссо
  • Реферат на тему: Философия Демокрита
  • Реферат на тему: Психоаналитическая философия. З. Фрейд о структуре личности (Оно), (Я) ,(сверх-Я)
  • Реферат на тему: Философия свободы в произведении Н.А. Бердяева Самопознание
  • Реферат на тему: Сознание как феномен
  • Реферат на тему: Познание, его основные формы и уровни. Формы и методы научного познания
  • Реферат на тему: Н. Кузанский — философ, теолог, математик, гуманист

Заключение

Несмотря на то, что государства меняются в ходе истории, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы остаются нерешенными, что делает их современными.

Философия как мировоззрение на рациональном уровне — это глубочайшее понимание мира. Он основан на теоретическом обосновании закономерностей развития объективных процессов, но может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего или чужого), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единство и взаимодействие чувственного и рационального уровней. 

Мировоззрение человека — интегрирующий фактор, стержень его идейного мира и одновременно высшая ступень его духовного становления. Мировоззрение связано с решением человеком кардинальных жизненных проблем: выбором жизненного пути, определением смысла и цели жизни, формированием жизненной позиции, которая является основой его самоопределения в мире и идеологическая предпосылка для значительной деятельности. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: