Русские писатели
Неоромантизм в русской литературе не остался незамеченным. Ранние работы Максима Горького, например, яркое тому подтверждение. Вспомним «Старуху Изергиль». Герои Данко и Ларра, насколько они схожи: оба являются сильными личностями, стремятся к свободе, ищут что-то новое. Они ненавидят ответственность, отталкивают ее, считая средством давления на человека. Их противопоставляют толпе «серых посредственностей». То есть, толпе рабов. И толпа ненавидит их за это. За то, что Данко и Ларра выше их, храбрее и не боятся бросать вызов старому, привычному и разрушающему.
Чем заканчивается судьба героев? Толпа губит и Данко, и Ларру.
Или «Алые паруса» – повесть-феерия, в которой девочка Ассоль ждала своего принца из-за моря. Она мечтала о том, что он приплывет на корабле. Над Ассоль смеялись, а она преодолевала невзгоды. И, несмотря ни на что, дождалась прекрасного принца, приплывшего на корабле с алыми парусами.
Этот роман заставляет верить в чудо. Какие бы преграды не стояли на нашем пути, как бы не относились к нашим мечтам, нельзя отступать. Главное — верить.
И последний роман Александра Грина, который открывает одну из сторон безумного мира — «Блистающий мир», в котором рассказано о Друде. Этот человек умел летать, а люди, правящие миром, убивают его. И блистающий красками, такой сочный и яркий мир вдруг показывает свою жестокую и черную сторону, совсем не романтическую. Люди убили полет, они убили мечту.
Александр Куприн, Николай Гумилев, Владимир Набоков — это классики, которые работали в стиле неоромантизма. Русские классики, не побоявшиеся отступить от привычной идеи романтизма, последовать чему-то новому. Совсем как горьковские Данко и Ларра.
Неоромантизм в зарубежной литературе
В первых рядах представителей неоромантизма Артур Конан Дойл. Всемирную славу ему принес легендарный Шерлок Холмс. И кстати, истории о великом сыщике написаны в стиле неоромантизма.
Основная идея, которой Артур Конан Дойл руководствовался, – утверждение справедливости.
Еще один выдающийся автор, следовавший течению неоромантизма, — Роберт Луис Стивенсон. Его произведения, такие как «Остров сокровищ» и «Дом на дюнах», наиболее ярко открывают стиль автора. Красочный и сдержанный. Герои произведений отличаются своей душевной чистотой, искренностью и немного детской наивностью.
Жюль Верн, известный каждому школьнику своими романами «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан», также является ярким сторонником неоромантизма.
Редьярд Киплинг, которого мы знаем благодаря знаменитой «Книге джунглей», написал не менее выдающееся произведение. «Ким» — это повествование о подростке, путешествующем по Индии в компании старого Ламы. Опасные и полные тайн приключения, смертельные схватки и познание всей мудрости Востока – вполне в духе неоромантического течения.
Героизм в реальности
Все герои произведений в стиле неоромантизма — люди с огромной силой воли. Своими поступками они показывают основную и очень важную деталь течения: неиссякаемый оптимизм вкупе с возможностью духовной закалки человека.
Неоромантизм 20 века — это не противопоставление обычному человеку какого-то идеального героя. Это человек, превращенный в героя. В основе произведений — обычные жизненные ситуации, требующие принятия смелых решений. Вера в собственные силы — это ли не героизм? Идеал находят в реальности.
Авторы, работающие в стиле неоромантизма, уверены, что взгляд на реальность зависит от угла, под которым на нее смотрят. И все можно увидеть в чистом свете. Герои их пера умеют смотреть на мир сквозь призму прекрасного. Они видят в нем красоту и уникальность.
Единожды взглянув на окружающую среду по-другому, человек способен обнаружить в этом мире что-то интригующее, необычное и таинственное. Тяга к приключениям — это смысл жизни героев неоромантизма. Каждый их день — это отдельное приключение. Бурное, яркое и насыщенное. Заставляющее сменить собственную жизненную позицию, взглянуть под другим углом не только на мир, но и на самого себя.