Виды истины
Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.
Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д.
Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно.
Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д.
Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.
Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.
Виды истины — абсолютная и относительная
Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
Примеры абсолютной истины:
- на «0» делить нельзя;
- в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
- день рождения только раз в году;
- живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
- комары смертны.
Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
Примеры относительно истинных знаний:
- зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
- вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
- Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).
Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина
Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца
А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.
Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».
Критерии истины
Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
- Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
- Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
Теоретические критерии истины:
- Соответствие логическим законам
- Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
- Простота формулировки, экономичность высказывания
Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)
Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.
Пример относительной истины
Земля стоит на трёх китах и одной черепахи, Колумб считал, что приплыл в Индию) и абсолютной истин (вода мокрая)
- Земля – единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Это относительная истина, т.к. она является таковой, пока мы находимся на данном уровне знаний и располагаем определённой аппаратурой для исследования космоса. Как только у нас появится больше возможностей исследовать космос, наши знания о нём по данному вопросу, с большей долей вероятности, изменятся.
- Если срезать с верёвки металлический шар, то он упадёт под действием силы тяжести. Это абсолютная истина, т.к. данное знание подтверждается и доказывается на протяжении уже многих столетий, несмотря на научный прогресс.
- Грипп является смертельным заболеванием. Применительно к прошедшим столетиям данное знание является относительной истиной, т.к. оно изменилось с развитием медицины.
- На всю жидкость на планете Земля действует её гравитационное поле и гравитационное поле Луны как ближайшего спутника. Это абсолютное знание, т.к. оно подтверждено неоднократными исследованиями с использованием технологий различного уровня.
Считается, что абсолютная истина принципиально недостижима, поскольку наше знание непрерывно совершенствуется – объем информации, которым располагает человечество, на современном этапе растет в геометрической прогрессии. К идеалу абсолютной истины, возможно, близки научные положения – поскольку, как уже было сказано, научное знание отличается объективностью, тогда как в целом человеческому знанию присуща субъективная форма выражения (например, одни и те же события зачастую многие свидетели описывают по-разному), что, однако, не умаляет его относительной истинности.
Истина и её критерии
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.
Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.
Логичность.
Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.
В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.
Проблема истины и релятивизм
Релятивизм представляет собой обратный полюс, абсолютизирующий относительность истины, т.е. ее ограниченный, конкретный, неполный характер, применимость истины лишь для отдельного субъекта, или в отдельной ситуации.
Релятивизм развивается в противовес догматизму, его крайние формы получили свое воплощение в субъективистском идеализме, согласно которому объективного мира не существует, а каждый человек наблюдает собственную уникальную картину реальности. В этом случае истина является совершенно релятивной, т.е. имеющей исключительно личностный характер.
Релятивизм также является составной частью агностицизма, одним из его течений. Относительность истины приводится агностиками в качестве аргумента в доказательство невозможности познания мира, поскольку полученное знание все равно является неполным, и не соответствует действительности.
Для современной науки характерен здоровый баланс догматизма и релятивизма, согласно которому с одной стороны любое знание имеет право на истинность, однако при этом признается ее относительный, ограниченный характер, относительно будущих возможностей познания, благодаря которым современная картина мира, являющаяся догматической сейчас, может оказаться достаточно релятивной в будущем.
Познание истина в ЕГЭ: задания по теме
Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений;
- Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту;
- В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью;
- Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени;
- Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- знание, выраженное в доступной форме;
- знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом;
- знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека;
- знание, соответствующее интересам субъекта;
- знание, имеющее широкие возможности для распространения;
- знание, которое разделяет большинство людей.
Ответы
- 234;
- 23.
Критерии истины
Критерии истины – это признаки и правила, позволяющие однозначно сказать, является ли определённое знание истинным. Их изучением занимается гносеология (наука о знании), которая делит все критерии на две группы:
- формальные критерии истины – законы логики, позволяющие считать истиной всё, что не содержит противоречий и является логически правильным;
- эмпирические критерии истины – соответствие знания данным, полученным методами эмпирического познания.
Существует три подхода к пониманию критериев истины: логический, философский и научный (использующийся во всех науках). Наиболее простым является логический подход, согласно которому основной критерий истинности – логическая правильность, то есть, наличие достаточного обоснования и отсутствие противоречий.
Наибольшее многообразие подразумевает философский подход. Так Рене Декарт считал, ключевыми критериями истинности ясность и очевидность знания, а Людвиг Фейербах – положительные ощущения, вызываемые этим знанием. В прагматизме ключевым критерием истины считается её полезность, а в конвенционализме – непротиворечивость в сочетании с другими истинами.
Отдельно стоит отметить религиозные критерии (которые можно считать разновидностью философских). В большинстве религий, а также в средневековой религиозной философии в роли критерия истины выступает авторитетное мнение пророков, богословов и других людей, заложивших основы конкретной религии.
В науке критериями истинности являются такие свойства знания как:
- практика (практическое подтверждение);
- соответствие аксиомам;
- соответствие уже доказанным законам;
- соответствие законам логики;
- доступная формулировка, исключающая неоднозначность.
Важнейшим критерием в научном подходе считается практика – активная деятельность, в процессе которой человек постигает истину эмпирическим путём. Говоря простыми словами, экспериментальное доказательство теоретических расчётов является главным критерием их истинности.
Критерии истинности
К основным критериям истинности относят:
- проверяемость на практике (этот принцип лежал изначально в основе науки);
- совокупность теоретических доказательств (логическая непротиворечивость, аргументированность и т.п.);
- очевидность, соответствие знаний и мнений здравому смыслу;
- эмпирический (чувственный) опыт (то есть даже теоретическое предположение не должно противоречить данным, поступаемым от органов чувств);
- власть авторитетов (часто мнения людей со значительным опытом, более высоким уровнем обучения, учёной степенью рассматриваются как доказательства, а это уважение порой позволяет не замечать истину);
- последовательность, согласованность (этот критерий ставит условием истинности однородность и способность объяснить логически все факты, которые должны быть организованы последовательно и слаженно, чтобы создать единое целое);
- всеобщий консенсус (в соответствии с этим критерием есть мнения, с которыми согласны все люди, что можно назвать всеобщим консенсусом; этот критерий можно считать оправданным, когда речь идёт о законах логики или математики, но часто бывают общие соглашения, не соответствующие действительности (примером может быть бывшее убеждение про плоскостность Земли);
- привычка и утилитаризм (многие люди использовали привычку как критерий истинности, а истинным знанием считали то, которое приносит пользу, однако это не может рассматриваться как серьёзный критерий истинности).
Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.
Проблема истины и догматизм
Догматизм предполагает абсолютизацию истины, т.е. принятие такой концепции, в которой истина будет обладать свойствами полноты, безусловности и конечности, она является единственно верной и единственно возможной.
Догматизм зародился еще в античной философии и получил большое распространение в средневековье, когда в качестве истины позиционировалось священное писание и религиозные проповеди, а источником всякого истинного знания объявлялся бог. В этот же период особенно ярко проявилась и отрицательная черта догматизма – стремление объявить сомнительным или попросту уничтожить всякое иное знание и мнение, которое не укладывается в провозглашенные догмы.
Догматизм получил свое распространение и в научной среде, так в восемнадцатом — девятнадцатом веках физика и механика Ньютона играли роль неопровержимых догматов, конечного и безусловного знания, на котором строилась вся картина мира. Длительное время любые факты, противоречащие этим догмам отвергались как спекуляции, и лишь в начале двадцатого века Эйнштейн смог окончательно сломить механистическую картину мира указав ограниченность применения ее законов.
Замечание 2
Аналогичным образом догматизм проявляется и в философии. Хрестоматийным примером выступает развитие марксистской философии в СССР, которая несмотря на декларируемый диалектический характер, была вынуждена приспосабливаться под догматические требования политического аппарата.
Понятие истины
Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.
Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта.
Свойства истины:
- Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта.
- Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу.
- Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей. |
Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение.
Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?
Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины.
Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.
Понятие, атрибуты и формы истины
Проблема истины является одной из традиционных проблем философии и сформировалась еще в античный период. Осмысление истины происходило как в рамках гносеологии, так и онтологии, однако со временем онтологические концепции значительно отошли на второй план, закрепив за истиной статус атрибута человеческого познания. Вне знания не существует и истины.
Вместе с тем сами представления об истине развивались и неоднократно менялись на протяжении истории философии. Истина оказалась на удивление плюралистическим понятием, так как новые подходы скорее не вытесняли старые концепции, а дополняли их.
Так, классическое понимание истины было сформировано в античности Аристотелем, и предполагает, что истина есть соответствие человеческий знаний самой реальности. Несмотря на различные проблемы и ограничения данной концепции она остается актуальной и в настоящее время.
В идеалистической философии получила распространение априористическая концепция истины, согласно которой истинные знания, нормы и ценности уже находятся «внутри» человека в потенциальном состоянии и их необходимо лишь высвободить, сделать актуальными.
Развитие представлений о субъективности человеческого познания привело к возникновению конвенциональной модели, согласно которой истина определяется явным или негласным соглашением большинства, а вся аргументация выстраивается на принятых за аксиомы фактах. Прагматическая концепция в свою очередь называет критерием истины полезность и применимость получаемого знания, марксистская – проверяемость на практике.
В зависимости от особенностей концепции понятие истины наполняют различным содержанием и атрибутивными свойствами. К числу наиболее основных свойств можно отнести:
- объективность-субъективность,
- абсолютность-относительность,
- динамичность и процессуальность.
Объективно-субъективный характер истины предполагает, что являясь атрибутом знаний об предметах и явлениях объективного мира, истина как базируется на свойствах этих объектов, не зависящих от человека, их воспринимающего и познающего, но в тоже время впадает в зависимость от уровня развития самих познавательных возможностей человека и человечества.
Замечание 1
Абсолютно-относительный характер истины выражается в том, что истинное знание является окончательным, полным и безусловным, однако реальное знание не обладает этими атрибутами, а потому является относительно истинным.
Диалектика противоречивого характера истины детерминирует ее динамизм, выраженный в постепенном развитии относительной истины в направлении все более и более ее абсолютного характера, который является теоретически недостижимым. По этой причине, из-за невозможности установления окончательного и полного знания обо всем, истина представляет собой не результат, а сам процесс познания, его уточнения и совершенствования.
В зависимости от объекта приложения истины можно выделить ее различные формы:
- концептуальную, т.е. истину соответствия философским или религиозным догматам;
- научную, т.е. истину соответствия актуальным научным теориям;
- операциональную, т.е. истину о методах и формах познания;
- экзистенциальную, т.е. истину субъективного, духовного плана, познаваемую через откровение;
- предметную, т.е. истину чувственных представлений об объектах окружающего мира.
Объективная и субъективная истина
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Понятие истины
Познание является творческой духовной деятельностью, цель которой — постижение истины.
Истина традиционно понимается как соответствие мыслей и высказывании действительности. Такая концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Приведем их высказывания по этому поводу:
Свойства и виды истины
Помимо критериев истины, теория познания также исследует различные ее свойства и разновидности. К числу наиболее важных свойств истины относят:
- конкретность, то есть зависимость истины от места, времени и других условий ее получения;
- объективность — независимость истины от индивидуальных свойств познающего субъекта, воспроизведение объектов и явлений так, как они существуют в действительности.
Существуют различные классификации видов истины. Выделяют истину обыденного знания, опирающуюся на повседневный опыт, и научную истину, предполагающую систематизацию знаний в целях выявления действующих в мире законов и закономерностей, объяснения и предсказания различных явлений.
Различают также абсолютную и относительную истины. Под абсолютной истиной понимают полное, исчерпывающее знание о каком-либо объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания. Абсолютные истины — это истины установленных фактов. Однако получение абсолютной истины является весьма непростой задачей. Уровень наших знаний, их точность зависят от многих обстоятельств. Окружающий нас мир не является застывшим, он изменяется, развивается. Также развиваются и познавательные способности человека, но их уровень не позволяет нам одномоментно проникнуть в сущность всех процессов и явлений. Человек постепенно накапливает знания о действительности, корректирует их, уточняет. Каждый познавательный акт дает нам знание о тех или иных сторонах, свойствах изучаемых объектов, явлений. Это знание характеризуется той или иной степенью полноты, точности. Знание, достигнутое на данном этапе познавательной деятельности, называется относительной истиной.
Таким образом, абсолютная истина является тем предельным знанием, к которому стремится человек, накапливая относительные истины.
Относительная и абсолютная истины
Для закрепления знаний установим соответствие между признаками и видами истины.
- содержит неполное, изменяемое знание о предмете;
- имеет возможность корректировки при дальнейшем развитии науки;
И абсолютная и относительная истины обладают такими признаками как:
- объективный характер;
- проверяемость знания;
- отражение свойств познаваемого объекта.
Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно. Действительность невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.
Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если считается, что она только абсолютна, — к догматизму.
Ложь и заблуждение
Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь — преднамеренное возведение неверных представлений в истину.
Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.
Теория философии
Познание
Понятие истины в философии
Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.
Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:
Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:
- истина — это доверие авторитетному источнику;
- истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
- . — практически полезное знание;
- . — результат соглашения;
- . — ясное представление о чём-либо;
- . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.
Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.
Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.
Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.
Виды истины – абсолютная и относительная
В некоторых случаях утверждение становится истинным при соблюдении некоторых внешних условий. Чтобы исключить противоречие, выделяют два вида истины: абсолютную и относительную. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Абсолютная истина
Если знание полностью соответствует действительности при любых внешних обстоятельствах – это абсолютная истина. Помимо двух важнейших свойств истины, объективности и конкретности, она обладает также постоянством. Как бы ни менялись обстоятельства, никогда не наступит ситуация, в которой абсолютная истина перестанет быть таковой.
Примеры абсолютной истины:
Относительная истина
Относительная истина – это знания, соответствующие объективной реальности, но только с соблюдением определённых условий. Так в настоящее время утверждение может быть истинным, но со временем его придётся скорректировать или упразднить.
Примеры относительной истины:
- Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной. В настоящее время это действительно так, но раньше она вращалась. Просто за 4,5 миллиарда лет приливные силы полностью синхронизировали скорости её вращения вокруг Земли и вокруг собственной оси. К слову, то же происходит и с нашей планетой, но значительно медленнее.
- В январе холоднее, чем в июле. Это утверждение является истинным только для стран, расположенных в северном полушарии. В Аргентине, например, всё наоборот.
- Дважды два – четыре. Для нас это так, поскольку мы привыкли считать в десятеричной системе счисления. Но в троичной системе это утверждение становится ложным, а в двоичной и вовсе теряет смысл.
Таким образом, относительная истина подразумевает наличие каких-то негласных, но очевидных условий. Нам не нужно уточнять, что мы находимся в северном полушарии, живём в XXI веке и считаем в десятеричной системе. Поэтому перечисленные утверждения являются истинными, но дотошный демагог вполне может оспорить каждое из них.
Поиск истины в философии
Автором данного понятия считается Парменид, который противопоставил истину частному мнению. Вскоре стало ясно, что это понятие требует более сложного определения. С тех пор поиск истины стал одной из важнейших задач философии, и многие античные философы пытались понять, что она собой представляет. Аристотель пришёл к заключению, что не все человеческие знания истинны. Платону принадлежит утверждение, что истина существует независимо от знания, а значит, может существовать вне его.
По мере развития философии, появлялось всё больше новых мнений о том, что представляет собой истина. Иммануил Кант определял её как соответствие между знанием и предметом этого знания, а Рене Декарт – как знание, не вызывающее сомнений. Разные мыслители и философы предлагали считать признаками истины ясность и отчётливость знания, его практическую ценность, непротиворечивость, чувственный опыт и прочие факторы.
Второй Шамарпа Качё Вангпо
Качё Вангпо (1350–1405) родился в 1350 году недалеко от Чема Лунга в Северном Тибете. Когда ему было семь месяцев, ему в видении явился Четвертый Кармапа Рёлпе Дордже и сказал:
Цветок уже готов, Но еще не полностью расцвел. Подожди подходящего времени, Потому что ты все еще — человек. Ты талантливый, и потому Подожди еще какое-то время, И я научу тебя, Как достичь полного Постижения.
Затем Кармапа щелкнул пальцами, и в этот момент маленький ребенок смог вспомнить все подробности предыдущей жизни и стал рассказывать другим, что он — перерождение Первого Шамарпы, Драгпы Сэнге. Когда ему было лишь четырнадцать месяцев от роду, он уже говорил об Учении Будды, а в три года давал поучения.
Слава о нем быстро распространилась. Бывшие ученики и слуги предыдущего Тулку Шамара услышали о мальчике. Они пришли посмотреть на него и сразу же признали в нем новое перерождение Шамарпы.
В возрасте семи лет, переправляясь через реку, он встретился с Кармапой Рёлпе Дордже. От него Шамарпа получил полную передачу Великой печати, Шести йог Наропы и поучений линии преемственности Кагью. От Кхенпо Дёндруба Пала он получил первое и второе монашеские посвящения.
По окончании обучения он совершил паломничество в Цари, где ему привиделся махасиддха Домби Херука. Впоследствии в качестве признания полного Постижения и как знак миссии Учителя, Шамарпа получил от Кармапы Красную корону.
Шамар Качё Вангпо признал следующее перерождение Кармапы — Де¬шина Шегпу. Он возвел его на трон в монастыре Цурпху и передал ему все поучения. В возрасте тридцати семи лет Шамарпа основал большой центр медитации недалеко от Ганден Мамо, в нем практиковали более 300 йогинов. Сам он занимался совершенствованием практики тайных поучений, и во множестве видений Защитники давали ему важные посвящения.
Шамарпа умер в октябре 1405 года. Его ближайшими учениками были Пятый Кар-мапа, Лама Кашипа и Совон Ригпе Ралдре.
Из книги «Кармапа — царь йогинов», стр. 168–169 (Buddhistischer Verlag, Вупперталь, 2005) .
Ханна Нидал
В 1969 году Ханна и Оле Нидал стали первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы, главы тибетской буддийской традиции Карма Кагью. После нескольких лет обучения в Гималаях, по просьбе Кармапы, они начали распространять Учение на Западе. С 1972 года Ханна и Оле основывали во всем мире центры медитации, которых в 2010 году насчитывалось уже более 600.
Ханна Нидал была одной из самых востребованных переводчиц с тибетского на английский, немецкий и датский языки. Около шести месяцев в году Ханна проводила в Международном буддийском институте Кармапы в Нью-Дели (Karmapa International Buddhist Institute, KIBI), где она участвовала в переводах многочисленных буддийских текстов и организовывала поездки лам линии преемственности Карма Кагью. Другую половину года она ездила с Ламой Оле Нидалом по всему миру. Ханну часто называли «матерью буддизма» — в благодарность за ее работу в качестве представителя тибетской буддийской передачи.
Перевод с немецкого: Александра Фукс. По материалам журнала Buddhismus Heute
Критерии истины
Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.
Как мы можем доказать истинность знания?Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной. |
Выделяют следующие критерии истины:
- Соответствие законам логики.
- Соответствие ранее открытым законам науки.
- Соответствие фундаментальным законам науки.
- Простота, экономичность формы.
- Практика.
Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.
Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.
Функции практики:
- Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей.
- Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
- Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
- Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.
Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».
Заключение
Истина – это знание, достоверно отражающее действительность. Такое знание можно считать самым ценным и полезным. А с точки зрения науки, любые знания, отличные от истины, не только не представляют ценности, но даже считаются вредными. Поэтому в философии и других дисциплинах поиск истины, а также её критериев всегда был одной из первоочередных задач. Но даже сегодня, несмотря на объём накопленных человечеством знаний, вопрос о том, что такое истина и можно ли её постичь, остаётся открытым.
-
Демографическая политика армении кратко
-
Меню в частной школе образец
-
Основные положения методологии к маркса кратко
-
Заявление на платные услуги в школе образец
- Функции культуры человекотворческая определение кратко