Основные исторические формы диалектики

Реферат на тему: исторические формы диалектики

Введение

Освоение действительности в философии осуществляется философскими методами, то есть системой самых общих приемов и методов. Диалектика и метафизика — один из главных противоположных методов философии. 

Под диалектикой они понимают, прежде всего, учение о самых общих законах развития бытия и познания, одновременно оно выступает как общий метод освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир сформировался в ходе длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три его исторические формы — спонтанную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.   

Диалектика возникла и развивалась вместе с метафизикой как противоположный способ мышления и познания. Его особенность — стремление создавать однозначную статичную картину мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению определенных моментов или фрагментов жизни. Для метафизического метода характерно то, что он рассматривает объекты и процессы по одному и тому же принципу. При рассмотрении движения метафизика стремится свести его разнообразные формы к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, которая характеризовалась сведением различных форм движения материи к механическим.   

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Отвергая идеалистическое содержание философии Гегеля, они строили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса. Материалистическая диалектика есть глубокое учение о развитии, свободное от пристрастия. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру

Согласно этому учению, важно обращаться к реальным явлениям, предметам, реальным источникам знаний. Марксистская философия рассматривает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектику природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорию диалектики

Диалектика революционных демократов XIX века

В XIX в. в России появилась философия революционных демократов – Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и их сторонников. Основная черта их философии, отличающая ее от предшествующей философии, состоит в том, что она выражает интересы не эксплуататоров, а эксплуатируемых. Поэтому эта философия не ограничивала своей задачи простым объяснением мира, она стремилась теоретически обосновать его революционное преобразование в интересах рабочих.

Разоблачая идеализм Гегеля, они, однако, не отвергали его диалектику, а использовали принцип развития для объяснения реальности явлений. Герцен рассматривал развитие природы как таковое, «которое начинается с борьбы стихий, с химического сродства и кончается самосознательным мозгом человеческой головы».

Активно разоблачая феодальный строй в России, Герцен призывал к замене крепостнического строя новым демократическим строем. Герцен видел в диалектике «алгебру революции».

Чернышевский в своей «Критике философских предубеждений против общинной собственности» писал, что диалектика – это «великий, вечный и всепроникающий закон, кто научился применять его ко всем явлениям… он не жалеет ни о чем, что переживет его время».

Поднимая вопросы диалектики природы, решая проблему познания природы, русские философы XIX в. не смогли распространить материализм на понимание общественной жизни, выработать диалектическую систему мировоззрения, перейти от утопического социализма к реальному социализму.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII в. — первой половины XIX в.

Кант ввел идею развития в познание природы. Наш мир есть продукт зарождения/развития из простой субстанции. Принцип развития есть исходный принцип познания.

Гегель же рассматривал весь мир как процесс, т. е. мир в непрерывном движении, преобразовании, изменении и развитии. Он сформулировал законы и категории диалектики. Три закона диалектики (сущность истории развития):

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные (при накоплении количественных изменений после определенного этапа происходит качественный скачок).
  2. Закон отрицания отрицания подразумевает, что каждая последующая стадия развития чего-либо так или иначе отрицает предыдущую. Диалектическое отрицание: сохраняется что-то от первого предмета — воспроизведение этого предмета, но под другим названием. Вода — это лед. Измельчение семени есть чистое отрицание, посадка семени есть диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
  3. Закон единства и борьбы противоположностей. Существует противоречие между формой и содержанием, возможностью и действительностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимному уничтожению, победе одной из сторон или компромиссу. В основе диалектики лежит идея непрерывного движения, развития и изменения бытия, сущности и понятия, а также идея противоречия как единства взаимоисключающих и в то же время взаимоопределяющих противоположностей.

Результат диалектики Гегеля далеко превосходил то значение, которое он сам ей придавал. В учении Гегеля о необходимости сведения всего к своему отрицанию было начало, революционизировавшее жизнь и мышление. Немецкая философия есть диалектика разума.

Стихийная и наивная диалектика древности

Гераклит (самый яркий представитель) развивал учение о мире как представление о преходящей и изменчивой природе всего сущего. Все существующие вещи рождены из материального начала. Однако в первую очередь это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, и из всех природных вещей огонь является самым подвижным, самым изменчивым. Причина вечных перемен – борьба противоположностей. Диалектика есть источник развития. А развитие есть отношение противоположных сфер.

Платон поддерживал диалектические выводы о том, что высшие типы существ не могут мыслиться только так, что каждое из них существует и не существует, равно себе и не равно, тождественно себе и переходит в свое другое. Поэтому бытие содержит в себе противоречия, а именно, бытие:

  • множественно и едино,
  • преходяще и вечно,
  • изменчиво и неизменно,
  • движется и покоится.

Противоречие есть необходимое условие, чтобы привести душу к размышлению – в этом суть диалектики.

Аристотель преобразовал идеи Платона в формы отдельных вещей и добавил учение о силе и энергии идей. Он развивал диалектику дальше — в смысле познания реально существующего космоса. Аристотель считал необходимым обобщить отдельные формы вещей, движущихся сами по себе в общем движении, которое он называл перводвигателем, мыслящим о себе, т. е. являющимся одновременно субъектом и объектом.

В эпоху Ренессанса эти идеи совпадения противоположностей поддерживали Николай Кузанский и Дж. Бруно, развивая идею понятия конечного и бесконечного, единого и множественного.

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Список литературы

  1. Предтеченский В.В. Биография науки диалектики. Самиздат, 2008. 
  2. Большая Советская Энциклопедия. 2012.
  3. Введение в философию 2 т., Москва, 1982 г.
  4. Афанасьев В.Г. Основы философского познания, Москва, Мысль, 1989.
  5. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу Введение в философию , Москва — 1998г. 
  6. Философия Курс лекций. 2011.
  • Реферат на тему: Основные направления философии
  • Реферат на тему: Философия как логика
  • Реферат на тему: Философско-правовые воззрения И.Канта
  • Реферат на тему: Философские идеи Милетской школы и Гераклита. Их анализ
  • Реферат на тему: Философия техники в России
  • Реферат на тему: Карл Маркс и его философия
  • Реферат на тему: Философско-правовые проблемы гражданского общества
  • Реферат на тему: Великие инженеры эпохи возрождения
  • Реферат на тему: Научные традиции и научные революции
  • Реферат на тему: Миф концептуального каркаса Карла Поппера
  • Реферат на тему: Философская и научная методология исследования производства 
  • Реферат на тему: Проблема основного вопроса философии

Отличие диалектики марксизма от диалектики Гегеля

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие особенно интенсивно происходило в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля философия — это наука о мышлении, но не наука о внешней форме мысли, не старая формальная логика, а значимая наука, значимая диалектическая логика. 

Гегель предваряет развитие системы категорий рассуждениями о предыдущих философских системах, раскрывая их достоинства и ограничения и, что важно для нас сейчас, рассуждения о возможностях разума по сравнению с более высокой формой мышления, которую Гегель считает разумом. Разум необходим как в теоретической, так и в практической деятельности. Это очевидно. Однако нельзя останавливаться на нем, ограничиваться формами мысли, характерными для ума. Необходимо подняться, подняться до диалектики, которая преодолевает окончательные определения разума. Диалектика Гегеля представляет собой истинную природу определения разума, вещей и конечного в целом. Диалектика — это имманентный переход от одного определения к другому, при котором обнаруживается, что эти определения разума односторонние и ограниченные, то есть содержат отрицание самих себя. Суть всего конечного. Это самоустраняется. Таким образом, диалектика является движущей силой всякого научного развития мысли и принципом, который один только вносит имманентную связь и необходимость в содержание науки. Это уже относится к первой категории, к исходному понятию всей гегелевской философии, к понятию бытие. Бытие, так как это первое, исходное понятие, так как это начало, не может быть опосредовано ничем и поэтому не имеет определений. Это чистое существо — чистая абстракция, а потому, как абсолютно негативное, ничто. Итак, в первой категории системы Гегель обнаруживает первое противоречие: бытие — это ничто. Бытие и ничто (небытие) выступают универсальной характеристикой абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории философии, оправдывает как Парменида, утверждавшего, что существует только бытие, так и буддистов, для которых абсолют есть ничто. Диалектический материализм стал наследником диалектики Гегеля как учения о взаимосвязи и развитии

Диалектический материализм стал наследником диалектики Гегеля как учения о взаимосвязи и развитии.

К. Марк и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в ее гегелевском понимании, так как не признавали диалектику идеалистической или, как образно выразился Энгельс, стоящей с ног на голову. Они разработали новую историческую форму диалектики — материалистическую диалектику. 

Диалектика Гегеля, подчеркивает Маркс в Экономико-философских рукописях 1844 года, есть диалектика духа; мышление, движение мыслей. И такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Действительно, для Гегеля субъект — это не реальный человек как таковой, а лишь его абстракция, его самосознание. Сущностные силы человека — это понимание истинной формы духа, мышления, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю объективную реальность не как деятельность человека, а как результат творческой идеи.     

Маркс заключает, что идеалистическая диалектика не позволяет раскрыть сущность явлений, без диалектического метода сущность не раскрывается, но этот метод должен быть методом материалистической диалектики. Важно ссылаться на реальные явления, предметы, источники реальных знаний. Марксистская философия рассматривает связь диалектики — объективной и субъективной — как диалектику природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорию диалектики.     

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы — развитие, общение, детерминизм и т. д.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития социально-исторической практики, которая является основой познания, целью познания и критерием истины.

Марксистская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

К

Маркс обращал внимание на специфику познания социальных явлений, роль диалектических методов в их познании — метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, метод единства исторического. и логичный. Таким образом, К

Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. 

Заключение

Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир является выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика интерпретирует человеческие концепции как отражение реальных вещей, их разнообразных связей и отношений.

Материалистическая диалектика, признавая первичную материю и вторичное сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его влияние на природу и социальную жизнь людей в процессе их предметной и практической деятельности.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в Науке логики — Гегель изображает мировой дух (называемый здесь абсолютной идеей) таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе было изложено им во второй части системы — в Философии природы. Гегель как идеалист считает природу вторичной, производной от абсолютной идеи. Идеалистическая теория общественной жизни Гегеля составляет третью часть его системы — Философия духа. Здесь абсолютная идея становится, согласно Гегелю, абсолютным духом. Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.      

Заключение

Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.

К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: