Пассажиропоток

Понятие и виды пассажирских перевозок – студмир

Еще термины по предмету «Логистика»

KPI (Key performance indicators)

ключевые показатели эффективности, которые способствуют достижению поставленных стратегических целей, повышению эффективности бизнес-процессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника.

Акт о приемке материалов

документ для оформления приемки товарноматериальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика; порядок и сроки оформления актов предусмотрены инструкциями о порядке приемки изделий народного потребления по количеству и качеству.

  • Коносамент «нечистый»

  • 1PL (First Party Logistics)

  • Displacement

  • Fall back

  • Obsolete article

  • Агентское вознаграждение

  • База данных (БД)

  • Ведущая деталь

  • Грузопереработка

  • Запасы в пути

  • Информационный продукт

  • Коммерческий склад (склад общего пользования)

  • Максимальный желательный запас

  • Производственный цикл изготовления изделия

  • Расширенная цепь поставок

  • Товарная (фабричная) маркировка

  • Цикл Деминга, или цикл P-D-С-A (Plan-Do-Check-Act)

  • Цистерны

  • Частота движения средств транспорта средняя

Методы расчета

Естественно, чтобы получить основные показатели по пассажирообороту на различных видах средств передвижения, используются установленные формулы и способы расчетов

Принимают во внимание такие факторы, как:

  • Выбирают определенные периоды для проведения обследования (они должны разниться по дням недели и месяцам).
  • Применяют разные методы для получения статистических данных. Анкетный метод использует опросы и анкетирование. Талонный проводится по учету проданных билетов. Табличный – цифра рассчитывается учетчиками, которые находятся в определенном виде транспорта и рассчитывают количество пассажиров или это делается на остановочных пунктах. Визуальный используется, как глазомерный вариант для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока.
  • Естественно, что в последующем полученные данные обрабатываются специальными формулами в результате чего и образуется статистика пассажирских перевозок на различных видах транспорта в России.

Приложение 1

Анкета «Исследование пригородного пассажиропотока»

Уважаемый житель нашего города!

В целях улучшения обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования подвижного состава на междугородных маршрутах проводится изучение поездок пассажиров.

Просим Вас заполнить анкету

1.Ваш пол

2.Возраст

до 20 лет

От 20 до 40

От 40 до 60

Больше 60

3.Социальное положение

Учащийся

Рабочий/служащий

Не работаю

На пенсии

4.Цель поездок

Учеба

Работа

Отдых

Сад/огород

другое

5.Частота поездок

Каждый день

Несколько раз в неделю

Раз в месяц и реже

Раз в год и реже

Не пользуюсь железнодорожным транспортом

6.В какое время года чаще совершаются поездки

Зима

Весна

Лето

Осень

7.Укажите месяц (возможно несколько), когда пользуетесь ж/д транспортом  интенсивнее.__________________________________________

8.Почему вы предпочли поездку на электричке другим видам транспорта?

Экономия

Комфорт

Безопасность

Нет других вариантов

Об анализе пассажиропотоков Московского метрополитена

В работе рассматривается модель анализа пассажиропотоков Московского метрополитена. Исходной информацией для анализа выступает матрица корреспонденции, которая описывает количество пассажиров, перемещавшихся между парами станций метро за указанный временной интервал. Такого рода данные собираются на основе информации мобильных операторов. Такого рода информация является широко используемым подходом к представлению транспортных данных. Статья содержит обзор моделей анализа транспортных данных. В работе предложен подход к классификации станций метрополитена по типу пассажиропотока. В рамках предложенного подхода сравниваются входы и выходы пассажиров для станций. Именно соотношение этих параметров, развернутое по времени и является основанием для классификации станций (отнесением станций к одному из классов, различающихся характером соотношения входов и выходов пассажиров). Это позволяет, например, определить рабочие и жилые зоны города, как станции, куда приезжают на работу, и станци…

Обзор методов обследования пассажиропотоков

Целью статьи является обобщение в одном материале всех наиболее распространенных методов обследования пассажиропотоков, положительно зарекомендовавших себя на практике, а также предоставление необходимых, на взгляд автора, комментариев к ним, осветив преимущества и недостатки их использования в практической деятельности предприятий. В статье проанализированы преимущества, а, следовательно, и целесообразность использования того или иного метода или совокупности методов обследования пассажиропотоков в зависимости от результатов и целей, которых желательно достичь. Подчеркнуто, что величина (размер) пассажиропотоков является отправным пунктом многих теоретико-методологических подсчетов результативности деятельности транспортных предприятий и практических рекомендаций ученых касательно устойчивой работы всего транспортного комплекса любого города страны, где есть общественный транспорт – автобусный и электрический.

Список литературы

Нормативные документы

1.Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 170

2.Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.2003, N 39, ст. 3766.

3.»О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 170

4.Письмо Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692О Методологических рекомендациях по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)

Основная литература

5.Андpеева Г.М., 1979. Лекции по методике конкретных социальных исследований. — М.: МГУ. — 110 с.

6.Беляевский  И.К. Маркетинговое исследование : учебное пособие. –

М. 2001, 414 с.

7.Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2003. — 368 с.

8.Иловайский, Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном) : учеб.

для студентов вузов железнодорожного транспорта / Н.Д. Иловайский, А.Н. Киселев. – М. : Маршрут, 2003. – 585 с.

9.Каликина Т.Н. Организация работы Дирекции по обслуживанию пассажиров : метод. пособие по дисциплине «Организация пассажирских перевозок»– Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 44 с.

10.Кудрявцев В. А. Управление движением на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для вузов ж.-д. трансп. — М.: Мар­шрут, 2003. — 200 с.

11.Правдин Н.В. Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты)/Н. В. Правдин, Т. С. Банек, В. Я. Негрей и др.; Под ред. Н. В. Правдина. —М.: Транспорт, 1984. — 296 с.

12.Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Спирин. — 5-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.

13.Ковалев В.И. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте: учебник. В 2 т. Т.2 / В.И. Ковалев, А.Т. Осьминин, В.А. Кудрявцев и др.; под ред. В.И. Ковалева и А.Т. Осьминина. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 440 с.

14.Кочнев, Ф.П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте : учеб. для студентов вузов / Ф.П. Кочнев. – М. : Транспорт, 1980.– 496 с.

Дополнительная литература

15.Беленький А. С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования / А. С. Беленький. – М.: Мир, 1992. – 582 с.

16.Иванкова Л.Н. Сервис на транспорте: учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Л.Н. Иванкова, А.Н. Иванков, А.В. Комаров – М.: Маршрут, 2005. – 75 с.

17.Каликина Т.Н.Организация пассажирских перевозок : конспект лекций– Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – 136 с.: ил.

18.Колпаков, В.С. Совершенствование пассажирских перевозок / В.С. Колпаков, В.Г. Шубко. – М. : Транспорт, 1983. – 192 с.

19.Кочнев, Ф.П. Оптимальные параметры пригородных пассажирских перевозок / Ф.П. Кочнев. – М.: Транспорт, 1975. – 304 с.

20.Основы эксплуатационной работы железных дорог: Учебное пособие / Под ред. В.А. Кудрявцева. — М.: ПрофОбрИздат, 2002.

21.Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник / Под ред. П.С. Грунто­ва. — М.: Транспорт, 1994.

22.Железнодорожный транспорт. Энциклопедияпод. ред. Конарева Н.С.Изд:Большая Российская Энциклопедия, 1995. – 559 с.

23.Карта железных дорог России, стран СНГ и Балтии / Архивная версия . – Режим доступа:http://www.gdevagon.ru/scripts/info/map_old.php?X=C&Y=2#MAP

Виды пассажирских перевозок

 Относительно среды осуществления перевозок и технологической оснащенности, пассажирский транспорт подразделяется на воздушный, наземный, подземный и водный. Автомобильный транспорт, как один из видов наземного транспорта, получил наибольшее распространение и занимает ведущее место в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электротранспорт, в том числе метрополитен.

Ниже представлена классификация пассажирских перевозок по некоторым основным критериям.

По характеру предоставляемых услуг пассажирские перевозки подразделяются на:

перевозки транспортом общего использования (коммерческий характер). Услуги по перевозке в этом случае предоставляются на равных для всех условиях по обращению любого гражданина или юридического лица. Для данного типа перевозок необходима лицензия, установленный тариф единый для всех, но могут предоставляться определенные льготы;
перевозка ведомственным транспортом, который принадлежит юридическим лицам и частным предпринимателям. Такие перевозки предоставляются в служебных целях (перевозка персонала на работу и с работы, а также в течение рабочего дня) без получения оплаты за услугу;
перевозка владельцев их собственным транспортом в частных целях. Такие перевозки осуществляются собственным транспортом и носят некоммерческий характер

В связи с постоянно растущим количеством индивидуального транспорта, при организации пассажирских перевозок общественным транспортом необходимо принимать во внимание темпы такого роста и связанное с ним снижение спроса;
перевозки легковым транспортом, которые используются на условиях аренды.

Исходя из регулярности осуществления, пассажирские перевозки подразделяются на:

  • нерегулярные (разовые). Единичные перевозки, маршрут которых определяется заказчиком (физическим или юридическим лицом);
  • регулярные. Эти перевозки осуществляются с установленной периодичностью по определенному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных остановках. Плата за проезд взимается по установленным тарифам.

В зависимости от территории сообщения пассажирские перевозки подразделяют на:

  • городские. Они производятся, как правило, с использованием транспорта большой вместимости. Особенностями городских перевозок являются большие пассажиропотоки, как правило, плотная маршрутная сеть, небольшие интервалы движения, малые расстояния поездок пассажиров и, соответственно, частые остановки для посадки и высадки пассажиров, невысокая скорость движения. Небольшие города и поселки обслуживаются преимущественно автомобильным транспортом.
  • пригородные. Такие перевозки осуществляются для обеспечения регулярной связи населения пригородных районов с городом и наоборот. В отличие от городских их особенностями являются: меньшее количество пассажиров, существенное увеличение их числа в весенне-летний период, большие расстояния поездок, менее частые остановки для посадки (высадки) пассажиров, увеличенные интервалы движения, относительно неплохие дорожные условия. Для осуществления таких используются автобусные, а иногда и таксомоторные, регулярные маршруты сообщений.
  • местные (сельские или внутрирайонные). Для обслуживания сельского населения чаще всего используются автобусы. При помощи сельских автомобильных маршрутов районные центры соединяются не только между собой, но и железнодорожными станциями, речными портами, областными центрами. Особенностями местных перевозок являются большое разнообразие дорожных условий и небольшой пассажиропоток.

железные дороги»

Во всех развитых странах железнодорожный пассажирский транспорт является основным или занимает одно из ведущих мест в освоении пассажирских перевозок. Значение и преимущества железнодорожного пассажирского транспорта определяются сле­дующими факторами:

безопасность и надежность;

наибольшая провозная способность;

сравнительно низкая себестоимость железнодорожных пере­возок;

самая быстрая доставка пассажиров на расстояния до 700 км при реальных скоростях движения поездов 120… 160 км/ч и более;

минимальный вред для окружающей среды;

лучшие условия для полной автоматизации;

способность использовать любые виды энергии, так как тяга поездов автономна;

широкий диапазон комфорта и сервиса.

Приведенные преимущества железных дорог, а также массо­вость и стабильность осуществляемых по ним перевозок делают их базой для координации и взаимодействия всех видов транспор­та, для оптимизации всех составляющих перевозочного процес­са. С этой целью обеспечивается согласование расписания движе­ния поездов, автобусов, самолетов и т.д. При вокзалах железных дорог размещаются круглосуточно работающие автовокзалы, гос­тиницы, предприятия торговли, узлы связи, рестораны, банки, бизнес-центры, что позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает наибольшие удобства при поездках и пересадках.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

высокие финансовые рейтинги;

квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

большая научно-техническая база;

проектные и строительные мощности;

значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учрежденопостановлениемПравительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии спостановлениемПравительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.1]

1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО «РЖД».2

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компаниибыло сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектов недвижимости (включая земельные участки).

Миссия компании состоит в эффективном удовлетворениирыночного спроса на перевозки, повышении конкурентоспособности, достижении финансовой стабильности, реализации принципов социальной ответственности бизнеса и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества- обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

увеличение масштаба транспортного бизнеса;

повышение производственно-экономической эффективности;

повышение качества работы и безопасности перевозок;

глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

грузовые перевозки;

пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

предоставление услуг инфраструктуры;

предоставление услуг локомотивной тяги;

ремонт подвижного состава;

строительство объектов инфраструктуры;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

предоставление услуг социальной сферы

прочие виды деятельности.

Актуальные показатели

Чтобы понять, какие статистические данные существуют по перевозкам груза и пассажирским перевозкам на различных видах средств передвижения – автомобильном, водном, воздушном, железнодорожном, необходимо обратиться к тем цифрам, которые предлагает Министерство транспорта РФ и Федеральная служба государственной статистики. Причем все данные по грузам и пассажирам следует рассматривать в динамике, так как только в этом случае можно реально оценить изменения.

Воздушные перевозки

По авиационному виду существуют следующие данные:

  • В 2000 году было перевезено 54 млрд пассажиро-километров.
  • В 2005 году этот показатель вырос до 85,8.
  • В 2010 показатель составил уже 147,1.
  • В 2015 цифра достигла отметки в 226,8 пассажиро-километров.
  • А в 2018 году пассажиропоток остановился на отметке в 286,9.

Как видно из вышеуказанных цифр, работа аэропортов в России в 2019 году существенно увеличилась, так как количество пассажиров, которые стали пользоваться их услугами существенно выросла. Так, почти за 20 лет эта цифра возросла более чем в 5 раз.

Такси

Развитие автомобильного пассажирского транспорта в России представлено в том числе и перевозками на такси. Естественно, что этот показатель развивался неравномерно. В больших мегаполисах услугами частного извоза пользуются большее количество граждан. Тогда как в небольших городках количество такси выросло незначительно.

Статистические данные аналитического центра при правительстве Российской Федерации представляются следующие цифры по исследованию рынка такси:

  • В общем, в Российской Федерации на конец 1 полугодия 2019 года действуют 441.000 разрешений на осуществление данного вида деятельности.
  • Интересно, что в 2018 году цифра была не существенно ниже и составляла всего лишь 429.000 подобных лицензии.
  • А вот в 2017 году этот показатель был выше и составлял 467.000 лицензий на осуществление деятельности таксоизвоза.

Поэтому за 3 года можно отметить снижение действующих лицензий в этой сфере извоза приблизительно на 5%.

Если говорить по регионам, то за эти 3 года показатели увеличили только:

  • Южный федеральный округ – с 52.000 до 62.000 лицензий.
  • Центральный федеральный округ со 158.000 до 174.000.
  • Все остальные регионы продемонстрировали снижение активности в этой сфере деятельности.

Железная дорога

Что касается железнодорожного пассажирского транспорта, то статистические данные здесь выглядят следующим образом:

  • В 2000 году объем составляет 167,1 миллиарда пассажиро-километров.
  • В 2002 году снизился до 152,9.
  • В 2004 году начал расти и составил 164,3.
  • В 2006 достиг 177,8 млрд пассажиро-километров.
  • В 2008 немного упал – 175,9 млрд пассажиро-километров.
  • В 2010 составил 138,9.
  • В 2012 – 144,6.
  • В 2014 – 130.
  • В 2016 еще меньше – 124,6.
  • В 2018 году составил 129,5 миллиарда пассажиро-километров.

Как видно, железнодорожный вид за все 18 лет испытывал постоянные колебания в количестве перевозимых пассажиров, но отслеживая общую тенденцию, стоит отметить, что все равно за 18 лет он упал приблизительно на 23%.

Автобусы

Количество перевозимых пассажиров автобусами выглядит следующим образом:

  • 2000 год – 173,7 млрд пасс. км.
  • 2005 год – 142,3.
  • 2010 год – 140,6.
  • 2015 год – 126,3.
  • 2018 год – 122,5 млрд пасс. км.

В этой области пассажирских перевозок автотранспортом в виде автобусов показатели постоянно снижались и также уменьшились за отчетный период в 18 лет приблизительно на 25%.

Водный транспорт

Если рассматривать пассажирский водный (речной) транспорт, то статистика здесь выглядит следующим образом:

  • В 2000 году количество перевозок 1 млрд пасс.км.
  • Затем эта цифра постоянно росла и достигла своего минимума в 0,5 млрд пасс.км. с 2014 по 2015 год включительно.
  • В 2018 году показатель вырос всего до 0,6 млрд пасс.км., но так и не дотянулся до уровня 2000 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: