Группы отклонений от нормы развития личности
Отклонения от нормы можно условно разделить на 4 группы:
- Первая группа объединяет в себе физические отклонения, которые связаны с состоянием здоровья и определены медицинскими показателями.
- Вторая группа — это отклонения, подразумевающие временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, которые включают в себя различные виды нарушений речи, эмоционально-волевой сферы, аутизм, задержки психического развития, механические повреждения головного мозга и т.д. Особой группой отклонений является одаренность, мерой для которой являются характер продуктов деятельности, их новизна, оригинальность и нестандартность. Она также входит в группу отклонений психического направления.
- Третья группа включает в себя педагогические отклонения, возникающие вследствие отсутствия образования и непосещения учебных заведений. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
- Четвертой группой является группа социальных отклонений, которые связаны с понятием социальная норма и непосредственным нарушением данных норм.
Понятие социальной нормы и отклонений от нее
Определение 1
Социальная норма – это правила, образцы действия либо поведения людей или их группы, установленные в данном обществе.
В психологии, педагогике и социологии очень подробно рассматриваются вопросы отклоняющегося поведение, его причин и закономерностей. Для определения данной категории нарушений используются различные термины: девиантное поведение, асоциальное поведение, устойчивые отклонения в поведении личности.
Основными причинами отклоняющегося поведения исследователи называют:
- трудности подросткового возраста, и самоопределения личности;
- неустойчивость социального поведения в обществе;
- низкая самооценка и комплекс неполноценности;
- нестабильные условия развития.
Замечание 1
Следует отметить тот факт, что в реальности «чистых» отклонений не бывает. Один тип отклонения провоцирует другой, одна группа отклонений имеет свойство накладываться на другую. Можно совершенно уверенно говорить о том, что социальные отклонения обычно вызваны либо отклонениями в здоровье, либо психическими или педагогическими отклонениями.
Отклонения и их причины
Замечание 1
Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.
Отклонения принято подразделять на:
- Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
- Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.
Основные причины отклонений:
- Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
- Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
- Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
- Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).
В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.
Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.
Физические отклонения делятся на:
- Недуг – затруднения в деятельности
- Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
- Инвалидность – недееспособность
Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.
Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.
Психические отклонения — связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.
К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.
Замечание 2
В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.
Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.
Согласно образовательным стандартам, каждый ребенок должен получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное, послешкольное (по желанию и на выбор ребенка). К послешкольному относятся – ВУЗы, СУЗы и т.д. Согласно действующему на территории России законодательству (ФЗ РФ «Об образовании»), обязательным для получения является общее среднее образование (9 классов общеобразовательной школы). Однако, в настоящее время есть дети, которые не получили данное образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т.п.).
Социальные отклонения — связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.
Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога
Понятие социального выпадения
Следуя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что любое нарушение возможностей человека затрагивает всю систему личности и приводит к так называемому «социальному выпадению». Данное явление рассматривается исследователями из различных областей знаний и каждая из них имеет свои теории «выпадений».
Например, отклонения в поведении детей, которые имеют ограниченные возможности, рассматриваются в медицинской модели выпадения. Согласно ей, имеющиеся в поведении несоответствия социальным нормам представляют собой особую патологию здоровья, причиной которой выступают эндокринные нарушения, генетические отклонения и т.д.
В конце 19 начале 20 веков на основе медицинской модели была сформирована теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, получившая широкое распространение во всем мире. Основная идея данной теории заключается в том, что в любом обществе есть люди, имеющие какие-либо ограничения, однако это совершенно не мешает им осуществлять элементарную социально полезную деятельность.
Таким образом, люди с ограниченными возможностями, при специальном профессиональном обучении способны сами себя обеспечивать, и не быть обузой для окружающих людей и общества в целом
И что немаловажно, это способствует их личностному развитию и самоутверждению
В середине двадцатого века медицинскую модель сменила модель социальная, толчком к развитию которой стала теория психоанализа.
Основной идеей данной модели выступила мысль о том, что отклоняющееся поведение необходимо рассматривать не только как результат отклонений в здоровье, но и как результат неправильно построенного процесса воспитания и взаимодействия с окружающим миром. В процессе разработки данной теории приоритеты в объяснении социальных выпадений претерпели значительные изменения:
- неадекватное поведение стало рассматриваться как результат деформированного процесса накопления социального опыта, в результате чего происходят субъективные изменения и деформация личности;
- источником социальных выпадений все чаще стали называться семейное неблагополучие, отсутствие педагогической культуры родителей, отсутствием тепла и любви со стороны родителей к ребенку.
Таким образом, постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты являются результатом, проявляющимся в отклоняющемся поведении.
Еще одной главной идеей социальной модели является утверждение о том, что отклоняющееся поведение поддается коррекции и возможно полное его исправление.
Понятие нормы
Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.
Определение 1
Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.
По своему содержанию понимание «нормы» включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношения и деятельность.
Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.
По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.
В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:
- норма реакции (сенсорной, моторной)
- норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
- норма регуляции
- норма личности
- эмоциональная норма
- нормы половых различий
- нормы возрастных различий
Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.
В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.
Аномалия – (от греч.) отклонение.
Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.