Познавательная сфера человека

Общая характеристика познавательной сферы человека. проблема выделения отдельных познавательных процессов. их феноменология и функции. «образ мира» и проблема изучения познания в психологии.

Классификация и закономерности

Познавательные процессы делятся на две больших группы:

  • специфические;
  • неспецифические.

Каждая группа включает несколько процессов.

Специфические

Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.

Ощущения

Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:

  1. Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
  2. Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
  3. Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.

Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью

Восприятие

Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.

Виды восприятия:

  • слуховое;
  • обонятельное;
  • зрительное;
  • вкусовое;
  • осязательное;
  • восприятие пространства, движения, времени.

Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.

Мышление

Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.

Мыслительные операции:

  1. Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
  2. Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
  3. Обобщение образов.
  4. Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.

Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.

Неспецифические

Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.

Память

Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.

Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:

  • забывания;
  • запоминания;
  • воспроизведения;
  • сохранения информации.

Внимание

Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться

При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:

Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.

Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления

Воображение

Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.

Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.

Воля

Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления

А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

Сущность познавательных процессов и их виды

Определение 1 Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.

Замечание 1

К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь. В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека

Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека

В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:

  1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
  2. интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
  3. проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.

Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Познавательная сфера человека 430 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 220 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.

Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.

Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.

С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.

Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.

Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.

Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.

Замечание 2

Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.

Познавательные процессы и их функции

Психика, если понимать ее как содержание нашего внутреннего мира – очень сложное образование. Все психические явления делятся на 3 группы: процессы, свойства и состояния. Правда, деление это условное, так как все происходящее в нашем сознании взаимосвязано

Внимание и память зависят от воли, эмоциональных состояний и мотивов, мышление влияет на формирование потребностей, а образы воображения способны порождать эмоции не менее сильные, чем реальные явления. И все это так или иначе связано с деятельностью и накоплением опыта

Место познавательных процессов в психике человека

Несмотря на единство и взаимосвязь психических явлений, можно выделить несколько сфер, в том числе познавательную, в которую входят соответствующие процессы. Их еще называют когнитивными (cognito – с латыни «знание»).

Содержание психики – это результат отражения реальности, ее идеальный, субъективный образ. Обеспечивают процесс отражения мира и формирования идеальных образов в нашем сознании когнитивные процессы. Уровень их развития определяет эффективность взаимодействия человека с окружающим миром, а также его психическое и во многом физическое здоровье. То есть проблемы, связанные с познавательными процессами, могут сделать человека неполноценным, умственно отсталым или просто помешать нормально адаптироваться в мире.

Функции познавательных процессов

Когнитивные процессы эволюционно являются самыми «молодыми» психическими явлениями. Даже центры этих процессов находятся в неокортексе – новой коре – самом позднем образовании нашего головного мозга

Исключение составляют более древние внимание и память, которые имеются даже у довольно примитивных живых существ. Но несмотря на молодость, познавательные процессы выполняют важные функции:

  • Прием и дифференциация сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. В соответствии с каналами восприятия все внешние сигналы распределяются между зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторами.
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение полученной информации.
  • Установление связи между разными областями сенсорного опыта, образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой информацией и уже имеющейся в опыте.
  • Создание абстрактных понятий и знаков, выявление закономерностей внешних процессов и явлений. Использование знаковой функции для коммуникации (речь).
  • Формирование стратегии поведения и его мотивов.
  • Целеполагание, создание перспективных задач деятельности.
  • Прогностическая функция – способность предвидеть результаты деятельности и планировать свое поведение.

Совокупность этих функций когнитивных процессов принято называть познавательными или умственными способностями. Чем более эффективно эти процессы выполняют свои функции, тем выше уровень интеллекта человека.

Структура познавательных процессов

Когнитивная сфера имеет разветвленную структуру, что связано со сложностью самого процесса познания мира, который состоит из нескольких этапов:

  • получение информации и первичная обработка данных;
  • анализ, сравнение, обобщение и синтез;
  • запоминание и сохранение информации;
  • создание нового знания в виде образов и понятий;
  • сложные операции с информацией на высшем уровне сознания и формирование стратегии познания.

В человеческом познании есть своя иерархия, в которой можно выделить высшие и низшие уровни когнитивных процессов. К высшим относится сенсорно-перцептивная сфера, а к высшим – мышление, воображение и знаковая функция, то есть речь. Наряду с этим выделяют еще два познавательных процесса, которые выполняют обслуживающую функцию и не имеют собственного содержания

Это внимание и память

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

  • Развитие памяти
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Когнитивистика

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

Сторителлинг
Упражнения для развития памяти у дошкольников
Ощущение и восприятие
Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
Ощущения: что это такое и какими они бывают
Сферы личности
Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
Познавательные процессы
Два важных закона памяти
Внимание человека: что это и как оно работает
Когнитивная сфера личности

Ключевые слова:1Самопознание

Внимание и память

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком

Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания

Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса

Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом

Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Сущность познавательных процессов и их виды

Определение 1 Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.

Замечание 1

К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь. В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека

Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека

В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:

  1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
  2. интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
  3. проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.

Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Познавательная сфера человека 470 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 230 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.

Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.

Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.

С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.

Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.

Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.

Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.

Замечание 2

Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности

8 Темперамент Тест Г. Айзенка Холерик (15;16) Следует развивать терпение
«Художник или мыслитель» Мыслитель Все устраивает
Тест «Какое полушарие у вас главное?» Доминирует левое полушарие головного мозга Все устраивает
9 Эмоции «Насколько вы эмоциональны?» Очень эмоциональны Все устраивает
Тест на выявление преобладающих отрицательных эмоций личности Раздражительность, вербально-словесная агрессия Не устраивает
10 Характер Психогеометрический тест Круг – мифологический символ гармонии Все устраивает
11 Акцентуация характера Опросник Леонгарда – Шмишека Все показатели, кроме Дистимности выражены( больше 12) Демонстративность и Экзальтированность выявлены как ведущие Все устраивает

Тест Айзенка выявил, что объекту исследования соответствует темперамент холерика. Данному типу присущи: увлеченная борьба за новые дела, но сил хватает ненадолго, свойственны спады и подъемы настроения. В общении часто заметны: крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость.

По результат теста «Художник или мыслитель» у объекта исследования был выявлен аналитический склад ума, основные черты объекта по данным теста — мягкость, осторожность. Характерные черты характера — бесконфликтность, терпимость и расчетливость, в отношениях предпочтение дистанции

Тест на определение эмоциональности показал, что объект исследования очень эмоционален. Он легковозбудим и очень эмо­ционален. Ему необходимы ободряющее участие и доверие дру­гих. Благодаря эмоциональности объект исследования вполне может стать столь же проницательным, сколь и чув­ствительным человеком.

При определении характера, объект исследования выбрал круг. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собствен­ную. Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом.

Тест на определение акцентуации характера «Опросник Леонгарда – Шмишека» выявил эмотивный тип. Характерными особенностями данного типа являются: чувствительность, гуманность, отзывчивость. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

Развитие и укрепление самостоятельного познания

Учитель должен опираться на активность мыслительной деятельности учеников. Каждая ситуация при решении познавательных задач опирается на самостоятельный поиск, догадки, размышления с мыслительным напряжением, столкновения разнообразных позиций, где необходимо принять решение и определить собственную точку зрения.

Очень важно здесь соблюдать оптимальный уровень развития учащихся, нагружать разумно, а также создать и поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу в течение всей познавательной деятельности класса. Общение с одноклассниками и с учителем на доброй и деятельной волне всегда являлось сильным мотивом для укрепления интереса к познаниям

Объединяют класс совместные творческие задания, всевозможные дидактические игры, а особенно задания проблемные. Очень помогают здесь интегрированные уроки.

Познавательная сфера как системное образование

Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; она формируется и совершенствуется в их жизненном опыте.

В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют образ целостного объекта, отражая всю совокупность его свойств. Таким образом, восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новый этап сенсорного восприятия с присущими ему характеристиками.

Основными характеристиками восприятия являются объективность, целостность, постоянство и осмысленность, избирательность.

Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор не связанных между собой ощущений, а с точки зрения отдельных объектов, обладающих свойствами, которые вызывают эти ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что каждый объект воспринимается как стабильное системное целое, даже если некоторые части могут быть недоступны для наблюдения. В этом случае образ воспринимаемых объектов как бы мысленно конструируется в целостную форму на основе небольшого набора элементов.

Постоянство определяется как способность воспринимать объекты относительно постоянными по форме, цвету и размеру, а также по ряду других параметров, независимо от изменения физических условий восприятия.

Осмысленность — заключается в придании смысла объектам, которые мы воспринимаем. Например, предложение на иностранном языке трудно распознать.

Избирательность — из множества различных влияний мы выделяем только некоторые из них с большей отчетливостью и осознанностью. То, что находится в поле зрения человека во время восприятия, называется объектом (субъектом) восприятия, все остальное находится на заднем плане.

Иллюзии восприятия Иллюзии — это искаженное восприятие реально существующих предметов или явлений.

Существуют различные типы иллюзий. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Например, все светлые объекты кажутся больше, чем темные.

О зрительных иллюзиях нужно знать художникам, артистам, портным. Например, портной шьет платье из полосатой ткани. Если он расположит ткань так, чтобы полосы шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше. А если расположить полосы горизонтально, то хозяйка платья будет казаться ниже и толще.

Одним из вариантов таких иллюзий является мираж. В этом случае воспринимается реально существующий в природе объект, только расстояние до него и его размер оцениваются неверно. Мираж, описанный К. Фламмарионом, широко известен. Однажды утром в июне 1815 года жители бельгийского города Вервье увидели в небе сражающиеся войска, и можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом. Это была битва при Ватерлоо. Хотя расстояние от Вервье до Ватерлоо составляло более 100 км. Физические иллюзии характеризуются тем, что они воспринимаются всеми людьми одинаково.

Иллюзии наблюдаются не только в зрительном восприятии, но и в других видах восприятия. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а затем окунуть ее в теплую воду. Вы почувствуете, как будто ваша рука находится почти на вершине кипящей воды.

Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.

Физиологические иллюзии возникают у людей, находящихся в состоянии эмоционального стресса. Например, человек в страхе может принять один предмет за другой (пень в лесу за животное или человека).

Галлюцинации — это восприятие, которое происходит без присутствия реального объекта. Например, при алкогольном помрачении сознания пациент видит вокруг кровати мертвых людей. Иногда пациентам кажется, что они видят свои внутренние органы: Желудок, мозг. Иногда пациент слышит воображаемый голос, обычно громко говорящий о действиях пациента, осуждающий его. У пациента может выработаться привычка советоваться с голосами.

Приемы запоминания

Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.

Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.

Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.

Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.

Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.

Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.

Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: