1970-1973 гг. – от подготовки к открытию первого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки
В начале 70-х годов начался период «разрядки» в отношениях Востока и Запада. Результатами такого ослабления напряженности стали диалог, дух компромисса и сотрудничество в целях преодоления идеологических трений, возникших во время холодной войны. Таким образом, 3 июля 1973 г. представители 35 стран, в том числе США, СССР и всех европейских стран, за исключением Албании, встретились в столице Финляндии – страны, выбранной за ее нейтральную позицию. Состоявшаяся в Хельсинки конференция получила название «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) и выступила в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров между Востоком и Западом.
В ходе проводившихся в Хельсинки и Женеве обсуждений рассматривалось три различных вида вопросов:
- вопросы военного характера и безопасности;
- экономические вопросы;
- установление связей между людьми за пределами границ стран и объединение усилий в целях воссоединения семей в разделенной Европе.
Третий аспект был, прежде всего, обусловлен стремлением представителей западных стран включить в обсуждение вопрос о правах человека. Таким образом, в дипломатические переговоры впервые были включены вопросы об основных свободах, таких как свобода передвижения идей и людей.
Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis, 1er août 1975
Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; FORD, Gerald, président des États-Unis ; KISSINGER, Henry, secrétaire d’État des États-Unis ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.
Service photographique du Palais de l’Elysée
Entretien avec le Maréchal Tito, président de la Yougoslavie, 31 juillet 1975
Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; TITO, Josip Broz, président de la Yougoslavie.
Service photographique du Palais de l’Elysée
Entretien avec M. Arias Navarro, Premier ministre espagnol, 31 juillet 1975
Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; NAVARRO, Carlos Arias, Premier ministre espagnol.
Service photographique du Palais de l’Elysée
Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier ministre grec, 1er août 1975
Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; CARAMANLIS, Constantinos, Premier ministre grec ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.
Service photographique du Palais de l’Elysée
литература
- Юлия фон Зааль: Процесс СБСЕ и перестройка в Советском Союзе. Демократизация, потрясения и роспуск 1985–1991 . Ольденбург, Мюнхен, 2014 г., ISBN 978-3-486-70510-2 .
- Матиас Петер, Герман Венткер (редактор): СБСЕ в конфликте между Востоком и Западом: международная политика и социальные преобразования 1975–1990 гг. Ольденбург, Мюнхен 2012 г., ISBN 978-3-486-71693-1 .
- Оливер Банге , Готфрид Нидхарт (ред.): Хельсинки 1975 и трансформация Европы. Нью-Йорк 2008, ISBN 978-1-84545-491-3 .
- Курт П. Тудыка: ОБСЕ заботится о безопасности Европы. Сотрудничество вместо противостояния. Гамбург 2007, ISBN 978-3-939519-03-4 .
- Курт П. Тудыка: Справочник ОБСЕ. 2-е издание. Opladen 2002, ISBN 3-8100-2891-6 .
- Питер Шлоттер : СБСЕ в конфликте Восток-Запад: влияние международного института. (Исследования Фонда исследования мира и конфликтов Гесса). 1998, ISBN 3-593-36122-1 .
- Вильфрид фон Бредов : Процесс СБСЕ. Дармштадт 1992, ISBN 3-534-10993-7 .
- Ханс-Петер Шварц : Промежуточный баланс СБСЕ. Штутгарт 1977, ISBN 3-512-00490-3 .
- Вильфрид Лот : Хельсинки, 1 августа 1975 г. Расслабление и разоружение. Мюнхен 1998, ISBN 3-423-30614-9 .
- Норберт Роперс, Питер Шлоттер: СБСЕ. Бонн 1992, ISBN 3-927626-18-X .
- Министерство иностранных дел (ред.): Культурный форум СБСЕ в Будапеште. Документация. (Серия: Отчеты и документация). Бонн 1986, .
- СБСЕ, Хельсинки, 1975: использованные и упущенные возможности . Вклады в научную конференцию в честь проф. Стефан Дёрнберг. (= Лекции Панковера 21), Хелле Панке, Берлин 2000.
Государства-участники СБСЕ с 1971/1973 по 1994 гг.
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Албания | 19 июня 1991 г. | 16 сентября 1991 г. | 17 сентября 1991 г. |
Армения | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 17 апреля 1992 г. |
Азербайджан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 20 декабря 1993 г. |
Бельгия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Босния и Герцеговина | 30 апреля 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Болгария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Дания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Германия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Эстония | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1992 г. | 6 декабря 1991 г. |
Финляндия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Франция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Грузия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 21 января 1994 г. |
Греция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
папский престол | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Ирландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Исландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Италия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Канада | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Казахстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 23 сентября 1992 г. |
Кыргызстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 3 июня 1994 г. |
Хорватия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Латвия | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Лихтенштейн | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Литва | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Люксембург | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Мальта | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Молдова | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 29 января 1993 г. |
Монако | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Нидерланды | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Норвегия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Австрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Польша | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Португалия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Румыния | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Россия с 30 января 1992 г. как государство-правопреемник Советского Союза. | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сан-Марино | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швеция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швейцария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сербия как правопреемница Югославии | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Словакия | 1 января 1993 г. | ||
Словения | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 8 марта 1993 г. |
Испания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Таджикистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | |
Республика Чехия | 1 января 1993 г. | ||
Турция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Туркменистан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Украина | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 16 июня 1992 г. |
Венгрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Узбекистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 27 октября 1993 г. |
Объединенное Королевство | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
США | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Беларусь | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 8 апреля 1993 г. |
Кипр | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Германская Демократическая Республика | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | |
Югославия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Чехословакия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г., Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ČSFR) |
Советский союз | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
От СБСЕ к ОБСЕ
Переименование СБСЕ в ОБСЕ было принято в 1994 г. на Будапештском саммите. По сравнению с другими европейскими международными организациями политическая значимость ОБСЕ состоит в ее универсальности.
Рисунок 1. От СБСЕ к ОБСЕ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Универсальный характер ОБСЕ – это ее отличительная черта, так как ее участниками были все страны Европы, а также СССР, США и Канада. Всеобщий характер ОБСЕ обеспечивался принципом консенсуса и равенства при принятии решений стран-участниц.
В сфере безопасности данная организация должна предупреждать и заниматься урегулированием ранних конфликтов, превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью.
В основе деятельности ОБСЕ лежит Хельсинкский Заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 г.
Завершение идеологического противостояния между Западом и Востоком после распада СССР, была предпринята попытка превратить ОБСЕ в общеевропейскую организацию.
В это время были подписаны ключевые документы – Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу и другие соглашения.
Это означало, что страны-участницы делали попытки «приспособить» ОБСЕ к новым реалиям, которые сложились после окончания холодной «войны».
Значительные геополитические изменения возникли в результате расширения НАТО на Восток, однако роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организации, не поставила роль ОБСЕ под сомнение.
Организация находится в «ключевой связке» НАТО-ЕС и отдельные страны-участницы нередко используют ее для озвучивания своих национальных интересов.
Французский премьер-министр Э. Балладюр в 1994 г. предложил сделать ОБСЕ основной миротворческой организацией для разрешения конфликта в Бывшей Югославии. Эту позицию Россия поддержала и «продвигала» ее как основное действующее лицо в области европейской безопасности.
Однако Стамбульский саммит 1999 г. на котором российские действия в Чечне подверглись критике, привели к частичной потере интереса России к этой организации.
Основной целью ОБСЕ на территории Европы стало разрешение этнополитических конфликтов и информирование о кризисных ситуациях.
Организация с начала XXI века поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении.
Миссии, развернутые ОБСЕ в бывшей Югославии и в Закавказье, получили наибольшую известность. В Закавказье в 1992 г. успехом ОБСЕ стало создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху для урегулирования вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Для урегулирования территориальных споров Баку и Еревана Минская группа в 1993 г. предложила план, однако ни Армения, ни Азербайджан положения плана не приняли.
Только посредничество России в 1994 г. привело к тому, что обе стороны договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня.
Структура[]
Файл:OSCE-Permanent Council.JPG
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Файл:OSCE-kazakhstan 2010.jpg
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
Сводный бюджет[]
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 800 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Деятельность ОБСЕ
Парламентская ассамблея ОБСЕ собирается три раза в год. Сессии проводятся ротационно, то есть одно из государств- участников берет на себя обязанность провести встречу на своей территории. Результатами встречи являются:
- декларации,
- резолюции,
- рекомендации.
На встречах может избираться председатель Ассамблеи и заместители. Зимой встречи проводятся в Вене. Там подводятся итоги работы за год. Осенние сессии проводятся для того, чтобы разобраться с актуальными проблемами.
Сессии состоят из заседаний. Здесь помимо политических вопросов и вопросов безопасности решаются задачи экономического, социального и научно-технического характера. Ассамблея взаимодействует с другими институтами. Страна-председатель выбирается сроком на 1 год. При этом в организации встреч и работы в целом помогают страны, которые председательствуют в предыдущий и последующий год.
Последние несколько десятилетий мировое сообщество критикует ОБСЕ. Считается, что Организация должна обеспечивать равные права всем. Это и стало камнем преткновения. Стоит отметить, что любое директивное решение, принятое в рамках ОБСЕ может быть заблокировано одним из участников.
Сущность ОБСЕ – это гражданская невооруженная миссия. Ее представители принимают участие в наблюдении за конфликтами в разных точках мира.
Представители дипломатических служб сходятся во мнении, что ОБСЕ не имеет реального влияния и представляет собой дискуссионный клуб. Кризис Организации отражает общие проблемы безопасности в Европе.
Большая часть ресурсов и людей ОБСЕ задействованы в Юго-Восточной Европе, в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. Структуры на местах позволяют регулировать кризисы по мере их возникновения, а еще они играют решающую роль после завершения конфликта. ОБСЕ содействует создании профессиональных сетей для того, чтобы обмениваться опытом и практикой, а также противодействовать транснациональным угрозам. Организация участвует в урегулировании затяжных конфликтов, организует встречи в формате «5+2». Представители ОБСЕ поддерживают стремление государств укреплять доверие и формировать свободное, демократическое сообщество безопасности.
Сноски и источники[]
- Против переименования выступало единственное государство-участник — Мальта, мотивировавшая это тем, что в мальтийском языке соответствующая аббревиатура звучит непристойно. Но в конце концов мальтийскую делегацию удалось переубедить.
- «Назарбаев и Медведев обсудили подготовку к саммиту ОБСЕ» (in ru). Политика («Новости и события Казахстана»). 2010-11-04. http://kaz-news.info/2010/11/nazarbaev-i-medvedev-obsudili-podgotovku-k-sammitu-obse/. Retrieved 2011-03-13. «Астанинский саммит будет седьмым в истории Организации. Предыдущие саммиты проводились в 1975 году в Хельсинки, в 1990 году в Париже, в 1992 году в Хельсинки, в 1994 году в Будапеште, в 1996 году в Лиссабоне и в 1999 году в Стамбуле.»
- Безопасность и укрепление демократии — приоритеты Литвы в качестве председателя ОБСЕ в 2011 году.
- Украина стала председателем ОБСЕ.
- «Швейцария стала председателем ОБСЕ». АиФ. 02 января 2014. http://www.aif.ru/politics/world/1077373.
- Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2006. Т. 1 Т. 2
- Справочник ОБСЕ ISBN 3-902107-00-6
- Депутат Европарламента считает, что наблюдатели ОБСЕ не заслуживают доверия — ИА ВолгаИнформ
Хельсинкское совещание
Хельсинкское совещание, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников
Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975. В нём
участвовали 33 европейских государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан,
Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,
Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, СССР, Турция, ФРГ, Финляндия, Франция,
Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия (все европейские государства, кроме
Албании), а также США и Канада. На повестке дня стояли вопросы обеспечения
безопасности в Европе; сотрудничества в области экономики, науки и техники и
окружающей среды; сотрудничества в гуманитарной и др. областях; дальнейших шагов
после Совещания.
Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров
иностранных дел 3—7 июля 1973 в Хельсинки. Второй этап продолжался с перерывами
с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве. В этот период работали спец. комиссии и
подкомиссии по подготовке проектов документов под общим руководством
Координационного комитета. Третий, завершающий этап состоялся 30 июля — 1 авг.
1975 на высшем уровне в Хельсинки. Совещание приняло Заключительный акт, в
котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики,
экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и
безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества
между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й
мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ,
сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила
и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы
или угрозы силой; - нерушимость границ; тер. целостность государств; мирное урегулирование
споров; - невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести,
религии и убеждений; - равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между
государствами; - добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Достигнута договорённость о предварит, уведомлении государствами-участниками
друг друга на добровольной и двусторонней основе о крупных воен. учениях, обмене
наблюдателями на воен. учениях, проводимых в Европе, содействии визитам воен.
делегаций. Государства-участники признали, что «они могут, по своему
собственному усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о
крупных передвижениях своих войск». В Заключительном акте определены направления
и конкретные формы сотрудничества европейских государств в области экономики,
науки, техники, охраны окружающей среды, а также в гуманитарных областях
(контакты между людьми и учреждениями, обмен информацией, связи и сотрудничество
в сфере культуры, образования и т. д.).
Успешное завершение Совещания было подготовлено многолетней борьбой Сов.
Союза, всех социалистич. стран, трудящихся масс и прогрессивных обществ, сил за
европ, безопасность. Оно явилось событием огромного междунар. значения, важным
шагом в закреплении принципов мирного сосуществования, налаживания отношений
равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем.
СССР, др. социалистич. страны рассматривают Заключительный акт X. с. не
только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для
дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение
междунар. сотрудничества
Важное значение в этом отношении имела Белградская
встреча представителей гос-в — участников общеевропейского Совещания (4 октября
1977 — 9 марта 1978), на к-рой был проведён обмен мнениями о ходе выполнения
положений Заключительного акта. В итоговом документе, принятом на ней,
подтверждалась решимость стран-участниц выполнять полностью все эти положения
Вместе с тем из выступлений делегации США на Белградской встрече видно, что
реакц. силы не отказались от попыток помешать развитию процесса разрядки,
вернуть мир к временам «холодной войны».
Я. Ф. Чернов
Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8 Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.
Литература:
Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М., 1975.
История международных отношений и внешней политики СССР. 1968—1978. М., 1979,
с. 117—142;
История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 5. Кн. 2. М., 1979, с. 145—167.
ОБСЕ
Определение 1
ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) – это региональная организация, которая занимается вопросами безопасности.
В ее состав входят 57 государств. Помимо европейских государств в ОБСЕ входят отдельные страны Северной Америки и Центральной Азии.
Ключевыми документами, регламентирующими деятельность ОБСЕ являются:
- Стамбульский документ.
- Парижская хартия.
- Астанинская декларация.
- Хельсинский заключительный акт и другие.
Официальными языками ОБСЕ являются испанский, итальянский, немецкий, английский и французский, русский.
Целью создания ОБСЕ стало обеспечение безопасности в регионе. Безопасность создает стабильность, а значит, условия для нормального развития и функционирования стран в соседстве друг с другом. ОБСЕ проводит работу по разрешению конфликтов и их предотвращению, содействует укреплению мира, восстановлению мира после конфликтов. Также ОБСЕ принимает меры по борьбе с терроризмом.
Финансирование деятельности Организации осуществляется за счет стран-участниц. В ОБСЕ работают примерно 550 человек и около 2300 человек принимают участие в полевых операциях. Те, кто работает в «поле» принимаются в ОБСЕ на контрактной основе. Для повышения транспарентности и подотчетности деятельности, а также предотвращения злоупотреблений служебным положением сотрудников в ОБСЕ действует группа внешних и внутренних аудиторов, которые оценивают деятельность организации. Если выявляются признаки финансовых нарушений, то назначается расследование. Все ревизии, расследования и оценки проводятся в соответствии с международной стандартизацией.
ОБСЕ является форумом политической и общественной дипломатии. Здесь США и Европа предпринимают совместные усилия по строительству мирной и свободной Европы.
Государства-участники[]
Участники ОБСЕ
Государство | Дата вступления | Государство | Дата вступления |
---|---|---|---|
Австрия Австрия | 25 июня 1973 | Шаблон:Флагификация/Macedonia | 12 октября 1995 |
Азербайджан Азербайджан | 30 января 1992 | Мальта Мальта | 25 июня 1973 |
Шаблон:ALB | 19 июня 1991 | Молдавия Молдавия | 30 января 1992 |
Андорра Андорра | 25 апреля 1996 | Монако Монако | 25 июня 1973 |
Армения Армения | 30 января 1992 | Шаблон:NLD | 25 июня 1973 |
Белоруссия Белоруссия | 30 января 1992 | Норвегия Норвегия | 25 июня 1973 |
Бельгия Бельгия | 25 июня 1973 | Польша Польша | 25 июня 1973 |
Болгария Болгария | 25 июня 1973 | Португалия Португалия | 25 июня 1973 |
Шаблон:Флаг Боснии Босния и Герцеговина | 30 апреля 1992 | Россия Россия | 30 января 1992 |
Шаблон:VAT | 25 июня 1973 | Румыния Румыния | 25 июня 1973 |
Великобритания Великобритания | 25 июня 1973 | Шаблон:SMR | 25 Июня 1973 |
Венгрия Венгрия | 25 июня 1973 | Шаблон:SRB | 25 июня 1973 |
Германия Германия | 25 июня 1973 | Шаблон:SVK | 1 января 1993 |
Греция Греция | 25 июня 1973 | Шаблон:SVN | 24 марта 1992 |
Грузия Грузия | 24 марта 1992 | США США | 25 июня 1973 |
Дания Дания | 25 июня 1973 | Таджикистан Таджикистан | 30 января 1992 |
Ирландия Ирландия | 25 июня 1973 | Туркмения Туркмения | 30 января 1992 |
Шаблон:ISL | 25 июня 1973 | Турция Турция | 25 июня 1973 |
Испания Испания | 25 июня 1973 | Узбекистан Узбекистан | 30 января 1992 |
Италия Италия | 25 июня 1973 | Украина Украина | 30 января 1992 |
Казахстан Казахстан | 30 января 1992 | Финляндия Финляндия | 25 июня 1973 |
Канада Канада | 25 июня 1973 | Франция Франция | 25 июня 1973 |
Шаблон:CYP | 25 июня 1973 | Шаблон:HRV | 24 марта 1992 |
Киргизия Киргизия | 30 января 1992 | Шаблон:MNE | 22 июня 2006 |
Латвия Латвия | 10 сентября 1991 | Чехия Чехия | 1 января 1993 |
Литва Литва | 10 сентября 1991 | Швейцария Швейцария | 25 июня 1973 |
Шаблон:LIE | 25 июня 1973 | Швеция Швеция | 25 июня 1973 |
Люксембург Люксембург | 25 июня 1973 | Эстония Эстония | 10 сентября 1991 |
Шаблон:Флаг Монголии Монголия | 21 ноября 2012 |
Партнеры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Шаблон:Флаг Алжира Алжир | Шаблон:Флаг Афганистана Афганистан | ||
Египет | |||
Израиль | Южная Корея | ||
Иордания | Шаблон:Флаг Таиланда Таиланд | ||
Марокко | Япония | ||
Шаблон:Флаг Туниса Тунис | Австралия |
Основные цели и задачи[]
Файл:Soviet Union stamp 1985 CPA 5656.jpg
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет ОБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
предыстория
Первые предложения о «конференции по европейской безопасности» были сделаны еще в 1950-х годах. 5 июля 1966 года на заседании Политического консультативного комитета (PBA) Варшавского договора в Бухаресте в «Декларации об упрочении мира и безопасности в Европе» было предложено созвать «Конференцию по вопросам европейской безопасности. ». Прежде всего, конференция должна способствовать распаду существующих союзов и вытеснить США — как неевропейское государство — из Европы. С 24 по 26 апреля 1967 года конференция коммунистических и рабочих партий Европы собралась в Карлсбаде и поддержала позицию создания системы коллективной безопасности в «Карлсбадской декларации» о мире и безопасности в Европе. Вторжение в Чехословакию стран Варшавского договора в августе 1968 года вновь обострили ситуацию. 17 марта 1969 г. последовал «Будапештский призыв» Политического консультативного комитета Варшавского договора о созыве «Общеевропейской конференции». 11 апреля 1969 года министры НАТО в Вашингтоне договорились обсудить темы переговоров с восточноевропейскими государствами, и все правительства, имеющие политическую ответственность в Европе, должны будут принять участие. 9 мая 1969 года финское правительство выпустило меморандум с предложением провести конференцию и подготовительные встречи в Хельсинки. 1 марта 1971 года в Париже состоялось первое заседание «Подкомитета СБСЕ» Политического комитета в рамках Европейского политического сотрудничества (ЕПК) государств Европейских сообществ. 10 декабря 1971 года министры НАТО в Брюсселе заявили о своей готовности к многосторонним переговорам в рамках СБСЕ, когда было заключено соглашение четырех держав по Берлину .
В ходе глобальной политики разрядки и после вступления в силу Восточных договоров и Основного договора в начале 1970-х годов интерес к далеко идущему взаимопониманию вырос как на Востоке, так и на Западе.