Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное. зигмунд фрейд

Содержание

Любопытно и в то же время иронично видеть, как человеческий разум — одна из величайших загадок, с которыми когда-либо сталкивалась наука. Этот орган, защищенный костями черепа, весом от 1300 до 1500 граммов и состоящий из примерно 86 миллиардов нейронов, до сих пор остается одним из наших великих неизвестных.

Мы еще многого не знаем о человеческом разуме. Многие вопросы еще ждут ответа. И в этом контексте разные психологи и неврологи на протяжении всей истории вносили свои идеи, теории и гипотезы о функционировании психических процессов.

И, без сомнения, одна из самых интересных теорий — та, которая разделяет человеческий разум на три уровня: сознательный, бессознательный и подсознательный.. Имея четкую основу в исследованиях и вкладе Зигмунда Фрейда, отца психоанализа и одной из наиболее значимых интеллектуальных фигур прошлого века, эта гипотеза дает нам удивительное понимание природы нашего разума.

Но что такое сознание? А бессознательное? А какую роль играет подсознание? Как они связаны друг с другом? Где каждый? В чем разница между ними? Они такие разные? Если вы хотите найти ответы на эти и многие другие вопросы, вы попали в нужное место. В сегодняшней статье мы исследуем нейропсихологические различия между сознательным, бессознательным и подсознательным.

Рекомендуем прочитать: «15 типов интеллекта (и их характеристики)»

Бессознательное: что это?

Бессознательное — это уровень ума, который заставляет нас непреднамеренно развивать поведение, то есть без желания выполнять определенное поведение.. Это термин, который впервые был описан шотландским юристом Генри Лордом Джеймсом, хотя позже он стал ключевым понятием в теории психоанализа Зигмунда Фрейда.

Это понятие очень часто используется в качестве прилагательного, применимого к человеку, который действует, не принимая во внимание последствия или риски своих действий, но правда в том, что на психологическом уровне оно содержит гораздо больше секретов. В этой теории психонализа бессознательное — это тот слой разума, который имеет набор содержание, которое хранится отдельно от сознания и подавляется но они проявляют интенсивную активность в наших моделях поведения

В этой теории психонализа бессознательное — это тот слой разума, который имеет набор содержание, которое хранится отдельно от сознания и подавляется но они проявляют интенсивную активность в наших моделях поведения.

Бессознательное определяет те действия, которые мы выполняем не задумываясь, и является «местом», где обнаруживаются подавленные воспоминания, неконтролируемые мысли, впечатления, импульсы и т. Д.Точно так же это уровень, на котором находятся феномены личности, происхождение которых мы не можем объяснить.

Он также контролирует наши физиологические функции (сердцебиение, дыхание, испражнение …) и рефлекторные действия. В этом смысле мы можем утверждать, что бессознательное — это уровень ума, с которого мы не можем взять под контроль. Это ум на автопилоте.

Бессознательные процессы или подсознание

Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания

Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть

Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.

К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.

Например, в действе нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.

В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.

Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.

Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.

Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.

Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.

К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.

Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Сознание и самосознание

Частью сознания является самосознание, которое направлено на изучение внутреннего мира и его понимание. Сначала сознательно может восприниматься не только окружающий мир, но и собственные ощущения, эмоции, физиологические изменения. Сознание ребенка проходит через те же этапы развития, что и самосознание первобытного человека:

  • Сначала человек начинает ощущать свое тело, познавать свои возможности, приучаться их контролировать.
  • Затем человек начинает познавать окружающий мир.
  • Параллельно с этим индивид становится зависимым от тех, кто является главнее, опытнее, мудрее его. Для ребенка этими людьми являются родители, а для взрослого человека – вожди, лидеры, командиры.

Самосознание направлено на понимание самого себя: своего тела и его возможностей, эмоций и физических ощущений, контроль собственных мыслей и управление собственными действиями.

перейти наверх

Формы сознания

Сознание бывает индивидуальной и общественной (групповой) форм:

  1. Индивидуальная форма предполагает личное восприятие мира человеком. Он рассуждает сам, в одиночку, размышляет и делает выводы.
  2. Общественная форма предполагает, что человек объединяется своими мыслями и идеями с другими людьми, корректируя свое мышление, дополняя чужими взглядами или преобразовывая его под влиянием окружающих.

Общественное сознание представляет собой единую идею всех членов группы. Группа состоит из отдельных личностей, которые в нее входят. Однако не каждая группа является коллективом единомышленников. Можно просто пребывать в толпе и не быть ее участником, а можно входить в состав какой-то группы. Коллективное сознание основывается именно на группе, где каждый ее член мыслит подобно другим членам и регулирует свое мировоззрение и поведении с общественным мнением.

Индивидуальное сознание является частью общественного, поскольку каждая отдельная личность привносит в групповое мышление что-то свое, создавая единое целое. Однако общественное всегда влияет на то, как человек индивидуально мыслит. Оно нацелено на формирование определенного мышления, чтобы человек, даже находясь отдельно от группы, все равно оставался ее частью благодаря тому, что будет мыслить, как группа.

Групповое сознание делится еще на такие виды:

  • Массовидные явления, которые формируются на основе взаимоотношений между членами. Здесь создается психологический климат и общественное настроение.
  • Дидактогения – это изменение группового настроя под воздействием грубого поведения руководителя.
  • Паника – страх, охватывающий целую группу людей, из-за чего усиливается еще больше, чем больше людей включаются в нее.
  • Мода – это подражание людей друг другу, когда формируются единые стандарты жизни, которым должны соответствовать все.
  • Коллективное сознание – объединение людей с целью решения задачи коллектива. Каждый член занимается решением задач и получением опыта, предоставляя возможность всеми достигнутыми ресурсами пользоваться другим людям, которые в свою очередь делятся своими ресурсами с каждым членом.
  • Религия – вера, которой должен придерживаться человек. Способ управления взрослыми людьми, которые должны бояться некоего наказания в случае совершения неправильных поступков.
  • Наука – отрасль сознательного выявления неких знаний об окружающем мире, которые должны познавать другие люди, чтобы лучше с окружением контактировать.
  • Право – формирование правил, которых должны придерживаться люди, чтобы в государстве формировалось именно то общество, которое нужно правителям.
  • Идеология – это сродни религии, когда человек придерживается определенной концепции жизни.
  • Нравственность – моральные правила жизни, которые должен в себе развивать человек, чтобы переживать определенные ощущения и эмоции в конкретных ситуациях.
  • Искусство.

перейти наверх

Подсознание: что это?

Подсознание — это уровень ума, который питается информацией, предоставляемой сознанием, но в ее наиболее примитивной форме.. Это, безусловно, самая сложная для определения и понимания концепция из трех. Более того, несмотря на то, что Зигмунд Фрейд использовал его как синоним бессознательного, этот термин больше не используется в теории психоанализа.

Как бы то ни было, мы можем понимать подсознание как слой, который находится ниже порога сознания, но не становится недоступным «местом», как бессознательное. Подсознание состоит из всего, чему мы сознательно научились, но в настоящее время делаем, не слишком задумываясь об этом.

Таким образом, это уровень разума, который мы можем запрограммировать для выполнения задач с очень низким уровнем сознания. Это дверь доступа к тем вещам, которыми вы жили и которые, хотя они и не находятся на сознательном уровне, могут определять ваш образ поведения и ваши личные качества.

Даже так, если вы приложите усилие, вы можете вспомнить их и вернуть в сознание для анализа. Скажем, это мост между бессознательным и сознанием, который, несмотря на то, что он окружен множеством метафорических идей, может помочь разрешить травму, преодолеть болезненные переживания и даже отказаться от зависимости.

Он также известен как предсознательное, и, хотя говорят, что сны рождаются из этого подсознания, правда в том, что современная психология отказалась от его использования, сосредоточившись только на различии между сознательным и бессознательным. И все, кажется, указывает на то, что это подсознание больше реагирует на мистическое, чем на истинную человеческую неврологию.

Бессознательное

Бессознательная как особая область психики не доступная для отражения сознанием, и, следовательно, для сознательного контроля, наиболее полно была раскрыта в психоаналитическом подходе.

З. Фрейдом и его последователями бессознательное понималось как область биологической, животной природы человека, свободной от наслоений социализации, которая регламентируется инстинктами жизни (Эрос) и смерти (Танатос), порождающими многочисленные желания.

Бессознательное играет роль энергетического блока психической жизни, инстинктивные потребности и желания стремясь к своей реализации придают движение процессам сознания, которые пытаются адаптировать их к условиям реальности, а также сверхсознания – морального цензора, руководствующегося социальными нормами и ограничениями.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

  • чтение;
  • умение писать;
  • обретение речевых навыков;
  • умение ходить.

Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

Бессознательное в психике человека

Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.

Замечание 1

Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.

К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.

Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.

Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.

Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память

Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание

Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.

Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.

К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.

Опыт всего человечества запечатлен в коллективном бессознательном в виде архетипов, которые являются универсальными образами мышления, мировосприятия, поведения. Непосредственно они не обнаруживаются и дают о себе знать через сновидения, предчувствия, видения. К. Юнг дал им своеобразные и условные названия – Самость, Персона, Тень, Мать, Ребенок, Бог, Смерть и др.

Замечание 2

Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.

Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.

Замечание 3

Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.

Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного

Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:

  1. При принятии выбора в неожиданной ситуации, в интеллектуальной и сложной проблеме, где нет простого решения.
  2. При преодолении сопротивления — как физического, так и психологического.
  3. При необходимости найти выход из трудной и противоречивой ситуации.
  4. При необходимости принять незамедлительное решение в угрожающей ситуации.

Виды бессознательного состояния

  • Оглушение — снижение уровня бодрствования, патологическая сонливость.
  • Спутанное сознание — полусознательное состояние, помрачение, затемнение сознания, равнодушное отношение к окружающему, бред.
  • Ступор — оцепенение.
  • Сопор — отупление, абсолютная безучастность больного.
  • Обморок — кратковременная потеря сознания.
  • Кома — бессознательное состояние, вызванное нарушением функции ствола мозга.
  • Вегетативное состояние — бессознательное состояние, характеризующееся полным угнетением функций ЦНС, мозга, при сохранении деятельности вегетативной нервной системы.
  • Гипноз — состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением и сопровождающееся подчинением воли спящего воле усыпляющего, а также сам способ такого внушения.

Понятие и проблема сознания

Сознание является проблемной областью различных наук и философии. При этом каждая дисциплина подходит к данной проблеме с различных сторон и по-своему определяет сознание. В рамках философии сознание является одной из основополагающих категорий, отраженных в главном вопросе соотношения сознания и бытия, или идеального и материального.

Сам термин сознание начал использоваться в философии начиная с Нового времени. В периоды античности и средневековья философы использовали такие термины как душа и дух, однако несмотря на смену терминологии, принципиальное положение сознания в философии не изменилось. Сознание понималось и понимается как идеальная субстанция, нематериальное начало мира, вечное и неизменное, содержащее в себе все образы, идеи, абстрактные понятия и представления о вещах и предметах, благодаря которым и возникает материальный мир.

Специфика сознания в сравнении с душой и духом, выражается в том аспекте, что сама семантика термина – «со-знание» подчеркивает его гносеологических характер, способность человека с помощью идеального инструмента – разума, познавать и самостоятельно изучать окружающий мир, а так же распространять это знание в обществе. Если душа – это лишь отблеск, отражение и творение божества – христианского или древнего, то сознание все больше обособляется от божественного, становится самостоятельной и независимой силой.

Научный подход рассматривает сознание как одну из форм психики. Длительное время сознание ассоциировалось с психикой вообще, предполагалось что все психические процессы, состояния, явления полностью представлены в сознании, а потому доступны для самонаблюдения, а также сознательного, волевого контроля. Данная точка зрения доминировала в донаучной ассоциативной психологии, опиравшейся в качестве основного метода исследования на интроспекцию, т.е. самонаблюдение.

Развитие позитивизма, стремление очистить науку и философию от метафизики, а также повсеместно внедрить эксперимент, как единственно-верный способ проверки истинности знания, оказало свое влияние и на психологическую науку. Во второй половине девятнадцатого века В. Вундт открывает в Лейпциге первую психофизическую лабораторию, начинается новый этап развития психологической науки и представлений о сознании. Повсеместное распространения эксперимента как основного метода исследования психики приводит к накоплению множества фактов, выходящих за рамки ассоциативной теории, что приводит к кризису понимания сознания в частности и психики вообще.

Термин сознания конкретизируется. Его содержание ограничивается лишь внутренним планом психики, тем «экраном» на который проецируются процессы и результаты психической деятельности. При этом значительное содержание психики выносится за пределы сознания, как в неосознаваемые области (психоанализ, когнитивная и гештальтпсихология), и во вне, в поведение и деятельность (бихевиоризм и субъектно-деятельностный подход).

Что такое сознание?

Под сознанием понимается субъективное переживание человеком внешних проявлений мира. В более широком смысле сознание подразумевает свойство психики, которое отображает внешний мир: чувственный, рациональный, общественный, биологический. В узком понимании слова под сознанием понимает свойство головного мозга, присущее только человеку, которое отображается в речи, обобщенном или целенаправленном отображении действительности, планировании и прогнозировании результатов, рациональности и контроле собственных действий.

Другими словами сознание можно назвать:

  1. Рассудком.
  2. Постижением.
  3. Мыслью.
  4. Осмыслением.
  5. Разумом.
  6. Уяснением.

Поскольку сознание отображается в мыслях, которые человек прокручивает в своей голове, здесь следует акцентировать внимание на их силе воздействия на самого человека. Хоть процесс сознательного мышления является понятным и заметным человеку, нередко даже данный процесс протекает автоматически

Человек привычным образом о чем-то думает. А мысли, как известно, влияют на ту жизнь, которую человек проживает благодаря тем действиям, которые он совершает под их влиянием.

Все люди сталкиваются с тем, что жизнь их не устраивает. Раньше люди боролись за земли, потом — за свободу, затем – за право голоса. Теперь люди борются за равноправие с богатыми людьми, мол, все хотят жить роскошно и без забот, ни в чем себе не отказывая. Каждое время славится своими войнами. То люди физически воюют за какую-то цель, проливая кровь и убивая себе подобных, то они просто устраивают революцию, пытаясь насильно заставить правительство пойти им навстречу и сделать их жизнь счастливой.

Но это все не приносит радости! Если первые несколько лет люди радуются своей свободе и победе, то потом они снова начинают за что-то бороться. Дело в том, что войной и требованиями можно достичь лишь временного результата. Чтобы жить счастливо, нужно не убивать и не «насиловать» никого своими нравоучениями, а сделать революцию в своем собственном сознании (голове).

Мир не изменится лишь потому, что вы критикуете, недовольствуете или с чем-то боритесь. Ваша жизнь подчинена лишь тому, что творится у вас в голове. Если вы видите вокруг лишь нищету и злых людей, то и не заметите, что среди всего этого есть довольно-таки обеспеченные и счастливые личности

Человеку свойственно обращать внимание лишь на то, какие мысли и желания крутятся в его голове. И все, что вас не устраивает, вы будете замечать в первую очередь, не обращая внимания на то, что одновременно с этим существует и нечто прекрасное для тех людей, которые готовы видеть именно это

Революцию нужно совершать не во внешнем мире, а в своих мыслях. Пока вы боритесь с тем, чтобы правительство, другие люди и прочие обстоятельства сделали вашу жизнь удобной и приятной, вы так и будете находить недостатки своего существования. Жизнь не будет укладываться в рамки, которые вы устанавливаете. Она действует по своим правилам, которые гласят, что каждый человек получает то, что заслуживает. А что заслужили вы? Как вы относитесь к окружающему миру? Если вы постоянно все критикуете и выражаете свое недовольство, мир вам дает то же самое

Если вы постоянно обращаете внимание на нищету и только о ней и говорите, то жизнь вам это дает сполна

Нет смысла воевать. Лучше измените свой образ мышления

Как вы к миру относитесь, то он вам и будет давать в ответ! А что вы для себя желаете? Если хотите жить в здравии, любви, счастье, богатстве и среди хороших людей, тогда только на это и обращайте внимание, потому что вы достойны только самого лучшего!

перейти наверх

Сознательное и бессознательное и их соотношение

В решении некоторых мировоззренческих вопросов сознание можно рассматривать как нечто однородное и целостное, однако при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру.

Тенденция оценивать проявление духовной деятельности более дифференцированно, складывалась с немецкой классической философией. Развивается эта тенденция и в настоящее время.

Сознание, как было установлено, является многоярусным и разнополюсным образованием по своей структуре и его связь с соответствующим материальным субстратом также следует учитывать. Структура мозга в значительной степени предопределяет структуру и свойства сознания – определенные участки головного мозга соответствуют отдельным проявлениям психонервной деятельности.

Психические функции в определенной степени локализуются, хотя она и не является абсолютной и утрачиваемую функцию на себя берет соседний участок. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений.

Крупнейшее открытие сделал американский ученый Р. Сперри, который обнаружил функциональную асимметрию левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у правшей, как было обнаружено, управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями. Правое полушарие отвечает за зрительные образы, музыкальный слух, эмоции. Для того, чтобы сознание функционировало нормально, необходимо взаимосогласованное участие обоих полушарий.

Вопросы, связанные с уровнями сознания, являются наиболее сложными. У специалистов нет сомнений в том, что небольшая часть психической деятельности субъектом осознается, остальная, большая часть – не осознается.

В психической деятельности человека выделяют четыре уровня:

  • первый уровень – это самый верхний этаж сознания, занимающий «Сверх-Я» – социально значимые нормы и заповеди, внутренне усвоенные индивидом;
  • второй уровень – это часть психической деятельности индивида, непосредственно для него открытая и им контролируемая;
  • третий уровень занимает подсознательное – это слой психической деятельности, например, забытые переживания, тревоги, опасные мысли, которые в данный момент в поле сознания индивида появиться не могут, однако такие сведения могут всплывать в сознании самопроизвольно;
  • четвертый уровень – это бессознательное, включающее такие феномены, которые никогда в поле сознания не появляются ни спонтанно, ни по воле субъекта.

Замечание 4

Сознательное и бессознательное различны, но их нельзя отделять их друг от друга и рассматривать можно только как единое целое.

Сознательное в психике человека

Определение 1

Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.

Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.

Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.

Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.

Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:

  • дает возможность различать субъект и объект, обеспечивает формирование целей деятельности, содержит совокупность знаний об окружающем мире;
  • дает возможность предварительного мысленного построения действий;
  • оказывает помощь в предвидении результатов действий;
  • регулирует поведение человека и его деятельность;
  • эмоционально оценивает межличностные отношения.

Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.

В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.

Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.

Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.

Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: