Основные виды аудитории массовой коммуникации
Всю аудиторию принято подразделять на две большие группы – массовая и специализированная. Эта классификация основывается на количественном критерии, при этом аудитория специализированного характера в определенных ситуациях бывает больше или меньше, нежели массовая.
Массовая аудитория. Данная категория включает в себя группу людей, которые объединяются случайным образом. У них не прослеживается каких-либо общих особенностей. Они не сходи по профессии, экономике, политике, возрасту, культуре, интересам. Как пример можно привести круг людей, которые собрались в одном и том же месте, с целью послушать музыку, исполняемую вживую уличным музыкантом. Также к этой категории относятся люди, которые ежедневно потребляют распространяемую СМИ информацию на каналах. Здесь идет речь о читателях газет и журналов, радиослушателях, телезрителях и пр.).
Специализированная аудитория. Такая категория отличается от ранее рассмотренной тем, что в ней объединяются люди, которые имеют общие интересы, цели, ценности, образ жизни, культуру, профессию и т.д. Как пример можно рассмотреть аудиторию, которая поддерживает конкретный канал коммуникации (телезрители «ТНТ», читатели журнала «Вопросы психологии», радиослушатели «Русского Радио» и т.д.). К ним же относятся люди, которых связывают общие новостные, спортивные, криминальные, культурные рубрики. Еще одна группа – это аудитория, которая поддерживает определенный вид коммуникации, например, только телезрители или только читатели журналов и газет).
Основные функции СМИ
Средства массовой информации выполняют следующие основные функции:
- Информационную,
- Культурологическую,
- Функцию социализации,
- Развлекательную,
- Экономическую и т.д.
Информационная функция является основной функцией СМИ. Она заключается в предоставлении актуальной информации о различных сферах деятельности – политической, деловой, юридической, научно-технической, медицинской и т.д. Информация, добываемая и передаваемая СМИ, включает в себя не только суховее, беспристрастное освещение фактов, но и их оценку, комментирование и анализ. На основе полученной информации граждане формируют мнение о деятельности государственных органов, партий и других политических институтов, о культурной, экономической жизни общества.
Культурологическая функция выполняет основную познавательную задачу. Она знакомит с достижениями искусства и культуры, способствует сохранению преемственности культуры, культурных традиций. СМИ позволяют людям знакомиться с особенностями различных культур, субкультур, что развивает эстетический вкус человека, способствует снятию социальной напряженности, взаимопониманию и способствует интеграции общества. С этой функцией СМИ связано понятии массовой культуры. Однако отношение к ней в плане социальной ценности является неоднозначным. С одной стороны, несомненна заслуга СМИ в стремлении познакомить с достижениями мирового искусства широкие массы. Но с другой стороны, довольно низкий художественный уровень программ развлекательного характера и неограниченные возможности их распространения воспитывают у потребителей массовой культуры дурной вкус.
Еще одна основная функция СМИ – функция социализации. Она означает усвоение человеком ценностей, норм и образцов поведения, принятых в обществе. Эта функция дает возможность личности адаптироваться к действительности. Проявляется социальная функция в сообщении аудитории знаний, которые способствуют адекватной оценке и упорядочиванию сведений, получаемых из средств массовой информации и других источников. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, масс-медиа в большой степени влияют на восприятие им информации. В связи с этим у людей может сформироваться и неверное восприятие действительности.
Виды массовой коммуникации
Классификаций видов массовой коммуникации достаточно много. Они могут различаться по разным показателям:
- Направленности (вертикальные и горизонтальные).
- Источнику (власть, государство, лидер мнений, прочие).
- Каналу коммуникации (СМИ, Интернет, шоу).
- Содержанию (информационные, развлекательные, коммерческие).
В принципе, дифференцировать массовые коммуникации можно по самым разным признакам . Например, коммуникация может быть официальной или неофициальной, формальной или неформальной. Наиболее популярным является подразделение видов массовых коммуникаций на два больших блока:
1 | Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса). |
2 | Средства массового воздействия (кино, театр, литература, зрелища). |
Обратите внимание, что в этой классификации Интернет не выделяют в отдельный вид массовой коммуникации. Скорее, это способ коммуникации, потому что в виртуальное пространство сегодня ушли и средства массовой информации, и театры, дающие онлайн-спектакли, и модные спикеры, выступающие с публичными лекциями
О том, какое количество музыки, фильмов и книг можно найти в Сети, можно даже не упоминать.
Разумеется, деление на средства информации и средства воздействия тоже в известной степени условно. СМИ не только информируют, но и действуют нам на нервы, негативно влияют на наше настроение, когда сообщают плохие новости, и поднимают нам настроение, когда сообщают хорошие новости.
В свою очередь, средства массового воздействия тоже информируют нас, например, об исторических событиях, если это исторический фильм или роман, о возможных жизненных ситуациях в социальных группах, с которыми мы в реальной жизни не пересекаемся. Так, детективы нам повествуют о жизни преступного мира и различных деклассированных элементов, а «женские романы» пестрят историями из жизни богатых домохозяек.
Все вышеперечисленные виды коммуникации можно сгруппировать в отдельные блоки в зависимости от способа, которым осуществляется коммуникация. Весьма интересный взгляд на массовые коммуникации представил эксперт в области коммуникативных технологий профессор Георгий Почепцов в своей книге «Теория коммуникации» .
Виды коммуникации (по Почепцову):
- Визуальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация.
- Перформансная коммуникация.
- Мифологическая коммуникация.
- Художественная коммуникация.
Кроме того, в работах Георгия Почепцова отдельно выделяются кризисные коммуникации, международные коммуникации, коммуникации в рамках избирательных кампаний и в рекламе.
Зачем действующему политику или стремящемуся к популярности блогеру вникать в теоретические основы и изучать разновидности массовых коммуникаций? Как минимум, для понимания одной простой истины: если не получилось «достучаться» до своей целевой аудитории ранее выбранным способом, возможно, следует попробовать другой вид коммуникации, и он окажется более эффективным.
Для этого следует знать, какие виды коммуникаций существуют, чем они отличаются и в каких моментах «пересекаются», чтобы найти свой путь к сердцам избирателей, подписчиков, покупателей. Наше время и наше общество весьма динамичны, поэтому однозначных рецептов успеха на все случаи жизни попросту нет. Свой путь к спеху любой публичный деятель будет формировать сам, и ему будет легче сделать это, если заранее понимать, из каких, в принципе, компонентов можно сложить эффективную коммуникацию.
Особенности и характеристики массовой коммуникации
Думается, основная сущность массовой коммуникации ясна уже из самого определения. Мы уже разобрались, что под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение. Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов.
Какие еще особенности массовой коммуникации нужно учитывать, чтобы выстраивать ее эффективно? Тут стоит обратиться к учебнику «Основы массовой коммуникации», автором которого является Михаил Василик .
Характеристики массовой коммуникации (по Василику):
- Диатопностъ как способность информации преодолевать пространство.
- Диахронность, понимаемая как сохранение информации или сообщения во времени.
- Репликация как свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.
- Симультанность как возможность представлять информацию множеству людей одновременно.
- Мультиплицирование как возможность многократного повторения с относительно неизменным содержанием.
Если кому-то все эти термины кажутся слишком сложными, особенности и проблемы массовой коммуникации можно обрисовать гораздо более простыми словами.
Свойства массовой коммуникации:
Массовость – это свойство заложено в самом названии и предполагает обращение к некоему неопределенному множеству людей. | |
Обезличенность – массовую информацию представляют множеству людей одновременно, а не персонально Иванову, Петрову, Сидорову или совету директоров компании «Икс». Разумеется, Иванов, Петров и совет директоров потенциально могут увидеть выпущенное «в массы» сообщение, но это не точно. | |
Опосредованность техническими средствами – для одновременной передачи информации большому количеству людей независимо от их местонахождения нужны технические средства и материальные носители (телевидение, радио, Интернет, газета, журнал, прочее). | |
Асинхронность – в отличие от диалога, лекции, доклада слушатели могут отреагировать на сообщение после того, как «обмыслят» новости, спектакль, видео в соцсетях. Часто элементы массовых коммуникаций (новости, статьи, видео) доступны неопределенно долгое время после окончания события, которому они посвящены. Даже если спикер вещает в прямом эфире онлайн, у аудитории есть выбор, реагировать комментариями сразу, не реагировать вообще или задать вопрос в «личку» позже. | |
Неоднородность аудитории – даже тогда, когда информация «заточена» под определенный сегмент аудитории (пенсионеры, студенты, владельцы породистых собак, потенциальные покупатели бытовой техники или авто класса «люкс»), это не значит, что сообщение не увидят представители прочих слоев общества и не отреагируют критикой, хотя как раз их мнение мало интересно. | |
Влияние «психологии масс» или «психологии толпы» – притом, что каждый слушатель или зритель воспринимает информацию лично, он все равно ориентируется на реакцию всех остальных, кто ознакомился с этой же информацией (друзья, знакомые, комментарии в соцсетях, заметки на ту же тему в других СМИ). Большинство людей корректирует свою публичную реакцию в зависимости от мнения окружающих. |
Кроме того, можно говорить про «коллективный» характер коммуникатора и его публичную индивидуальность, а также массовую, разрозненную, анонимную и стихийную аудиторию. Думается, в целом отличия массовой коммуникации уже понятны, и на практике каждый из нас сможет отличить массовую коммуникацию от любой другой. А что же нам говорят по этому поводу теоретики? Давайте ознакомимся!
Латентные функции СМИ
Кроме основных функций, СМИ выполняют еще и латентные функции. К ним относятся:
- Регулирующая функция,
- Контролирующая,
- Функция формирования общественного мнения,
- Функция интеграции и артикуляции,
- Мобилизационная функция.
Регулирующая функция имеет большой диапазон влияния на массовую аудиторию – с установления контактов и до контроля над обществом. Массовая коммуникация оказывает влияние на формирование общественного сознания личности и группы, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. И здесь же заключаются возможности манипулирования общественным сознанием, управления им, осуществления функции социального контроля. СМИ, в отличие от государственных контролирующих органов, не могут применять экономические либо административные санкции в нарушителям, контроль с их стороны часто является не менее эффективным, так как СМИ дают ее только юридическую оценку лицам и событиям, но и моральную. Как правило, люди принимают социальные нормы поведения, эстетические принципы, этические требования, пропагандируемыми СМИ в качестве положительного стереотипа образа жизни, формы общения, стиля одежды и т.д.
С регулирующей функцией связана функция формирования общественного мнения о каких-либо событиях, социальных институтах, политической, экономической, культурной сферы жизни общества. например, у людей формируется мнение по вопросам, которые не находят непосредственного отражения в повседневном опыте – о других странах, политических деятелях, деятелях искусства и т.д.
СМИ выполняют функцию артикуляции общественных интересов, обеспечивают представителям общественных групп возможность выражать свое мнение, искать единомышленников, объединять, сплачивать их общностью убеждений и целей, формулировать свои интересы и представлять их.
Все рассмотренные функции СМИ объединяются мобилизационной функцией либо способствуют ее осуществлению.
Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к каким-либо действиям. Но данная функция не воспринимается исключительно как положительная. Есть множество примеров отрицательного воздействия средств массовой информации.