Теория Фрейда
В ходе взросления у ребенка вырабатываются предпочтения, которые связанны с его сексуальной направленностью и поведением. Это и есть психосексуальное развитие, формирующее половую роль, самосознание и сексуальную ориентацию. На него оказывает непосредственное влияние такие факторы, как:
- половое воспитание;
- принятые в обществе нормы морали;
- ранние эксперименты в сексе и возраст их проведения;
- определение ролей мужчины и женщины, супругов;
- особенности деятельности человека и его взаимоотношения с другими людьми;
- обучение.
Существует несколько теорий психосексуального развития, из которых самой популярной (что не значит верной) является психодинамическая. Ее выдвинул основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Согласно его концепции, либидо, то есть сексуальное влечение – это основа психики человека.
Данная теория подразумевает, что ребенок обладает сексуальной энергией с момента рождения и ее можно направить в любую сторону. То есть, младенцы, по мнению Фрейда, не относятся к какой-либо половой группе, они полиморфны. Кроме того, он утверждал, что у ребенка изначально есть тяга к кровосмешению и он должен это использовать: переработать (сублимировать) эту энергию в полезные действия – для развития взрослой сексуальности.
Психиатр считал, что у сексуальности есть не только психологическая сторона, но и физиологическая, проявляющаяся в реакциях тела и поведения.
До состояния зрелости сексуальности нужно пройти несколько этапов, занимающих определенное время. Это считается Фрейдом догенитальным развитием, то есть, у ребенка центром психосексуального переживания являются не гениталии, а что-то другое. При взрослении либидо ребенка локализуется в разных зонах тела, а все заканчивается ее его концентрацией в зоне половых органов.
Все этапы должны быть пройдены полностью и в положенное для них время. Несоблюдение таких условий чревато так называемым застреванием (фиксацией) и вытекающими из этого обстоятельства проблемами и отклонениями.
Каждый этап формирует определенную черту личности, характер которой будет проявляться в дальнейшем в зависимости, насколько благополучно была пройдена такая стадия. Ее течение во многом связано с родителями, их отношением к ребенку.
Если происходит упомянутая задержка (застревание), то у ребенка в бессознательном остается память о приведшей к этому психической травме или о целом периоде. Когда он станет взрослым, похожая психотравмирующая ситуация возвратит к неприятным переживаниям.
Стоит отметить, что научно подтверждающих теорию «отца» психодинамики данных не существует. А вот заключения исследований, указывающих на наличие фальсификаций в утверждении обязательности прохождения упомянутых фаз, имеются. Мы все же их рассмотрим, чтобы иметь представление.
Основные типы периодизаций отечественных и зарубежных авторов
Когда в отечественной психологии возникла проблема периодизации психического развития, Л.С. Выготским были проанализированы существующие на тот момент периодизации, разработанные различными отечественными и зарубежными авторами, и разделил их на три основные группы:
-
Периодизации психического развития, основанные на аналогии с поэтапным формированием и развитием иных процессов развития:
К данному типу периодизаций, относится периодизация, разработанная С. Холлом.
Периодизация С. Холла – создана по аналогии с развитием общества, в основе заложена теория рекапитуляции, а онтогенез представлен как повторение филогенеза.
-
Периодизации психического развития, в основе которых заложен какой-то один определенный признак.
К данному типу периодизаций относятся:
- Периодизация З. Фрейда – в основе заложен способ удовлетворения своего либидо, который меняется в зависимости от его психического развития (периоды: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная).
- Периодизация психического развития Ж. Пиаже – в основе периодизация находится развитие интеллекта и последовательность формирования психических операций (периоды: сенсомоторный интеллект, дооперационный, конкретные операции и формальные операции).
- Периодизация психического развития П.П. Блонского – в качестве основы используется дентиция (периоды: беззубое детство, молочнозубое детство, прорезывание клыков и премоляров, постояннозубое детство).
- Периодизация Ш. Бюллера – основной является интенциональность, то есть формирование целеполагания, намерений и планирования (периоды: нет точной цели, юность и отрочество, зрелость, солидный возраст и старческий возраст).
- Периодизация Л. Колберга – основой является становление морального сознания личности (периоды: доморальный, конвенциональный, автономный).
-
Периодизации психического возраста, в основе которых находится совокупность критериев.
К данным периодизациям относятся:
- Периодизация Э. Эриксона, в основе которой заложено три критерия: «соматическое Я», «сознательное Я», «социальное развитие». Психическое развитие осуществляется последовательно и проходит 8-мь периодов, в каждом из которых имеется центральное новообразование. На каждом периоде развитие может пойти как по положительному, так и по отрицательному пути.
- Периодизация Л.С. Выготского, в основе которой заложено чередование стабильных и кризисных периодов (периоды: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, пубертатный период).
- Периодизация Д.Б. Эльконина – основана на соотношении сферы интеллекта и сферы аффекта. Данная периодизация несколько перекликается периодизацией Ж. Пиаже, который ставил акцент на развитии интеллекта. Д.Б. Эльконин несколько сместил акценты и в соответствии с этим выделил три эпохи: ранее детство, детство и подростковый период.
- Периодизация А.В. Петровского – опирается на логику вхождения человека в социальную группу (эпохи: детство, отрочество, юность).
- Периодизация В.И. Слободчикова – основана на развитии у индивида субъективности, формируется посредством изменения форм взаимодействия индивида с окружающим миром (ступени развития: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация) Каждая ступень представляет собой завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.
Таким образом, проблема периодизации психического развития по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами. В настоящее время нет общепризнанной периодизации психического развития, каждая из рассмотренных, имеет свои преимущества и недостатки. Все они в равной степени используются в психологии.
Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)
Ребенок полностью зависит от родителей. И так как основными желаниями ребенка является еда и сон, то рот — его основной источник получения удовольствия, удовлетворения потребностей
Когда ребенка перестают кормить грудью, оральная фаза заканчивается, тем не менее, по мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении все жизни. Исходя из этого, Фрейд выделил два типа личности: орально-пассивный — доверчивая, оптимистичная личность, которая нуждается в «материнской» опеке; орально-агрессивный — пессимистичная, цинничная личность, стремящаяся к спорам и конфликтам, такая личность стремиться командовать людьми, использовать их в своих интересах
Краткая характеристика направления
Представители психоаналитического направления: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.
Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).
Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание — Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.
Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»
Психоаналитическая теория психического развития
Теория была создана в начале 20 века.
Движущие силы психического развития – врожденные бессознательные инстинкты.
В основе психического развития лежат эмоции.
Выделяется два инстинкта:
- Инстинкт жизни (либидо)
- Инстинкт смерти (танатос).
Рисунок 2. «Инстинкты в теории З. Фрейда»
Стадии развития
- Оральная стадия (от рождения до года). Здесь источником удовольствия выступает рот. Результаты данной стадии:
- Оптимистичное мировоззрение, независимость;
- Пессимистичное мировоззрение, жадность, требовательность, неудовлетворенность, зависимость.
Анальная стадия (от одного года до трех лет). В этой стадии отмечаются первые формы саморегуляции (приучение к туалету). Результаты данной стадии:
- Аккуратность, великодушие, гибкость мышления;
- Негативизм, анархичность в поведении, зацикленность на гигиене.
Фаллическая (от трех до пяти лет). Основой данного стадии является конфликт «Эдипова комплекса» или «комплекса Электры». На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.
Латентная (от пяти до двенадцати лет). Период сексуального затишья. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.
Генитальная (от двенадцати до восемнадцати лет). Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
Рисунок 3. «Стадии психосексуального развития»
Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет жизни)
В этом возрасте ребенок начинает учиться управлять своим телом. По утверждению Фрейда, ребенок получает большое удовольствие от процесса дефекации, так как это единственное, что на данный момент зависит только от него и родители не могут на это повлиять. На этой стадии начинается приучение ребенка к туалету, и ограничение требований «Ида» социальными требованиями. То есть, именно на этом этапе развития начинают развитие самоконтроль и саморегуляция.
На основе анальной стадии различаются такие типы личности, как анально-удерживающий (упрямая, педантичная личность) и анально-выталкивающий (вклонная к разрушению, жестокая личность). Такие типы личности могут развиться на основе неправильного приучения ребенка к туалету — например, если ребенка ругают за несвовеременную дефекацию. Чтобы обеспечить нормальное развитие творческой личности, необходимо хвалить детей за регулярные походы в тулает.