Основные типы построения маршрутов
Прямой маршрут
Прямой маршрут – это наиболее простой вид маршрута, который представляет собой прямую линию от точки А до точки Б. Такой маршрут подходит в случаях, когда препятствий на пути нет и нужно добраться быстро и без лишних поворотов.
Заворотный маршрут
Заворотный маршрут, наоборот, представляет собой лабиринт дорог и поворотов, который прокладывается с целью избежать препятствий и снизить трудности пути
Здесь важно заранее продумать все альтернативные варианты и выбрать оптимальный маршрут
Кольцевой маршрут
Кольцевой маршрут прокладывается с целью обойти определенный район, не возвращаясь на исходную точку
Обычно такой маршрут используется для осмотра достопримечательностей или объектов интереса, при этом важно не пропустить ни одного места
Разветвленный маршрут
Разветвленный маршрут – это набор разных вариантов маршрута, которые делятся на несколько разветвлений и позволяют участнику выбрать наиболее удобный и оптимальный путь. Такой маршрут подходит для ситуаций, когда есть несколько альтернативных вариантов и нужно выбрать лучший.
Сущность и виды туристических маршрутов
Формирование туристических маршрутов осуществляется на основании теоретических положений из области туризма и гостеприимства. Порядок создания туристического продукта определяется технологиями туристического продукта, общими принципам и алгоритмом, которому подчиняется деятельность любой туристической организации. Необходимо учитывать, что туристический продукт отличается особой спецификой, которая выражена в том, что его нельзя пощупать или попробовать с помощью органов чувств. Туристический продукт можно оценить только с помощью впечатлений, которые получают туристы при посещении новых мест, получении определенных эмоций.
Замечание 1
Задачей туроператора является формирование такого продукта, который бы не только отвечал особенностям местности, на территории которой он будет реализоваться, но и запросами потребителей. Для этого необходимо уметь анализировать потребительский рынок, знать потребности и мотивы своей целевой аудитории и формировать под нее конкретный туристический продукт.
Реализация туристического продукта подчиняется правилам маркетинга, который действует абсолютно во всех сферах реализации продуктов и услуг. Так, туристический продукт должен отвечать следующим требованиям:
- должен быть безопасным;
- должен отвечать мотивам и потребностям туристов;
- должен быть адекватным в ценовом плане.
Туристический маршрут представляет собой географически определенный, привязанный к местности и объектам на данной местности маршрут, описанный с различной степенью деятельности. Маршрут при формировании имеет краткую характеристику, которая выражена не только в словесном описании, но и в иллюстрациях, разработанной карте маршрута, видеоматериалах, схемах и т.д. Так, заметки путешественника также являются материалом, описывающим тот или иной маршрут передвижения.
Классификация туристических маршрутов по целям подразумевает их деление на:
- Тематические – имеющие экскурсионную или познавательную направленность.
- Походные – с активными способами передвижения по территории.
- Оздоровительные – с преобладанием в маршруте спортивных занятий, а также активных видов отдыха
- Комбинированные – это маршруты, которые сочетают в себе элементы всех вышеперечисленных маршрутов.
Кроме того, могут выделять туристические маршруты по сезонности действия:
- Внесезонные или круглогодичные.
- Сезонные. Реализация таких маршрутов возможна только в определенный сезон, когда климатические условия располагают к осуществлению подобных действий.
Рисунок 1. Классификация туристских маршрутов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Виды маршрутов в зависимости от способов передвижения
Исходя из способов передвижения по маршруту, можно выделить следующие виды маршрутов:
- Пешеходные. Иначе пешеходные маршруты именуется прогулками. Их продолжительность может быть разной, например, от 2- 6 км. до 20-50 км.
- Маршруты с передвижением на животных. Для передвижения могут использоваться такие животные, как лошади, собаки, олени. Используя данных животных, участники могут посетить труднодоступные места, куда далеко добираться пешком и невозможно добраться на технических средствах передвижения.
- Железнодорожные маршруты. Передвижение по данному виду маршрута осуществляется на железнодорожном транспорте. При этом туристы могут проживать в купе комфортабельных вагонов, питаться в ресторане поезда, а также осматривать достопримечательности города или региона, куда они прибывают. Подобные туры достигают продолжительности от 14 дней и дольше. Например, распространены поездки на поездах по территории Сибири.
- Водные маршруты. Самым распространенным является передвижение на лодках любых видов, яхтах, иных суднах по озерам и рекам. Порой маршруты могут проходить через совершенно безлюдные районы.
- Воздушные маршруты. Это перевозки самолетами, вертолетами. Подобные транспортные средства позволяют совершить путешествия на большие расстояния за небольшой промежуток времени. В том числе возможны путешествия между континентами. Именно с момента создания безопасной авиации обмен туристов между континентами резко увеличился.
- Комбинированные маршруты. Они предусматривает использование для передвижения к месту назначения нескольких видов транспорта. Основная перевозка на дальние расстояния осуществляется воздушным видом транспорта, в дальнейшем к месту следования турист двигается уже любым другим видом транспорта.
Алгоритм расчета работы автомобиля на маятниковом маршруте
Первым делом рассчитываем сколько времени нам потребуется для езды от АТП до пункта погрузки и обратно. Время на нулевой пробег рассчитываем по формуле:
t0=(t01+t02)/Vт, (1)
где t01-время на ездку от АТП до пункта погрузки, t02-время на ездку на АТП, Vт-техническая скорость подвижного состава.
Далее нужно определить предварительное время на маршруте. Вычисляем по формуле:
tм=Tн-tе, (2)
где Tн- предварительное время в наряде
tе-время ездки. Рассчитывается по формуле:
Рассчитываем количество ездок:
Zе=Tн/tе (4)
tе=((lег+lх)/Vт)+tпр, (3)
где tпр- время на просто под погрузкой разгрузкой.
Количество ездок необходимо округлить до целых.
Теперь можно рассчитать время на маршруте фактическое:
T’м=tе·Zе (5)
Тут же рассчитываем фактическое время в наряде:
T’н= T’м+t0 (6)
Расчет грузооборота. Грузооборотом называется выполненная транспортная работа с учетом протяженности маршрутов и измеряется как тонно-километрах. Мы рассчитываем по формуле:
Q=q·?·Ze, (7)
где q- грузоподъемность подвижного состава,
?-коофициент использования грузоподъемности.
Рассчитываем грузопоток. Расчет по формуле:
P=Q·Zе (8)
Длина груженной ездки:
Lг=lег·Zе (9)
Время было потрачено на ездки с грузом, холостые ездки и на нулевые пробеги. Это время называется общее. Рассчитывается по формуле:
tобщ=(lег+lх)·z-lх-l01- l02 (10)
Данная формула для маятникового маршрута с неполным циклом. Именно поэтому один холостой ход не считается, т.к. после разгрузки подвижной состав сразу отправляется на АТП. Для маршрута с полным циклом используется другая формула, т.к автомобиль возвращается на пункт погрузки. Причиной данного действия может быть обработка цистерны или кузова, как ,на пример, в случае молока. Водителю необходимо отвезти на обработку цистерну, что бы после можно было бы использовать эту же цистерну без вреда для последующих перевозок молока. Формула:
tобщ=(lег+lх)·z-l01- l02 (11)
Далее рассчитываем время простоя под погрузкой разгрузкой за все ездки:
Tпр=tпр-Zе (12)
Рассчитываем время движения:
Tдв= Тн’-Тпр (13)
Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега, который определяется как отношение пробега автомобиля с грузом к его общему пробегу и рассчитывается по формуле:
в=Lг/lобщ (14)
Величина коэффициента использования пробега главным образом зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки/разгрузки и степени организации диспетчерской службы на линии.
На повышение производительности автомобилей большое влияние оказывает статический коэффициент использования грузоподъемности, определяемый для каждой отдельной поездки делением массы фактического перевезенного груза на номинальную грузоподьемности автомобиля и который рассчитывается по формуле:
?ст=qф/qн, (15)
где qф- масса груза погруженного в автомобиль,
qн- номинальная грузоподъемность автомобиля.
Для проверки вычислений можно произвести проверочный расчет:
V’т=lобщ/Тдв (16)
V’т= Vт
Особенности туристских маршрутов
Особенности туристических маршрутов заключаются в необходимости определения их сложности. Туристические маршруты не должны быть достаточно сложными для туристов, многие из которых впервые совершают путешествие. Кроме того, маршруты должны учитывать естественные препятствия, которые могут возникнуть на пути.
Для учета сложности маршрута недостаточно только его картографической модели. Необходимо учитывать климат, который в определенное время года устанавливается в местности, куда совершается путешествие. Кроме того, необходимо учитывать ландшафтные особенности, возможности схода сели, лавин и т.д.
Обязательным условием также является наличие длительных привалов и ночлега для туристов. Именно они позволяют восстановить силы, безопасно передвигаться между объектами. Помимо того, необходимо учитывать, что в пути может возникнуть непредвиденная задержка. Соответственно при расчете времени путешествия необходимо учитывать возможность задержки.
Безопасность передвижения по маршруту также предполагает, что у туристов и проводника должна быть в наличии аптечка на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Если у кого-то из туристов имеются специфические заболевания, которые предполагают систематический прием лекарств, их также необходимость проинструктировать их об опасности нарушения данного требования в период путешествия.
Особенностью туризма также является его воспитательная роль. Она заключается в использовании объектов культурного и природного наследия как наглядного пособия, что позволяет воспитать социальную активность, уважение к своей среде обитания, а также повысить свои знания и компетенцию в определенной области.
Критерии разделения маршрутов по построению
По типу маршрута
- Прямой маршрут — наименее выгоден по времени, но наиболее экономичен
- Интервальный маршрут — обеспечивает включение в расписание большего числа пассажиров, может иметь промежуточные остановки
- Кольцевой маршрут — даёт возможность добираться до любой точки города без пересадок, но по времени затратен
По наличию пересадок
- Прямой маршрут — без пересадок и дополнительных перемещений
- Маршрут с одной пересадкой — удобен для пассажиров с одним конечным пунктом назначения, но требует дополнительных временных затрат
- Маршрут с несколькими пересадками — удобен для пассажиров, когда одна пересадка не позволяет добраться до нужного порта, но требует значительных временных затрат и дорожных затрат
По типу транспорта
- Трамвайный маршрут — удобен в узкогородских зонах, имеет простую структуру и низкие затраты на создание инфраструктуры
- Автобусный маршрут — удобен для регулярных и нерегулярных перевозок, позволяет учесть специфику грузовых и пассажирских потоков, а также изменение маршрута в процессе движения
- Троллейбусный маршрут — имеет низкий уровень вибраций и шума, позволяет использовать экологически чистый источник энергии, но требует наличия специальной инфраструктуры для зарядки электроавтобусов
Маршруты и их различные типы построения
Одним из ключевых элементов любого странствия является маршрут. Он может быть построен разными способами, в зависимости от характеристик местности и целей путешествия. Определить тип маршрута позволяет знание особенностей каждого подхода.
Пешие маршруты
Для организации пешего похода необходимо определить построение маршрута. Оно может быть точечным, когда путешественники заранее проектируют определенную дистанцию с учетом труднопроходимых участков, достопримечательностей и окружающей природы. Также существуют и кольцевые маршруты, обращение по которым позволяет возвращаться в начальную точку.
Велосипедные маршруты
Для обеспечения комфорта велопохода важно правильно проложить маршрут. Он может быть линейным, обращаться по центральной дороге или иметь параллельную дорогу на разных уровнях
Важным компонентом является контроль преодолеваемых подъемов и спусков.
Автомобильные маршруты
Определение автомобильного маршрута зависит от типа поездки и месторасположения искомых мест. Линейный маршрут обычно выбирается для продолжительных и далеких поездок по прямой. Кольцевой маршрут может быть интересен для путешественников, желающих побывать в различных местах находящихся на одной дистанции.
Тип маршрута | Особенности |
---|---|
Пешеходный | Точечный, кольцевой |
Велосипедный | Линейный, по центральной дороге, на разных уровнях |
Автомобильный | Линейный, кольцевой |