Форма государства

Формы государства - правоведение (бошно с.в., 2002)

Литература[]

Общая
  • Морозова, Л. А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 2009 г. — ISBN 978-5-699-25310-4
  • Черданцев, А. Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М.: Юристъ, 2003. — 393 с.- ISBN 5-7975-0616-5
  • Кашанина, Т. В. Основы российского права : Учебник для вузов. — М. : НОРМА, 2003. — 769 с. — ISBN 5-89123-717-2
  • Чиркин, В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — 398 с.- ISBN 5-7975-0164-3
  • Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб. / М. Н. Марченко. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009. — 637 с. — ISBN 978-5-392-00548-2
Специальная
  • Золотухина Н. М. Концепция сословно-представительной монархии в русской средневековой политической теории // Правоведение. — 1988. — № 1. — С. 47-56.
  • Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.
  • Иванов В. Формы правления и политического режима. В поисках нового содержания // Логос. — 2008. — № 6. — С. 121-155.
  • Долиновский С. Л. Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании // История государства и права. — 2008. — № 17. — С. 35-36.
  • Авдеев Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. — С. 12-14.
  • Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7. — С. 17-20.

Политический режим: понятие, виды

Политический режим представляет собой систему методов, форм и способов осуществления политической (включая и государственную) власти в обществе. Политический режим обусловливает присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления.

Это функциональная характеристика государства. Данное понятие имеет значение как в узком смысле слова (как совокупности приемов государственного руководства), так и в широком смысле слова (как уровня гарантированности демократических прав и политических свобод личности, как степени соответствия официальных конституционных правовых форм политическим реалиям, как характера отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Можно выделить некоторые типы политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов. Граждане могут оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический режим обычно находит выражение в конституциях и иных правовых актах, регулирующих развитые формы участия граждан в политической жизни. В данном режиме развиты институты представительной и непосредственной демократии, гарантированны гражданские (личные) и политические права и свободы, имеются независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, гарантии меньшинства. Органы публичной власти прибегают к насилию лишь в крайних случаях.

Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества и ряда других причин, реально пользоваться демократическими институтами могут сравнительно немногие. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей.

Авторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием на деле демократических политических отношений. Оппозиция либо прямо запрещена, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к средствам подавления, администрирования. Формальным характером отличается и разделение властей. Самоуправление практически отсутствует. Реально все функции сосредоточены в руках диктатора. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода. Предельная форма авторитаризма — тоталитаризм, который характеризуется желанием государства контролировать мысли граждан, т.е. влияние государства является всеобъемлющим.

показать содержание

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

История власти в России

Россия — уникальна в своем роде. За всю историю существования форм правления в РФ было предостаточно. Изначально она была монархией, даже когда для большинства зарубежных стран она стала нетрадиционной. Из-за единовластия наблюдался определенный упадок, как социальный, так и экономический. Поэтому Великая Октябрьская революция стала логическим завершением этого устоя.

После свержения большевиками монархического строя формируется социалистическая республика, или СССР, разделенная на несколько унитарных государств. Этот удивительный опыт в столь глобальном масштабе не переживала ни одна другая страна на планете. Ввелась Конституция, определились законы. В качестве президента выступал Генеральный секретарь, наделенный широким спектром полномочий.

Развал СССР приводит к плюрализму. Современная республика только начинает формироваться, поэтому наблюдается некий упадок. Коррупция во власти, отсутствие контроля, правительственные разборки — все это постепенно разрушает страну. Влияние оказывают и западные ценности, которые просачиваются после снятия «железного занавеса».

Современную Россию можно кратко охарактеризовать как смешанную республику. Лидером ее является Президент, он же главнокомандующий. И он, и парламент наделяются одинаковыми полномочиями.

https://youtube.com/watch?v=zO3wL1rzLEg

Нетипичные формы правления в современном мире

В настоящее время в мире все чаще возникают нетипичные (гибридные) формы правления, которые не вписываются в характеристики двух признанных форм правления – монархии и республики и их разновидностей.

Возникновение гибридных форм правления нельзя считать чем-то негативным, поскольку это обусловлено адаптацией классических форм правления под реальные объективные условия конкретных государств.

Любая атипичная форма «привязана» к определенному «материнскому» типу, но при этом приобретает признак или признаки другой формы.

Например, нетипичные монархии:

  • выборные монархии (так называемые эсимнетии – например, Ватикан, Малайзия);
  • монархии, где правят одновременно два монарха (например, в Андорре – князья-соправители).

Атипичные республики:

  • парламентарная республика с элементами президенциализма (Израиль);
  • гиперпарламентарная республика с элементами президенциализма (ЮАР).

Атипичные полупрезидентские республики:

  • полупрезидентская (смешанная) республика с элементами президенциализма (Казахстан);
  • полупрезидентская республика с элементами парламентаризма (Австрия, Ирландия).

Атипичные президентские республики:

  • президентская республика с непрямыми выборами президента (Боливия);
  • президентская республика с ответственностью правительства перед парламентом (Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Перу).

Факторы, влияющие на форму правления

Основные факторы, влияющие на форму правления:

  • размер территории государства;
  • социально-экономические условия;
  • культурно-историческое развитие;
  • религия или идеология;
  • менталитет населения.

Территория оказывала влияние на выбор формы правления, поскольку считалось, что республиканская форма правления не подходит для государств с большой территорией (трудно было реализовать участие всех граждан в управлении государством). Поэтому на небольшом по территории государстве Рим была республика, а на об­ширных территориях России, Франции и Германии возникли монархии (империи).

Социально-экономические факторы также оказывали влияние на выбор формы правления. Например, в тех государствах, где преобладала частная собственность, они имели, как правило, республиканскую форму правления. Если же пре­обладала государственная и общественная собственность – монархическую форму правления.

Идеологический фактор также влияет на форму правления. Например, в исламских государствах руководи­тель является одновременно и духовным лидером, который совмещает в сво­их руках и светскую, и религиозную власть.

Кроме того, необходимо отметить зависимость формы правления от культуры и традиций, именно благодаря которым была сохранена монархия в Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.

Нельзя не учитывать и менталитет населения, его политико-психологическую волю, ментальность. Например, Гегель считал, что «народ должен почувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности».

В целом, выбор формы правления обусловлен совокупностью этих объективных факторов, тем самым форма правления устанавливается в государстве не произвольно. Государство может иметь то правление, которое в наибольшей степени соответствует сложившимся условиям либо способствует экономическому, социально-политическому, культурному развитию страны.

В то же время, нельзя не отметить и значение субъективных факторов, в частности, роль отдельных политических лидеров, которые в свое время существенно повлияли на выбор формы правления (например, Гитлер, Сталин, Ленин).

Примечания[]

  1. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 138.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  3. Сословно-представительная монархия в России (ru). Labex.ru. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 29 ноября 2008.
  4. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 43.
  5. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 161-163.
  6. ↑ Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы; а согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Президент может наложить вето на представленный для подписания закон, которое преодолевается не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ.
  7. ↑ Чиркин В.Е.Нетипичные формы правления в современном государстве// Государство и право. — 1994 — № 1. — С. 109.
  8. Правление Сукарно. Индонезия: История страны turlocman.ru (13 апреля 2012).

Формы государственного правления в современном мире

Монархия

Основные признаки:

  1. Власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху.
  2. Власть передается по наследству.
  3. Монарх не несет юридической ответственности перед народом и органами государственной власти.

Виды:

  1. Абсолютная

    Теократическая — главой государства является духовный (религиозный) лидер (Ватикан, Саудовская Аравия).

    (неограниченная) — государственная власть в полном объеме сосредоточена в руках монарха, отсутствует разделение властей (ОАЭ, Оман, Катар).

  2. Ограниченная — подразумевает существование иных органов государственной власти, неподотчетных монарху, и распределение обязанностей между ними; власть монарха ограничена законом или традициями.
    • Сословно-представительная — формирование иных органов власти основывается на критерии принадлежности к определенному сословию; данный орган ограничивает власть монарха и является совещательным органом при нем (Земский собор в России, Кортесы в Испании). В настоящее время таких монархий в мире нет.
    • Конституционная — власть монарха ограничена главным законом страны; также подразумевается существование высшего представительного органа (парламента):
      • Дуалистическая — органами государственной власти являются монарх (исполнительная, а также часть законодательной и судебной власти) и парламент (законодательная власть); при этом монарх имеет право ветировать решения парламента и распускать его по своему усмотрению (Иордания, Марокко).
      • Парламентская — в полной мере реализуется принцип разделения властей, а монарх остается лишь символической фигурой, не оказывающей значительного влияния на политику (Великобритания, Испания, Нидерланды).

Республика

Основные признаки:

  1. Реализуется принцип разделения властей, органы государственной власти независимы друг от друга.
  2. Главой государства является президент, избираемый народом.
  3. Высшие органы государственной власти ответственны перед народом:
    • избираются на определенный срок;
    • возможен досрочный роспуск.

Виды:

  1. Президентская — президент является одновременно главой государства и правительства, что дает президенту право практически без участия парламента формировать и распускать правительство (США, Эквадор).
  2. Парламентская — с политической точки зрения, наиболее влиятельным органом является парламент, который формирует и отправляет в отставку правительство; при этом президент является лишь официальным представителем всего государства, не имеющим широких полномочий (Израиль, Германия).
  3. Смешанная — президент наделен обширными полномочиями, правительство формируется при непосредственном участии парламента; парламент обладает эффективными инструментами контроля исполнительной власти; правительство подотчетно одновременно и президенту, и парламенту (Россия, Португалия, Франция).

Республиканская монархия

Главный признак таких государств — выборность главы государства. В данном случае речь идет только о тех государствах, которые имеют федеративную форму государственного устройства, а форма правления в каждом из субъектов федерации — наследственная монархия (ОАЭ, Малайзия). Главой государства в таких странах может быть избран только один из монархов — правителей субъектов. Срок полномочий избранного главы государства строго ограничен; по истечении срока проходят новые выборы.

Монархическая республика

Особенностью данной формы правления является то, что глава государства занимает свой пост пожизненно. Несмотря на формальное наличие процедур избрания или назначения главы государства, фактически народ не принимает в этом участия. Таким образом, правление становится пожизненным (иногда может передаваться по наследству) и зачастую сопровождается неограниченностью полномочий главы государства (КНДР, Гамбия).

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Нетипичные (смешанные) формы правления[]

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Иосип Броз Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
  • Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: