Все, что следует знать о бюджете страны

Государственный бюджет

Государственные расходы

Государственные расходы — это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.

По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.

По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.

По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Госбюджет РФ

Государственный бюджет РФ, статистика за период 2007-2018 годов (данные единого портала бюджетной системы РФ): год / фактические доходы в трлн. руб. / фактические расходы в трлн. руб. / дефицит или профицит в %

2007 — доходы 7,781 млрд. руб. / расходы 5,987 = +23,06%;

2008 — 9,276 / 7,567 = +18,43%;

2009 — 7,338 / 9,637 = -31,33%;

2010 — 8,305 / 10,116 = -21,80%;

2011 — 11,368 / 10,926 = +3,89%;

2012 — 12,856 / 12,895 = -0,3%;

2013 — 13,020 / 13,343 = -2,48%;

2014 — 14,497 / 14,832 = -2,31%;

2015 — 13,659 / 15,620 = -14,35%;

2016 — 13,460 / 16,416 = -21,96%;

2017 — 15,089 / 16,420 = -8,82%;

2018 — 19,454 / 16,713 = +14,09%.

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за 3 шага:

1. Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

2. Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

3. Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Структура доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

Основные доходы государственного бюджета России (в %):

24% — доходы нефтегазового сектора (продажа природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля и др.);

20% — страховые взносы;

16% — НДС;

11% — налог на прибыль;

10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4% — акцизы;

2% — ввозные пошлины.

Основные расходы государственного бюджета России (в %):

35% — социальная сфера;

15% — оборона и безопасность;

11% — образование;

10% — здравоохранение.

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет простыми словами — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы. Другой вид аккумулирования государственных денег — ЗВР (золотовалютные резервы).

Государственный бюджет существует со времен возникновения королевств, царств, княжеств, эмиратов… Только в былые времена (но и сейчас в некоторых странах) казной единолично распоряжался правитель, а сейчас в большинстве государств этим занимается правительство и парламент. В СМИ регулярно появляются новости о коррупции, «распиле» бюджетных средств, и это большая проблема для страны, ведь определенная часть дохода государства оседает в карманах нечистых на руку политиков, а не улучшает жизнь всех его граждан. Но это уже другая история.

Основные функции госбюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности путем финансирования армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Помимо государственного бюджета существуют региональные и местные (муниципальные). Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность, региональных — регионального, муниципальных — местного. Государственный бюджет не складывается из суммы региональных бюджетов — все они наполняются из разных источников.

Доходная часть бюджета

Налоговыми поступлениями являются предусмотренные законодательством общегосударственные (федеральные) и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Кроме налогов могут быть еще неналоговые поступления в бюджет. Они представляют собой доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от штрафов и финансовых санкций.

В последнее время в литературе и прессе часто употребляют термины «субвенция» и «трансферт».

Трансфертами называются средства, полученные бюджетом одного уровня (например, районный) из бюджета другого уровня (федерального, областного или краевого) на безоплатной основе.

Субвенции -это межбюджетные трансферты для использования с определенной целью, в порядке, который определяет сам орган, которому они выделены.

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

1. США — 3422.

2. Китай — 2948.

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

6. Япония — 933.

7. Италия — 845.

8. Бразилия — 616.

9. Канада — 550.

10. Австралия — 445.

15. Россия — 304.

57. Украина — 39.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета. Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Источники поступлений

Национальный доход является главным источником, который позволяет накопить материальные средства. Если в конкретной ситуации его объема недостаточно для покрытия денежных нужд федерации, то государственные органы привлекают для решения национальное богатство.

Доходы в госбюджет вливаются из трех источников:

  • налоговые сборы — около 85%;
  • неналоговые поступления — примерно 7%;
  • прибыль целевых фондов бюджетной формы собственности — составляют около 8%.

Взносы во внебюджетные структуры, например, фонды социального и медицинского страхования, занятости, обеспечения пенсии не относятся к категории налогов. Они делаются для конкретных целей и являются возвратными, а в госбюджет не поступают. Сборы в виде налогов являются обязательными для физических лиц и юридических формирований.

Они способствуют распределению национального дохода в зависимости от поставленных социальных и экономических задач:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство и имущество;
  • отчисления с продаж, акцизы и пошлины на таможне, НДС.

Неналоговые поступления содержат в массе доходы от отчуждения муниципальной и государственной собственности, платных услуг от федеральных органов власти. Этот вид отчислений включает финансы, которые перечисляются в результате исполнения мер первичной ответственности, например, штрафы, компенсации. В эту классификацию включается прибыль от внешнеэкономической деятельности, доходы от аренды государственных объектов, консульские сборы и др.

В раздел бюджетных целевых фондов входят дорожные ресурсы, учетные системы таможенной и пограничной службы, активы государственной и федеральной налоговой службы.

https://youtube.com/watch?v=3gun3opDgfE

Госбюджет по странам мира

Государство Национальная валюта (Тикер) ЦБ Доходы ($ млрд.) Расходы ($ млрд.) Дефицит или профицит (%, 2017 год)
1 Австрия Евро (EUR) ЕЦБ 197,8 201,9 -2,07
2 Бельгия Евро (EUR) ЕЦБ 249,7 260 -4,12
3 Беларусь Белорусский рубль (BYN) НББ 22,8 22,54 +1,2
4 Болгария Болгарский лев (BGN) БНБ 19,53 20,31 -3,99
5 Великобритания фунт стерлингов (GBP) Банк Англии 1077 1120 -3,99
6 Венгрия Венгерский форинт () НБ Венгрии 63,63 66,96 -5,23
7 Германия Евро (EUR) ЕЦБ 1598 1573 +1,57
8 Греция Евро (EUR) ЕЦБ 95,36 98,08 -2,85
9 Дания Датская крона (DKK) НБ Дании 173,5 175,5 -1,15
10 Эстония Евро (EUR) ЕЦБ 9,77 9,89 -1,22
11 Ирландия Евро (EUR) ЕЦБ 85,41 87,22 -2,11
12 Испания Евро (EUR) ЕЦБ 492,4 535,9 -8,83
13 Италия Евро (EUR) ЕЦБ 884,5 927,8 -4,89
14 Исландия Исландская крона (ISK) ЦБ Исландии 9,96 9,73 +2,31
15 Кипр Евро (EUR) ЕЦБ 7,67 7,87 -2,60
16 Латвия Евро (EUR) ЕЦБ 10,13 10,43 -2,96
17 Литва Евро (EUR) ЕЦБ 21,18 21,63 -2,12
18 Люксембург Евро (EUR) ЕЦБ 27,6 27,38 +0,8
19 Мальта Евро (EUR) ЕЦБ 4,29 4,35 -1,39
20 Молдова Молдавский лей () НБ Молдовы 2,79 3,02 -8,24
21 Нидерланды Евро (EUR) ЕЦБ 344,8 340,2 +1,34
22 Норвегия Норвежская крона (NOK) Норвежский банк 214,3 198 +7,61
23 Португалия Евро (EUR) ЕЦБ 92,99 96,83 -4,12
24 Польша Злотый (PLN) НБ Польши 90,8 102,2 -12,55
25 Румыния Румынский лей () НБ Румынии 58,5 65,54 -12,03
26 Россия Российский рубль (RUB) Банк России 253,9 287,5 -13,23
27 Словакия Евро (EUR) ЕЦБ 37,09 38,52 -3,85
28 Словения Евро (EUR) ЕЦБ 20,2 20,97 -3,46
29 Украина Гривна (UAH) НБУ 35,6 38,91 -9,29
30 Финляндия Евро (EUR) ЕЦБ 136,8 140,7 -2,85
31 Франция Евро (EUR) ЕЦБ 1334 1412 -5,84
32 Черногория Евро (EUR) ЕЦБ 1,62 1,95 -20,37
33 Чехия Чешская крона (CZK) НБ Чехии 83,62 83,93 -0,37
34 Хорватия Хорватская куна (HRK) Хорватский НБ 25,79 26,92 -4,38
35 Швеция Шведская крона (SEK) Банк Швеции 274,8 269,9 +1,79
36 Швейцария Швейцарский франк (CHF) НБ Швейцарии 223,5 222,1 +1,08
Океания
37 Австралия Австралийский доллар (AUD) РБ Австралии 461 484,9 -5,18
38 Новая Зеландия Новозеландский доллар (NZD) РБ НЗ 73,2 71,9 +1,78
Азия
39 Азербайджан Азербайджанский манат () ЦБ АР 9,85 10,4 -5,58
40 Армения Армянский драм (AMD) ЦБ Армении 2,53 2,91 -15,01
41 Вьетнам Вьетнамский донг (VND) ГБ Вьетнама 54,59 69,37 -27,07
42 Гонконг Гонконгский доллар (HKD) КДУГ 66,19 62,86 +5,04
43 Грузия Лари () НБ Грузии 4,26 4,85 -13,84
44 Израиль Шекель (ILS) Банк Израиля 92,82 102,1 -9,99
45 Индия Индийская рупия (INR) РБ Индии 544,4 725,0 -33,17
46 Индонезия Индонезийская рупия (IDR) Банк Индонезии 130,6 154,8 -18,52
47 Ирак Иракский динар (IQD) ЦБ Ирака 63,97 76,35 -19,35
48 Иран Иранский риал (IRR) ЦБ Ирана 77,22 86,26 -11,70
49 Казахстан Тенге () НБ РК 34,13 37,89 -11,01
50 Киргизия Сом (KGS) НБ КР 2,05 2,3 -12,19
51 Китай Китайский юань (CNY) НБ КНР 3312 3787 -14,34
52 Кувейт Кувейтский динар (KWD) ЦБ Кувейта 52,87 61,39 -16,11
53 Малайзия Малайзийский ринггит (MYR) БНМ 51,23 60,26 -17,62
54 ОАЭ Дирхам ОАЭ () ЦБ ОАЭ 83,44 112,4 -34,70
55 Пакистан Пакистанская рупия (PKR) ГБ Пакистана 45,64 59,28 -29,88
56 Республика Корея Южнокорейская вона (KRW) Банк Кореи 351,6 338 +3,87
57 Саудовская Аравия Саудовский риял (SAR) АДО СА 260 294,9 -13,42
58 Сингапур Сингапурский доллар (SGD) ДКУС 53,4 56,49 -5,78
59 Таджикистан Сомони (TJS) НБ Таджикистана 2,21 2,31 -4,52
60 Таиланд Тайский бат (THB) Банк Таиланда 82,00 107,00 -30,48
61 Туркмения Новый туркменский манат (TMT) ЦБ Туркмении 4,43 4,7 -6,09
62 Турция Турецкая лира (TRY) ЦБ ТР 173,9 190,4 -9,48
63 Узбекистан Узбекский сум (UZS) ЦБ РУ 20,11 19,92 +0,95
64 Филиппины Филиппинское песо (PHP) ЦБ Филиппин 44,74 53,55 -19,69
65 Шри-Ланка Шри-ланкийская рупия (LKR) ЦБ ШЛ 12,64 16,66 -31,80
66 Япония Японская йена (JPY) Банк Японии 1678 1888 -12,51
Северная Америка
67 Доминиканская Республика Доминиканское песо (DOP) ЦБ ДР 11,18 12,77 -14,22
68 Канада Канадский доллар (CAD) Банк Канады 623,7 657,4 -5,40
69 Куба Кубинское песо (CUP) ЦБ Кубы 52,36 60,57 -15,67
70 Мексика Мексиканское песо (MXN) Банк Мексики 292,8 314,9 -7,54
71 Панама Бальбоа (PAB) НБ Панамы 12,6 13,56 -7,61
72 США Доллар США (USD) ФРС 6028 6807 -12,92
Южная Америка
73 Аргентина Аргентинское песо (ARS) ЦБ АР 123,3 161,1 -30,65
74 Бразилия Бразильский реал (BRL) ЦБ Бразилии 618,8 779,5 -25,96
75 Чили Чилийское песо (CLP) ЦБ Чили 56,73 64,89 -14,38
Африка
76 Алжир Алжирский динар (DZD) Банк Алжира 52,08 70,74 -35,82
77 Египет Египетский фунт (EGP) ЦБ Египта 35,54 55,09 -55,00
78 Марокко Марокканский дирхам (MAD) Банк Марокко 26,63 30,71 -15,32
79 Нигерия Найра (NGN) ЦБ Нигерии 13,97 22,15 -58,55
80 Тунис Тунисский динар (TND) ЦБ Туниса 9,39 11,61 -23,64
81 ЮАР Рэнд (ZAR) ЮАРБ 92,38 103,3 -11,82

ТОП-10 стран с дефицитом бюджета

Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!

Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.

ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:

  1. Венесуэла -38,1.
  2. Бруней -21,6.
  3. Оман -13,0.
  4. Бахрейн -11,3.
  5. Алжир -10,6.
  6. Куба -10,1.
  7. Египет -9,8.
  8. Катар -8,1.
  9. Таиланд -8,0.
  10. Бразилия -7,8.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V

Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.

Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:

  • ;
  • Торговая стратегия Билла Вильямса или как за год увеличить торговый депозит в 20 раз?
  • Masterforex-V: Точки безошибочного для трейдера открытия сделок по форексу;
  • Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V;
  • Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии.

Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Госбюджет Украины

Государственный бюджет Украины, статистика за период 2008-2019 годов (данные единого портала бюджетной системы Украины): год / доходы в млрд. грн. / фактические расходы в млрд. грн. / дефицит или профицит в %

2008 — доходы 231,6 млрд. гривен / расходы — 241,4 млрд. = -4,23%

2009 — 209,7 / 242,4 = -15,59%;

2010 — 240,6 / 303,5 = -26,14%;

2011 — 314,6 / 333,4 = -5,97%;

2012 — 346,0 / 395,6 = -14,33%;

2013 — 339,1 / 403,4 = -19,96%;

2014 — 357,0 / 430,2 = -20,50%;

2015 — 534,6 / 576,9 = -7,91%;

2016 — 616,2 / 684,7 = -11,11%;

2017 — 793,2 / 839,2 = -5,79%;

2018 — 923,1 / 985,8 = -6,79%;

2019 — 998,2 / 1072,8 = -7,47%.

Структура доходов и расходов бюджета Украины на примере госбюджета 2019 года:

Основные доходы госбюджета Украины (в %):

80,12% — налоги;

11,46% — доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

4,62% — поступления от бюджетных учреждений.

Основные расходы госбюджета Украины (в %):

24,26% — межбюджетные трансферты;

20,38% — социальная сфера;

13,06% — безопасность, общественный порядок;

11,11% — обслуживание госдолга;

9,94% — оборона;

6,74% — экономика;

4,81% — образование;

3,59% — здравоохранение.

Пути расходования

Экономические отношения в вопросе распределения денежных ресурсов относятся к расходной части государственного бюджета и подразделяются по целевому, отраслевому и территориальному признаку. Отдельные статьи затрат обладают определенной количественной и качественной характеристикой. Последний показатель отражает экономическую природу расходов и направление использования. Количественная характеристика показывает размер требуемой суммы.

Функциональная классификация затрат принимается по предметному признаку, определяющему группу расходов:

  • расходы на развитие промышленно-производственной отрасли;
  • финансирование культурных и социальных мероприятий;
  • вклады в научные и оборонные комплексы;
  • содержание органов правопорядка, управленческих и властных структур;
  • затраты на ведение внешнеэкономической деятельности;
  • формирование резервных фондов;
  • решение вопросов по реструктуризации долга государства;
  • прочие выплаты и расходы.

Затраты классифицируются по функции в процессе воспроизводства, общественной значимости, распределяются по производственным отраслям, целевому назначению. Производственные расходы делятся на затраты, которые поступают на развитие и те, что содержат непроизводственную сферу. Экономическая классификация отражает функции федерации по решению оборонных, социальных или экономических вопросов.

Бюджетные расходы разделяются в зависимости от их влияния на процесс воспроизводства. Текущие расходы подразумевают предоставление средств юридическим формированиям на содержание и потребности. Затраты включают обслуживание социальной инфраструктуры, отраслей хозяйствования, субсидирование нижестоящих властных структур, закупки товаров военного характера и др.

Капитальные расходы являют собой финансовые траты на развитие основного капитала и прирост накоплений. Сюда входят инвестиции в долгосрочные проекты хозяйствования, развитие отраслей промышленности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: