Восточный и западный типы культуры

Восточный и западный типы культуры

Слайд 2 ВВЕДЕНИЕРазделение культур на западные и восточные подразумевает

населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов

и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы. Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.
Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.
Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

Введение

Культурологические исследования всегда имеют определенную
практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в
настоящем, определить тенденции развития современного общества

В этом смысле
особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении
Западной и Восточной культур и цивилизаций. Этим определяется актуальность
выбранной темы реферата

Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные
понятия. Запад — особый тип цивилизационного и культурного развития, который
сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать
техногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий,
благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-технические
революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе
производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западному
типу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционного
общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии,
Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями
мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация
на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося
образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков — высшая
ценность.

Цель реферата — рассмотреть и сравнить восточный и
западный типы культур.

Задачи: раскрыть особенности восточного и западного
типов культуры и выделить общие черты.

Западный тип культуры

Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая
традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней)
развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха
и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох
такова:

классическая эллинская культура;

эллинистически-римская ступень;

романо-германская культура христианского средневековья;

новоевропейская культура.

Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой
классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной
культуры римлян и германцев, а затем — и всей романо-германской Европы. У
Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные
цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для
Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам
Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют
вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за
которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха
нового времени.

Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех обществ и культур
европейской (западной) цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с
нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство, общество,
государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного,
самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои «труды и
дни», свою деятельность и общение человека. Человека-общества,
человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности,
свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говорит
М.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути,
пройденные европейской духовной культурой, «Одиссея» Гомера и
«Улисс» Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру
вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное
личностное мировоззрение.

Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне
ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в
указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма
познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования
западной культурной традиции. Грань между «софийной» и
«сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношении
специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень
часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой
в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической
областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

от середины I тыс. до н.э. н
до XVII в.;

период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина:
период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).

С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской
культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом
случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной,
греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре
Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет
новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют
культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца
XVIII — начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры
совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в
Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое
формации общества (капитализма).

Вторая половина XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но
совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и
общественных сферах западной техногенной цивилизации — несмотря на постоянный
поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов —
стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата
ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге
современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы
«Заката Европы», то в оптимистических и одновременно явно
евроцентристских тонах.

Список литературы

1.      Борев
В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса.
— М., 1988.

2.      Гуревич
П.С. Культурология. — М., 1996.

3.      История
мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4.      Кальянов
А.В. Деление культур на «восточные» и «западные»: Научная
конференция студентов, аспирантов и преподавателей «Диалог цивилизаций:
история, современность и перспективы». Секция социологии. Российский
университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. — Москва.
— 18 февраля 2002 г.

5.      Лавриненко
В.Н. Философия: Учебник. — М., 2002.

6.      Маркарян
Э.С. О концепции локальных цивилизаций. — Ереван, 1962.

7.      Немировская
Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. — М.: РосНОУ, 1998.

Восток в западном искусстве

Со временем японская культура и традиционное искусство превратились в источник вдохновения и новых идей для художников и поэтов. В Серебряном веке мыслители и деятели искусства искали новые направления, стремясь найти идеи, которые позволили бы иначе взглянуть на собственный мир.

В конце XIX века японское влияние уже очень заметно — появляются специализированные и рассчитанные на широкие массы публикации, посвященные Стране восходящего солнца. В Париже и Лондоне на выставках европейская публика знакомится с предметами японского искусства. В Санкт-Петербурге и Москве проходят выставки вещей, привезённых морским офицером Сергеем Китаевым.

Увлечение Японией прослеживается в поэзии Николая Гумилева, Валерия Брюсова, Мстислава Добужинского. В первые два десятилетия XX века авторы начали осваивать классические японские поэтические жанры, создавая на русском языке их подобия. Восточная живопись оказала влияние на импрессионистов и постимпрессионистов; дзэнские темы искусствоведы обнаруживают в работах Матисса и Ван-Гога, который коллекционировал восточные гравюры; японские мотивы отмечают в творчестве Игоря Грабаря, Николая Рериха.

Дзэн — направление буддизма, в основе которого лежат мистическое созерцание и учение о просветлении.

В случае с Рерихом речь шла уже не о подражании формам, а о стремлении проникнуться культурой буддизма, даосизма, дзен-буддизма. Учение Рериха — оккультное и теософское, однако его общегуманистические воззрения заслуживают внимания: знание и гармония должны соединяться в общей эволюции человечества. Идеи о планетарной цивилизации, высказанные космистами ещё сто лет назад, выглядят в наш век достаточно актуальными.

Мода на лаковые шкатулки

То, как происходит первое увлечение другой культурой — через безделушки и образы, в смысл которых пока не вдаются — хорошо показывает история «открытия» Японии.

Запад обратил внимание на Японию в середине XIX века, но на тот момент для него были характерны колониальные настроения, так что японская цивилизация рассматривалась как слаборазвитая и примитивная. Что интересно, у японцев, которые долго существовали в изоляции, было сходное отношение к «гайдзинам», которые считали «красноволосыми варварами». . Страна открылась для иностранной торговли в 1854 году, когда американский коммодор Мэтью Перри отправился в туда для налаживания дипломатических связей. 

Страна открылась для иностранной торговли в 1854 году, когда американский коммодор Мэтью Перри отправился в туда для налаживания дипломатических связей. 

Так закончился японский изоляционизм, а между дальневосточным островом и западным миром установились торговые отношения. На запад стали поступать предметы декоративно-прикладного искусства: шёлк, веера, гравюры, фарфор, лаковые шкатулки. Всё японское рассматривалось в это время как экзотическое.

Речь шла скорее о восхищении причудливым и диковинным, чем прекрасным — такова первая реакция европейца на мир, обнаруженный на Дальнем Востоке. Сходные переживания могли испытывать средневековые люди, увидевшие диковинки, привезённые из крестовых походов: нечто причудливое, интересное, экзотическое, вызывающее желание скорее удивляться, чем восхищаться и вникать.

Затем этнографический интерес уступил место моде на восточное. Сперва коллекционированием занимались эстеты и денди, которым доставляло удовольствие обладать чем-то недоступным для простых смертных. Братья Гонкуры украшали свой литературный салон шёлком и изделиями из японского красного мрамора, восточным искусством заинтересовались Эмиль Галле, Ренуар, Уистлер.

В России массовый интерес к культуре и искусству Японии начал формироваться в ходе русско-японской войны. Япония была предметом модного увлечения невзирая на конфликт — возможно, потому что интерес был сформирован ещё до его начала. В результате в сознании обывателя уживались представление о Японии как источнике угрозы и романтический миф о ней. Бытовое, поверхностное увлечение Востоком со временем превратилось в примету дурного вкуса.

Вот так Андрей Белый описывал комнаты Софьи Петровны Лихутиной (офрография авторская):

Это может быть интересно


Про глобализацию

Ироничность описания указывает, что «японизм» (также в ходу было чудесное слово «жапанизм») стал модным течением, основанным, в первую очередь, на коллекционировании вещиц. Так лаковые шкатулки и бамбуковая мебель стали обыденными приметами жизни западной буржуазии и обеспеченной публики в России.

Культура Востока и бунтующая молодёжь

В середине ХХ века дзэн активно влиял на умы творческой интеллигенции и писателей «потерянного поколения», молодых и дерзких. Дзэнские идеи можно встретить у Германа Гессе, Сэлинджера, Керуака.

На фоне волны популярности нью-эйджа и растущего конфликта поколений в 60-х годах нарастал и интерес к восточной философии. Молодёжь начала бунтовать прежде невиданным способом — духовным. Само собой, они выдвигали социальные требования, просили прекращения войны во Вьетнаме и поджигали бюстгалтеры, однако в основе этого лежало глобальное недовольство культурой и желание «духовного освобождения».

Новый западный субъект, оглядываясь назад, видел в истории своего века ужасные войны и тоталитарные структуры, в основу которых лёг механицизм Просвещения. В восточной философии и культуре он искал то, чего не хватало в западном мире — растворение в природе, гармонию, возможность признать истины относительными, а собственное эго — не абсолютным.

Как и протестные движения, интерес к Востоку стал уделом масс, захватывая университеты и широкие слои молодёжи.

Само собой, образ «несущего свободу» Востока, который существовал в умах писателей-битников и посетителей Вудстока, сильно отличался от сложного комплекса установок и традиций реальных восточных культур. Совершив своего рода апроприацию, западная молодёжь долго была не готова готова признать, что для Востока бунтующие наследники Фауста всё равно будут чужаками. Вооружившись фразами из «Дао де дзин», они во многом остались такими же «западными варварами», только «под кайфом и в смятении». В этом смысле американские длинноволосые гуру с непальскими чётками не так уж далеко ушли от Софьи Лопухиной, которая щеголяла в кимоно, забавляя Андрея Белого.

Проповедуя этику недеяния и ненасилия, но не усвоив восточного созидательного трудолюбия, «дети цветов» вскоре ушли в тень. После такого разочарования молодёжная культура последующих десятилетий стала куда более депрессивной — панк 70-х с его агрессией, гранж 90-х, воспевающий мрачного подростка, который больше никому не верит.

Это может быть интересно


Образование в современной Японии: как всё устроено?

Тем не менее, благодаря «молодёжной революции» интерес к Востоку стал пусть и не глубоким, но по-настоящему массовым. После того, как множество людей искало там ответы и вдохновлялось произведениями искусства, вернуться к представлению о том, что Европа возвышается среди варварских стран единственным оплотом культуры, стало невозможно. 

После уголков редкостей и «бремени белого человека» Запад стал пытаться узнать у соседей по планете что-то важное для себя — пусть даже порой эти попытки были наивны, как раж любого новообращённого

Слайд 4 ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ У ЕВРОПЕЙЦЕВ И ЧЕЛОВЕКА ВОСТОКА Второй важной

связи с природой.
Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было

утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями, еще бы — природа ведь «не храм, а мастерская», как выражался Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети».
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.

Слайд 5 ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Третьей особенностью Востока является приверженность

Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке.

И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то, что же тогда нельзя выносить?!». Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».

Особое значение музыки и танца в африканской культуре

Как уже было отмечено выше музыка и танцы занимают особое место в африканской культуре. Музыка африканской культуры включила в себя музыку таких стран как Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда. Музыка является необъемлемой частью различных церемоний, ритуалов, обрядов и обыденной жизни. Музыкальное искусство Восточной Африки сформировалось благодаря контактам с различными культурами как Африки, так и Греции, и Индии. Для африканской культуры характерны в основном групповые танцы. В Западной Африке музыка нужна для осуществления практических задач. Люди считают, что по средствам музыки можно общаться с духами и силами природы, поэтому все напевы и мотивы имеют сакральное назначение.

Без музыки невозможно представить себе ни один семейный или общественный праздник в Африке. Особое положение в жизни африканца имеет погребальный обряд, он длится на протяжении нескольких месяцев, в этот период посредством использования барабанов, различных погремушек и дудок родственники покойного изгоняют из дома злых духов.

Определенные песни и танцы характерны и для обряда инициации. Часто во время этого действия люди надевают маски. Так же музыка является неотъемлемой частью коллективного труда.

Многие танцы африканцев направлены на воздействие на духов природы. Люди стараются в танце повторить повадки животных.

Все африканские культуры весьма разнообразны, создать их типологию весьма сложно, так как их развитие находятся в постоянной динамике.

Слайд 6 ИСТОРИЯ ЭТИКЕТАСамо понятие «этикет» настолько давнее, что очень

средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в

себя культуру Запада и Востока.Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток — это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний. А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Вот лишь некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях…» Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.
В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она — самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Различие между западными и восточными культурами на примере африканской культуры

Невооруженным взглядом видно, что культуры Европы и Азии, Африки и Востока сильно разнятся между собой. Африка имеет достаточно печальную историю, именно оттуда впервые стали увозить чернокожих людей в рабство в разные части света. Государства, которые располагались на этом континенте были отделены друг от друга различными природными барьерами: пустынями, горами, саваннами, джунглями. Еще до недавнего времени Африка в большей степени ассоциировалась с неграми, которых захватили в рабство. Другие ассоциации с этим континентом связаны с тропическими лесами и песчаными пустынями Сахары.

В конце концов Африке удалось освободиться от господства Запада. На африканском континенте так же стали появляться свои философы, поэты, деятели искусства, которые прославляли свою родину, говорили об ее большом культурном потенциале.

Восток и Запад представляют собой разные миры, и они вряд ли когда-нибудь сольются вместе. В сознании людей прочно укоренилось понятие того, что Восток сильно отличается от Запада. В чем же конкретно заключаются эти различия?

Во-первых, западная и восточная культуры отличаются по национальному духу. Ученые предполагали, что представители Запада имеют иной психологический склад нежели представители африканской культуры. На основе этого стала скалываться концепция негритюда — культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.

Одним из основоположников этой концепции был французский и сенегальский политик, поэт и философ Леопольд Седар Сенгор. В своих рассуждениях Сенгор развивал идеи о том, что негр в первую очередь является ребенком природы. Независимо от своего рода занятий, каждый негр имеет связь с природой. Он имеет доверительные отношения со всеми проявлениями природы. Для представителя африканской культуры большую роль играют следующие показатели: форма, цвет, звук, запах, тактильные ощущения. Об этом упоминает в своем произведении французский писатель, поэт и общественный деятель Эме Сезер:

В данном случае поэт так же противопоставляет африканца и европейца, слова «изобрел», «открыл», «покорил» относятся именно к представителям западной культуры.

Как считал Сенгор главное отличие африканцев от европейцев заключается в их чувственном восприятии мира.

Для европейца характерны:

  • разум
  • расчет
  • потребление
  • земное
  • плотское

Для африканца характерны:

  • ритм
  • слияние
  • уподобление
  • возвышенное
  • духовное

Замечание 1

Именно отношение к внешнему миру различает европейцев и африканцев.

Европеец, начиная с античных времен представлял себя как деятельного человека, он отделял себя от окружающего мира. Все окружающие предметы он безжалостно познает и анализирует. Все что европеец сумел познать, он использует для своих практических целей. С точки зрения африканца европеец не имеет благоговейного отношения к жизни.

Африканцы же в свою очередь не отделяют себя от окружающего мира. Они не стараются проанализировать все то, что их окружает.

Еще одной отличительной чертой людей негритянской расы является их физиологическая чувствительность. Негр легко подвергается воздействию, например, ритма барабана. Ему для того чтобы понять, что он существует вовсе не нужны слова. Он легко может вжиться в «другого», для этого ему не обязательно о нем рассуждать. Танец занимает большое место в жизни африканских племен, при чем танцуют они чаще всего кого-то. Для африканца танцевать значит существовать.

Французский философ Ж.П. Сартс определял эмоциональное восприятие африканца как взволнованное отношение к миру. Для африканцев в процессе их межличностных контактов весьма распространены литания (приветствия в форме причитаний), к примеру, они могут использоваться в тех случаях, когда два друга или родственника не виделись длительное время, большое значение при этом имеет ритм и эмоциональность. Ритм природы не отделим от африканца. Он старается подстроить свое существование под этот ритм.

Своеобразие культур Запада и Востока

Запад развивается рывками, тогда как для Востока характерно устойчивое историческое развитие.
Западной культуре свойствен динамичный образ жизни, когда на месте предыдущей разрушенной системы ценностей возникает другая. На Востоке культура устойчива, незыблема, а новые ценности органично вплетаются в уже существующие.

В религиозном отношении на Западе главной является христианство, а на Востоке сосуществуют мусульманство, буддизм, синтоизм, конфуцианство и христианство.

Запад отличается расшатыванием традиций, стремлением к материальному благополучию, тогда как на Востоке традиции свято чтут и сохраняют, а человеку присущ аскетизм.

Запад познает мир рационально (холодная логика западной науки), а Восток – иррационально: мысль образна и поэтична, роль церемонии велика, отдается предпочтение условности, символизации, ритуализации.

В западном искусстве много разных течений и стилей. Художественные формы, виды и жанры разграничены, тогда как в восточном они синтезированы и перетекают друг в друга.

Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.

Западный человек стоит над природой: он потребитель, считая себя ее хозяином, тогда как Восток слит с ней.
Западный тип личности отличается активностью, волевыми качествами, утилитаризмом и индивидуализмом, восточный – самосовершенствованием, спокойствием, созерцательностью.

Замечание 2

Процессы глобализации современного общества коснулись и восточной культуры, но она взяла из нее только те формы жизни, которые не противоречат их социально-политическим, экономическим и культурным установкам.

Сегодня признается, что Восток и Запад шли уникальными путями в своем духовном развитии. Нельзя одну культуру ставить выше или ниже другой. Обе эти культуры дополняют и обогащают мировую. Так, Запад повлиял, прежде всего, в технике и способе организации как экономической, так и политической сферах жизни. Восточное влияние ощущается в духовной жизни. Сегодня весь мир интересуется восточной философией, медициной, религией, этикой.

Психоанализ и дзэн

Ещё по этой теме


Think different: формальное и диалектическое мышление

Раз уж речь зашла о духовном, нельзя не упомянуть то, как восточные духовные системы повлияли на психоанализ и исследование личности. В обоих случаях речь идет о познании себя, желании постичь человеческую природу и психику, осознать свою связь с миром и другими людьми, так что такое сближение неудивительно.

В работе Карла Густава Юнга «Психологические типы» есть отсылки к брахманской философии, цитаты из Бхагавадгиты и Упанишад и Атхарвавед. В предисловии к работе Д. Т. Судзуки «Великое освобождение. Введение в дзен-буддизм» он сформулировал свои преставления о бессознательном в соотнесении с буддийским принципом несуществования личности. Нельзя сказать, что Юнг стремился к тому, чтобы найти единую истину в каком-то учении Востока. Его метод скорее компаративистский, и состоит в том, чтобы найти общие и схожие черты в разных направлениях человеческой мысли, увидеть, как явления проявляют себя в схожих символах различных культур.

Философ и психолог Эрих Фромм обратился к дзен-буддизму, предполагая, что тот, как и психоанализ, даёт возможность приблизиться к состоянию сознания, в котором внешняя и внутренняя реальность оказываются в единении. Фромм понимает под бессознательным не только подавленные переживания, но также источник творческих ресурсов и воображения. Его интересовал опыт слияния с объектом восприятия в процессе постижения.

Фромм изложил свои взгляды в работе «Психоанализ и дзен-буддизм», в которой просветление понимается как преодоление вытеснения.

Можно сказать, что западный человек в ХХ столетии существовал в состоянии постоянного духовного кризиса, и вдохновлённый восточной философией психоанализ выступил в качестве одного из инструментов борьбы с этим кризисом.

Слайд 3 ПРОТИВОРЕЧИЯ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность,

Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия «варваров» (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования… И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,’ и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми

Заключение

Проблема диалога восточной и западной культурзанимала
многих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросе
восприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток — иррационален. На
вопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. Для
Востока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада — мир явлений.
Кто есть Бог? Для Востока — Он внутри мира и самого человека. Для Запада — Бог
вне мира и человека. Для Востока человек — интроверт (т.е. погруженный во
внутреннее переживание). Для Запада он — экстраверт, ориентирован на внешнюю
среду.

На основе научного анализа сакральных текстов восточной
культуры, научных исследован6ий, этнографических материалов, повествующих об
истории народов, можно сделать вывод о том, что каждая культура обусловлена
исторически, своим культурным ареалом.

Западная и восточная культуры кардинально различны. Но это
не значит, что они непримиримы. Напротив, они нуждаются и всегда нуждались друг
в друге. Восточная культура при всей своей духовной развитости и психологической
глубине нуждается в западной цивилизации, науке, технике, промышленности. Западная
культура также нуждается в восточной духовности и психологическом опыте. Западная
и восточная культуры, несомненно, существенно дополняют и обогащают друг друга.
Их существование в одном мире современной цивилизации объективно необходимо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: