Проводящие пути среднего мозга

Анатомия: проекционные волокна. пирамидный путь, tractus corticospinalis (pyramidalis).

Астеноневротический

Такая акцентуация заметна с рождения. Больше других походит на патологию. Ребенок страдает беспокойным сном и кошмарами, непроизвольным мочеиспусканием, плохим аппетитом. Он пуглив и плаксив. Склонен к быстрому утомлению, раздражительности, надумыванию болезней.

При этом исполнителен, аккуратен и послушен. Ему быстро надоедает компания сверстников. С родителями в открытую «войну» не вступает, но таит обиду. Такой тип развивается на фоне эмоциональной холодности родителей или при чрезмерной опеке. Страхи сопряжены со здоровьем.

Критичные ситуации

Соревнование, соперничество, высокие нагрузки (физические и психические), конфликт, активное общение, принятие волевых решений, смена привычного образа жизни, критика (особенно некорректная).

Рекомендации родителям

Важно исключить давление и критику, создавать ситуации успеха. Начинать беседу стоит с шутки, приятного воспоминания (чтобы переключиться с обид)

Нельзя обижать ребенка или остальных членов семьи и обижаться друг на друга. Нужно изменить установку ребенка на представление о том, что мир хороший.

Истероидный

Такие подростки любят быть в центре внимания. Им нужно восхищение. Это весьма эгоцентричные личности. Если они не могут добиться положительного отношения, то добиваются отрицательного.

Единственное, что губительно для истероидов – равнодушие. Они прекрасные актеры, лжецы, фантазеры. Как правило, не способны на глубокие чувства, но могут их сыграть. Всегда добиваются желаемого. Могут быть организаторами и лидерами.

Опасности

Для привлечения внимания могут совершить суицид, заболеть, уйти в странную группировку, убежать из дома. Возникает такой тип на фоне вседозволенности. Опасен истерическими психозами.

Критичные ситуации

Игнорирование их личности, одиночество, ограничения в самовыражении, инструкции к заданиям, невыгодное положение, нелюбовь и непризнание другими, размеренная однотипная жизнь и работа.

Рекомендации родителям

Важно преподнести подростку его демонстративность как доминирующую черту. Для этого нужно совместно разобраться в мотивах и причинах поступков ребенка, а после научить более корректному способу удовлетворения своих желаний

Полезно смотреть фильмы и читать литературу, где главный герой обладает такой акцентуацией. Направить энергию в нужное русло можно с помощью общественных мероприятий (например, организация дискотек в школе). Для преодоления эгоцентризма нужно поощрять малейшие потуги подростка в сторону других людей: рассказы о чужих достижениях, жизнях.

Провоцирующие факторы

Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.

Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
Нехватка родительского внимания, их опеки

Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.

К общим факторам относят:

  • невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
  • отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
  • наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
  • отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
  • генетическая предрасположенность

Как определить восприятие ребенка – аудиал визуал или кинестетик

До начала учебы важно определить кто ребенок: аудиал, визуал или кинестетик

Обратите внимание на то, каким образом работает у малыша кратковременная память

Если для запоминания необходимы наглядные пособия в виде картинок и иллюстраций, то ребенок визуал. Такой малыш часто употребляет выражения, которые характеризуют процесс зрения (я вижу, не хочу этого видеть, как это выглядит).

Аудиал, чтобы усвоить информацию, должен услышать. Речевые обороты этого типа связаны со слухом (я слышал, слушаю, не хочу слышать об этом).

Кинестетик воспринимает окружающий мир только через практику. Основными органами познания для него обоняние, осязание и чувствительность кожи. В речи малыша присутствует оборот: чувствую, это отражает действительное состояние ребенка.

Дискрет или дигитал – это еще один тип, который усваивает информацию с помощью логических суждений

Только осознание целесообразности действия или предмета для такого представителя важно

Чтобы наверняка определить способ мировосприятия ребенка, психологи рекомендуют:

  • Внимательно наблюдать за речью и жестами малыша.
  • Пройти с ребенком психологический тест по методике С.Ефимцева.
  • Определить, что ребенок запоминает лучше (логические умозаключения, образы, звуки или ощущения).

Для каждого типа восприятия существует свой канал поступления информации, который следует использовать в первую очередь. Приведенные три способа позволяют получить достоверные сведения о ведущем канале.

Принцип метода оптической когерентной томографии

Принцип метода близок к таковому при ультразвуковой диагностике, когда ткани исследуются при помощи отраженного звукового сигнала. ОКТ основана на свойствах отличных по плотности тканей по-разному отражать направленный на них световой сигнал.

При ОКТ для сканирования используется инфракрасное излучение с длиной волны 820 нм. Световой пучок когерентного инфракрасного диапазона фокусируется на ткани-мишени, частично рассеивается и частично отражается от внутренних микроструктур. Отраженный сигнал достигает принимающего устройства, подвергается компьютерной обработке и результат выводится на экран компьютера в виде цветного изображения. Вся полученная при исследовании информация сохраняется в виде графических файлов – изображений в базе данных.

Плотность тканей на томограмме для улучшения восприятия трансформируют в цветное изображение с разными оттенками, отражающими свойства тканей. Для этого принята специальная цветовая шкала, где прозрачные для светового луча среды обозначаются черным цветом, более плотным структурам – соответствуют красные и белые тона.

Полученная при исследовании картина обладает очень высокой четкостью, метод многократно расширяет диагностические возможности офтальмолога.

Кинестеки – чувствуют мир

Кинестетики информацию об окружающем пространстве получают с помощью прикосновений, вкусовых ощущений и запахов. Чтобы понять природу вещи такому ребенку необходимо ее обязательно потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Эти малыши настоящие гурманы, для них важна вкусная пища и удобная одежда. Красивое платье не вызовет восхищения, если ткань неприятная к телу или колет и жмет.

Правила воспитания детей кинестетиков

Обучение ребенка кинестетика базируется на практическом опыте. Малыш полноценно усвоит информацию только в случае, если попытается сделать то, о чем рассказали. Для получения сведений о предмете малышу потребуется достаточно времени, ведь он не воспринимает информацию на лету.

Ощущения кинестета играют ведущую роль в запоминании.

Как определить психотип человека?

Швейцарец К. Г. Юнг стал первым создателем классификации психотипов, которая положила начало науке о личности – соционике. Взаимодействие личности в социуме основывается на теориях других учений о поведении человека.

Всего учёный выделил восемь типажей. Соционика определила 16 типов, взяв за основу два направления личности: интроверты и экстраверты. Первые имеют следующие названия и характеристики:

️ Логико-интуитивный. Не любит пустые разговоры, общается, по сути. Для ответов на вопросы пользуется логикой или интуицией.

️ Интуитивно-логический. Осторожен в решениях, взвешивая «за» и «против», не рискует. Любит комфорт и спокойствие во всём.

️ Логико-сенсорный. Педант и реалист.

️ Сенсорно-логический. Пунктуален, честен, чувствителен.

️ Этико-интуитивный. Хороший друг, который сопереживает и даст совет, имеет качества воспитателя.

️ Интуитивно-этический. Чувствует людей, может расположить к себе. Любит хорошо выглядеть и отдыхать.

️ Этико-сенсорный. Не пускает посторонних людей к себе в душу, постоит за семью.

️ Сенсорно-этический

Спокойно переносит рутину, не конфликтует, ценит внимание и заботу

Второе направление имеет те же названия, но с уклоном экстраверсии.

️ Логико-интуитивный. Трезво оценивает обстоятельства, что не мешает риску. Способен не поддаваться на провокации, точно следуя своей цели.

️ Интуитивно-логический. Не любит однообразие, кипит новыми идеями, воплощая их в жизнь.

️ Логико-сенсорный. Заботлив и общителен с близкими, иногда бывает упрямым. Возможно, это помогает всегда завершать начатое.

️ Сенсорно-логический. Прирождённый победитель любой ценой. Склонен подчинять.

️ Этико-интуитивный. Эмоциональная и настойчивая личность, всё просчитывает наперёд.

️ Интуитивно-этический. Благодаря наблюдательности, чувствует настроение людей. Поддержит в трудную минуту.

️ Этико-сенсорный. Обладает влиянием на людей, но способен и на самопожертвование.

️ Сенсорно-этический. Умея манипулировать людьми, сам скрывает свою истинную натуру, чтобы это не использовалось против него же.

Приведённые характеристики очень актуальны в наше время, они помогают выявлять проблемы социума.

Из чего состоит проводниковая часть органов чувств?

Кондуктор (проводящие пути — проводниковая часть) – последовательность нейронов и их отростков, передающих чувствительную информацию. Обычно она трехнейронная:

  1. Тело I нейрона — в чувствительных узлах ЧН (У I и II пары ЧН — чувствительных узлов нет). I и II пара ЧН передают импульсы по зрительным + обонятельным нервам, они ложные. Нейроны псевдоуниполярные, чувствительные. Но у VIII пары (спиральный нервный узел) — нейроны биполярные. Чувствительный нейрон имеет отросток, доходящий до рецептора.
  2. Тела II нейронов — в чувствительных ядрах ЧН. Исключение – I и II пары (не содержат чувствительных ядер). Аксоны II нейронов — ч/з ствол ГМ => перекрест => тела III нейронов.
  3. Тела III нейронов — в подкорковых центрах. Аксоны III нейронов идут к коре. Это последнее место переключения + здесь идет предварительный анализ. Здесь могут замкнуться некоторые тракты.

Кто это такой

Основная масса людей познаёт окружающую среду через глаза. Именно благодаря зрению человеческий мозг усваивает около 90% информации.

Люди, привыкшие воспринимать поэтические художественные образы окружающего простора, остро реагируют на любой непорядок, грязь, их невероятно огорчают и ввергают в уныние всевозможные диспропорции.

Человек визуал характеризуется выраженной мимикой и живой жестикуляцией. Он словно прорисовывает образы в пространстве, таким образом, передавая информацию. Речь характеризуется быстротой, громкостью и пестрит визуальными фразами: «освящать тему», «яркое настроение», «образно выражаясь», «блестящий результат», «палитра чувств».

Такие индивиды лучше усваивают информацию, данные, знания посредством гистограмм, схем, изображений, чертежей, графиков. Школьники-визуалы хорошо воспринимают то, что написано в учебниках либо нарисовано на доске. У них преобладает визуальная память. Именно фиксированием на деталях психотип визуал отличается от иных психологических типов.

Помимо того, лицам, живущим зрительными образами, свойственно умение хорошо ориентироваться на местности, им не составит труда добраться до назначенного пункта по маршруту, составленному навигатором. Их не страшит новая обстановка.

Люди рассматриваемого психотипа уделяют отдельное внимание зрительному взаимодействию. По причине невозможности зрительного контакта, им не нравятся длительные телефонные беседы

Также они весьма щепетильны в отношении внешности, внешнего облика, как собственного, так и посторонних людей. Поэтому визуалисты всегда предпочтут изящные, подчёркивающие фигуру наряды удобной одежде. В обтягивающем убранстве, в котором вздохнуть тяжело, они будут ощущать себя комфортнее, нежели в свободном балахоне.

Люди данного психотипа ходят с приподнятой головой, прямой спиной. Дыхание их поверхностное грудное. По конституции их можно отнести к эктоморфам.

Этим личностям жизненно важны свежие веяния, восприятие нового, поэтому их часто можно встретить в галереях, театрах, музеях. Они обожают читать.

Как найти подход к ребенку аудиалу

Как показала практика, аудиалам сложнее воспринимать современный мир, чем, например, визуалам.

В школах многие образовательные программы в большей степени ориентированы на визуальное восприятие, поэтому ребенок, воспринимающий информацию на слух, сталкивается с определенными трудностями. Чтобы аудиалу было проще понять материал одновременно со сверстниками, к нему нужен определенный подход в обучении.

Ребенок не воспринимает наставления преподавателя, если он занят изучением материала. Аудиал полностью погружается в процесс, шевелит губами, постоянно что-то бормочет. Только так он гарантированно сможет все усвоить

При разговоре с ним важно следить за своей артикуляцией и поведением во время беседы — четко проговаривать информацию с определенной интонацией, повышать голос на особо важных моментах, делать паузы, когда это нужно

Если ребенок нарушает дисциплину, сначала следует привлечь его внимание голосом. И только после того, как вы убедились, что он обратил на вас внимание, сделать ему замечание

При этом быстрее привлечь внимание удастся каким-то нестандартным звуком, а не просто повышением голоса.

Если в процессе беседы с аудиалом прикасаться к нему или слишком пристально смотреть, он просто выключится из диалога, так как его внимание будет все время переключаться на прикосновения. В попытках распознать жесты, он перестанет слушать собеседника

Ребенок лучше выражает свои мысли словами, нежели с помощью каких-то других инструментов типа рисунков или моделирования. Это следует учитывать педагогам, поскольку ребенок рискует нахватать плохих оценок за некачественное выполнение или вообще отказ от выполнения творческих заданий.

Чтобы хорошо выполнить домашнее задание, для школьника-аудиала необходимо обеспечить полную тишину

Любые посторонние звуки переключат внимание, вернуться к выполнению домашнего задания ему будет довольно сложно. Не стоит отвлекать ребенка вопросами, которые не касаются уроков

Если, выполняя домашнее задание, он сам не попросит помощи, не надо проявлять инициативу и вмешиваться в процесс подготовки уроков.

У ребенка-аудиала отлично складываются отношения с математическими предметами. Они умеют логически мыслить, разбираться в алгоритмах и даже применять их на практике. Если вдруг у ребенка возникли какие-то сложности с пониманием, помочь ему можно только объяснением

При этом важно не забывать об интонации и голосовых акцентах

Если с заучиванием стихов у аудиала проблем не возникает никогда, то проблем с почерком и рисованием ему трудно избежать: такова их природа — визуальный канал восприятия у аудиалов развит хуже, чем слуховой. Отнеситесь с пониманием к этому, не ругайте ребенка.

У аудиалов никогда не возникает проблем с занятиями музыкой и изучением иностранных языков. Не секрет, что среди современных музыкантов немало аудиалов. Пусть ребенок занимается вокалом, играет на инструментах, сочиняет музыку… Такие занятия не только доставят ему большое удовольствие, но и принесут огромную пользу. Вы увидите, что и музыкой, и языками ребенок займется с радостью, без лишних уговоров и наставлений.

Эпилептоидный радикал

Нервная система таких людей ослаблена. Агрессия и напряжение, которые накапливаются, не находят выхода длительное время, и в один «прекрасный» момент эпилептоид срывается на окружающих.

Агрессия может быть как вербальной, так и физической. Физические и психологические нагрузки плохо сказываются на состоянии данного психотипа личности. Внешние признаки усталости — раздражительность и агрессия. После выплеска эмоций наступает состояние безразличия, которое порождает чувство тревоги.

Эпилептоидный радикал легко прощает себя за то, что причинил кому-нибудь моральное или физическое увечье. Чувствует себя сильным рядом со слабым и слабым рядом с сильным.

Строение зрительного пути

Начало зрительного пути относится к сетчатке глаза. Нервными клетками, здесь выступают фоторецепторы — палочки и колбочки, способные посредством сложных химических реакций переводить световые сигналы в формат нервных импульсов. Эти импульсы далее поступают к биполярным и ганглиозным клеткам сетчатки — второму и третьему звеньям зрительного пути.

Ганглиозные клетки имеют длинные отростки — аксоны, занимающиеся сбором информации со всей поверхности сетчатой оболочки. Далее, миллион имеющихся аксонов объединяется вместе, формируя зрительный нерв.

Группы аксонов зрительного нерва, располагаются строго упорядочено. Особая роль здесь принадлежит, так называемому папилло-макулярному пучку, который несет сигналы от макулярной зоны сетчатки. Изначально данный пучок пролегает в снаружи зрительного нерва, постепенно смещаясь к его центральной части.

В череп зрительный нерв входит через зрительный канал, пролегая над турецким седлом, здесь возникает перекрещивание нервных волокон двух зрительных нервов, с образованием, так называемой хиазмы. Хиазма характеризуется частичным перекрестом нервных волокон, которые идут от внутренних половин сетчатой оболочки, включая часть папилло-макулярного пучка. При выходе их на противоположную половину, происходит слияние с волокнами, несущими информацию наружных половин сетчатой оболочки другого глаза, с образованием зрительных трактов. Снаружи хиазма ограничивается внутренними сонными артериями. Особенность местоположения хиазмы и перекрестья нервных волокон является причиной характерных выпадений половин поля зрения (наружных и внутренних), при поражениях турецкого седла либо внутренних сонных артерий, которые принято называть битемпоральными или биназальными гемианопсиями.

При следовании далее, зрительные тракты обходят ножки мозга и заканчиваются в задней части зрительного бугра — наружном коленчатом теле и переднем четверохолмии. Задачи первичного зрительного центра, в наружном коленчатом теле, при этом, выполняют нервные клетки. Возникающее здесь первичное, не осознанное еще ощущение света, необходимо для рефлекторных реакций, к примеру, поворотов головы в сторону внезапной вспышки света.

Специфические группы клеток наружного коленчатого тела формируют зрительную лучистость, далее несущую информацию клеткам коры головного мозга. Зона коры головного мозга, отвечающая за зрение, локализуется в птичьей (шпорной) борозде затылочной доли. Именно здесь локализован зрительный центр, занимающийся окончательной расшифровкой нервных импульсов, зарождающихся в сетчатке.

Корково-ядерный путь, tractus corticonuclearis (схема 11, 12)

Тела первых нейронов (клетки Беца) располагаются в коре нижней ¼ предцентральной извилины (рис. 23). Аксоны этих нейронов направляются через лучистый венец, колено внутренней капсулы, основание ножек мозга, мост к двигательным ядрам II-VII, IХ-ХII пар черепных нервов своей и в большем числе (после перекреста в ромбовидной ямке) противоположной стороны. В ядрах указанных нервов располагаются тела вторых нейронов, аксоны которых в составе упомянутых нервов и их ветвей достигают скелетных мышц в пределах головы и частично шеи, обеспечивая их иннервацию. Ниже указаны конкретно мышцы, иннервируемые черепными нервами через корково-ядерный путь.

Рис. 23. Корково-ядерный (пирамидный) путь. 1 – tractus corticospinalis; 2 – клетки Беца в gyrus precentralis; 3 – thalamus; 4 – nucleus caudatus; 5 – nucleus lentiformis; 6 – tractus corticonuclearis; 7 – gyrus precentralis; III-VII, IX-XII – двигательные ядра соответствующих пар черепных нервов.

III napa – n. oculomotorius: ramus superior 1. m levator palpebrae ramus inferior 1. m. rectus superior 2. m. rectus inferior 3. m. rectus medialis 4. m. obliquus inferior IV napa – n. trochlearis: m. obliquus superior VI napa – n. abducens: m. rectus lateralis Мышцы глаза
V napa – n. trigeminus:
Жевательные мышцы: 1 . m. massetter 2. m. temporalis 3. m. pterygoideus medialis 4. m. pterygoideus lateralis Мышцы шеи: 5. mylohyoideus 6. m. digastricus (venter anterior) 7. m. tensor tympani (в барабанной полости). 8. m. tensor veli palatini (в мягком небе)
VII napa – n. facialis:
Мышцы шеи 1. m. platysma 2. m. digastricus (venter posterior) 3. m. stylohyoideus 4. m. stapedius (в барабанной полости). Мимические мышцы a) свода черепа: 1. m. occipitofrontalis 2. m. temporoparietalis 3. m. procerusб) окружающие глазничную щель 1. m. orbicularis oculi: — pars palpebralis — pars orbitalis — pars lacrimalis 2. m. corrugator supercili в) окружающие носовые отверстия 1 . m. nasalis 2. m. depressor septi nasiг) ушной раковины 1 . m. auricularis anterior 2. m. auricularis superior 3. m. auricularis posteriorд) окружающие ротовую щель 1. m. orbicularis oris 2. m. depressor anguli oris 3. m. depressor labii inferioris 4. m. mentalis 5. m. buccinator 6. m. levator labii superioris 7. m. zygomaticus minor 8. m. zygomaticus major 9. m. levator anguli oris 10. m. risorius
IX napa – n. glossopharingeus: Мышцы глотки: 1. m. stylopharyngeus 2. m. constrictor pharyngis superior 3. m. constrictor pharyngis medius 4. m. constrictor pharyngis inferior 5. m. salpingopharingeus
X napa – n. vagus:
Мышцы гортани: 1. m. cricoarytenoideus posterior 2. m. cricoarytenoideus lateralis 3. m. thyroarytenoideus (externus) 4. m. arytenoideus obliquus 5. m. aryepiglotticus 6. m. cricothyroideus (pars recta et obliquа) 7. m. vocalis (m. thyroarytenoideus internus) Мышцы мягкого неба: 1. m. levator veli palatini 2. m. uvulae 3. m. palatoglossus 4. m. palatopharyngeus
XI napa – n. accessorius: 1. m. sternocleidomastoideus 2. m. trapezius
XII napa – n. hypoglossus:
Собственные мышцы языка: 1. m. longitudinalis superior 2. m. longitudinalis posterior 3. m. transversus linguae 4. m. verticalis linguae Скелетные мышцы языка: 5. m. genioglossus 6. m. hyoglossus 7. m . styloglossus Мышцы шеи: 8. m. omohyoideus 9. m. sternohyoideus 10. m. thyreohyoideus (через ansa cervicales) 11. m. geniohyoideus
Схема 12.

ПИРАМИДНЫЕ ПУТИКОРКОВО-ЯДЕРНЫЙ

СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ ГОЛОВЫ И ЧАСТИЧНО ШЕИ
СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ ШЕИ, ТУЛОВИЩА, КОНЕЧНОСТЕЙ
ЭФФЕКТОРЫ
ПЕРЕДНИЙ КОРЕШОК СПИННОМОЗГОВЫХ НЕРВОВ И ИХ ВЕТВИ
ПЕРЕДНИЕ СТОЛБЫ (РОГА) СПИННОГО МОЗГА
ХОД АКСОНОВ 2 НЕЙРОНОВ
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ТЕЛ 2 НЕЙРОНОВ
III-VII, IX-XII ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ И ИХ ВЕТВИ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЯДРА ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Функция.

Корково-ядерный путь обеспечивает иннервацию скелетных мышц головы и шеи через черепные нервы, обусловливая реализацию произвольных движений, многие из которых являются высокоспециализированными и характерными только для человека, например, работа мышц, обеспечивающих устную речь и мимику.

Таким образом, особенностью всех пирамидных путей является возможность двигательных актов волевого характера. Они отличаются высокой степенью точности, строгой изолированностью и осознанной целенаправленностью.

Задний и передний спиномозжечковые пути

В предыдущей статье был рассмотрен путь нервных импульсов от периферических отделов нервной системы

до спинного мозга, а теперь рассмотрим дальнейшее прохождение нервных импульсов по ЦНС.

Входная зона нервных корешков и задний рог

. Чувствительные волокна проникают в спинной мозг через входную зону заднего корешка (зона Редлиха—Оберштейнера), а затем отдают многочисленные коллатерали, образующие синаптические контакты с другими нейронами в спинном мозге. Каждому пучку волокон, принадлежащему к определенному виду чувствительности, в спинном мозге отведено свое место.

Следует заметить, что по мере прохождения афферентных волокон

через входную зону корешка и задний рог их миелиновая оболочка значительно истончается.

Более того, от периферических отделов нервной системы к центральным меняется и тип миелина, поскольку там миелин образуется уже не леммоцитами, а олигодендроцитами.

Теперь подробно остановимся на каждом из афферентных (восходящие) путей

, несущих в спинном мозге импульсы различных видов чувствительности.

Некоторые нервные импульсы

, зарождающиеся в опорно-двигательной системе (мышцы, сухожилия и суставы), восходят по спиномозжечковым путям к мозжечку, который является центром равновесия и координации. В каждой половине спинного мозга заключены два спиномозжечковых пути — передний и задний.

Задний спиномозжечковый путь (путь флексига)

. После того как быстро-проводящие волокна группы IA, идущие от мышечных веретен и сухожильных органов, вступают в спинной мозг, они делятся на многочисленные коллатерали. Некоторые из этих коллатеральных волокон образуют в передних рогах прямые синаптические контакты с телами крупных а-мотонейронов (моносинаптическая рефлекторная дуга).

Другие коллатеральные волокна

, восходя от грудного, поясничного и крестцового уровней, оканчиваются в напоминающем столб ядре, залегающем в основании задних рогов между сегментами C8—L2 и известном под различными названиями: боковой промежуточный столб, грудное ядро, грудной столб, столб Кларка или ядро Штиллинга.

Вторые (постсинаптические) нейроны

, тела которых заключены в этом ядре, дают начало заднему спиномозжечковому пути, волокна которого принадлежат к одному из наиболее быстропроводящих типов.

Задний спиномозжечковый путь восходит на своей (ипсилатеральная) стороне спинного мозга по задней части латерального канатика и затем в составе нижней мозжечковой ножки входит в червь мозжечка.

Афферентные волокна, которые вступают в спинной мозг на уровне шейного отдела, то есть выше бокового промежуточного столба, следуют в составе клиновидного пучка и образуют синаптические контакты на вторых нейронах в дополнительном клиновидном ядре продолговатого мозга, откуда их аксоны тянутся в мозжечок.

Передний спиномозжечковый путь (путь Говерса)

. Другие афферентные волокна группы IA, вступающие в спинной мозг, образуют синапсы с канатиковыми нейронами в задних рогах и в центральной части серого вещества спинного мозга.

Передний спиномозжечковый путь

, поднимаясь к среднему мозгу, проходит под дном IV желудочка, над ним заворачивает кзади и, в отличие от заднего спиномозжечкового пути, проникает в червь мозжечка через верхнюю мозжечковую ножку и верхний мозговой парус.

Мозжечок получаст афферентные импульсы проприоцептивной чувствительности изо всех областей тела; его полисинаптические эфферентные волокна, в свою очередь, влияют на мышечный тонус и координацию работы мышц-агонистов и антагонистов (синергичная деятельность мышц), которые участвуют в поддержании вертикального положения тела при стоянии и ходьбе, а также выполнении других движений.

Таким образом, движения

регулируются за счет различных систем обратной связи, одни из которых замыкаются на уровне спинного мозга, другие — на более высоких уровнях ЦНС и вовлекают экстрапирамидные пути. В системах обратной связи, затрагивающих более высокие уровни ЦНС, участвуют как а, так и у-мотонейроны. Все эти процессы происходят без участия сознания.

– Читать “

Задние канатики спинного мозга. Признаки поражения задних канатиков”

Оглавление темы “Неврология”:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: