Мировые информационные ресурсы

Глобальные, национальные информационные ресурсы

Результаты проведённого исследования

Понятие мировых информационных ресурсов; их классификация по различным признакам

Мировые информационные ресурсы – это ресурсы, которые направлены на удовлетворение потребностей в необходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообщества.
Современная литература, посвященная мировым информационным ресурсам, обычно описывает несколько их классификаций:

• по способу представления информации (по методу поиска):

— WEB-страницы

— GOPHER – гипертекстовый стандарт

— Базы данных, имеющие интерфейс в Интернете (как правило – платные)

— Файловые серверы (FTP)

— Телеконференции (NEWS GROUPS)

• по языковому признаку (в сети Интернет представлены практически все основные языки, однако главным в силу исторически сложившихся традиций является английский. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках)

• по территориальному признаку (ряд сайтов предоставляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и из любой точки сети)

• по виду и характеру представляемой информации (информация может быть отнесена к разным темам, исходя из содержания).

Ментальная карта

Наиболее значимые информационные ресурсы для страны, вуза, студентов

Значимые ресурсы для страны

1) Библиотечные ресурсы
2) Архивные ресурсы
3) Научно-техническая информация
4) Правовая информация
5) Информация государственных (властных) структур
6) Отраслевая информация
7) Финансовая и экономическая информация
8) Информация о природных ресурсах
9) Информация предприятий и учреждений

Значимые ресурсы для вуза

1) Учебники,учебные пособия,учебно-методические материалы.
2) Нормативно-правовые акты системы образования(законы,государственные стандарты и т.п.)
3) Приказы и иные текущие документы Министерства образования Российской Федерации и иных ведомств.
4) Кадровая информация о преподавателях,сотрудниках и студентах.
5) Экономическая информация(бухгалтерии,планово-экономического отдела и т.п.)
6) Информация о материальных ресурсах(здании,мебели,оборудовании и т.п.)
7) Архивные материалы.
8) Информация по проблемам образования,размещённая на специальных сайтах в Интернете.

Значимые ресурсы для студентов

Динамика становления информационных ресурсов

Процессы зарождения информационных технологий и возникновения компьютерных средств, можно представить в виде графиков.
Приведем два графика функции, соответствующей уровню развития информационных ресурсов Р(t) во времени, для двух
исторических периодов. Первый период (I) характеризуется возникновением речи. Второй период (II) характеризуется развитием
письменности. Для каждого из этих периодов может быть легко показан скачкообразный рост. Каждый скачек знаменуется
введением определенных информационных инноваций (в данном случае речи и письменности) и легко просматривается на рисунке ниже.

Обозначения:
I – влияние возникновение речи на уровень развития информационных ресурсов общества;
II – влияние возникновения письменности на уровень развития информационных ресурсов общества.
P – уровень развития информационных ресурсов
t1 – скачек, связанный с возникновением речи
t2 – скачек, связанный с возникновением письменности

Новые информационные ресурсы не перечеркивают, а существенно дополняют предыдущие. Поэтому приведенные функции не заменяют друг друга, а суммируются. Таким образом, на примере новой функции (III) можно наблюдать последовательное, все более прогрессивное становление информационных ресурсов.

Приведенные выше и подобные выкладки, изложенные в трудах исследователей, позволяют судить об ускорении информационного развития. Однако в настоящее время нет единого мнения о достоверности того или иного прогноза дальнейшего информационного развития.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к которому относится информация);

  • форму представления (по виду носителей, степени формали-зованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рис. 4.1. Прокомментируем его.

Рис. 4.1. Состав национальных информационных ресурсов

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но всё больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Не будем комментировать далее, тем более что рис. 4.1 не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов. Отметим лишь, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

Особенности информационных ресурсов

Ключевые особенности информационных ресурсов:

  1. В отличие от других видов ресурсов (например: материальных, финансовых и др.) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний, их запасы не только не убывают, но и растут.
  2. По мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).
  3. Информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, техникой, энергией, финансами и др. информационный ресурс становится движущей силой.
  4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом повторного производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени, средств на его прямое, первичное генерирование.
  5. Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой и осуществляется в форме информационного ресурса.
  6. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд (научный, управленческий, инженерный и др.) включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственного труда сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний, но эта часть труда (часто требующая большую часть времени и затрат) необходима при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.
  7. Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их обработки (кодирования), распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор использования информационного ресурса (может быть ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов).

Мировые информационные ресурсы

Мировые информационные ресурсы — это уникальный источник информации, благодаря которому общество может развиваться, изменяться и улучшаться. Сегодня доступ к информационным ресурсам Интернета необходим каждому, кто стремится к саморазвитию, профессиональному росту и удовлетворению своих жизненных потребностей.

Одним из примеров мировых информационных ресурсов является Википедия. Это онлайн-энциклопедия, содержащая информацию практически на любую тему на многих языках. Википедия уникальна тем, что ее содержание создается и редактируется самими пользователями. В результате, она является непрерывно обновляемой, а ее статьи могут стать источником информации для многих проектов исследований.

Еще одним примером мировых информационных ресурсов является Google — мощный поисковик, который позволяет найти информацию почти на любую тему. Google постоянно работает над улучшением своих алгоритмов распознавания запросов пользователей, а также сотрудничает с другими популярными ресурсами, чтобы предоставить более точные результаты поиска.

Третий пример — Coursera. Это онлайн-платформа, на которой пользователи могут проходить курсы от ведущих университетов мира. Coursera предлагает широкий выбор курсов, в том числе и бесплатных, которые можно проходить в собственном темпе и в удобное время.

Также стоит отметить, что в каждой стране есть свои местные информационные ресурсы, которые предоставляют информацию на государственном языке, исходя из культуры и потребностей местного сообщества. В целом, мировые информационные ресурсы играют важную роль в нашей жизни, предоставляя нам быстрый и удобный доступ к информации на любую тему, будь то профессиональный рост, учеба, научные исследования, новости или просто развлечения

Однако мы должны помнить, что важно уметь выбирать надежные и актуальные источники информации, чтобы избежать неточностей и ошибок в своих работах и исследованиях

Информационными ресурсами также являются каждый отдельный документ и каждый отдельный массив документов в информационных хранилищах информационных систем, таких как, библиотеки, архивы, фонды, базы данных, другие виды хранилищ данных. Информационными ресурсами в широком смысле является совокупность данных, которые организованы, для того чтобы эффективно получать достоверную информацию.

К разряду мировых информационных ресурсов относится также информация, которая характеризует уровень производственных отношений в обществе. К ней следует отнести сведения, циркулирующие в экономической системе.

Информационными ресурсами являются документы и массивы документов в информационных системах. В течение всей истории развития мировой цивилизации предметами труда являлись материальные объекты, а работы за границами материального производства и обслуживания обычно относили к категории непроизводственных затрат.

Информационными ресурсами является совокупность данных, которые организованы, для того чтобы получать достоверную информацию в самых различных сферах знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами понимает отдельную документацию и отдельные массивы документов в информационных системах.

Мировые информационные ресурсы могут быть классифицированы следующим образом:

  1. Государственные (национальные) информационные ресурсы. Государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, которые получены и оплачены из средств федерального бюджета. Примерами государственных информационных ресурсов могут служить деятельность государственных органов власти, правовая информация, биржевая и финансовая информация, коммерческая информация.
  2. Информационные ресурсы предприятий. Информационными ресурсами предприятий являются информационные ресурсы, которые сформированы или накоплены на предприятиях и в организациях. Содержанием информационных ресурсов предприятия могут быть, например, информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность.
  3. Персональные информационные ресурсы. Персональными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, которые созданы и управляются каким-либо человеком и содержат данные, относящиеся к его личной деятельности.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: