Нормы русского правописания типы и виды орфограмм

Разделы орфографии русского языка основные группы орфограмм

Орфограммы: понятие и характеристики

Орфограмма – центральное понятие методики изучения правописания. Существуют различные определения орфограммы, в каждом из которых подчеркивается тот или иной аспект понимания термина.

Определение 1

В целом под орфограммой понимают совокупность условий, определяющих выбор того или иного написания, зависящий от литературной нормы.

На практике орфограмму понимают более упрощенно как позицию в слове (чаще всего – в определенной морфеме), в которой возможно допустить ошибку в выборе верного варианта написания.

Наряду с понятием орфограммы используется и такое понятие, как ее опознавательные признаки. Под ними следует понимать ряд условий (сигналов), которые свидетельствуют, что перед пишущим находится орфограмма определенного типа. То есть опора на опознавательные признаки позволяет понимать, что в данной позиции возможна ошибка, поэтому необходимо применять соответствующие знания о нормах правописания.

Типология орфограмм включает несколько вариантов. Школьная классификация имеет практическую направленность. Согласно ей выделяют:

  1. Орфограммы на стыке служебных и знаменательных слов (например, правописание предлогов, отрицательных частиц).
  2. Орфограммы в начале слов (выбор прописной или сточной букв в именах собственных).
  3. Орфограммы, определяющие написание значимых частей слова (правописание приставок, суффиксов, корней, окончаний).
  4. Орфограммы на стыке морфем.

Расширенная классификация включает дополнительные виды орфограмм:

  1. Орфограммы, связанные с написанием тех или иных частей речи.
  2. Орфограммы в словарных словах, не регламентируемых правилами.
  3. Орфограммы, связанные со сложными случаями правописания.

Методика изучения орфограмм

Методические аспекты изучения орфограммы связаны с общей работой по становлению и развитию орфографической грамотности.

Орфографическая грамотность – сложное понятие, включающее теоретико-практическую подготовку, позволяющую использовать знания в области литературной орфографической нормы в процессе написания слов.

В практике обучения в школе абсолютная орфографическая грамотность недостижима, поскольку в школьном курсе не изучаются все правила, а также из сферы изучения исключаются случаи написания редких и узкоспециальных слов (например, научные понятия и термины).

Конечной целью обучения является становление относительной грамотности, которая понимается функционально: ученик должен не просто знать правило, а приобрести навык написания слов, который автоматизирован и регулярно воспроизводится в процессе письменной коммуникации.

Знакомство с орфограммой начинается с изучения ее опознавательных признаков, которые позволяют дифференцировать ее от ряда других. Одновременно с этим происходит формирование и развитие умений видеть орфограмму в тексте, основанных на орфографической зоркости.

Орфографические умения, связанные с выбором того или иного варианта написания, формируются на основе орфографической зоркости и навыков опознания орфограммы по ее основным признакам.

Большую роль в изучении орфографии имеет соблюдение единого орфографического режима

Графическая работа, проводимая на уроках русского языка, является важной частью формирования орфографической зоркости, поскольку позволяет ученику закрепить представления об опознавательных признаках орфограммы зрительным и моторным образом. Для этого необходимо графическое обозначение части слова, в которой содержится орфограмма, подчеркивание сомнительной графемы, а также обозначения условий, от которых зависит выбор правильного написания

Предварительный просмотр:

1.) Орфограммы в корне слова . 2.) Орфограммы в приставках

1. проверяемая гласная приставки ,которые пишутся всегда одинаков

2. непроверяемая гласная приставки на З, С

3.чередующаяся гласная пре -, при —

4. проверяемая согласная И-Ы после приставок

5. непроверяемая согласная

6. О – Е после шипящих и Ц

3.) Орфограммы в суффиксах 4.) Орфограммы в окончаниях

1. О-Е после шипящих О-Е после шипящих

2. И-Ы после Ц И-Ы после Ц

3. ЧИК, ЩИК в существительных окончания существительных

4. ЕК, ИК в существительных прилаг. , причастий

5. К, СК в прилагательных глаголов

6. Н, НН в прилагательных

9. ОВА (ЕВА) – ИВА (ЫВА)

11. О-А на конце наречий

5) НЕ и НИ с разными частями речи

1. НЕ с сущ; прил; наречиях;

2. НЕ с глаг; дееприч; кр. прич;

3. НЕ с причастиями

4. НЕ и НЕ в местоимениях и наречиях

6)Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

1. сложные существительные

2. сложные прилагательные

7. предлоги со словами

7) Употребление букв Ь и Ъ.

1.Ь и Ъ разделительные .

2. Ь для обозначения мягкости.

3. в глаголах на тся, ться.

5. Отсутствие Ь : чк,чн,нщ,рщ

6. Ь на конце наречий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-повторение в 6 классе.

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, «Дрофа», 2001).Тема урока: «Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици.

подготовка к экзамену.

Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающим в 5 классе.

Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/17/gruppy-orfogramm

Типичные ошибки в написании и их профилактика

Ошибки на письме – частое явление при изучении орфографии. Они обусловлены как объективной сложностью русской системы правописания, так и трудностями в изучении орфографических правил и слабым знанием опознавательных признаков орфограмм.

Ошибки такого рода бывают двух видов:

  1. Ошибки, вызванные незнанием уже изученных орфограмм.
  2. Те, которые связаны с еще не изученными орфограммами.

Помимо того, выделяют недочеты, которые обусловлены неорфографическими причинами (описки).

Особняком стоят так называемые дисграфические ошибки, обусловленные имеющимися у индивида логопедическими проблемами. К ним относят случаи пропуска и замены букв, удвоения слогов, усечения слов, фонетические замены и проч.

Наиболее часто в письменных работах учеников встречаются следующие виды ошибок:

  1. Неверное написание безударных гласных в корне.
  2. Ошибки в написании приставок и неизменяемых суффиксов.
  3. Неверный выбор слитного и раздельного написания слов.
  4. Ошибки, связанные с незнанием грамматических категорий (например, смешение отглагольных прилагательных и причастий, слабое знание системы падежных окончаний).

Профилактика подобных ошибок включает следующие виды работ:

Создание необходимых условий для сопутствующего повторения изученных правил.
Систематизация и обобщение изученного орфографического материала, способствующего его запоминанию.
Предупредительные диктанты, которые фиксируют внимание детей на проблемных с точки зрения написания местах в слове.
Орфографические тренинги, позволяющие отрабатывать навыки правописания.

При отработке уже имеющихся ошибок важно выявить причины их возникновения и работать с их устранением. Например, если неправильное написание падежных окончаний существительных вызвано слабым знанием системы склонений, нужно актуализировать этот материал

Если причиной ошибки в написании Н и НН в суффиксе причастий становится слабое разграничение грамматических категорий (краткая / полная форма причастий), внимание ученика обращается на эти различия

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: , ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.

Так, написание гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Источник статьи: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/114-pri

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: